Утверждаю
Директор МОУ «СШ№4»
Ю.В.Белов
« » 2016г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №4 »
города Волжска Республики Марий Эл
Рабочая адаптированная
общеобразовательная программа
по истории России
для обучающихся с задержкой психического развития
(8 класс)
Учитель: Исаева Анна Сергеевна
г. Волжск РМЭ
2016
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089) и Примерной программы основного общего образования по истории, учебной программы для общеобразовательных учреждений «Школа 2100»/ 8 класс. Предлагаемая программа ориентирована на учебник Данилова Д.Д., Клокова В.А., Кузнецова С.С. История России XIX- нач. XX вв.:8 кл.
Цели изучения истории России в 8 классе учащихся с ЗПР VII вида направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы:
Целями данного курса являются:
Объяснение разнообразия современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия истории России с XIX – начала XX.
Рассмотрение в развитии процессов модернизации, формирование индустриального общества в России выделение истоков современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в XIX – начале XX века.
Обучение учащихся делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для российской истории в XIX - начале XX века.
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
гражданское воспитание учащихся;
патриотическое воспитание;
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
нравственное воспитание.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Программа рассчитана на 40 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
способность организовывать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
готовность к сотрудничеству.
Предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
готовность применять исторические знания.
Учащиеся должны знать:
Уметь:
указывать даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
работать с учебной литературой;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по предложенному плану;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках (устно или письменно), объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Российская история: Нужна ли России модернизация?
Тема 1. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825). 8 часов.
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).
Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (Указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенности личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке.
Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И. Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
Тема 2. Консервативный путь развития. Россия при Николае I (1825-1855). 6 часов.
Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг, первые русские фабрики, железная дорога Москва-Санкт-Петербург (1851 г.).
Внутренняя политика Николая I (1825–1855): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I.
Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции – общее и различия), утопический социализм: идеи А.И. Герцена.
Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры, созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль.
Обобщение и контроль по модулю 1. (1 час)
Модуль 2. Российская история: Ускоренная модернизация России.
Тема 1. Освободительные реформы Александра II (1855-1881). 11 часов
Крымская война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.
Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860–1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)
Завершение промышленного переворота к 1890-м годов, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.
Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года. .
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры – достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И. Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
Тема 2. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией. 9 часов.
Александр III (1881-1894): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю. Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации.
Промышленный подъем на рубеже XIX-XX веков и формирование монополий . Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.
Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894–1917), формирование подпольных партий: социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И. Ленин (особенности личности и политических взглядов).
Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894–1907), Русско-японская война (1904-1905 гг.): причины, поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.
Революция 1905–1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной Думы, окончание и значение революции для модернизации России.
Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.
Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907–1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (нобелевские премии Павлова и Мечникова) и высокой культуры «серебряного века» (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX–XX вв.: рост грамотности, появление массовой культуры.
Обобщение и контроль по модулю 2 (5 часов)
Календарно- тематическое планирование
№ урока (сквозной) Сквозная нумерация уроков | № урока в разделе (теме) | Тема урока | план | Деятельность учащегося |
| | I. Введение | 1 | |
1 | 1 | Какова роль России в семье мировых цивилизаций | 1 | Работа с учебником: найти в тексте и выписать в словарь предложенные учителем термины |
| | II. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825) | 7 | |
2 | 1 | Либеральные реформы Александра I | 1 | Заполнение по учебнику приготовленной учителем таблицы |
3 | 2 | Тест №5. Направления внешней политики АлександраI | 1 | Заполнение индивидуальной схемы: вставить пропуски в схему, опираясь на текст учебника и иллюстрации |
4 | 3 | Начало Отечественной войны 1812 года | 1 | Приготовить ответы на вопросы репродуктивного характера |
5 | 4 | Победа в отечественной войне 1812 года | 1 | Заполнение индивидуальной таблицы: вставить пропуски в таблицу, опираясь на текст учебника |
6, 7 | 5,6 | Тест№6. Россия после победы над Наполеоном: между либерализмом и консерватизмом | 2 | Составление простого плана |
8 | 7 | Восстание декабристов: разрыв государства и общества | 1 | Работа с иллюстрациями: составление описания картины |
| | III. Консервативный путь развития России при Николае I (1825-1855) | 7 | |
9 | 1 | Тест №7. Начало промышленного переворота в России | 1 | Ответы на вопросы по параграфу |
10 | 2 | Абсолютизм Николая I | 1 | Опрос по индивидуальной карточке |
11 | 3 | Осмелившиеся противостоять николаевской системе | 1 | Поиск в тексте параграфа дат, определенных учителем терминов |
12, 13 | 4,5 | Начало «золотого века» русской культуры | 2 | Заполнение индивидуальной таблицы: вставить пропуски в таблицу, опираясь на текст учебника и иллюстрации |
14 | 6 | Военные победы Николая I | 1 | Работа с атласом: поиск географических объектов, определенных учителем |
15 | 7 | Контрольная рабата №3 «Выбор пути развития России» | 1 | Индивидуальная контрольная работа |
| | IV.Освободительные реформы Александра II. (1855-1881) | 11 | |
16 | 1 | Крымская война- поражение николаевской России | 1 | Практическая работа в контурной карте по индивидуальному заданию |
17 | 2 | Повторительно-обобщающий урок по теме : Консервативный путь развития России при Николае I. Тест №8 | 1 | Составление рассказа по иллюстрации |
18 | 3 | Подготовка «освободительных реформ» | 1 | Ответы на вопросы репродуктивного характера |
19 | 4 | Отмена крепостного права- великая реформа 1861 года | 1 | Индивидуальная проверочная работа |
20 | 5 | От освобождения крестьян к освободительным реформам 1860-1870-х годов | 1 | Составление простого плана |
21 | 6 | Первые результаты «освободительных реформ». Хронологический диктант№2 | 1 | Работа с текстом учебника: выполнение письменного задания по плану, приготовленному учителем |
22 | 7 | Расширение Российской империи при АлександреII | 1 | Ответы на вопросы репродуктивного характера |
23 | 8 | Наследники «золотого века» русской культуры | 1 | Поиск в тексте параграфа терминов, заданных учитилем |
24 | 9 | Споры о путях развития пореформенной России | 1 | Заполнение пропусков в схеме приготовленной учителем по тексту параграфа |
25 | 10 | Завершение эпохи «освободительных реформ» на рубеже 1870-1880-х годов | 1 | Выполнение анализа иллюстраций учебника по данной теме |
26 | 11 | Повторительно- обобщающий урок по теме: Освободительные реформы Александра I. Тест №9 | 1 | Индивидуальная карточка |
| | | | |
| | V. Россия на рубеже XIX- XX веков | 14 | |
27 | 1 | Консервативный курс Александра Ш | 1 | Найти место в учебнике, где описывается процесс, представленный на схеме |
28 | 2 | Российские деревни и города на рубеже веков | 1 | Индивидуальная контрольная работа |
29 | 3 | От Александра III к Николаю II: будет ли революция? | 1 | Прочитать и пересказать текст пункта параграфа по данным учителем вопросам |
30 | 4 | Победы и поражения России на рубеже XIX-XX веков | 1 | Практическая работа в контурной карте по индивидуальному заданию |
31 | 5 | Тест№10. Начало первой российской революции- 1905 год | 1 | Тест - опрос по датам – индивидуальная карточка |
32 | 6 | К чему стремились политические партии России? | 1 | Придумать и записать вопросы к тексту параграфа |
33 | 7 | Самодержавное правительство и революционный парламент | 1 | Составление простого плана |
34 | 8 | Тест№11. Столыпинские реформы- новый вариант модернизации России | 1 | Индивидуальная проверочная работа |
35 | 9 | «Серебряный век» русской культуры | 1 | Сопоставить текст с рисунком. |
36 | 10 | Повторительно- обобщающий урок. Хронологический диктант №3 | 1 | Цифровой диктант «на слух» - ответить на вопросы письменно (да – 1, нет – 0) |
37 | 11 | Повторительно- обобщающий урок. Итоговый тест №12 | 1 | Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору |
38 | 12 | Повторительно-обобщающий урок. Словарный диктант№1 | 1 | Индивидуальная работа по карточке |
39 | 13 | Контрольная работа №4 :«Пути развития России на рубеже веков» | 1 | Индивидуальная работа по карточке |
40 | 14 | Повторение | 1 | Индивидуальная работа по карточке |
Система оценивания в предмете история учащихся с ЗПР
1.Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
2.Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился. Проводить оценку переделанных работ.
3.Использовать систему оценок достижений учащегося.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Давыдова С.М., Данилов Д.Д. Методические рекомендации для учителя.М:Баллас,2009
Давыдова С.М., Данилов Д.Д. Методические рекомендации для учителя.- М. :Баллас,2009
Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику « История России XIX -начало XX века»/ Д.Д. Данилов, С.М.Давыдова.- М.: Баласс, 2009.
Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебникам «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России». 8 класс/ Д.Д.Данилов, С.М. Давыдова.- М.: Баласс, 2010
Список литературы (основной и дополнительной)
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половины XIX века. – М., 1994.
Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. - Л., 1989.
Ильин С. В. Витте. – М., 2006.
Киянская О. И. Пестель. - М., 2006.
Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. - М. 1990.
Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762 – 1914 гг. – М., 1995.
Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIXв. – М., 1989.
Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990.
Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. . – М., 1996.
Песков А. М. Павел I. – М., 2003.
Попова Т. Российская монархия. Эпохи. События. Судьбы. – М., 2006.
Томсинов В. Аракчеев. – М., 2003.
Троцкий И. III-е Отделение при Николае I. – Л., 1990.
Федоров В. А. Декабристы и их время. – М., 1992.
Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. – М., 1997.
Цымбаев Н. И. Славянофильство. – М., 1986.
Интернет-ресурсы
http://cognix.ru/hist.php - исторический потрал Cognix
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
экзамена
http:// http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
Учебно- методическое обеспечение
Наглядно- демонстрационные пособия.
Таблицы по основным разделам Истории России XIX- начала XX в. (хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы основным разделам Истории России XIX - начала XX в. (отражающие причинно- следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Карты:
Россия в конце XVIII в. – начале XIX вв.
Отечественная война 1812 г.
Российская империя с нач. XIX в. по 1861 г.
Россия после реформы (развитие капитализма с 1861 по 1900 гг.)
Первая мировая война 1914
Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения истории ученик должен
Знать/понимать:
даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей российской истории;
результаты и итоги ключевых событий Российской истории XIX века;
представителей и памятники культуры Российской истории XIX века, изученные виды исторических источников.
Уметь:
работать с текстом учебника, отделяя главное от второстепенного;
составлять простой план;
работать с исторической картой, иллюстрациями;
оперировать историческими датами;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.
Общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
передавать содержание текста в соответствии с целью учебного задания;
проводить анализ текста, использовать различные виды чтения;
создавать письменное высказывание, составлять план, конспект.