Тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллелей 8-ых, 9-ых классов составлено на основе примерной программы:
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с последующими изменениями.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.
Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и д
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
9 класс – География России. Хозяйство. Под ред. А.И. Алексеева, Москва, «Дрофа», 2014
Рабочая тетрадь к учебнику «География России. Хозяйство». Под ред. А.И. Алексеева, Москва, «Дрофа», 2014
Атлас с комплектом контурных карт. География 9 класс.
№п/п | Тема урока | Основная деятельность | Коррекционный блок |
-
| Понятие хозяйства. Его структура | Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли, группировка отраслей. Три сектора (сферы) хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Выделение в третичной сфере нового сектора — четвертичной сферы. | Беседа, работа с текстом и иллюстрациями |
-
| Этапы развития хозяйства | Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства — циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России. | Беседа, работа с текстом и иллюстрациями |
-
| Географическое районирование. | Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России Практическая работа №1. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.) | Работа с географическими картами |
-
| Сельское хозяйство. Растениеводство | Сельское хозяйство — отрасль первичной сферы. Главные особенности сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства. География растениеводства. | Беседа, работа с текстом и иллюстрациями |
-
| Животноводство. | Практическая работа №2. Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства. | Работа с географическими картами |
-
| Агропромышленный комплекс. | Легкая и пищевая промышленность. Представление об АПК и его составе. Сбалансированность звеньев АПК — условие решения проблемы обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Пищевая и легкая промышленность — третье звено АПК. Особенности их развития в современный период. География пищевой и легкой промышленности. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Лесной комплекс | Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса страны. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Топливно-энергетический комплекс. | Топливная промышленность. Угольная промышленность. Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность — “старейшая” отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы. Практическая работа №3. Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи). | Работа с географическими картами |
-
| Топливно-энергетический комплекс. | Топливная промышленность (продолжение). Нефтяная и газовая промышленность. Нефтяная и газовая промышленность — основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Практическая работа №3. (продолжение). Чтение карт нефтяной и газовой промышленности (основные районы добычи, транспортировка, размещение нефтеперерабатывающих заводов). | Работа с географическими картами |
-
| Электроэнергетика | Электроэнергетика и ее значение. Представление об энергосистеме, сравнение разных видов электростанций, их преимущества и недостатки. Единая энергосистема страны (ЕЭС). Особенности размещения электростанций разных типов. Энергообеспеченность отдельных территорий страны. Проблемы и перспективы развития ТЭК. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Металлургический комплекс | Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития. Практическая работа №4. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства. | Работа с географическими картами |
-
| Машиностроительный комплекс | Машиностроение — сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. “Отрасль свободного размещения”. Ориентация на научные Практическая работа №5 Изучение внутриотраслевых связей машиностроения на примере машиностроения | Работа с географическими картами, дополнительным материалом |
-
| Машиностроительный комплекс | Машиностроение (продолжение). Ориентация на научные базы, квалифицированные кадры и удобные связи с поставщиками деталей и потребителями продукции. Тесная связь машиностроения и военно-промышленного комплекса. | Работа с географическими картами, дополнительным материалом |
-
| Химическая промышленность | Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров — промышленность ХХ века. Производства в ее составе. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда. Практическая работа №6 Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. | Работа с географическими картами |
-
| Транспорт | Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны. Практическая работа №7 Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны | Работа с географическими картами |
-
| Информационная инфраструктура | Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства. Практическая работа №8 Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона). | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Территориальное (географическое) разделение труда | Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Хозяйственная специализация территорий. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Обобщение и коррекция знаний по разделу “Хозяйство России” | Повторение основных знаний и отработка умений по теме | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Контрольная работа по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы» | | |
-
| Восточно-Европейская равнина | Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства.. Практическая работа №9 Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Волга | Волга и Волжский бассейн. Волга — стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Центральная Россия: состав, географическое положение | Центральная Россия — исторический центр страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени. Практическая работа №10 Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России. | Работа с географическими картами |
-
| Центральный район: особенности населения | Центральный район — ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения. Практическая работа №11. Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов). | Работа с географическими картами, доп. материалом |
-
| Хозяйство Центрального района | Центральный район — база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. Сложный хозяйственный комплекс с развитием всех сфер и отраслей хозяйства, постоянное развитие и усложнение комплекса в связи с изменяющимися условиями. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Москва — столица России | Москва — инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Развитие сервисных отраслей. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями |
-
| Города Центрального района | Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. Города-крепости, исторические древние города, промышленные и научные центры.. Практическая работа №12 Составление географических маршрутов по городам Центрального района с указанием их достопримечательностей | Работа с географическими картами, доп. материалом |
-
| Костромская область. Природа | Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. | Работа с географическими картами, доп. материалом |
-
| Костромская область. Население и хозяйство | Отрасли хозяйства. | Работа с географическими картами, доп. материалом |
-
| Центрально-Черноземный район | Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы — чернозем, КМА. АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями |
-
| Волго-Вятский район | Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями |
-
| Северо-Западный район Географическое положение и природа | Особенности географического положения и природы. Озерный край, Ладожское озеро. Балтийское море — природа, морские пути, экологические проблемы. Практическая работа №13. Составление географического описания “путешествия” от Финского залива до Рыбинска водным путем. | Работа с географическими картами |
-
| Города на старых водных торговых путях. | Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов. Практическая работа №14 Составление географического маршрута по древним городам Северо-Запада | Работа с географическими картами, доп. материалом |
-
| Санкт-Петербург — новый “хозяйственный узел” России | Основание и развитие города. Влияние географического положения на статус “морской столицы”. Изменение Петербургом своего экономико-географического положения (ЭГП): преодоление “окраинного положения” за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи. Санкт-Петербург — центр хозяйственной жизни Северо-Запада. Машиностроение, химия, легкая промышленность. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями |
-
| Калининградская область . | Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. “Янтарный край”. Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями |
-
| Европейский Север. Географическое положение и природа | Состав и особенности географического положения. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Географическое положение и природа. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Этапы развития хозяйства | XVII в. — период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север — родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск — морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX — XX в. Новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России Практическая работа №15. Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двинско-Печорского по плану.. | Работа с географическими картами |
-
| Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | Культурное наследие Севера. Монастыри — центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, “архитектурные жемчужины” России. Северные художественные промыслы. Русская Практическая работа №16. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации. деревянная архитектура. | Работа с географическими картами, доп. материалом |
-
| Поволжье. Географическое положение и природа | Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Население и хозяйство | Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности. Практическая работа №17 Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. | Работа с географическими картами |
-
| Северный Кавказ. Природные условия | Состав района, границы, физико-, экономико- и политико-географическое положение. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные). Практическая работа №18. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям. | Работа с географическими картами |
-
| Хозяйство района | Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону — самый крупный город Северного Кавказа. Практическая работа №18. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по развитию АПК и рекреационного хозяйства. | Работа с географическими картами |
-
| Народы Северного Кавказа | Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Южные моря России | Значение южных морей России. Черное море — природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. Каспийское море. Экологические и хозяйственные последствия колебания уровня моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Уральский район. Географическое положение и природа | Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности. Практическая работа №19. Географическое описание Среднего Урала по картам (начало работы). | Работа с географическими картами |
-
| Этапы развития и современное хозяйство | Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Города Урала. Проблемы района | Рисунок размещения городов Урала. Екатеринбург — горнозаводский центр Урала. Пермь — промышленный и торговый центр. Челябинск — город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса. Практическая работа №19. Географическое описание по картам Среднего Урала (окончание работы). | Работа с географическими картами |
-
| Обобщение знаний по теме “Европейская часть России” | Общие черты географических районов европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологические проблемы. Качество окружающей среды. Возможные пути решения проблем географических районов европейской части страны. Формирование единой транспортной и информационной инфраструктуры. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Контрольная работа по теме: «Европейская часть России» | | |
-
| Природа Сибири | Азиатская Россия — территория, рельеф, климат. Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах. Практическая работа №20. Географическое описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали | Работа с географическими картами |
-
| Природа и ресурсы гор Южной Сибири | Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Арктические моря | Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Население Сибири | Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Хозяйственное освоение Сибири | Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск — старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. Освоение Сибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири. Практическая работа №21. Комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири | Работа с географическими картами |
-
| Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы | Состав территории, географическое положение. Западно-Сибирская равнина, ее большая протяженность с севера на юг, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Хозяйство района | Западная Сибирь — главная топливная база страны. Кузбасс — угольно- металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы | Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Байкал | Байкал — уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Эндемики Байкала. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Хозяйство района | Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири — электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. Экологические проблемы. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Дальний Восток. Формирование территории | Состав территории. Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Природные условия и ресурсы | Дальний Восток — контактная зона “суша — море”, последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления — тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Моря Тихого океана | Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей. Практическая работа №22. Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока. | Работа с географическими картами |
-
| Население района | Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения. | Беседа, работа с текстом, иллюстрациями и картами |
-
| Хозяйство района | Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта. Практическ5ая работа №23. Комплексная характеристика Якутии как географического района, на основании использования различных источников географической информации. | Работа с географическими картами |
-
| Обобщение знаний по теме “Азиатская часть России” | Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны. Сравнение западных и восточных районов России. Практическая работа №24. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами). | Работа с географическими картами |
-
| Типы районов России. Обобщение знаний по разделу “Районы России”. | Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д. “Лицо” района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика. Практическая работа №24. (окончание). Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России. | Работа с географическими картами |
-
| Контрольная работа по теме: “Азиатская часть России” | | |
-
| Россия в мире | Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике. Практическая работа №25. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира. | Работа с географическими картами, доп. материалом |