СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная Основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальное нарушение) по учебному предмету «Чтение» 6 классы (АООП УО, вариант 1)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана в соответствии требованиями ФГОС ООО обучающихся для детей с умственной отсталостью, проявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам АООП УО

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная Основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальное нарушение) по учебному предмету «Чтение» 6 классы (АООП УО, вариант 1)»













Адаптированная

Основная общеобразовательная программа

основного общего образования для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальное нарушение) по учебному предмету «Чтение» 6 классы

(АООП УО, вариант 1)











  1. Пояснительная записка



Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (далее – АООП УО) Государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Донская школа №1» является документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельные составляющие образовательного процесса на этапе основного общего образования.

АООП УО разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования обучающихся для детей с умственной отсталостью, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП УО. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), (вариант1).


Цель основного общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) – это создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

В образовании детей с умственной отсталостью особое значение придается практической стороне специального образования - развитию его жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми для обучающихся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Программа по чтению содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.

Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Общая характеристика учебного предмета «Чтение»

Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания обучающихся.

Учебный предмет «Чтение» является эффективным средством всестороннего развития личности детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). Данный предмет готовит к осознанному восприятию красоты родной природы, знакомит с историей России, с различными поступками взрослых и детей, приучает детей к постижению окружающего мира, развивает личность обучающихся.

Программа по чтению так же, как и программа по русскому языку, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

На уроках чтения в 5-6-7 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Все рекомендуемые произведения разножанровые, и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, большое внимание уделяется развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы полно, правильно и последовательно, учатся передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, учащиеся знакомятся с биографическими сведениями об авторе, некоторыми литературоведческими понятиями, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества: (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально- волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. В работе с такими детьми особое внимание уделяется исправлению у обучающихся специфических нарушений.

Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добра и зла, жестокости и сострадания, великодушия, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: здоровье сберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, элементов проблемного обучения, организации группового взаимодействия, игровые технологии.

  1. Описание места предмета «Чтение» в учебном плане.

Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

Согласно учебному плану ГОУ ТО «Донская школа № 1» на уроки «Чтение» в 5-9 классах отво­дится по 136 учебных часов в каждом классе (4 часа в неделю) – 34 учебные недели.



  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»

Освоение общеобразовательного предмета «Чтение» обеспечивает достижение обучающихся с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностными результатами изучения предмета «Чтение» являются следующие умения:

- воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма» оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; понимать эмоции людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Предметные результаты освоения АООП УО общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Программа по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого- медико-педагогической комиссии и согласия родителей (законных представителей) образовательная организация имеет право перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный уровень:

- совершенствовать все качества полноценного чтения вслух; осознанно читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, самостоятельно определять тему произведения;

- отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами и, используя слова автора; высказывать отношение к герою произведения и его поступкам;

- делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану; находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя; заучивать стихотворения наизусть;

- самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию произведения внеклассного чтения, выполнять посильные задания.

Достаточный уровень:

- правильно, осознанно и бегло читать вслух и про себя; определять основную мысль произведения (с помощью учителя); самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью учителя);

- составлять различные виды пересказов по плану с использованием образных выражений; выразительно читать прозаические и поэтические произведения после предварительной подготовки;

- знать наизусть 3 прозаических отрывка и 12 стихотворений;

- самостоятельно читать произведения художественной литературы, статьи из периодической печати с их последующим обсуждением.

Базовые учебные действия.



Изучение предмета «Чтение» направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия: представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия направлены: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  1. Содержание учебного предмета «Чтение»

6 класс

Моя Родина.

«Отечество». По В. Пескову. М. Ножкин. «Россия». М. Пришвин. «Моя родина».


Золотая осень.

В. Бианки «Сентябрь». И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Ю. Качаев «Грабитель». Б. Житков «Белый домик». А. Белорусец «Звонкие ключи». К. Паустовский «Заячьи лапы». И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». Е. Носов «Хитрюга».  В. Бианки «Октябрь».


Великая радость - работа.

С. Михалков «Будь человеком». Б. Заходер «Петя мечтает». По Д. Биссету «Слон и муравей». По Д. Биссету «Кузнечик Денди». Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Дж. Родари «Пуговкин домик».


Страницы истории.

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Ф. Глинка «Москва».

В. Бианки «Ноябрь». По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы». По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге. Медаль. Гришенька». По Е. Холмогоровой. «Великодушный русский воин. Серебряный лебедь. Боевое крещение. День рождения Наполеона. В дни спокойные».


Что такое хорошо, что такое плохо.

По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Е. Пермяк «Тайна цены».  

По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».


Здравствуй, гостья – Зима.

В. Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы». А. Дорохов «Тёплый снег». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» Д. Хармс «Пушкин». В. Бианки «Январь». Х.-К. Андерсен «Ель».  А. Чехов «Ванька». И. Никитин «Весело сияет» (отрывок). И. Суриков «Белый снег пушистый». М. Зощенко «Лёля и Минька. Елка».  Ю. Рытхэу «Пурга».  Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». В. Бианки «Февраль». С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». По Х.-К. Андерсену «Снежная королева».


Весна – красна.

С. Смирнов «Первые приметы». В. Бианки «Март». По В. Песков. «Весна идёт». М. Пришвин «Жаркий час». Г. Скребицкий «Весенняя песня». В. Жуковский «Жаворонок». А. Толстой «Детство Никиты». А. Твардовский «Как после мартовских метелей». А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой».

В. Бианки «Апрель». К. Паустовский «Стальное колечко».         

Рассказы о животных.

По В. Астафьеву «Злодейка». По Е. Барониной «Рассказы про зверей». В. Драгунский «Кот в сапогах». Д. Хармс «Заяц и Ёж». И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». По Р. Киплингу «Рикки - Тикки -Тави».


Рассказы, сказки, стихи для детей.

В. Набоков «Дождь пролетел…» В. Бианки «Май». М. Дудин «Наши песни спеты о войне». В. Медведев «Звездолёт «Брунька».  По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». В. Астафьев «Зорькина песня» Н. Рыленков «Нынче ветер…»



Произведения для заучивания наизусть

М. Ножкин «Россия», И. Бунин «Лес, точно терем расписной», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И. Никитин «Весело сияет», И. Суриков «Белый снег пушистый» ( по выбору), С. Смирнов «Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», А. Твардовский «Как после мартовских метелей», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету», наизусть одно стихотворение о ВОВ (по выбору).

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема раздела, урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во

час.


Моя Родина


3

1.

«Отечество». По В. Пескову.

Знакомятся с понятием «эпиграф». Читают текст. Отвечают на вопросы. Коллективное обсуждение прочитанного

1

2.

М. Ножкин. «Россия».

Слушают аудио запись стихотворения, читают вслух его выразительно. Коллективная беседа по тексту стихотворения, отвечают на вопросы. Работают над пониманием значений пословиц.

1

3.

М. Пришвин. «Моя родина».

Слушают текст. Отвечают на вопросы по тексту, находят в тексте подтверждения своим ответам. Готовят пересказ по плану. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).


1


Золотая осень


15+5




4.

В. Бианки. «Сентябрь»

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Коллективная беседа об осени. Ответ на вопросы по тексту. Проводят словарную работу. Работают с пословицами, объясняют их значение. Рисуют иллюстрации по теме» Сентябрь». Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

5.

И. Бунин. «Лес, точно терем расписной...»

Слушают стихотворение. Читают его выразительно. Работают с текстом стихотворения, отвечая на вопросы по тексту. Сравнивают описание осени у В. Бианки и И. Бунина. Готовят чтение наизусть.

1

6.

Ю. Качаев. «Грабитель».

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Коллективная беседа об осени. Ответ на вопросы по тексту. Проводят словарную работу. Работают с пословицами, объясняют их значение. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).


1

7.

Б. Житков. «Белый домик». Знакомство с содержанием рассказа.

Слушают текст. Читают выборочно текст. Составляют план текста для пересказа.

1

8.

Б. Житков. «Белый домик». Работа над содержанием рассказа.

Отвечают на вопросы по тексту. Пересказывают текст по составленному плану. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).


1

9.


Проверка техники чтения

Читают незнакомый текст, соблюдают орфоэпические нормы, Проверяют степень усвоения навыков чтения, учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению

1

10.

А. Белорусец. «Звонкие ключи» (I часть).

Слушают текст. Читают выразительно текст, отвечают на вопросы по тексту. Готовятся к пересказу о жизни мальчика в деревне.

1

11.

А. Белорусец. «Звонкие ключи» (II часть).

Пересказывают 1ч. текста. Слушают текст. Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы по тексту.

1

12.

А. Белорусец. «Звонкие ключи» (III часть).

Пересказывают 2ч. текста. Читают текст. Отвечают на вопросы текста. Озаглавливают все части текста. Готовят пересказ. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

13.

К. Паустовский. «Заячьи лапы» (I часть).

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы. Проводят лексическую работу с новыми словами. Подбирают заголовок. Учатся связано высказываться устно, (с помощью учителя)


1

14.

К. Паустовский. «Заячьи лапы» (II часть).

Слушают текст. Учатся читать диалог. Выразительно читают письмо деда профессору. Озаглавливают текст. Учатся связано высказываться устно, (с помощью учителя).


1

15.

РР. К. Паустовский. «Заячьи лапы» (III часть). Письменная работа.

Слушают текст. Отвечают на вопросы письменно. Учатся связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя).


2

16.

И. Тургенев. «Осенний день в березовой роще».

Слушают текст. Выразительно читают описание рощи. Готовят пересказ описания рощи.

1

17.

Е. Носов. «Хитрюга» (I часть).

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Коллективная беседа об осени. Ответ на вопросы по тексту. Проводят словарную работу. Работают с пословицами, объясняют их значение. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).


1

18.


Е. Носов. «Хитрюга» (II часть).

Слушают текст. Читают текст по ролям. Озаглавливают текст. Отвечают на вопросы


1

19.

В. Бианки. «Октябрь».

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Коллективная работа по содержанию текста. Работают с пословицей.

1

20.

РР. Сочинение «Осень в родном краю» по опорным словам из прочитанных стихотворений, рассказов о природе.

Пишут сочинение. Учатся связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя).

2

21.

РР. Проект «Мои любимые стихи об осени»

Защищают проект ( читают наизусть любимое стихотворение, обсуждают рисунки - иллюстрации к стихам). Учатся связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя).

1


Великая радость - работа


7

22.

С. Михалков. «Будь человеком».

Слушают стихотворение. Читают выразительно стихотворение. Проводят словарную работу. Отвечают на вопросы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

23.

Б. Заходер. «Петя мечтает».

Слушают стихотворение. Читают выразительно стихотворение. Коллективная беседа по вопросам с чтением ответов из текста. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

21.

По Д. Биссету. «Слон и муравей».

Слушают сказку. Читают сказку по ролям. Отвечают на вопросы. Готовят пересказ. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

24.

По Д. Биссету. «Кузнечик Денди».

Слушают сказку. Читают сказку по ролям. Отвечают на вопросы. Готовят пересказ. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

25.

Дж. Родари. «Как один мальчик играл с палкой».

Слушают сказку. Читают по цепочке. Отвечают на вопросы. Учатся делать вывод. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

26.

Дж. Родари. «Пуговкин домик».


Слушают текст. Читают выразительно текст по цепочке. Отвечают на вопросы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

27.

Дж. Родари. «Пуговкин домик».

Слушают текст. Читают текст по ролям. Коллективная беседа по прочитанным произведениям о красоте природы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1


Страницы истории


11

28.

«Илья Муромец и Соловей разбойник».

Знакомятся с понятием «Былина». Слушают былину. Читают выразительно, напевно былину. Просмотр мультфильма Проводят лексическую работу. Отвечают на вопросы зачитывая цитаты из былины. Учатся читать былину по ролям.

1

29.

Ф. Глинка. «Москва» (в сокращении).

Слушают текст. Учатся выразительно читать текст. Отвечают на вопросы по тексту.

1

30.

В. Бианки. «Ноябрь».

Слушают текст в сопровождении музыки Чайковского «Времена года». Учатся выразительно читать текст. Отвечают на вопросы по тексту. Рассуждают, объясняют народные приметы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

31.

По С. Алексееву. «Без Нарвы не видать моря».

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Проводят словарную работу. Коллективная беседа по тексту. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

32.

По С. Алексееву. «На берегу Невы».

Слушают текст. Отвечают на вопросы по тексту. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).Объясняют значение словосочетаний. Готовят пересказ по плану.

1

33.

По С. Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Медаль. Гришенька».

Слушают текст. Учатся читать по ролям. Отвечают на вопросы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

2

34.

По Е. Холмогоровой. «Великодушный русский воин. Серебряный лебедь».

Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят пересказ текста.

1

35.

По Е. Холмогоровой. «Великодушный русский воин. Боевое крещение».

Читают текст самостоятельно по выбору. Отвечают на вопросы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят пересказ.

1

36.

По Е. Холмогоровой. «Великодушный русский воин. День рождения Наполеона».

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Коллективная беседа по вопросам текста. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят пересказ.

1

37.

По Е. Холмогоровой. «Великодушный русский воин». В дни спокойные.

Слушают текст. Рассматривают портреты героев войны 1812г. Обсуждают, делают выводы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1


Что такое хорошо, что такое плохо


5+2

38.

По Н. Носову. «Как Незнайка сочинял стихи».

Слушают текст. Просматривают мультфильм о приключениях Незнайки. Учатся читать текст по ролям. Рассуждают, делают выводы, отвечают на вопросы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

2

39.

Е. Пермяк. «Тайна цены».

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы по тексту. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят пересказ по плану.

2

40.

РР. Е. Пермяк. «Тайна цены». Составление плана к сказке.

Пересказывают текст по выбору. Составляют устно и письменно план сказки.

1

41.

Д. Гальперина. «Здравствуйте!».

Слушают текст. Коллективная беседа о правилах поведения, вежливых словах. Рассуждают, делают выводы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

42.

РР. Проект « Правила приветствия»

Защищают проект (рассказывают о правилах приветствия друзей, старших, об основных правилах вежливости). Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1


Здравствуй, гостья – Зима


29+6

43.

В. Бианки. «Декабрь».

Слушают текст в сопровождении музыки Чайковского «Времена года». Читают выразительно текст. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы. Учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

44.

Е. Благинина. «Новогодние загадки».

Читают выразительно текст, отгадывают загадки, объясняют образные выражение, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят загадки о зиме для одноклассников

1

45.

А. Никитин. «Встреча зимы».

Слушают текст. Учатся читать стихотворение. Передавая голосом настроение природы, отвечают на вопросы, приводя примеры из текста, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

46.

А. Дорохов. «Теплый снег»

Слушают текст. Читают по цепочке. Отвечают на вопросы, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Учатся «устно» рисовать иллюстрацию к тесту.

1

47.

А. Пушкин. «Вот север тучи нагоняя...»

Слушают стихотворение. Читают выразительно стихотворение, объясняют образные выражения, сравнивают начало и конец стихотворения, делают вывод, , учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят выразительное чтение стихотворения наизусть.

1

48.

Д. Хармс. «Пушкин». Чтение по ролям

Читают наизусть стихотворение. Слушают текст. Коллективная беседа по тексту. Читают текст по ролям.

2

49.

РР. Викторина по произведениям А. С. Пушкина

Участвуют в викторине, повторяют произведения Пушкина.

1

50.

В. Бианки. «Январь».

Читают эпиграф, стараются объяснить строки Н. Рыленкова. Слушают текст. Читают выразительно текст, объясняют образные выражения. Находят подтверждение народным приметам в тексте. учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

51.

Х.-К. Андерсен. «Ель» (I часть).

Слушают текст. Коллективная беседа по тексту. Готовят выразительное чтение эпизода, как елочка попала к людям

1

52.

Х.-К. Андерсен. «Ель» (II часть).

Слушают текст. Читают по цепочке. Отвечают на вопросы, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Подбирают заголовок к каждой части сказки. Готовят пересказ эпизода.

1

53.

Х.-К. Андерсен. «Ель». Пересказ.

Пересказывают по выбору эпизод сказки, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

54.

А. Чехов. «Ванька».

Просмотр фильма « Ванька». Читают текст по цепочке. Проводят словарную работу, объясняют образные выражения.

2

55.

РР. А. Чехов. «Ванька». Письменная работа

Отвечают на вопросы письменно по тексту, учатся связано высказываться устно и письменно (с помощью учителя).

1

56.

И. Никитин. «Весело сияет месяц над селом...». И. Суриков. «Белый снег пушистый...»

Слушают стихотворения. Учатся читать выразительно стихи. Сравнивают стихи Никитина и Сурикова, делают вывод, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят чтение наизусть стихотворения по выбору

2


57.

М. Зощенко. «Леля и Минька».

Читают наизусть стихотворение. Слушают текст. Коллективная беседа по тексту. Читают по ролям.

2

58.

Ю. Рытхэу. «Пурга».

Слушают текст. Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы по тексту, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят пересказ текста. Рисуют иллюстрацию к рассказу (по выбору)

1

59.

Ю. Дмитриев. «Таинственный ночной гость».

Читают текст по цепочке. Учатся находить основную мысль текста, зачитывают эти строки. Отвечают на вопросы, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

60.

В. Бианки. «Февраль».

Слушают текст в сопровождении музыки Чайковского «Времена года». Читают выразительно текст.

1

61.

С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Действие первое.

Просмотр мультфильма «12 месяцев». Читают по ролям действие 1. Зачитывают отрывки по заданию учителя.

1

62.

С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Действие второе

Читают по ролям действие 2, подбирают к рисункам строки из текста, зачитывают их.

1

63.

РР. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Письменная работа

Просмотр мультфильма «12 месяцев». Обсуждают, сравнивают сказку и мультфильм, учатся связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя).

2

64.

Х. К. Андерсен. «Снежная Королева» (I и II части).

Слушают 1ч. сказки, отвечают на вопросы, читают по цепочке 2ч. сказки. Готовят рассказ о дружбе Кая и Герды.

1

65.

Х. К. Андерсен. «Снежная Королева» (III часть).

Рассказывают о дружбе Кая и Герды, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Читают по ролям 3ч. сказки, отвечают на вопросы.

1

66.

РР. Х. К. Андерсен. «Снежная Королева» (IV часть). Характеристика Снежной королевы.

Читают текст по цепочке, отвечают на вопросы по тексту, Находят и зачитывают строки, характеризующие Снежную королеву, выписывают их в тетрадь, учатся связано высказываться устно и письменно (с помощью учителя).

1

67.

Х. К. Андерсен. «Снежная Королева» (V часть).

Слушают текст, читают по цепочке, отвечают на вопросы по тексту, находят в тексте примеры на вопросы учителя и зачитывают их.

1

68.

Х. К. Андерсен. «Снежная Королева» (VI часть).

Читают текст по ролям, отвечают на вопросы, готовят пересказ эпизода «рассказ ворона»

1

69.

Х. К. Андерсен. «Снежная Королева» (VII -VIII части).

Пересказывают текст. Читают по ролям текст коллективная беседа по вопросам текста, озаглавливают каждую часть текста, учатся связано высказываться устно и письменно (с помощью учителя). Высказывают свои предположения о главной мысли сказки.

2

70.

РР. Х. К. Андерсен. «Снежная Королева»

Просмотр мультфильма «Снежная королева». Обсуждение сказки и мультфильма, участвуют в викторине по сказке, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

2



Весна – красна


13+3

71.

С. Смирнов. «Первые приметы».

Слушают стихотворение. Читают выразительно, отвечают на вопросы по тексту, готовят чтение наизусть по выбору.

1

72.

В. Бианки. «Март».

Слушают текст в сопровождении музыки Чайковского «Времена года». Читают выразительно текст. Отвечают на вопросы по тексту, объясняют образные выражения, отгадывают загадки.

1

73.

По В. Пескову. «Весна идет».

Читают выразительно текст по цепочке. Отвечают на вопросы по тексту, рассказывают о своих наблюдениях весной, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

74.

РР. Работа по репродукции картины К. Юона «Мартовское солнце». Сочинение по данному началу по опорным словам

Рассматривают репродукцию, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно или с помощью учителя составляют рассказ по опорным словам, записывают его в тетрадь, учатся связано высказываться устно и письменно (с помощью учителя).

2

75.

М. Пришвин. «Жаркий час».

Читают эпиграф, объясняют. Читают текст, отвечают на вопросы по тексту, сравнивают начало и конец рассказа, делают вывод, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

76.

Г. Скребицкий. «Весенняя песня».

Слушают сказку, читают по цепочке, отвечают на вопросы по тексту, читают по ролям, находят в тексте примеры и зачитывают их по заданию учителя.

2

77.

В. Жуковский. «Жаворонок»

Слушают романс М. Глинки « Жаворонок, итают выразительно стихотворение Жуковского «Жаворонок», отвечают на вопросы, сравнивают, делают вывод, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

78.

А. Толстой. «Детство Никиты».

Слушают текст. Читают текст по выбору. Отвечают на вопросы, проводят словарную работу, готовят пересказ текста своими словами.

1


79.

А. Твардовский. «Как после мартовских метелей...». А. Плещеев. «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...».

Слушают стихотворения. Отвечают на вопросы, объясняют образные выражения, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят чтение наизусть стихотворения по выбору.

1

80.

В. Бианки. «Апрель».

Слушают текст в сопровождении музыки Чайковского «Времена года». Читают выразительно текст. Отвечают на вопросы по тексту, объясняют образные выражения.

1

81.

К. Паустовский. «Стальное колечко» (I часть).

Слушают текст. Читают текст по ролям, отвечают на вопросы, придумывают заглавие к 1ч. сказки.

1

82.

К. Паустовский. «Стальное колечко» (II часть).

Слушают текст, читают текст по цепочке, отвечают на вопросы, озаглавливают эту часть сказки, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят пересказ.

1

83.

К. Паустовский. «Стальное колечко» (III часть).

Пересказывают 2ч. сказки. Слушают сказку, отвечают на вопросы, выразительно читают описание весеннего леса, озаглавливают текст.

1

84.

РР. К. Паустовский. «Стальное колечко»

Просмотр мультфильма. Обсуждение и сравнение сказки и мультфильма, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя). Готовят пересказ.

1


Рассказы о животных


13+2

85.

По В. Астафьеву. «Злодейка».

Читают текст по выбору, отвечают на вопросы по тексту, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя), готовят пересказ текста.

1

86.

По Е. Барониной. «Рассказы про зверей» (I- II часть).

Читают текст. Отвечают на вопросы по тексту, , учатся связано высказываться устно (с помощью учителя), готовят рассказ о своем любимце (по выбору)

2

87.

В. Драгунский. «Кот в сапогах».

Слушают текст. Читают по ролям. Готовят пересказ текста.

2

88.

Д. Хармс. «Заяц и еж».

Читают сказку по ролям, отвечают на вопросы, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

89.

И. Крылов. «Зеркало и обезьяна»

Просмотр мультфильма. Читают по ролям., отвечают на вопросы, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

90.

По Р. Киплингу. «Рикки -Тикки -Тави» (I часть).

Читают сказку, находят и зачитывают описание мангуста, отвечают на вопросы, объясняют образные выражения, озаглавливают эту часть сказки., готовят пересказ текста своими словами

1

91.

По Р. Киплингу. «Рикки-Тикки-Тави» (II часть).

Пересказывают текст, читают текст по ролям, отвечают на вопросы, озаглавливают текст, готовят пересказ этой части сказки.

1

92.

По Р. Киплингу. «Рикки-Тикки-Тави» (III часть).

Читают текст, объясняют значение выделенных слов, отвечают на вопросы, придумывают заголовок к 3ч. сказки, готовят пересказ.

1

93.

По Р. Киплингу. «Рикки-Тикки-Тави» (IV часть).

Слушают текст, отвечают на вопросы по тексту, объясняют значение выделенных слов и выражений, придумывают заголовок к 4ч. сказки.

1

94.

По Р. Киплингу. «Рикки-Тикки-Тави» (V часть).

Пересказывают текст. Читают по ролям, отвечают на вопросы, придумывают заголовок к 5ч. сказки

1

95.

По Р. Киплингу. «Рикки-Тикки-Тави» (VI часть).

Слушают сказку. Отвечают на вопросы. Готовят пересказ по плану

1

96.

РР. По Р. Киплингу. «Рикки-Тикки-Тави»

Пересказывают сказку по плану (по выбору). Просмотр мультфильма «Рикки-Тикки-Тави», обсуждение сказки и мультфильма, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

2


Рассказы, сказки, стихи для детей


12+2

98.

В. Набоков. «Дождь пролетел и сгорел на лету...». В. Бианки. «Май».

Слушают текст в сопровождении музыки Чайковского «Времена года». Читают выразительно текст. Отвечают на вопросы по тексту, объясняют образные выражения. Готовят чтение наизусть стихотворения.

1


97.

Проверка техники чтения.

Читают незнакомый текст, соблюдают орфоэпические нормы, Проверяют степень усвоения навыков чтения, учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению.

1

98.

М. Дудин. «Наши песни спеты на войне».

Слушают стихотворение, объясняют смысл образных выражений. Читают выразительно стихотворение.

1

99.

РР. Проект «Песни Победы»

Защищают проект: рассказывают об истории песни, читают наизусть стихотворение о ВОВ (по выбору)

2

100.

В. Медведев. «Звездолет Брунька».


Слушают текст, читают по цепочке, отвечают на вопросы по тексту, делят текст на части, придумывают заглавие к каждой части.

2

101.

По К. Паустовскому. «Корзина с еловыми шишками».

Слушают текст, отвечают на вопросы, находя ответ в тексте и зачитывая его.

3

102.

По А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Слушают текст, читают по цепочке, отвечают на вопросы, объясняют образные выражения, готовят иллюстрации к произведению (по выбору)

2

103.

В. Астафьев. «Зорькина песня».

Читают выразительно текст, проводят словарную работу, объясняют смысл образного выражения.

1

104.

Н. Рыленков. «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»

Слушают , читают выразительно стихотворение отвечают на вопросы, Объясняют смысл выделенных строк, учатся связано высказываться устно (с помощью учителя).

1

105.

Резерв


8


Всего


136



7. Учебно-методическое и материально-

техническое обеспечение образовательного процесса


1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы

VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 232с.

2. Учебник: Чтение: 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. /Авт.-сост. З.Ф. Малышева 18-е изд. М., «Просвещение», 2019 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Чтение: 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. /Авт.-сост. И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина 17-е изд. М., «Просвещение», 2020 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Чтение: 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. /Авт.-сост. И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина 17-е изд. М., «Просвещение», 2020 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

4.Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

5. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учитель, 2008 г.

6. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д.

7. Поурочные разработки по литературе: 6 кл. / Егорова Н.В./ – М.: ВАКО, 2007

8. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. /ЕгороваН.В./ – М.: ВАКО, 2007

9. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. Книга для учителя. / Аркин И.И./ – М.: Просвещение, 2001г.

10.Компакт-диски: Русские народные сказки, русские народные песни, видеофильмы по программе.

Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Фестиваль

Педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september

Электронная библиотека учебников и методических материалов

http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики

http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/Развитие ребёнка

http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-

gribah.html#.UpUSodJdV8U

Технические средства обучения (средства ИКТ)

1. Компьютер (ноутбук)

2. Принтер

3. Мультимедиа проектор

4. Экран



8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»

6 класс

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Минимальный:

-читать вслух правильно, целым словом, трудные слова - по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

-оценивать поступки героев (с помощью учителя);

-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

Достаточный:

-читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение ( словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;

-читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

-делить текст на части под руководством учителя;

-пересказывать текст ( полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

-определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

-выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

-выучить наизусть 8- 10 стихотворений;

-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!