Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Мир природы и Человека для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов.
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом
Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
• Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
• Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2021г.
• Устав ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.
• Учебный план ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2020-2021 год.
Мир природы и человека, 2 класс в 2-ух частях, Матвеева Н. Б. Попова М. А. учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.
Рабочая тетрадь, 2 класс в 2-ух частях, Матвеева Н. Б. Попова М. А учебное пособие для образовательных организаций, реализующих АООП Москва «Просвещение» 2021г.
Цель учебного предмета: формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Задачи:
расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытов;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы.
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологий личностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Основными видами деятельности учащихся на уроках по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам. содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Курс «Мир природы и человека» закладывает основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание». Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
При изучении предмета «Мир природы и человека» во 2 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников. Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта. образовательной области «Естествознание».
Класс | количество часов неделю | количество недель | всего часов за год |
2 | 1 час | 33 | 33 часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
9 часов | 7 часов | 10 часов | 7 часов |
Планируемые образовательные результаты.
Программа обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные:
- осознает себя как ученик, как член семьи, как друг и одноклассник;
- способен вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- владеет социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, природе;
- осмысливает картину мира, ее временно-пространственную организацию через содержание курса «Мир природы и человека»;
- понимает социальное окружение, свое место в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
Формирование планируемых предметных образовательных результатов возможно на двух уровнях: минимальном и достаточном.
Минимальный уровень:
- умение различать объекты живой и неживой природы;
- знание времени суток; дней недели;
- знание времен года;
- знание свойств воды и ее проявлений в виде атмосферных осадков.
Достаточный уровень:
- знание о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла;
- называть сезонные изменения, которые происходят в природе (в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года);
- знание названий месяцев;
- умение называть состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая - местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов. Вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования.
Содержание учебного материала.
№ | Наименование разделов и тем программы |
1. | Введение Введение. Объекты живой и неживой природы. Повторение. Долгота дня Изучение о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла. |
2. | Вода Расходится по двум линиям, которые следует изучать, опираясь на жизненный опыт детей. Первая линия - состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая- местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов тесно связано со второй линией предыдущих уроков, так как одних вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования. Следует рассмотреть, как человек использует воду. |
3. | Сезонные изменения Работа строится по плану работы в 1 классе, но в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года. Расширяется количество признаков. Расширяется кругозор учащихся в связи с появлением новых видов растений, животных. Изучается название месяцев. |
4. | Растения Знакомство с приспособлением растений к разным условиям жизни на примере комнатных растений. Выявление значения для растений света, воды и тепла, в связи с чем определять главные работы по уходу за растениями. Формирование понятий «сад», «огород», «овощи», «фрукты». |
5 | Животные Дикие животные. Домашние животные. Сравнение похожих животных, умение находить сходство и различия в строении, повадках, образе жизни. Значение домашних животных для человека. Рыбы. Строение тела рыб, их среда обитания. Рыболовство. Охрана водоёмов и рыбы, значение рыбы в питании человека. |
6 | Человек Гигиена человека. Правильный образ жизни человека. Пищеварительная система человека. Основы здорового питания. |
7 | Экскурсии |
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т. д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т. д.
Материально – техническое обеспечение.
Пособия для учащихся:
1.Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).
2.Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр..
3.Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
Методические пособия для учителя:
Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации.
Печатная продукция:
1.Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
2.Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
3.Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Цифровые образовательные ресурсы:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету
Экранно-звуковые пособия: (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы по предмету
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Часы с синхронизированными стрелками
Лабораторное оборудование для проведения наблюдений за погодой
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
модель "торс человека" с внутренними органами
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
Натуральные объекты:
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Игры и игрушки:
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.).
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
Технические средства обучения:
Ноутбук или стационарный компьютер
Проектор или мультимедийная доска
Экран для проектора
Календарно – тематическое планирование.
Дата. | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности. | Примечание |
I Четверть – 9 часов. |
01.09 | Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня летом, зимой | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, предметными картинками. Словарная работа. Ответы на вопросы. Презентация. Работа в тетради.Рисование.Фронтальная и индивидуальная работа. | |
08.09 | Сентябрь – начало осени. Наблюдение за состоянием природы (холод, небо, земля). Экскурсия | 1 | |
15.09 | Деревья летом и осенью | 1 | Работа по учебнику. Работа с иллюстрациями. Работа с серией картин. Работа с гербарием. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
22.09 | Животные осенью: подготовка к зиме. | 1 | Работа по учебнику. Работа по презентации «Растения и животные осенью». Ответы на вопросы. Работа в тетради. Работа с гербарием. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
29.09 | Занятия людей осенью. Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | 1 | Работа по презентации «Труд людей осенью». Работа по учебнику. Ответы на вопросы. Работа на участке. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
06.10 | Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, с серией картинок. Ответы на вопросы учителя. Работа с презентацией «Фрукты», «Питание человека». Работа с буклетами на тему урока. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
13.10 | Уход за растениями сада и огорода. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, с серией картинок. Ответы на вопросы учителя. Работа в тетради. Рисование. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
20.10 | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Уход за комнатными растениями. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, учебным пособием « Красота на подоконнике». Ответы на вопросы. Практическая деятельность | |
27.10 | Вода. Свойства воды. Температура воды. Вода в природе. Значения воды. | 1 | Работа по учебнику. С предметными картинками. Словарная работа. Видео Ответы на вопросы. Эксперименты, опыты. Работа в тетради. Рисование. Составление рассказа. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
II Четверть – 7 часов. |
10.11 | Растения. Части растений корень, стебель, лист, цветок | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, учебным пособием «Части растения». Ответы на вопросы учителя. Работа в тетради. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
17.11 | Хвойные и лиственные деревья. | 1 | Видео. Работа по учебнику. Ответы на вопросы. Индивидуальная работа. | |
24.11 | Цветы. Жизнь растений. | 1 | |
01.12 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. | 1 | |
08.12 | Зима. Растения зимой. Животные зимой. | 1 | Фронтальная и индивидуальная работа. Работа с учебником, иллюстрациями. Ответы на вопросы учителя. Работа в тетради. Составление рассказа по плану. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
15.12 | Занятия людей зимой. Обобщение и закрепление по теме «Зима». | 1 | Работа по презентации «Труд людей зимой». Разгадывание кроссворда. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
22.12 | Экскурсия. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока | 1 | Групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». Фронтальная и индивидуальная работа. | |
III Четверг – 10 часов. |
12.01 | Животные дикие и домашние. Кошка и рысь. Сходство и различия. | 1 | Работа по презентации «Домашние и дикие животные». Работа по учебнику. Ответы на вопросы. Составление рассказа по плану. Фронтальная и индивидуальная работа. Работа по презентации «Кошки». Работа с художественной литературой. Работа в группах. | |
19.01 | Породы кошек. | 1 | |
26.01 | Собака и волк. Сходство и различия. | 1 | Составление рассказа по плану. Работа по презентации. Работа с художественной литературой. Работа в группах. | |
02.02 | Породы собак. | 1 | |
09.02 | Рыбы. Строение тела рыб, их среда обитания. Рыболовство. Рыбы зимой. | 1 | Работа по презентации «Рыбы». Работа по учебнику. Ответы на вопросы. Работа в тетради. Работа с пазлами. | |
16.02 | Охрана водоёмов и рыбы, значение рыбы в питании человека. | 1 | |
23.02 | Человек. Гигиена человека. | 1 | Презентация. Работа по учебнику. Ответы на вопросы. Работа с буклетами на тему урока. Фронтальная и индивидуальная работа. Презентация «Органы пищеварения. Здоровое питание». Встреча с медиком школы на тему урока. | |
02.03 | Правильный образ жизни человека. | 1 | |
09.03 | Органы пищеварения. Основы здорового питания. | 1 | |
16.03 | Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. | 1 | |
VI Четверть – 7 часов. |
30.03 | Правила приготовления пищи. Правила питания. Профилактика отравлений. | 1 | Презентация. Ответы на вопросы. Работа с буклетами на тему урока. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
06.04 | Весна. Растения весной. | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, предметными картинками. Словарная работа. Ответы на вопросы. Презентация. Фронтальная и индивидуальная работа | |
13.04 | Животные весной. | 1 | Презентация «Жизнь растений и животных весной» Ответы на вопросы. Работа по учебнику. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
20.04 | Экскурсия. Появление весной грачей, скворцов. | 1 | Групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». Фронтальная и индивидуальная работа. | |
27.04 | Занятия людей весной. Сад и огород весной. | 1 | Разгадывание кроссворда. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
04.05 | Лето. Растения летом. Животные летом | 1 | Работа с учебником, иллюстрациями, предметными картинками. Словарная работа. Составление рассказа по картинке.Ответы на вопросы. Презентация «Жизнь растений и животных весной» Фронтальная и индивидуальная работа. | |
11.05 | Занятия людей летом. Обобщение и повторение изученного за год. | 1 | Разгадывание кроссворда. Экологическая игра. Фронтальная и индивидуальная работа. | |
10