Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6 класса составлена на основе следующих документов:
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Тематическое плнирование для 6 класса рассчитано на 34 часа (1ч в неделю) федерального компонента и 17 часов (0,5ч в неделю) компонента образовательного учреждения. Преподавание курса ориентировано на использование учебника «география. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой, М., Дрофа, 2011г.
Заложить основы географического образования учащихся.
Показать географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения:
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными источниками информации как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней ответственен за то, что он делает в окружающем его мире.
№ | № | Тема урока | Основное содержание деятельности | Корекционный блок |
| | ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (35 ч) |
| | Введение (1 ч) |
1 | 1 | Введение | Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
| | Гидросфера — водная оболочка Земли (9 ч) |
2 | 1 | Гидросфера | Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
3 | 2 | Мировой океан | Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
4 | 3 | Движения воды в Океане | Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
5 | 4 | Реки | Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
6 | 5 | Реки | Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
7 | 6 | Озёра и болота | Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
8 | 7 | Подземные воды | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
9 | 8 | Ледники и многолетняя мерзлота | Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
10 | 9 | Человек и гидросфера | Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
| | Атмосфера—воздушная оболочка Земли (10 ч) |
11 | 1 | Атмосфера | Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
12 | 2 | Температура воздуха | Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. Практическая работа по обобщению данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
13 | 3 | Влажность воздуха. | Облака Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
14 | 4 | Атмосферные осадки | Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
15 | 5 | Атмосферное давление | Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
16 | 6 | Ветер | Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель Практическая работа по вычерчиванию розы ветров. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
17 | 7 | Ветер | Практическая работа по вычерчиванию розы ветров. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
18 | 8 | Погода | Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
19 | 9 | Климат | Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
20 | 10 | Оптические явления в атмосфере. | Человек и атмосфера Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
| | Биосфера — оболочка жизни (5 ч) |
21 | 1 | Биосфера | Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах — реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
22 | 2 | Жизнь в Океане и на суше | Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
23 | 3 | Значение биосферы. | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
24 | 4 | Человек — часть биосферы | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
25 | 5 | Экологические проблемы в биосфере. | Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни» Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа.охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
| | Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс (10 ч) |
26 | 1 | Географическая оболочка | Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
27 | 2 | Природные комплексы | Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
28 | 3 | Почва | Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
29 | 4 | Ледяные пустыни и тундры | Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
30 | 5 | Леса | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
31 | 6 | Степи и саванны. | Засушливые области планеты Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
32 | 7 | Степи и саванны. | Засушливые области планеты Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
33 | 8 | Природные комплексы | Мирового океана Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
34 | 9 | Всемирное наследие человечества. | Природное и культурное наследие Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь природы и культуры в памятниках Всемирного наследия.. | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |
35 | 10 | Всемирное наследие человечества. | География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие | Беседа, работа с презентацией, работа с картами атласа. |