СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по чтению  и развитию речи для учащихся 9 класса  с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе:

1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2014 г.

2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03. 2004 №1089)

Адаптированной образовательной программы на уровне основного общего образования ( Учебного плана МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017учебный год).

4. Учебника, для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2014 год. Авторы – составители – Аксёнова А.К., Шишкова М.И, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016г.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья»

Иим льщлМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании

МО гуманитарного цикла протокол№____от__________2016г.

__________

«СОГЛАСОВАНО»

« » ______________ 2016 г

Зам. директора по УВР

__________И.Н. Холодова

«УТВЕРЖДАЮ»

« » ______________ 2016 г

Директор школы

__________Е.Е. Юрганова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЧТЕНИЮ



(для детей с ОВЗ)


Уровень обучения: основное общее образование________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование.)

Класс:9_________________________________________________________________________________________________________________

Количество часов:102______________________________________________


Учитель: Юрганова Елена Евгеньевна_______________________________

































Могоенок, 2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2014 г.

2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03. 2004 №1089)

Адаптированной образовательной программы на уровне основного общего образования ( Учебного плана МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017учебный год).

4. Учебника, для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2014 год. Авторы – составители – Аксёнова А.К., Шишкова М.И, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016г.

Рабочая программа предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

ЦЕЛЬ: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  • формировать у учащихся навыки чтения, последовательно увеличивая объем читаемого текста;

  • развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

  • развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание учащихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. На

уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у учащихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Дети такого типа трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Формы организации учебного процесса.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае учащиеся могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Цель: выработка умений по применению знаний.

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Цель: обобщение знаний.

  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Цель: определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).

Наглядный (наблюдение, демонстрация).

Практический.

Методы контроля.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям;

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого учащегося 5-9 классов. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.

Тематика произведений.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, средствами языковой выразительности.

Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение (проводится ориентировочно один раз в месяц).

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.



Место предмета в учебном плане.

Предмет «Чтение» является обязательным для изучения в общеобразовательной школе и входит в состав образовательной области «Филология». В соответствии с учебным планом МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год на изучение данного предмета отводится 102 часа в год (из расчета 3 часа в неделю).

Содержание тем учебного курса.

Устное народное творчество.

Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».

Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).

«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».

Из произведений русской литературы ХIХ века.

В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).

И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».

Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).

Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».

А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».

А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».

Из произведений русской литературы ХХ века.

М. Горький «Песня о Соколе».

В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).

М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».

К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».

С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).

Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».

Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».

Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».



Темы уроков внеклассного чтения.

1. Сказки о животных.

2. В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».

3. Заметки из газет на тему «Моя семья».

4. Повести из книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

5. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».

6. Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег», «Батальоны просят огня».

7. Рассказы о труде сверстников.

8. Просмотр фильма по рассказу М. Шолохова «Судьба человека».

9. Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Произведения для заучивания наизусть

(10 стихотворений и 1 прозаический отрывок).

1. Русская народная песня «Колыбельная».

2. И. А. Крылов «Кот и Повар».

3. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок).

4. М. Ю. Лермонтов «Тучи».

5. М. Ю. Лермонтов «Баллада» (отрывок).

6. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).

7. А. А. Фет «Это утро, радость эта».

8. М. Горький «Песня о Соколе» (прозаический отрывок).

9. М. И. Цветаева «Красною кистью».

10. С. А. Есенин «Нивы сжаты».

11. Н. М. Рубцов «Зимняя дорога».

Требования к уровню подготовки.


Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным героям;

высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

пересказывать содержание произведения рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. изд. центр Владос, 2014 год.

  2. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2014 год. Авторы – составители – Аксёнова А.К., Шишкова М.И.





Согласовано:

Зам. Директором по УВР

Холодова И.Н. ____________

«__» ____ 2016 г.

Утверждаю: ____________

Директор школы

Юрганова Е.Е.____________

«__» ___ 2016 г.












КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков чтения

2016 – 2017 учебный год





Класс 9

Учитель Юрганова Елена Евгеньевна

Количество часов на I полугодие: всего 48 ; в неделю: 3

На II полугодие: всего 54 ; в неделю: 3

По программе на I полугодие: всего 48 ; в неделю: 3

На II полугодие: всего 54 ; в неделю: 3

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. _________________________________________________________________________

Программа, год, издательсвто, автор


Учебник: Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2014


Название, автор, издательство, год издания







Контрольных работ

зачетов

тестов

Лабораторных работ

Практических работ (развитие речи)

1 четверть

24

1, 2

12, 12





1

2 четверть

24

2

24





2

3 четверть

30

2, 3

7, 23





1

4 четверть

24

3, 4

13, 11

1




1

Всего

102

4

102

1




5



Тематическое планирование составила ___________ ______________

Подпись расшифровка подписи

№ п/п

Тема урока.

Содержание деятельности.

Оборудование

Количество часов

Дата

Цель.

Требования к уровню подготовки

Тип урока

Методы урока

Домашнее задание

План

факт

I. Устное народное творчество

15 ч








1




Устное народное творчество



Чтение статьи об УНТ.

Презентация

1



03.09


Повторить жанры устного народного творчества.

Знать жанры УНТ

Вводный.



Словесный

Выучить записи в тетради

2

Пословицы и поговорки

Выставка книг по устному народному творчеству Словарь: былина, зачин, трёхкратные повторы. Диалоги. .


1

04.09


Учить отличать поговорки от пословиц.

Умение объяснять смысл пословиц.

Комбинированный.

Словесный

Ответить на вопросы, стр.8.

3

Русские народные песни. Колыбельные песни.

Работа с иллюстрацией. Словарь: колыбельная, угомон. Диалоги.

Презентация

1

05.09


Познакомить учащихся с колыбельной песней.

Умение рассказать о колыбельной песне.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить выразительное чтение колыбельной песни.

4

«За морем синичка не пышно жила…» - (русская народная песня).

Словарь: вдовушка, чечётка, вертлявая.


1

10.09


Учить выделять главную мысль произведеня.

Умение объяснить шутливый характер песни.

Комбинированный.

Словесный

Объяснить, в чем заключается шутливый характер этой песни.

5





Былина как жанр устного народного творчества.


Иллюстрация, подстрочный словарь, план пересказа.

Презентация

1





11.09


Учить составлять характеристику главных героев.

Умение пересказать былину по плану.

Комбинированный.

Словесный

Выучить записи в тетради.

6

«На заставе богатырской» - былина.

Иллюстрация, подстрочный словарь, план пересказа.



12.09


Учить составлять характеристику главных героев.

Умение пересказать былину по плану.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ баллады.

7

Малые жанры фольклора. Пословицы.

Чтение пословиц о мужестве и смелости.


1

17.09


Учить объяснять смысл пословиц, уметь отличать их от поговорок.

Умение приводить примеры пословиц.

Комбинированный.

Словесный

Выучить пословицы.

8

Загадки – малый жанр устного народного творчества.

Книга «Литература 5», страница 47.


1

18.09


Повторить что называетсмя «загадкой»

Знать загадки, уметь приводить примеры.

Комбинированный.

Словесный

Выучить записи в тетради.

9

«Сказка про Василису Премудрую».

Работа с иллюстрациями, подстрочным словарём.


1

19.09


Учить читать осознанно, соблюдая интонацию, паузы.


Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую».

Комбинированный.


Словесный

Объяснить смысл пословиц, стр. 29.

10

Смысл зачина «Сказки про Василису Премудрую»

Пересказ сказки по плану.

Презентация

1

24.09


Составление характеристики главых героев.


Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую».

Комбинированный

Словесный

Озаглавить каждую часть сказки, приготовить краткий пересказ.

11

«Сказка про Василису Премудрую» как волшебная сказка.

Пересказ сказки по плану.


1

25.09


Учить художественному пересказу.

Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую».

Комбинированный

Словесный

Найти выражения, которые часто употребляются в волшебных сказках.

12

«Лиса и тетерев»- русская народная сказка.

Работа с иллюстрацией. Анализ пословицы: Речи, как мёд, а дела, как полынь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Чтение сказки по ролям.


1

26.09


Учить чтению по ролям, соблюдая интонацию.

Знать характерные особенности сказок о животных, уметь приводить примеры сказок.

Комбинированный

Словесный

Определить вид сказки.

13





Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок.

Репродукции картин В.М. Васнецова на темы русских народных сказок. Стр.113-114


1

01.10


Познакомить учащихся с картинами знаменитых художников.

Умение составлять связный текст.

Обобщающий.

Словесный

Написать сочинение по картине, стр.114.

14

В/Ч. «В гостях у сказки».

Русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки – выставка.

Книги для В/Ч


02.10


Формирование навыка самостоятельного чтения.


Умение рассказывать о разных видах сказок, приводить примеры.

Комбинированный.

Словесный

Выучить записи в тетради.

15

Просмотр видеофильма о сказках.

Просмотр видеофильма.

Диск с фильмом.


03.10


Учить аналитическому чтению.

Умение рассказывать о разных видах сказок, приводить примеры.

Комбинированный

Словесный

Приготовить доклад о видах сказок.

II. Из произведений русской литературы XIX века ( 40 ч)


16

В.А. Жуковский – биография.

Портрет автора.

Презентация

1

08.10


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Умение рассказать о творчестве писателя.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии.

17

«Три пояса» - В.А. Жуковский.

Работа с подстрочным словарём.



09.10


Учить составлять характеристику главных героев.


Умение объяснять смысл слов Людмилы, с каким жанром можно их сравнить.

Комбинированный


Словесный

Определить, к какому типу относится сказка.

18

Герои сказки В.А. Жуковского «Три пояса».

Чтение сказки по ролям.


1

10.10


Учить пересказу по плану.

Чтение по ролям.

Умение рассуждать на тему: «Что важнее для семейной жизни: физическая красота и богатство невесты или её душевная красота?»

Комбинированный

Словесный

Найти черты добра и зла в сказке.

19

Отзыв о любимой сказке.

План составления отзыва по сказке.


1

15.10


Развитие связной речи учащихся.

Умение составлять простые и сложные предложения.

Обобщающий.

Словесный, практический

Завершить работу.

20

И.А. Крылов - биография.

Портрет, папка «архитектурные памятники, текст пятиминутки.


1

16.10


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Умение рассказать об интересных страницах жизни И.А. Крылова.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии И.А. Крылова.

21

И.А. Крылов «Кот и Повар».

Банк рисунков, иллюстрация, подстрочный словарь.


1

17.10


Учить объяснять смысл басен И.А. Крылова.

Умение рассуждать над жизненностью басен И.А. Крылова.

Комбинированный.

Словесный

Выучить басню наизусть.

22

А.С. Пушкин - биографические справки.

Портрет А.С. Пушкина, книги автора, репродукция картины Н.Н. Ге «И. Пущин в селе Михайловском».

Презентация

1

22.10


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества А.С.Пушкина, произведения поэта.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии.

23

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

(В сокращении).


Работа с иллюстрацией, подстрочным словарём.


1

23.10


Учить выразительному чтению.


Умение описать каждого из претендентов на руку Людмилы, подтвердив словами из текста.


Комбинированный





Словесный

Выучить отрывок из поэмы.

24

Руслан и его соперники. Песнь вторая. Рассказ старца.. Людмила в плену у Черномора.

Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Диск с фильмом

1

24.10


Учить составлять характеристику главных героев. Обосновывать своё отношение к ним.


Уметь рассказывать о встрече Руслана с головой.


Комбинированный


Словесный

Приготовить характеристику героев.

25

Анализ композиции поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Причины перемены

Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»


1

29.10


Учить пересказу по иллюстрации.


О Руслане и Людмиле.

Комбинированный


Словесный

Нарисовать иллюстрации к поэме.

26

Встреча Руслана с Головой в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Диск с фильмом

1

30.10


Учить работе с подстрочным словарём.

О Руслане и Людмиле.

Комбинированный


Словесный

Приготовить рассказ о Руслане или Людмиле.

27

А.С. Пушкин - «Барышня – крестьянка». (В сокращении).

Чтение отрывков по ролям.


1

31.10


Познакомить с понятием «повесть».


Умение рассказать о воспитании Лизы.

.

Комбинированный

Словесный

Ответить на вопросы, стр. 92.

28

Герои повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Пересказ отрывка текста к иллюстрации.


1

12.11


Выделение главной мысли произведения.


Об отношениях Лизы и Насти.


Комбинированный


Словесный

Приготовить характеристику героев.

29

Находчивость главной героини при встрече с Алексеем Берестовым в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Работа с подстрочным словарём, план ответа.


1

13.11


Учить пересказу по плану.


Встреча Лизы с сыном и отцов Берестовыми.


Комбинированный


Словесный

Определить главную мысль повести.

30

Хронотоп повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Работа с подстрочным словарём, план ответа.

Презентация

1

14.11


Учить

выразительному чтению диалога.


Умение объяснить смысл повести в названии произведения

Комбинированный

Словесный


Посмотреть фильм, снятый по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

31

Отсутствие развязки повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Работа с подстрочным словарём, план ответа.


1

19.11


Учить обосновывать своё отношение к главным героям.

Умение объяснить смысл повести в названии произведения

Комбинированный

Словесный


Приготовить пересказ отрывка.

32

Отзыв по повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка».

Составление плана.


1

20.11


Учить составлять связный текст.

Умение коллективно составлять отзыв по прочитанному произведению.

Обобщающий.

Словесный, практический

Завершить работу.

33

М.Ю. Лермонтов биографические справки.

Портрет М.Ю. Лермонтова, книги автора, текст пятиминутки.


1

21.11


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Вводный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии.

34

М.Ю. Лермонтов «Баллада», «Тучи».

Иллюстрации, подстрочный словарь. Выразительное чтение баллады.


1

26.11


Учить объяснять взаимоотношения людей в балладе.

Умение рассказать о взаимоотношениях девушки и юноши; можно ли добиться любви, выполнив любое желание возлюбленной?

Комбинированный.

Словесный

Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.

35

М.Ю. Лермонтов «Морская царевна».

(В сокращении.)

Работа с иллюстрациями.

Работа с устаревшими словами. Текст пятиминутки.

Презентация

1

27.11


Учить работе над выразительным чтением стихотворения.

Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста.

Комбинированный

Словесный

Письменно ответить на вопрос «Против чего протестует М.Ю. Лермонтов в этом произведении».

36

Н.В. Гоголь – биографическая статья.

Портрет Н.В. Гоголя. Текст пятиминутки. Выставка произведений автора.


1

28.11


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Умение рассказывать, как Н.В. Гоголь работал над книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии писателя.

37

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». (В сокращении.)

Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки»


1

29.11


Учить составлять характеристику главных героев.


Умение передать чувства Левко и Ганны друг к другу.


Комбинированный


Словесный

Приготовить выразительное чтение разговора Левко и Ганы.

38

Разлука Левко и Ганы в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки»

Презентация

1

01.12


Формирования навыка работе с текстом.


Умение высказывать своё мнение по поводу несогласия отца Левко женить его на Ганне, подкрепляя словами из текста.

Комбинированный


Словесный

Приготовить пересказ отрывка.

39

Смысл легенды, рассказанной Левко Ганне в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки»


1

05.12


Учить элементам инсценирования отрывка из повести.


Умение высказывать своё мнение по поводу несогласия отца Левко женить его на Ганне, подкрепляя словами из текста.

Комбинированный


Словесный

Приготовить описание картины И.Н. Крамского «Русалки».

40

Герои повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки»


1

10.12


Познакомить учащихся с устаревшими словами.

Умение высказывать своё мнение по поводу несогласия отца Левко женить его на Ганне, подкрепляя словами из текста.

Комбинированный


словесный

Приготовить высказывание, что в этой истории может быть правдой, а что - вымысел.

41

Отзыв по отрывкам из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Работа в тетрадях. Прослушивание увертюры к опере Н.А. Римского – Корсакова «Майская ночь».


1

11.12


Учить составлению отзыва по плану.

Умение выделять главное из текста.

Обобщающий.

Словесный, практический

Завершить работу.

42

Н.А. Некрасов - биографические справки.

портрет Н.А. Некрасова, книги автора, текст для пятиминутки.

Презентация

1

12.11


Познакомить учащихся с основными вехами творчества поэта.

Знать основные этапы творчества поэта.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии писателя.

43

Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». (Отрывки).

Работа в тетрадях Выразительное чтение стихов..


1

17.11


Учить работе со стихотворным текстом.


Умение приводить описания из текста, характеризующие отношение к матери: её силу воли, стойкость, смирение, любовь к детям.

Комбинированный


Словесный

Приготовить выразительное чтение стихотворения.

44

Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).

Работа в тетрадях.


1

18.11


Учить работе над средствами художественной выразительности.

Умение выразить отношение Саши к природе.

Комбинированный


Словесный

Выучить отрывок наизусть.

45

Отношение человека к природе в стихотворении Н.А. Некрасова «Саша»

Выразительное чтение стихов.



19.12


Учить высказывать своё отношение к событиям, описанным автором.

Умение выразить отношение Саши к природе.

Комбинированный


Словесный

Ответить на вопросы. Стр. 140.

46

А.А. Фет -биографическая заметка.

Портрет и стихи поэта.


1

24.12


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Комбинированный.


Словесный

Приготовить пересказ биографии.

47

А.А. Фет «На заре ты её не буди».

Романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди».


1

25.12


Учить выразительному чтению стихотворения: интонация, паузы, ударение.

Умение находить в тексте художественные определения, сравнения.

Комбинированный.

Словесный

Ответить на вопросы, стр. 145.

48

А.А. Фет «Помню я: старушка няня…».

Работа со словарём. 2. Репродукция с картины Н.М. Ромадина «Разлив на Керженце».

Презентация

1

26.12


Учить высказывать своё отношение к тексту.

Умение объяснить о каком гадании идёт речь в стихотворении.

Комбинированный.

Словесный

Письменно ответить на вопрос «Можно ли верить гаданию».



49

А.А. Фет «Это утро, радость моя…»

Выразительное чтение стихотворения Описание весеннего пейзажа..


1

14.01


Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета.

Знать признаки весны, уметь приводить примеры весенних примет из стихотворения.

Комбинированный.

Словесный

Выучить стихотворение наизусть.

50

А.П. Чехов - биография.

Портрет автора. Текст пятиминутки.


1

15.01


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта, рассказы А.П.Чехова.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии писателя.

51

А.П. Чехов

«Злоумышленник».

Подстрочный словарь


1

16.01


Обучение аналитическому чтению.


Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней (воровство металла)

Комбинированный.


Словесный

Письменно ответить на вопрос: «Каково ваше отношение к злоумышленникам нашего времени».

52

Смысл названия рассказа А.П. Чехова

«Злоумышленник».

Работа с иллюстрацией. Чтение по ролям.


1

21.01


Учить выражать своё отношение к событиям в тексте.

Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней (воровство металла)

Комбинированный.

Словесный

Продолжить рассказ, изменив авторское окончание.

53

А.П. Чехов «Пересолил».

План текста


1

22.01


Учить объяснять смысл названия произведения.


Уметь объяснить смысл названия рассказа.

Комбинированный.


Словесный

Объяснить смысл названия рассказа.

54

Опасная дорога в рассказе А.П. Чехова «Пересолил».

Работа с иллюстрацией.

Презентация

1

23.01


Выделять главную мысль произведения.

.

Уметь объяснить смысл названия рассказа.

Комбинированный.


Словесный

Письменно ответить на вопрос: «Что делает этот рассказ смешным, а что в нем грустно».

55

Примирение главных героев в рассказе А.П. Чехова «Пересолил».

Чтение по ролям


1

28.01


Пересказывать текст по плану

Уметь объяснить смысл названия рассказа.

Обобщающий

Словесный

Приготовить пересказ отрывка.

III. Из произведений русской литературы XX века (36часов)



56

А.М. Горький - биографические заметки.

Портрет автора, книги Горького.


1

29.01


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Уметь рассказывать о поучительных страницах из жизни А.М. Горького.

Вводный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии писателя.

57

А.М. Горький «Песня о Соколе».

Описание иллюстрации.


1

30.01


Учить выделять главную мысль произведения.


Умение находить определения из текста, характеризующие сокола, умение работать с текстом.

Комбинированный.


Словесный

Объяснить значение пословиц, чтр.170.

58

Свободолюбие сокола в произведении А.М. Горького «Песня о Соколе».

Работа с подстрочным словарём

Презентация

1

04.02


Формирование навыка работы с текстом( нахождение в тексте художественных определений, сравнений)

Умение находить определения из текста, характеризующие сокола, умение работать с текстом.

Обобщающий.

Словесный

Выучить наизусть отрывок.

59

Внеклассное чтение «Мой любимый герой».

Выставка читаемых книг.

Книги для В/Ч

1

05.02


Учить составлять характеристику главного героя, высказывать своё отношение к нему и его поступкам.

Умение составлять устную характеристику главного героя.

Обобщающий.

Словесный

Написать мини-сочинение на тему «Мой любимый герой».

60

В.В. Маяковский - биографические заметки.

Портрет В.В. Маяковского, стихи поэта.


1

06.02


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Вводный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии поэта.

61

«Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче» - В.В. Маяковский.

Выразительное чтение стихотворения.

Чтение по ролям. Работа в тетради.

Презентация

1

11.02


Познакомить учащихся с произведениями В.Маяковского, учить находить в тексте художественные сравнения и определения.

Знать образные средства, используемые автором, умение пересказывать содержание стихотворения.

Комбинированный.

Словесный практический

Приготовить выразительное чтение стихотворения.

62

Творчество М.И. Цветаевой.

Портрет М. И. Цветаевой, стихи, тетради.


1

12.02


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Комбинированный.

Словесный

Выучить стихотворение «Красною кистью…» наизусть.

63

В/ч «Мои интересы».

Выставка книг по интересам.

Книги для В/Ч

1

13.02


Развитие связной речи учащихся.

Умение рассказать о любимой книге.

Комбинированный.

Словесный

Приготовиться к проверке техники чтения.

64

Проверка техники чтения.

Художественная литература.

Книги для проверки техники чтения

1

18.02


Проверка ЗУН.

Умение читать выразительно, четко проговаривая слова.

Контрольный.

Словесный

Тренировать технику чтения.

65

К.Г. Паустовский - о творчестве писателя.

Портрет и книги писателя.


1

19.02


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Вводный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии писателя.

66

К.Г. Паустовский «Стекольный мастер».

Иллюстрация, подстрочный словарь.

Презентация

1

20.02


Формирование читательской самостоятельности

.

Умение рассказать об особенности произведения (Сам автор является действующим лицом рассказа)

Комбинированный


Словесный

Найти средства художественной выразительности в описании природы.

67

Автор как действующее лицо в рассказе К.Г. Паустовского «Стекольный мастер».

Иллюстрация, подстрочный словарь.


1

25.02


Учить работе с новыми словами.

Умение рассказать об особенности произведения (Сам автор является действующим лицом рассказа)

Комбинированный.

.

Словесный

Ответить на вопросы, стр. 190.

68

Основная идея рассказа К.Г. Паустовского «Стекольный мастер».

Иллюстрация, подстрочный словарь.


1

26.02


Учить выделять главную мысль произведения.


Умение рассказать об особенности произведения (Сам автор является действующим лицом рассказа)

Комбинированный.


Словесный

Приготовить пересказ отрывка.

69

Герои рассказа К.Г. Паустовского «Стекольный мастер».

Иллюстрация, подстрочный словарь.


1

27.02


Учить выражать своё отношение к событиям в произведении

Умение рассказать об особенности произведения (Сам автор является действующим лицом рассказа)

Комбинированный

Словесный

Приготовить характеристику героев.

70

С.А. Есенин – биографические справки.

Портрет поэта и его стихи.


1

03.03


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии поэта.

71

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Обсуждение репродукции с картины Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка»

Презентация

1

04.03


Выучить стихотворение наизусть.

Умение рассказать чему посвящено стихотворение, подтвердив словами из текста.

Комбинированный.

Словесный

Выучить стихотворение наизусть.

72

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Ранний снег».

Репродукция с картины В.Д. Поленова «Ранний снег».


1

05.03


Учить работе над планом. Развитие речи учащихся.

Умение составлять связный рассказ

Контрольный.

Словесный

практический

Завершить работу.

73

С.А. Есенин «Собаке Качалова».

Выразительное чтение стихотворения Рассуждение над прочитанным

Презентация

1

10.03


Учить находить в тексте художественные определения.

Умение описывать своё настроение от прочитанного стихотворения

Комбинированный.

Словесный

Приготовить выразительное чтение стихотворения.

74

М.М. Шолохов - биографические справки.

Портрет, книги автора.

Презентация

1

11.03


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Вводный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии.

75

М.А. Шолохов «Судьба человека». (Отрывки в сокращении).

Чтение по ролям диалог Андрея Соколова и лагерфюрера.


1

12.03


Учить художественному пересказу по плану.


Умение описать мужественный характер Андрея Соколова.

Комбинированный

.

Словесный


Приготовить письменный анализ эпизода.

76

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Особенности сюжета и композиции

Пересказ отрывка к иллюстрации.


1

17.03


Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.


Умение описать мужественный характер Андрея Соколова.

Комбинированный.


Словесный


Прочитать рассказ до конца.

77

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Проблема нравственного выбора. Роль пейзажных зарисовок.


Работа с подстрочным словарём, план письменного. изложения.


1

18.03


Учить составлять характеристику главного героя.


Умение описать мужественный характер Андрея Соколова

Комбинированный.


Словесный


Посмотреть фильм режиссера С.Бондарчука, снятый на основе этого рассказа.

78

Значение

образа героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Работа с подстрочным словарём, план письменного. изложения.


1

19.03


Обоснование своего отношения к главному герою.

Умение описать мужественный характер Андрея Соколова

Комбинированный

Словесный


Объяснить, почему М.А. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова».

79

Е.И. Носов - биографические заметки.

Портрет и книги писателя, текст пятиминутки.

Презентация

1

31.03


Познакомить с жизнью и творчеством писателя.

Знать основные этапы творчества поэта.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии Е.И. Носова.

80

Е.И. Носов «Трудный хлеб».

Пересказ отрывка к иллюстрации. Работа с подстрочным словарём.


1

01.04


Учить объяснять смысл названия рассказа.


Умение объяснить смысл названия произведения.

Комбинированный.


Словесный

Объяснить основную мысль рассказа.

81

Смысл названия рассказа .И. Носова «Трудный хлеб».

Работа с подстрочным словарём.


1

02.04


Учить составлять характеристику главного героя, опираясь на текст.


Умение объяснить смысл названия произведения.

Комбинированный.


Словесный

Объяснит смысл высказывания А. де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

82

Герои рассказа И. Носова «Трудный хлеб».

Работа с подстрочным словарём.


1

07.04


Учить выделять главную мысль рассказа.

Умение объяснить смысл названия произведения.

Комбинированный

Словесный

Составить характеристику Чанга.

83

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».

Портрет поэта, репродукция с картины И. Левитана «Озеро».

Презентация

1

08.04


Познакомить учащихся с творчеством поэта, его отношением к малой родине.

Умение описать то чувство, которое преобладает в стихотворении, подкрепив словами из текста.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить выразительное чтение стихотворения.

84

Н.М. Рубцов «Русский огонёк».

Работа с иллюстрацией. Словарь


1

09.04


Учить анализу стихотворного текста.

Умение аргументировать свою точку зрения по поводу неуверенного ответа автора на вопрос : «Будет ли война?»

Комбинированный.

Словесный

Объяснить смысл названия стихотворения.

85

Н.М. Рубцов «Зимняя песня».

Текст пятиминутки, Работа в тетради.


1

14.04


Учить выразительному чтению.

Умение объяснить словами из стихотворения, что позволяет поэту забыть о нелёгкой жизни.

Комбинированный.

Словесный

Выучить стихотворение наизусть.

86

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Пересказ отрывка к иллюстрации.


1

15.04


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.


Умение описать главного героя и историю, произошедшую с ним.

Комбинированный


Словесный

Приготовить пересказ биографии писателя.

87

Герои рассказа Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Работа со словарём.

1

16.04


Учить составлять характеристику главного героя, опираясь на текст.


Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав

Комбинированный.


Словесный

Найти в тексте просторечные слова.

88

Описание рынка в рассказе Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Чтение по ролям.

Презентация

1

21.04


Учить выделять главную мысль рассказа.


Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав

Комбинированный.


Словесный

Объяснить выражения «тертый калач» и «стреляный воробей».

89

Неудачная покупка Васи в рассказе Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Чтение по ролям.


1

22.04


Учить художественному пересказу по плану.


Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав

Комбинированный.


Словесный

Найти в тексте описание ночи.

90

Отношение Васи к собаке в рассказе Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Чтение по ролям.


1

23.04


Обоснование своего отношения к главному герою.

Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав

Комбинированный

Словесный

Приготовить пересказ отрывка.

91

В/Ч. «Героическое прошлое России».

Книги о героическом прошлом нашей родины.

Книги для В/Ч

1

28.04


Формирование чувства патриотизма к своей родине.

Умение рассказать о произведениях о ВОВ.

Комбинированный.

Словесный

Выучить стихотворение о ВОВ.

IV. Из произведений зарубежной литературы (11 ч)


92

Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд».

Портрет Стивенсона, иллюстрация.

Выразительное чтение баллады.

Презентация

1

29.04


Познакомить учащихся с балладой Стивенсона.

Умение рассуждать на тему жестокости.

Комбинированный.

Словесный

Письменно ответить на вопрос: «Можно ли жестокостью покорить народ».

93

Эрнест Сетон-Томпсон «Снап». (В сокращении.)

Пересказ отрывка к иллюстрации.


1

30.04


Учить выделять главную мысль рассказа.


Умение описывать первое знакомство автора со щенком.


Комбинированный.

Словесный

Ответить на вопрос: «Почему автор решает привезти Снапа на ферму».

94

Первое знакомство автора со щенком в рассказе Эрнеста Сетона-Томпсона «Снап».

Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь.


1

05.05


Учить художественному пересказу по плану.


Описание поведения щенка на ферме.

Комбинированный.

Словесный

Охарактеризовать главные качества героев рассказа.

95

Герои рассказа Эрнеста Сетона-Томпсона «Снап».

Составить план рассказа, озаглавив каждую его часть.


1

06.05


Воспитание бережного отношения к животным.


Описание поведения щенка на ферме.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ отрывка.

96

Снап на ферме Пенруфов в рассказе Эрнеста Сетона-Томпсона «Снап».

Составить план рассказа, озаглавив каждую его часть

Презентация

1

07.05


Учить выражать своё отношение к поступкам людей.

Описание поведения щенка на ферме.

Комбинированный.

Словесный

Ответить на вопросы, стр. 254.

97

Джоральд Даррелл «Живописный жираф». (В сокращении).

Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь.


1

12.05


Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.


Умение описывать взаимоотношения животных.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ биографии.

98

Герои рассказа Джоральда Даррелла «Живописный жираф».

Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.


1

13.05


Учить выделять главную мысль рассказа.


Умение описывать взаимоотношения животных.

Комбинированный.

Словесный

Приготовить пересказ отрывка.

99

Основная мысль рассказа Джоральда Даррелла «Живописный жираф».

Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.


1

14.05


Учить художественному пересказу по плану.


Умение описывать взаимоотношения животных.

Комбинированный.

Словесный

Найти часть текста, в которой содержится основная мысль рассказа.

100

Взаимоотношения животных в рассказе Джоральда Даррелла «Живописный жираф».

Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.

Презентация

1

19.05


Учить описывать взаимоотношения животных.

Умение описывать взаимоотношения животных.

Комбинированный.

Словесный

Приготовиться к контрольной работе.

101

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

Тетради для контрольных работ.


1

20.05


Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Умение ориентироваться в тексте.

Контрольный.

Словесный

практический

Ответить на вопросы, стр. 267.

102

Итоги учебного года (сочинение) и рекомендации на лето

Рекомендательный список литературы на лето.


1

21.05


Учить беглому, осознанному чтению.

Уметь пересказывать прочитанный отрывок.

Обобщающий.

Словесный

Задание на лето




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!