СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по окружающему миру для обучающихся с умственной отсталостью 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г. Подготовительный, 1 – 4 классы/ под  редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2011. – 190с.,

        Данный учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество)  является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.  

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по окружающему миру для обучающихся с умственной отсталостью 4 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г. Подготовительный, 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2011. – 190с.,

Данный учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Цель:

–исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Задачи:

-привлекать учащихся к участию в беседе;

-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей;

 - описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;

 -составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;

- использовать в речи усвоенные слова, выражения пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.       

Основным методом обучения является беседа.

Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

   Формы работы: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество).

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.  Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по улице, на которой расположена школа, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за посудой, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.  Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.     

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных природных понятий;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Межпредметные связи: курс учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество) имеет много смежных тем с природоведением, биологией, географией, литературным чтением, историей, изобразительным искусством, математикой и т.д.

Формы контроля ЗУН: за учебным предметом «Окружающий мир» (человек, природа, общество) осуществляется текущий контроль, в конце года тестирование.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением Стандарта важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Окружающий мир» изучается в 1 - 4 классах 1 час в неделю.

При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), со 2 по 4 классы на 34 часов (34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 135 часов.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • международное сотрудничество как основа мира на Земле;

  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

  • учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • целостного восприятия окружающего мира;

  • развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;

  • рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:


  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


Выпускник получит возможность научиться:


  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • применять установленные правила в планировании способа решения;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;

  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;


Выпускник получит возможность научиться:

  • с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

  • с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;


Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;



Предметные результаты освоения программы по окружающему миру



Раздел «Неживая природа»

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам;

  • сравнивать предметы;

  • классифицировать предметы;

  • активно участвовать в беседе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


Раздел «Живая природа»

Выпускник научится:

  • узнавать и называть растения и животных;

  • различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.

  • различать по внешнему виду: животных, птиц, рыб, насекомых;

  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила дорожного движения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

  1. класс (33 ч)

Раздел «Неживая природа» (18 ч)

Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, сол­нечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осен­ние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосуль­ки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.

Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обя­занности дежурного.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход •а школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение),

Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).


Экскурсии:

Экскурсия по школе.

Практические работы:

«Уход за одеждой и обувью».


Ученик научится:

  • называть предметы, характеризовать их по основным свой­ствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

  • участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;

Ученик получит возможность научиться:

  • называть изучаемые предметы, части предметов;

  • ухаживать за одеждой и обувью.


Раздел «Живая природа» (15 ч)

Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, вели­чина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и назы­вание. Уход (полив).

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называ­ние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них че­ловек.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туло­вище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

Экскурсии:

Экскурсия во двор школы, в парк для наблюдения за поведением животных.

Практические работы:

«Уход за комнатными растениями».

«Сбор семян для подкормки птиц».

Ученик научится:

  • различать изменения в природе, жизни растений и животных;

  • систематически наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных;

Ученик получит возможность научиться:

  • ухаживать за комнатными растениями.


2 класс (34 ч)

Раздел «Неживая природа» (17 ч)

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолода­ние, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололе­дица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, та­яние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цве­ты, цветение фруктовых деревьев.

Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в шко­ле, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площад­ка, площадка для игр.

Дом, квартира, домашний адрес.

Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземно­му переходу и на зеленый свет светофора.

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, сви­тер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для маль­чика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытря­хивание, проветривание, хранение).

Экскурсии:

Экскурсия по школе;

Экскурсия по школьному двору;

Экскурсия к цветочной клумбе, в парк.

Практические работы:

« Уход за одеждой»

«Уход за обувью»

Ученик научится:

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


Раздел «Живая природа» (17 ч)

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты. Сравнение.

Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с ши­рокими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Домашние животные. Кролик. Основные части тела, пи­тание, способ передвижения.

Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Домашние и дикие животные. Сравнение.

Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу при­носят человеку.

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Разли­чение по внешнему виду.

Птицы и насекомые. Сравнение.

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ног­ти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за ко­жей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ног­тей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Экскурсии:

Экскурсия в парк для ознакомления с изучаемыми растениями;

Экскурсия в парк для наблюдения за поведением птиц и насекомых.

Экскурсия на животноводческую ферму, наблюдение за поведением домашних животных.

Практические работы:

«Уход за комнатными растениями»

«Посадка лука в ящик».

«Сбор семян для подкормки птиц».


Ученик научится:

  • разли­чать по внешнему виду животных, птиц, насекомых;

  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


3 класс (34 ч)

Раздел «Неживая природа» (15 ч)

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, ц метение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмур­ные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски ли­стьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение коли­чества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Дет­ские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров номов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорож­ного движения:, переход улицы на зеленый свет светофора, на местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. сличение. Ухой за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Экскурсии:

Экскурсия по улице, на которой расположена школа;

Практические работы:

« Уход за посудой»

«Уход за одеждой»

«Уход за обувью»


Ученик научится:

  • называть предметы и явления, характеризовать их по основным свойствам.

  • срав­нивать с другими предметами и явлениями;

  • составлять под руководством учителя небольшие рас­сказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях при­роды, сезонных изменениях в природе;

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


Раздел «Живая природа» (19 ч)

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение 1 зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растет корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, снежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появление* первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, ты. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части те питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюде­ния за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. На­звание. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подборо­док, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользовать­ся носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зу­бов, уход за зубами.

Экскурсии:

Экскурсия к цветочной клумбе для ознакомления с изу­чаемыми растениями;

Экскурсия в парк или лес для наблюдений за поведением птиц и насекомых;

Практические работы:

« Уход за комнатными растениями, по посеву гороха, бобовых»;

«Участие в уборке урожая на пришкольном участке».


Ученик научится:

  • узнавать и называть растения и животных;

  • различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.

  • различать зверей, птиц, рыб, насекомых, животных по внешнему виду.

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


4класс (34 ч)

Раздел «Неживая природа» (15 ч)

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, час то идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы чижи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних цветов. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользи птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люд заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на цветах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огород и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учрежде­ния города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

Дорожное движение. Правила дорожного движения: пра­вильный переход улицы (все случаи).

Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Экскурсии:

Экскурсия по главной улице, села;

Экскурсия в школьные мастерские;

Экскурсия в магазины;

Практические работы:

«Уход за одеждой»

«Уход за обувью»


Ученик научится:

  • называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам;

  • сравнивать предметы;

  • классифицировать предметы;

  • активно участвовать в беседе;

  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила дорожного движения.


Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


Раздел «Живая природа» (19 ч)

Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Прак­тические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).

Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти рас­тения. Осенние работы в поле.

Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. На­значение.

Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначе­ние. Уход за мебелью.

Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, ку­хонная. Уход и хранение.

Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выра­щиванию комнатных растений из черенков.

Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Осо­бенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие.

Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Экскурсии:

Экскурсия в огород, сад,

Экскурсия к цветочной клумбе;

Экскурсия на животноводческую ферму;

Практические работы:

«Уход за комнатными растениями»

«Выращивание цветковых рас­тений из семян».


Ученик научится:

  • узнавать и называть растения и животных;

  • различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.

  • различать по внешнему виду животных.

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.





Тематическое планирование

I четверть – 9 ч.



п/п.

Тема урока

Коррекционная цель

Дата

1

Времена года: лето.

       Формирование элементарных представлений и понятий,


2

Овощи, фрукты, ягоды.

Обучение способности видеть,

сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы,


3

Грибы.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы,


4

Сезонные изменения в природе, погоде.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, коррекция мышления. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.



5

Полевые растения и их использование. Практическая работа № 1.

Уметь различать видовые и родовые понятия.

Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.



6

Город. Поведение в городе.

Учиться выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.

Закреплять умение правильно строить предложения.



7

Село, деревня.

Обогащение словарного запаса , введение соответствующих терминов


8

Правила дорожного движения.

Обучение способности устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.



9

Растения осенью и их плоды: орехи.

Формирование элементарных представлений и понятий




II четверть - 7 ч.

п/п.

Тема урока



1

Деревья, кустарники, травы.

Уметь различать видовые и родовые понятия



2

Разнообразие животных в природе.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы. Развитие аналитико-синтетической деятельности, коррекции мышления.


3

Жизнь и быт школьника: квартира. Практическая работа № 2.

Расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.


4

Мебель. Как обставить квартиру. Практическая работа № 3.

Обогащение словарного запаса, введение соответствующих терминов. Совершенствовать свою деятельность, умения.


5

Посуда. Быт школьника: посуда и уход за ней. Экскурсия в столовую.

Развивать инициативу. Вырабатывать умение преодолевать трудности.



6

Сезонные изменения в природе, погоде.

Расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.


7

Жизнь животных зимой.

Обучение способности устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.





III четверть – 10 ч.

п/п.

Тема урока



1

Растения зимой. Хвойные растения.

Обучение способности устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности. Развитие аналитико-синтетической деятельности, коррекции мышления.



2

Домашние животные зимой.

Уметь различать видовые и родовые понятия



3

Домашние животные: лошадь и уход за ней.

Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.



4

Домашние животные: корова.

Учить сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях


5

Дикие животные зимой.

Учиться выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.



6

Дикие животные: лось, олень.

Закреплять умения описывать предметы, явления. Учить связному высказыванию.





7

Труд людей зимой: профессии.

Учить связному высказыванию. Обогащение словарного запаса, введение соответствующих терминов


8

Сезонные изменения в природе: весна (Экскурсия).

Уметь правильно наблюдать и устанавливать связи.



9

Домашние птицы: гусь, индюк.

Закреплять умения описывать предметы, явления.

Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. Уметь различать видовые и родовые понятия.



10

Дикие птицы: лебедь и гусь.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, коррекции мышления.




IV четверть – 8 ч.

п/п.

Тема урока



1

Зимующие и перелётные птицы.

Обучение способности устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.



2

Насекомые вредные и полезные.

Уметь правильно наблюдать и устанавливать связи


3

Рыбы.

Учиться выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.



4

Земноводные: лягушка, жаба.

Упражнение в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.



5

Человек – часть природы.

Обучение способности устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.


6

Здоровье человека. Наше питание.

Формирование элементарных представлений и понятий, необходимые для сохранения здоровья. Развитие аналитико-синтетической деятельности, коррекции мышления.


7

Наш сон.

Учиться выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.





8

Наше общение.

Закреплять умение правильно строить предложения.


Итого

34 ч








ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 2-4.

Дидактическое и методическое обеспечение Таблица 2


Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. М.: АРКТИ, 2011г.

Закон РФ «Об образовании»

Начальное общее образование. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011.

Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2011.

Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2010.

Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011.

Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2007.

Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2013.







Материально-техническое обеспечение

Таблица 3

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание


Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Д


Плакаты по основным темам естествознания.

Д

Географические и исторические настенные карты.

Д

Иллюстративный материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).


Ф

Например репродукции картин

Технические средства обучения

Диапроектор (эпидиаскоп).

Д



Учебно- практическое и учебно – лабораторное оборудование

Термометр для измерения температуры воздуха, воды.

К


Термометр медицинский.

Д


Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Д



Натуральные объекты

Коллекция полезных ископаемых.

Ф/П



Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

П


Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

К



Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Ф

В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

Стол учительский с тумбой.

Д




Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д


Информационно – коммуникативные средства

Таблица № 4


Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Разнообразие животных и растений.

Неживая и живая природа.

Взаимосвязь между ними.

Вышел из дома – будь внимателен. Учимся переходить улицу.

Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения

обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».



Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт. (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)


Фотогалерея: флора и фауна.

Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)


Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm

Газета “Начальная школа” nsc.1september.ru