Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2020г.
Учебник Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т.О.Куртова. для 4 класса. Москва «Просвещение», 2020 год. В 2 частях.
Рабочая тетрадь Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина М. А. Попова, Т.О.Куртова. для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020г. В 2 частях.
Цель учебного предмета: формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Задачи:
расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытов;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы.
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
-развитие абстрактных математических понятий;
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Труд и творчество как черты развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика предмета «Мир природы и человека»
Основной особенностью содержания предмета «Мир природы и человека» является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у обучающегося необходимого общества нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, физические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Предмет «Мир природы и человека» даёт возможность воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения предмета «Мир природы и человека» обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку; планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
При изучении предмета «Мир природы и человека» реализуется опора на имеющийся опыт учеников. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта. образовательной области «Естествознание»
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание». Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год».
Класс | количество часов неделю | количество недель | всего часов за год |
4 | 2 часа | 34 | 68 часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
16 часов | 16 часов | 20 часов | 16 часов |
Национально-региональный компонент.
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:
федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
национально-региональный компонент – не менее 10%;
Уроки окружающего мира в 4 классе содержат национально – региональный компонент, в количестве 6 тем (6 часов). Национально – региональный компонент реализуется полипредметным способом (органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков)
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках учебного курса «Мир природы и человека» в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Поэтому в программу по учебному курсу «Мир природы и человека» включены темы связанные с природой Бурятии. Для лучшего усвоения материала дети посещают музеи города Улан-Удэ, села Кабанск, Кабанского района и ходят на экскурсии в окрестностях п.Селенгинск.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека».
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видео-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- самостоятельно читать.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека».
Должны уметь практически применять следующие знания:
Достаточный:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
Минимальный:
- называть изученные объекты и явления;
- различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать изученных диких и домашних животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел.
Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Учебно-тематический планирование.
Раздел | Тема | Количество часов |
I | Повторение. | 1 |
II | Сезонные изменения в неживой природе. | 1 |
III | Живая природа. | 4 |
IV | Неживая природа. | 6 |
V | Живая природа. | 14 |
VI | Сезонные изменения в неживой природе. | 1 |
VII | Живая природа. | 17 |
VIII | Сезонные изменения в неживой природе. | 1 |
IX | Живая природа. | 17 |
X | Сезонные изменения в неживой природе | 1 |
XI | Живая природа. | 4 |
итого | | 68, из них 4 часа проверка знаний |
| | |
| | |
| | |
Материально – техническое обеспечение.
Пособия для учащихся:
1.Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).
2.Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
Методические пособия для учителя:
Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации.
Печатная продукция:
1.Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
2.Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
3.Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Цифровые образовательные ресурсы:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету
Экранно-звуковые пособия: (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы по предмету
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Часы с синхронизированными стрелками
Лабораторное оборудование для проведения наблюдений за погодой
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
модель "торс человека" с внутренними органами
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
Натуральные объекты:
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Игры и игрушки:
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.).
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
Технические средства обучения:
Ноутбук или стационарный компьютер
Проектор или мультимедийная доска
Экран для проектора
Тематическое планирование.
№ п/п год | № п/п четверть | Названия раздела, темы урока. | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
План | Факт |
| I Четверть – 16 часов. |
1 | 1 | Повторение знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. | 1 | 02.09 | | Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме. |
2 | 2 | Сезонные изменения в неживой природе. Осень | 1 | 07.09 | | Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков осени. Составление рассказа об осенних месяцах |
3 | 3 | Растения осенью | 1 | 09.09 | | Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об использовании овощей. |
4 | 4 | Животные осенью | 1 | 14.09 | | Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок. Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов |
5 | 5 | Труд людей осенью | 1 | 16.09 | | Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты). Практическая работа на пришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного использования садового инструмента. |
6 | 6 | Экскурсия в природу: наблюдение за состоянием природы. НРК Осень в родном краю. | 1 | 21.09 | | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Составление рассказа об осенних месяцах. |
7 | 7 | Почва | 1 | 23.09 | | Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов) |
8 | 8 | Состав почвы: песок, глина, камни. | 1 | 27.09 | | Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на рисунке |
9 | 9 | Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. | 1 | 28.09 | | Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об обработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь названий садовых инструментов. Практическая работа на пришкольном участке (перекапывание почвы) |
10 | 10 | Формы поверхности Земли: холмы, горы. | 1 | 30.09 | | Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий. |
11 | 11 | Формы поверхности Земли: равнины, низменности, | 1 | 05.10 | | Чтение текста учебника. Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы (равнина, овраг) |
12 | 12 | Овраги | 1 | 07.10 | |
13 | 13 | Растения огорода. | 1 | 12.10 | | Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте. |
14 | 14 | Растения леса. | 1 | 14.10 | | Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники). |
15 | 15 | Растения сада. | 1 | 19.10 | | Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста |
16 | 16 | Растения сада, огорода, леса, их сравнение. | 1 | 21.10 | | Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте. |
| | II Четверть – 16 часов. |
17 | 1 | Растения сада, огорода, леса, их сравнение. | 1 | 02.11 | | Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас). Практическое упражнение ориентирование по компасу, по природным объектам |
18 | 2 | Обобщение и проверка знаний | 1 | 04.11 | | Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте. |
19 | 3 | Растения культурные и дикорастущие | 1 | 09.11 | | Нахождение определения дикорастущих и культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы. |
20 | 4 | Уход за цветами в саду. | 1 | 11.11 | | Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста. |
21 | 5 | Лекарственные растения: календула, зверобой | 1 | 16.11 | | Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности |
22 | 6 | Редкие растения и их охрана. НРК Растения Бурятии, занесённые в красную книгу. | 1 | 18.11 | | Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду. Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия. |
23 | 7 | Парк (сквер). Создание человеком парков. | 1 | 23.11 | | Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея, сквер). Описание парка (сквера). Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства. |
24 | 8 | Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. | 1 | 25.11 | | Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха). Изготовление поделки из соломы. |
25 | 9 | Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. | 1 | 30.11 | |
26 | 10 | Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. | 1 | 02.12 | |
27 | 11 | Сезонные изменения в неживой природе. Зима. | 1 | 06.12 | | Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы. Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки. |
28 | 12 | Растения зимой. | 1 | 09.12 | | Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа. Нахождение объектов по заданию. Чтение текста. |
29 | 13 | Животные зимой | 1 | 14.12 | | Прослушивание текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника. Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление рассказа о жизни животных зимой. |
30 | 14 | Птицы зимой | 1 | 16.12 | | Прослушивание текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника. Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление рассказа о жизни птиц зимой. |
31 | 15 | Труд людей зимой | 1 | 21.12 | | Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам |
32 | 16 | Обобщение и проверка знаний | 1 | 23.12 | | Обобщить и систематизировать полученные знания о сезонных изменениях в природе. |
Ш Четверть –20 часов. |
33 | 1 | Домашние животные: корова, лошадь. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. | 1 | 11.01 | | Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на вопросы. Составление рассказа об известном животном Рассматривание рисунка с изображением лошади. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об использовании лошади человеком Рассматривание рисунка с изображением коровы. Выделение частей тела коровы. Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании коровы человеком |
34 | 2 | Домашние животные: свинья, овца. Разнообразие пород домашних животных. НРК Овцеводство в республике Бурятия. | 1 | 13.01 | | Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании овцы, свиньи человеком. Зарисовка домашнего животного. |
35 | 3 | Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. | 1 | 18.01 | | Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания. |
36 | 4 | Экскурсия в природу: наблюдение за изменениями, подкормка птиц | 1 | 20.01 | | Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для птиц. |
37 | 5 | Домашние птицы: гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. | 1 | 25.01 | | Словарная работа (водоплавающие птицы). Нахождение водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что позволяет птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих птиц. Нахождение сходства и различий Составление описательного рассказа. |
38 | 6 | Домашние птицы: курица. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. | 1 | 27.01 | | Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека. Экскурсия на птицеферму (по возможности) |
39 | 7 | Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. | 1 | 01.02 | | Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы. |
40 | 8 | Сравнение диких и домашних утки и гуся. | 1 | 03.02 | | Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте учебника. |
41 | 9 | Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. | | 08.02 | | Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о насекомом по плану. Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. |
42 | 10 | Полезные насекомые. | 1 | 09.02 | | Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках. Чтение текста учебника. |
43 | 11 | Разведение и использование человеком пчел. Пасека. | 1 | 15.02 | |
44 | 12 | Насекомые-вредители. | 1 | 17.02 | | Слушание рассказа о насекомых-вредителях. Рассматривание рисунка. Запись названий насекомых в тетрадь |
45 | 13 | Сезонные изменения в неживой природе. Весна | 1 | 22.02 | | Рассматривание рисунка. Определение признаков весны. Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки. |
46 | 14 | Растения весной. | 1 | 24.02 | | Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора. Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов. |
47 | 15 | Разнообразие сортов семян | 1 | 01.03 | |
48 | 16 | Первые весенние цветы | 1 | 03.03 | |
49 | 17 | Животные весной. НРК Животные нашего края. | 1 | 10.03 | | Чтение рассказа. Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей животных |
50 | 18 | Птицы весной | 1 | 15.03 | | Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Составление рассказа о труде людей. Разучивание стихотворения. Составление рассказа о весне по рисункам. Практическая работа на пришкольном участке |
51 | 19 | Труд людей весной | 1 | 17.03 | |
52 | 20 | Обобщение и проверка знаний | 1 | 22.03 | | Рассматривание предметов ухода за домашними животными. Запись названий предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. |
| | IV Четверть – 16 часов. |
53 | 1 | Человек. Мозг человека. | 1 | 05.04 | | Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам. |
54 | 2 | Профилактика травм головного мозга. | 1 | 07.04 | | Чтение текста учебника. Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации правильного поведения. |
55 | 3 | Режим дня. Часы. | 1 | 12.04 | | Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь. |
56 | 4 | Профилактика переутомления. | 1 | 14.04 | | Практическое разучивание физкультминутки для профилактики переутомления. Запись комплекса гимнастики в тетрадь. |
57 | 5 | Загрязнение воздуха, воды, почвы. НРК Селенгинский ЦКК. | 1 | 19.04 | | Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам. Определение действий человека по очистке почвы. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь. Чтение текста учебника, ответы на вопросы. |
58 | 6 | Заповедники. | 1 | 21.04 | | Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество) |
59 | 7 | Правила поведения в быту. | 1 | 26.04 | | Определение правильного поведения по иллюстрациям. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок» |
60 | 8 | Правила поведения в школе. | 1 | 28.04 | | Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке» |
61 | 9 | ПДД. Дорога. Пешеходный переход (экскурсия) | 1 | 03.05 | | Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения на дороге. Рассматривание иллюстраций. Чтение правил перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход». Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору. Разучивание стихотворения. |
62 | 10 | Транспорт. Мы – пассажиры. НРК Улан-Удэнский авиазавод. | 1 | 05.05 | | Прослушивание текста. Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном транспорте. Практическая отработка. |
63 | 11 | Сезонные изменения в неживой природе. Лето. | 1 | 10.05 | | Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в тексте определений явлений природы. Определение летних месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и разучивание названий растений сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со стихотворным текстом. |
64 | 12 | Растения летом | 1 | 12.05 | |
65 | 13 | Животные летом | 1 | 17.05 | | Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Составление рассказа о ферме. |
66 | 14 | Труд людей летом | 1 | 29.05 | | Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа о работе людей летом. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения в тетрадь. |
67-68 | 15-16 | Обобщение и проверка знаний | 2 | 24.05 26.05 | | Ответы на вопросы. Составление распространенных предложений с предлогами; использование обобщенных понятий в устной речи. |
12