СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Мир природы и Человека для детей с легкой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир природы и человека, 2 класс в 2-ух частях, Матвеева Н. Б. Попова М. А. учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Мир природы и Человека для детей с легкой умственной отсталостью»

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Мир природы и Человека для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов.

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

• Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом

Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;

• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;

• Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

• Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2021г.

• Устав ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.

• Учебный план ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2020-2021 год.

Мир природы и человека, 2 класс в 2-ух частях, Матвеева Н. Б. Попова М. А. учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.

Рабочая тетрадь, 2 класс в 2-ух частях, Матвеева Н. Б. Попова М. А учебное пособие для образовательных организаций, реализующих АООП Москва «Просвещение» 2021г.

Цель учебного предмета: формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Задачи:

  1. расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытов;

  2. вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  3. формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

  4. развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

  5. формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.

Основные направления коррекционной работы.

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Ведущей образовательной технологией является игровая, а также возможно применение и технологий личностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Основными видами деятельности учащихся на уроках по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам. содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Курс «Мир природы и человека» закладывает основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. Программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности, разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.


Описание места учебного предмета в учебном плане.

Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание». Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.

При изучении предмета «Мир природы и человека» во 2 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников. Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта. образовательной области «Естествознание».

Класс

количество часов неделю

количество недель

всего часов за год

2

1 час

33

33 часов


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

9 часов

7 часов

10 часов

7 часов



Планируемые образовательные результаты.

Программа обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные:

- осознает себя как ученик, как член семьи, как друг и одноклассник;

- способен вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- владеет социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, природе;

- осмысливает картину мира, ее временно-пространственную организацию через содержание курса «Мир природы и человека»;

- понимает социальное окружение, свое место в нем, принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

Формирование планируемых предметных образовательных результатов возможно на двух уровнях: минимальном и достаточном.

Минимальный уровень:

- умение различать объекты живой и неживой природы;

- знание времени суток; дней недели;

- знание времен года;

- знание свойств воды и ее проявлений в виде атмосферных осадков.

Достаточный уровень:

- знание о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла;

- называть сезонные изменения, которые происходят в природе (в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года);

- знание названий месяцев;

- умение называть состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая - местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов. Вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования.



Содержание учебного материала.



Наименование разделов и тем программы

1.

Введение

Введение. Объекты живой и неживой природы.

Повторение. Долгота дня

Изучение о влиянии солнца на смену времён года. Сутки. Части суток, формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла.

2.

Вода

Расходится по двум линиям, которые следует изучать, опираясь на жизненный опыт детей. Первая линия - состояния воды и её проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая- местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов тесно связано со второй линией предыдущих уроков, так как одних вода – это среда обитания, для других необходимое условие для существования. Следует рассмотреть, как человек использует воду.

3.

Сезонные изменения

Работа строится по плану работы в 1 классе, но в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года. Расширяется количество признаков. Расширяется кругозор учащихся в связи с появлением новых видов растений, животных. Изучается название месяцев.

4.

Растения

Знакомство с приспособлением растений к разным условиям жизни на примере комнатных растений. Выявление значения для растений света, воды и тепла, в связи с чем определять главные работы по уходу за растениями. Формирование понятий «сад», «огород», «овощи», «фрукты».

5

Животные

Дикие животные. Домашние животные. Сравнение похожих животных, умение находить сходство и различия в строении, повадках, образе жизни. Значение домашних животных для человека. Рыбы. Строение тела рыб, их среда обитания. Рыболовство. Охрана водоёмов и рыбы, значение рыбы в питании человека.

6

Человек

Гигиена человека. Правильный образ жизни человека. Пищеварительная система человека. Основы здорового питания.

7

Экскурсии

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т. д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т. д. 





Материально – техническое обеспечение.

Пособия для учащихся:

1.Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).

2.Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр..

3.Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации

Методические пособия для учителя:

Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации.

Печатная продукция:

1.Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой

2.Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)

3.Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Цифровые образовательные ресурсы:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету

Экранно-звуковые пособия: (могут быть в цифровом виде)

Видеофильмы по предмету

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

Термометр медицинский

Часы с синхронизированными стрелками

Лабораторное оборудование для проведения наблюдений за погодой

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

модель "торс человека" с внутренними органами

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Натуральные объекты:

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции плодов и семян растений

гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Игры и игрушки:

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Технические средства обучения:

Ноутбук или стационарный компьютер

Проектор или мультимедийная доска

Экран для проектора







Календарно – тематическое планирование.

Дата.

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности.

Примечание

I Четверть – 9 часов.

01.09

Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня летом, зимой

1

Работа с учебником,

иллюстрациями,

предметными картинками.

Словарная работа.

Ответы на вопросы.

Презентация. Работа в тетради.Рисование.Фронтальная и

индивидуальная работа.


08.09

Сентябрь – начало осени. Наблюдение за состоянием природы (холод, небо, земля). Экскурсия

1


15.09

Деревья летом и осенью

1

Работа по

учебнику. Работа с

иллюстрациями.

Работа с серией

картин. Работа с

гербарием. Фронтальная и индивидуальная

работа.


22.09

Животные осенью: подготовка к зиме.

1

Работа по учебнику.

Работа по презентации

«Растения и животные

осенью». Ответы на

вопросы. Работа в

тетради. Работа с

гербарием.

Фронтальная и

индивидуальная работа.


29.09

Занятия людей осенью. Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

1

Работа по презентации

«Труд людей осенью».

Работа по учебнику.

Ответы на вопросы.

Работа на участке.

Фронтальная и

индивидуальная работа.


06.10

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека

1

Работа с учебником,

иллюстрациями, с

серией картинок.

Ответы на вопросы учителя. Работа с

презентацией

«Фрукты», «Питание

человека». Работа с

буклетами на тему

урока. Фронтальная и индивидуальная работа.


13.10

Уход за растениями сада и огорода.

1

Работа с учебником,

иллюстрациями, с

серией картинок.

Ответы на вопросы

учителя. Работа в тетради. Рисование.

Фронтальная и

индивидуальная работа.


20.10

Комнатные растения.

Названия и отличительные признаки. Уход за комнатными растениями.

1

Работа с учебником,

иллюстрациями,

учебным пособием «

Красота на

подоконнике». Ответы

на вопросы. Практическая деятельность


27.10

Вода. Свойства воды. Температура воды. Вода в природе. Значения воды.

1

Работа по учебнику. С предметными

картинками. Словарная

работа. Видео

Ответы на вопросы.

Эксперименты, опыты.

Работа в тетради.

Рисование. Составление

рассказа. Фронтальная

и индивидуальная

работа.


II Четверть – 7 часов.

10.11

Растения. Части растений корень, стебель, лист, цветок

1

Работа с учебником,

иллюстрациями,

учебным пособием

«Части растения».

Ответы на вопросы

учителя. Работа в

тетради. Фронтальная и

индивидуальная работа.


17.11

Хвойные и лиственные деревья.

1

Видео. Работа по

учебнику. Ответы на

вопросы. Индивидуальная

работа.


24.11

Цветы. Жизнь растений.

1


01.12

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые.

1


08.12

Зима. Растения зимой. Животные зимой.

1

Фронтальная и

индивидуальная работа. Работа с учебником,

иллюстрациями.

Ответы на вопросы

учителя. Работа в

тетради. Составление

рассказа по плану.

Фронтальная и

индивидуальная работа.


15.12

Занятия людей зимой. Обобщение и закрепление по теме «Зима».

1

Работа по презентации

«Труд людей зимой».

Разгадывание

кроссворда.

Фронтальная и

индивидуальная работа.


22.12

Экскурсия. Наблюдения за зимующими птицами.

Подкормка: синица, сорока

1

Групповые и самостоятельные

наблюдения на

экскурсии «Времена

года». Фронтальная и

индивидуальная работа.


III Четверг – 10 часов.

12.01

Животные дикие и домашние. Кошка и рысь. Сходство и различия.

1

Работа по презентации

«Домашние и дикие

животные». Работа по

учебнику. Ответы на

вопросы. Составление

рассказа по плану.

Фронтальная и

индивидуальная работа. Работа по

презентации «Кошки».

Работа с художественной

литературой. Работа в

группах.


19.01

Породы кошек.

1


26.01

Собака и волк. Сходство и различия.

1

Составление рассказа

по плану. Работа по

презентации. Работа с

художественной

литературой. Работа в

группах.


02.02

Породы собак.

1


09.02

Рыбы. Строение тела рыб, их среда обитания. Рыболовство. Рыбы зимой.

1

Работа по презентации

«Рыбы». Работа по

учебнику. Ответы на

вопросы.

Работа в тетради.

Работа с пазлами.


16.02

Охрана водоёмов и рыбы, значение рыбы в питании человека.

1


23.02

Человек. Гигиена человека.

1

Презентация. Работа по

учебнику. Ответы на

вопросы. Работа с

буклетами на тему

урока. Фронтальная и

индивидуальная работа.

Презентация «Органы

пищеварения. Здоровое

питание». Встреча с

медиком школы на тему

урока.


02.03

Правильный образ жизни человека.

1


09.03

Органы пищеварения. Основы здорового питания.

1


16.03

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

1


VI Четверть – 7 часов.

30.03

Правила приготовления пищи. Правила питания. Профилактика отравлений.

1

Презентация. Ответы на

вопросы. Работа с

буклетами на тему

урока. Фронтальная и

индивидуальная работа.


06.04

Весна. Растения весной.

1

Работа с учебником,

иллюстрациями,

предметными

картинками. Словарная

работа. Ответы на

вопросы. Презентация.

Фронтальная и

индивидуальная работа


13.04

Животные весной.

1

Презентация «Жизнь

растений и животных

весной» Ответы на

вопросы. Работа по учебнику. Фронтальная

и индивидуальная

работа.


20.04

Экскурсия. Появление весной грачей, скворцов.

1

Групповые и самостоятельные

наблюдения на

экскурсии «Времена

года». Фронтальная и

индивидуальная работа.


27.04

Занятия людей весной. Сад и огород весной.

1

Разгадывание

кроссворда.

Фронтальная и

индивидуальная работа.


04.05

Лето. Растения летом. Животные летом

1

Работа с учебником,

иллюстрациями,

предметными

картинками. Словарная

работа. Составление

рассказа по картинке.Ответы на

вопросы. Презентация

«Жизнь растений и животных весной»

Фронтальная и

индивидуальная работа.


11.05

Занятия людей летом. Обобщение и повторение изученного за год.

1

Разгадывание

кроссворда. Экологическая игра.

Фронтальная и

индивидуальная работа.




10