СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Окружающий социальный мир для обучающихся по адаптированным образовательным программам 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Окружающий социальный мир для обучающихся по адаптированным образовательным программам 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР №3 МАЙКОПСКОГО РАЙОНА»





«Утверждаю»

Директор МБОУ

«ОЦ №3 Майкопского района»

__________________/Зейтунян Р.А./

Приказ от «28» августа 2024 года № 219
































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР

для обучающихся по адаптированным образовательным программам





4 класс























Программу составила:

учитель-дефектолог Сувязова С.А.















ст. Абадзехская

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика учебного предмета:

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения, формирование общепринятых способов социального взаимодействия.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,

общепринятые нормы поведения),

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком

(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними),

  • формирование способов социального взаимодействия.


Программа представлена следующими разделами:

«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта», «Транспорт», «Традиции и обычаи».


Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционнной программы.

  • Предметная область: Окружающий мир

  • Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2024г. по 31.05.2025г.

  • Количество уроков на изучение предмета: 17 урока в год

  • Количество учебных недель: 34 недель.



Личностные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся


Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

Личностные

Предметные результаты

Базовые

Обогащается личностный опыт взаимодействия с предметами окружающего мира.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта.

Научится пользоваться ножницами;

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.).

Формируется понятие «Новый Год», елочные украшения.

Обогащение реального опыта взаимодействия с окружающим миром.

Различает изученные электроприборы (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, микроволновая печь, электрический чайник ) и предметы мебели, наземный транспорт.

Формируются представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, правилах поведения согласно социальным ролям

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначально профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

4)Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятель.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание.

Умение выполнять инструкции педагога:- понимает жестовую инструкцию; понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).3) использование по назначению учебных материалов:- бумаги; карандаша, мела.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:1) в течение определенного периода времени :- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание..


Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

6 Окружающий социальный мир



6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком.



  • 6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)

  • 6.2.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.)) узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.)

  • 6.2.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)

  • 6.2.5. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.)

  • 6.2.6. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор)

  • 6.2.15. Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.)



6.3. Предметы быта.



  • 6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер

  • 6.3.2. Знание назначения электроприборов

  • 6.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод

  • 6.3.5. Знание назначения предметов мебели

  • 6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож

  • 6.3.8. Знание назначение предметов посуды



6.6. Транспорт.



  • 6.6.1. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)

  • 6.6.2. Знание назначения наземного транспорта

  • 6.6.3. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства



6.8. Традиции, обычаи.



  • 6.8.1. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, , 8 марта, Масленица,)













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»


№№

п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов


Предметы и материалы, изготовленные человеком.



«Бумага: виды и ее свойства»


1

«Изделия из бумаги»


1

«Дерево. Предметы из дерева»


1

«Инструменты для обработки дерева»


1

«Ткань. Свойства ткани. Изделия из ткани»


1

«Одежда: рубашка, брюки» (Аппликация из ткани, из бумаги)


1


Традиции, обычаи



«Снеговик и елочка - аппликация из ватных дисков»


1

«Новый год. Елочные украшения»


1


Предметы быта.



«Предметы мебели (стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло)»


1

«Столовая посуда». (Различение предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)


1

Дидактическая игра «Напоим кукол чаем»


1

«Помощники в доме (бытовые приборы: пылесос, чайник, утюг)»


1


Традиции, обычаи



«8-е марта. Открытка для мамы»


1


Транспорт



«Наземный транспорт. Автобус, машина» (узнавание, назначение)


1

«Поезд, Трамвай» (узнавание, назначение, аппликация, раскрашивание)


1

«Мы едем, едем, едем» (игровые действия)


1

Повторение, обобщение изученных тем.


1


ИТОГО ЧАСОВ: - 17 урока