Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии
Основная цель географии в системе общего образования- сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений. адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей,о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов ,протекающих в географическом пространстве ,проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий
Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования .География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения-280, из них по 34ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70ч (2ч в неделю) в 7 и 8 классах
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
Результатами изучения курса «Планета Земля» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
- осознание себя как члена общества на глобальном уровне – житель планета Земля;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
1)формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2)формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3)формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5)овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7)формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8)формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
№п/п | Тема урока | Основная деятельность | Коррекционный блок |
-
| География: древняя и современная наука | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК. Ресурсы урока: Учебник, с. 5– 9 ; Атлас; Контурные карты; Тетрадь тренажёр, с. 3; Тетрадь практикум, с. 3; Тетрадь экзаменатор, с. 3; Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| География в современном мире | Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. Ресурсы урока: Учебник, с. 10–11; Атлас, с. 2, 22, 28, 32; Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| География в древности | Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. Ресурсы урока: Учебник, с. 14–15;Атлас, с. 12–13; Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Географические знания в древней Европе | Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме. Ресурсы урока: Учебник, с. 16–17;Атлас, с. 12–13; Тетрадь тренажёр, с. 14 (№ 1), с. 22 (№ 5); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| География в эпоху Средневековья: Азия, Европа | Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели. Ресурсы урока: Учебник, с. 18–21; Атлас, с. 12–13; Тетрадь тренажёр, с. 14(№ 2), с. 16 (№ 2), с. 22 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Открытие Австралии и Антарктиды | Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вкладв географию И.Ф. Крузенштернаи Ю.Ф. Лисянского. Ресурсы урока: Учебник, с. 26–27;Атлас, с. 12–13; Тетрадьтренажёр, с. 15 (№ 9, 10), с. 17 (№ 3), с. 18 (№ 1),с. 23 (№3); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Современные географическиеисследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Исследования полярных областейЗемли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоёв атмосферы. Ресурсы урока: Учебник , с. 28–30; Атлас , с. 12–13, 2–3, 22–23, 28–29,32–35; Тетрадьтренажёр, с. 16 (№ 11,12), с. 20 (№ 4), с. 21 (№ 3), с. 23 (№ 4); Тетрадьэкзаменатор, с. 12–17; Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Изображения земной поверхности | Наука о создании карт. Глобус какобъёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. Ресурсы урока: Учебник, с. 32–33;Атлас; Тетрадьтренажёр, с. 4 (№ 1–3),с. 9 (№ 1), с. 10 (№ 3); Электронноеприложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Масштаб | Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаби его использование. Определениес помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображенияместности от масштаба. Ресурсы урока: Учебник, с. 34–35; Атлас с. 2–3; Контурные карты, с. 3 (№ 1);Тетрадь тренажёр, с. 4 (№ 5), с. 5 (№ 1),с. 11–13 (№ 1–10); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Условные знаки. | Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные ,точечные, линейные. Пояснительные подписи. Ресурсы урока: Учебник, с. 36–37;Атлас, с. 2–3; Контурные карты, с. 3(№ 3–5); Тетрадь тренажёр, с. 5 (№ 7);Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Способы изображения неровностей земной поверхности | Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкалавысот и глубин. Ресурсы урока: Учебник , с. 38–39; Атлас, с. 2–3, 6–7, 10–11; Контурныекарты, с. 3 (№ 2), с. 10–11 (№ 1–2);Тетрадьтренажёр, с. 34 (№ 4), с. 38(№ 4), с. 41 (№ 2), с. 44 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Стороны горизонта. Ориентирование | Основные и промежуточные стороныгоризонта. Способы ориентированияна местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение угловс помощью транспортира. Ресурсы урока: Учебник, с. 40–41;Тетрадьтренажёр, c. 5 (№ 9); Тетрадьпрактикум, с. 6 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Съёмка местности | Глазомерная съёмка. Определениерасстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Практическая работа по ориентированию и определению азимутовна местности и плане. Ресурсы урока: Учебник, с. 42–43;Атлас, с. 2–3; Тетрадьтренажёр, c. 5 (№ 10), с. 6 (№ 2), с. 7 (№ 1); Тетрадьпрактикум, практическая работа« Определение на местности направлений и расстояний»; Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Плана местности | Практическая работа по проведениюполярной съёмки местности. Ресурсы урока: Учебник, с. 44–45; Тетрадьпрактикум, практические работы« Полярная съёмка местности», «Построение схемы маршрута» | Беседа, работа с презентацией |
-
| Составление плана местности | Практическая работа по проведениюполярной съёмки местности. Ресурсы урока: Учебник, с. 44–45; Тетрадьпрактикум, практические работы« Полярная съёмка местности», «Построение схемы маршрута» | Беседа, работа с презентацией |
-
| Географические карты | Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах. Ресурсы урока: Учебник, с. 46–47; Атлас, с. 6–9, 12–13, 26–27, 29, 33,44–45; Тетрадьтренажёр, с. 38–39 (№ 5–6), с. 44 (№ 2); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Параллели и меридиан. | Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридиановдля определения координат точек. Ресурсы урока: Учебник , с. 48–49; Атлас, с. 6–7, 10–11; Контурные карты, с. 4–5 (№ 1–3); Тетрадь тренажёр, с. 4(№ 6), с. 7 (№ 3), с. 8 (№ 5), с. 9 (№ 2),с. 10 (№ 4), с. 11 (№ 5); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Географические координаты | Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с по мощью градусной сетки . Ресурсы урока: Учебник , с. 50–51; Атлас, с. 6–7, 10–11; Контурные карты, с. 4–5 (№ 1, 4–5); Тетрадьтренажёр, с. 5 (№7–9), с. 8–9 (№ 4, 6–8), с. 11 (№ 6), с. 13 (№ 11–12); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Географические информационные системы | Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. Ресурсы урока: Учебник, с. 52–53. | Беседа, работа с презентацией |
-
| Обобщающий урок по теме« Изображения земной поверхностии их использование» | Ресурсы урока: Учебник, с. 54; Атлас ;Тетрадь экзаменатор, с. 4–11; Тетрадьпрактикум, практическая работа «Составление маршрута воображаемой экспедиции»; Электронное приложениек учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Земля в Солнечной системе | Состав Солнечной системы. Система« Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. Ресурсы урока: Учебник, с. 56–57;Атлас, с. 14–15; Тетрадьтренажёр ,с. 24 (№ 1–2, 4), с. 25 (№ 1, 2), с. 29 (№ 1–3), с. 30–31 (№ 4–6, 8), с. 32(№ 2); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Осевое вращение Земли | Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. Ресурсы урока: Учебник , с. 58–59; Атлас, с. 14–17; Контурные карты, с. 8–9;Тетрадь тренажёр, с. 24–25 (№ 7–9), с. 27 (№ 1–3), c. 28 (№ 7–8), с. 32 (№ 1),с. 33 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Орбитальное движение Земли | Движение Земли по орбите и сменавремён года. Тропики и Полярныекруги. Пояса освещённости. Ресурсы урока: Учебник, с. 60–61;Атлас, с. 14–15; Тетрадьтренажёр,c. 24–25 (№ 5–6, 10–11), с. 26 (№ 3–4),с. 27 (№ 4–5), с. 2 (№ 6), с. 33 (№ 5);Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Влияние космоса на Землюи жизнь людей | Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности. Ресурсы урока: Учебник, с. 62–63; Атлас, с. 14–15; Тетрадьтренажёр, с. 25(№ 12), с. 26 (№ 5); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Обобщающий урок по теме« Земля — планета Солнечной системы» | Ресурсы урока: Учебник, с. 64; Атлас, с. 14–17; Тетрадьэкзаменатор, с. 18–23;Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Строение Земли. Горныепороды | Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочныхи метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые. Практическая работа по определениюгорных пород и описанию их свойств. Ресурсы урока: Учебник, с. 66–67; Атлас, с. 20–21, 24–25; Тетрадьтренажёр, с. 34 (№ 1–2); Тетрадьпрактикум, практическая работа «Определение горных пород и их свойств»; Электронноеприложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Земная кора и литосфера | Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие. Ресурсы урока: Учебник, с. 68–69; Атлас, с. 20–21; Тетрадьтренажёр, с. 34(№ 3), с. 36 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Рельеф | Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельефдна океанов. Определение по картамкрупных форм рельефа. Ресурсы урока: Учебник , с. 70 – 71; Атлас, с. 6 – 9, 18–21, 26–27; Контурные карты, с. 10–11 (№ 1–3, 5); Тетрадь тренажёр, с. 35 (№ 5–8), с. 37 (№ 1,4–5), с. 38 (№ 2–3), с. 40 (№ 1), с. 41(№ 3), с. 44 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Рельеф Земли | Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельефдна океанов. Определение по картамкрупных форм рельефа. Ресурсы урока: Учебник , с. 70 – 71; Атлас, с. 6 – 9, 18–21, 26–27; Контурные карты, с. 10–11 (№ 1–3, 5); Тетрадь тренажёр, с. 35 (№ 5–8), с. 37 (№ 1,4–5), с. 38 (№ 2–3), с. 40 (№ 1), с. 41(№ 3), с. 44 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Внутренние силы Земли | Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия. Ресурсы урока: Учебник , с. 72 –73; Атлас, с. 8–9, 20–23; Контурные карты, с. 10–11 (№ 4), с. 24–25 (№ 3); Тетрадьтренажёр, с. 35 (№ 9–10), с. 36 (№ 2), с. 39 (№ 7–8), с. 40 (№ 9–10), с. 42 (№ 5–6); Электронное приложение кучебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземныхвод. Деятельность человека и рельеф. Ресурсы урока: Учебник, с. 74–77; Атлас, с. 8–9; Тетрадьтренажёр, с. 36 (№ 11), с. 37 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземныхвод. Деятельность человека и рельеф. Ресурсы урока: Учебник, с. 74–77; Атлас, с. 8–9; Тетрадьтренажёр, с. 36 (№ 11), с. 37 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменнаяоболочка Земли» | Строительные материалы. Драгоценныеи поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы. Ресурсы урока: Учебник, с. 78–80; Атлас, с. 6–11, 18–25; Контурные карты,с. 24–24 (№ 4); Тетрадьтренажёр, с. 36(№ 12), с. 43 (№ 7–8); Тетрадьпрактикум, практическая работа «Построениепрофиля рельефа»; Тетрадьэкзаменатор, с. 24–31; Электронное приложениек учебнику | Беседа, работа с презентацией |
-
| Контрольная работа по теме «Литосфера — каменнаяоболочка Земли» | Строительные материалы. Драгоценныеи поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы. Ресурсы урока: Учебник, с. 78–80; Атлас, с. 6–11, 18–25; Контурные карты,с. 24–24 (№ 4); Тетрадьтренажёр, с. 36(№ 12), с. 43 (№ 7–8); Тетрадьпрактикум, практическая работа «Построениепрофиля рельефа»; Тетрадьэкзаменатор, с. 24–31; Электронное приложениек учебнику | Беседа, работа с презентацией |