СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по учебному предмету «Математика» для 3 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе 

             Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2013), допущенной Министерством образования РФ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по учебному предмету «Математика» для 3 класса»


Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Чурсина М.В. /

Протокол №

от «____»______________2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2

_____________/Макарова Л.Ю/

Протокол №______от_________2018г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

_____________/Загайнов С.В./

Приказ № ______ от «____»____________ 2018г.



Адаптированная рабочая программа

для детей с умственной отсталостью

по учебному предмету «Математика» для 3 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,

специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида.

Срок реализации: 1 год


Составитель: Кочукова Валентина Александровна,

учитель начальных классов






с. Топчиха 2018год




Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

1. Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2013), допущенной Министерством образования РФ.

2. Учебного плана МКОУ Топчихинская СОШ №2 на 2018-2019 учебный год

Программа под ред. Воронковой В.В. рассчитана в 3 классе - на 6 часов в неделю, 204 часа за учебный год; однако, согласно учебному плану, программа сокращена до 3 часов в неделю, 102 часа за учебный год.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Учебник: Эк В.В. «Математика». 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. М. «Просвещение» 2009г.

Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

  1. Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.

  2. Научить читать и записывать числа в пределах 100.

  3. Пробудить у учащихся интерес к математике.

  4. Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;

  5. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

  6. Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных математических понятий;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 100, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.


Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В 3 классе продолжить развивать у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

 Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.


Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: урок, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

  • устное решение примеров и задач;

  • практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

  • развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

  • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.


Планируемые результаты освоения курса

«Повторение»

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд 1-20 в прямом и обратном порядке;

- сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц;

- присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 20;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток;

- решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи

«Сотня»

Учащиеся должны знать:

 - числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

Учащиеся должны уметь:

- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
      - откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
      -  складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

«Умножение и деление чисел»

Учащиеся должны знать:

- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
      - таблицы умножения и деления чисел в пределах 20,

- переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
     -  порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
Учащиеся должны уметь:

- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
      

«Меры длины, времени, массы, стоимости»

Учащиеся должны знать:

- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
     -  порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
      Учащиеся должны уметь:

 - различать числа, полученные при счете и измерении;
      - записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
      - определять время по часам (время прошедшее, будущее);

«Геометрический материал»

Учащиеся должны знать:

- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

- названия элементов четырехугольников;

- замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу

Учащиеся должны уметь:

 - находить точку пересечения линий;
      - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.


Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.

















Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Всего часов

Дата проведения

План

Факт

1-3

Нумерация.

3 ч.

03-09

05-09

06-09


4

Единицы времени: час, сутки.

1ч.

10-09


5

Единицы длины: 1 см, 1 дм.

1 ч.

12-09


6

Меры емкости: 1 л.

1 ч.

13-09


7

Меры массы: 1 кг.

1ч.

17-09


8-9

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.

2 ч.

19-09

20-09


10-12

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

3ч.

24-09

26-09

27-09


13-14

Геометрический материал.

2 ч.

01-10

03-10


15-16

Решение простых задач на нахождение суммы и разности.

2 ч.

04-10

08-10


17

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения.

1 ч.

10-10


18

Название компонентов умножения. Знак умножения.


1 ч.

11-10


19

Таблица умножения числа 2 в пределах 20.

1 ч.

15-10


20

Деление на равные части   в пределах 20.

1 ч.

17-10


21

Деление. Знак деления. Название компонентов деления.

1 ч.

18-10


22

Таблица деления на 2 в пределах 20.

1 ч.

22-10


23

Таблица умножения числа 3 в пределах 20.

1 ч.

24-10


24

Деление на 3 равные части в пределах 20.

1 ч.

25-10


25

Таблица деления на 3 в пределах 20.

1 ч.

07-11


26

Таблица умножения числа 4 в пределах 20.

1ч.

08-11


27

Деление на 4 равные части   в пределах 20.

1 ч.

12-11


28

Таблица деления на 4 в пределах 20.

1 ч.

14-11


29

Таблица умножения числа 5 в пределах 20.

1 ч.

15-11


30

Деление на 5 равные части в пределах 20.

1 ч.

19-11


31

Таблица деления на 5 в пределах 20.

1 ч.

21-11


32

Таблица умножения числа 6 в пределах 20.

1 ч.

22-11


33

Деление на 6 равные части в пределах 20.

1 ч.

26-11


34

Таблица деления на 6 в пределах 20.

1 ч.

28-11


35

Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

1 ч.

29-11


36

Контрольная работа по теме «Умножение и деление»

1 ч.

03-12



37

38

Нумерация чисел в пределах 100.


05-12

06-12



39

40

Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков.


2 ч.

10-12

12-12



41

42

Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.


2ч.

13-12

17-12



43

44

Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.


19-12

20-12


45

Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1

1 ч.

24-12


46

Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по по 2.

1 ч.

26-12



47

48

Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание равными группами по 5, по 4.


27-12

10-01


49

Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел.

1 ч.

14-01


50

51

Сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц.

2 ч.

16-01

17-01


52

53

Понятие разряда. Разрядная таблица.


2 ч.

21-01

23-01


54

Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

1 ч.

24-01


55

Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год.

1 ч.

28-01


56

57

Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес.

30-01

31-01


58

Порядок месяцев. Календарь.

1 ч.

04-02



59

60

Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

2 ч.

06-02

07-02


61

Соотношение: 1 р. = 100 к.

1 ч.

11-02


62

Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

13-02


63

64

Увеличение чисел на несколько десятков, единиц.

2 ч.

14-02

18-02



65

66

Уменьшение чисел на несколько десятков, единиц.

2 ч.

20-02

21-02



67

68

Числа четные и нечетные.


2 ч.

25-02

27-02



69

70

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд вида 60 + 7; 60 + 17 и соответствующие случаи вычитания).

2 ч.

28-02

04-03


71

72

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд вида 61 + 7; 61 + 27 и соответствующие случаи вычитания).

2 ч.

06-03

07-03



73

74

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд вида 61 + 9; 61 + 29 и соответствующие случаи вычитания).

2 ч.

11-03

13-03



75

76

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд вида 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).

2 ч.

14-03

18-03


77

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).

1 ч.

20-03


78

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

1 ч.

21-03



79

80

Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

2 ч.

01-04

03-04



81

82

Скобки. Действия I и II ступени.

2 ч.


04-04

08-04



83

84

 Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

2 ч.

10-04

11-04


85

Контрольная работа по теме «Арифметические задачи в два действия».

1 ч.

15-04



86

87

Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.


2 ч.

17-04

18-04


88

89

Пересечение линий. Точка пересечения.


2 ч.

22-04

24-04


90

91

Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

2 ч.

25-04

29-04


92

93

Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

2 ч.

02-05

06-05



94

95

Многоугольник. Вершины, углы, стороны.

2 ч.

08-05

13-05



96

97

Сложение и вычитание в пределах 100

2 ч.

15-05

16-05



98

Решение составных задач

1 ч.

20-05


99

Контрольная работа за год.

1ч.

22-05



100

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

1 ч.

23-05



101-102

Геометрический материал

2 ч.

27-05

29-05


103

Геометрический материал

1 ч.

30-05




Материально-техническое обеспечение:

  1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой / М.Н. Перова, В.В. Эк. М.: Просвещение, 2013.

  2. Эк В.В. «Математика». 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. М. : «Просвещение» 2009г.




Лист внесения изменений

№ пп

№ урока


Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Причина (приказ № … от ...)























Приложение.

Способы и формы оценки результатов обучения.

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст­ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже од­ного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Жела­тельно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать нату­ральные числа, умения находить площадь пря­моугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических прове­рок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с мно­гозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью ко­торых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каж­дый из которых содержит 30 примеров (соот­ветственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та­кой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике прово­дится в форме контрольных работ комбиниро­ванного характера (они содержат арифметиче­ские задачи, примеры, задания геометрическо­го характера и др.). В этих работах сначала от­дельно оценивается выполнение задач, приме­ров, заданий геометрического характера, а за­тем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляет­ся как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.



Критерии отслеживания результативности деятельности по математике в 3 классе.


Контрольная работа.

Работа, состоящая из примеров:

Оценка «5» – работа без ошибок, допускается 2-3 исправления

Оценка «4» –2 грубые и 2 негрубые ошибки.

Оценка «3» – 3 грубые и 2 негрубые ошибки или 4 и более негрубых ошибки.

Оценка «2» – 5 и более грубых ошибок.


Работа, состоящая из задач:

Оценка «5» - работа без ошибок, допускается 2-3 исправления

Оценка «4» –2-3 негрубых ошибки.

Оценка «3» – 2 грубых и 3–4 негрубые ошибки.

Оценка «2» – 3 и более грубых ошибки.


Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)

Оценка "5" - вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" - допущены 2 вычислительные ошибки.

Оценка "3" - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 4-5 вычислительных ошибок, при этом в ходе решения задачи допускается негрубая ошибка.

Оценка "2" - допущены ошибки в ходе решения задачи и вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 6 вычислительных ошибок.


Комбинированная работа (2 задачи и примеры)

Оценка "5" - вся работа выполнена безошибочно.

Оценка "4" - допущены 2-3 вычислительные ошибки.

Оценка "3" - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 4-5 вычислительных ошибок.

Оценка "2" - допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач, допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4-5 вычислительных ошибок.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

4. Не решенная до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

6. Ошибки при выполнении чертежа.


Негрубые ошибки:

1. Неверно сформулированный ответ задачи.

2. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

3.Недоведение до конца преобразований.

4.Нерациональный прием вычислений.

5. Неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу оценка по математике может быть снижается на 1 балл, но не ниже «3».


Математический диктант

Оценка "5" - вся работа выполнена безошибочно, допускается исправление

Оценка "4" - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка "3" - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.

Оценка "2" не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.


Тест

Оценка "5" - 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" - 75% правильно выполненных заданий

Оценка "3" - 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" - правильно выполнено менее 50% заданий

Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание


Самостоятельная работа.

Носит обучающий характер.

Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях.

На выполнение самостоятельной работы отводится:

2 класс – 20-25 мин., 3-4 класс – 15-20 мин.

Оценка «5» - работа содержит не более 2 исправлений.

Оценка «4» - сделано не менее 70% объёма работы.

Оценка «3» - сделано не менее 45% объёма работы.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!