СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся  7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. No 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. No 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Приказом МО РФ от 10.04.2002г. No29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. —М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. —Сб. 1. —224 с.-Учебником: Чтение для 7класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксѐнов.–М.: Просвещение, 2011.

-.Рабочая программа составлена для учащихся 7 класса с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) по учебнику А.К.Аксеновои рассчитана на 35 учебные недели. В соответствии с учебным планом предмет «Чтение и развитие речи» изучается в рамках предметной области «Филология». На его обязательное изучение по учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии» предусмотрено 140 часов (4 часа в неделю). На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные

3причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. В процессе изучения чтения в 7классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.



Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.



Задачи преподавания чтения и развития речи:

отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.



Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития. Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие: -развитие зрительного восприятия и узнавания;-развитие пространственных представлений;-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности: -развитие зрительной памяти и внимания; -развитие слухового внимания и памяти. 3.Развитие основных мыслительных операций: -умение работать сословесной и письменной инструкциями, алгоритмом; -умение планировать деятельность; -умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениямии событиями.

4.Развитие различных видов мышления: -развитие наглядно-образного мышления; -развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция недостатков речевого развития:-развитие речи, владение техникой речи;-уточнение и обогащение словаря.

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.-расширение представлений об окружающем мире.Для уроков чтения и развития речи подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. В процессе обучения у школьников постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания школьников, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Программа адресована обучающимся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Срок реализации рабочей программы по чтению и развитию речи –1 год

Чтение и развитие речи как учебный предмет является одним из ведущих, так

как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на формирование нравственных позиций поведения ещё раз подчёркивает практическую значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.Обучение чтению и развитию речи в 7 классе решает следующие задачи:

-формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про себя», соблюдая при чтении нормы русской орфоэпии;

-учить отвечать на вопросы учителя, высказывая своё отношение к героям и их поступкам;

-учить пересказывать содержание прочитанного;

-учить заучиванию стихотворений;-формировать потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов;

-развивать у детей патриотические чувства по отношению к русской литературе; любовь и интерес к чтению; осознание красоты и эстетической ценности русского художественного слова как части национальной культуры;

-воспитывать потребность пользоваться литературным богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную речь, делать её правильной, точной, богатой. В 7 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта. В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям. Продолжается последовательная работа по овладению обучающимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями. Дети с интеллектуальными нарушениями по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.

Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. В этот период главное в работе над текстом -анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет школьникам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений, поэтому проводится систематическая работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей. От класса к классу обучающиеся становятся более самостоятельны в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный).В процессе внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует формированию умения выбирать книгу по интересу, читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку. Основной формой организации процесса обучения является урок. Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий: а) общепедагогические методы:-словесные –рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;-наглядные–наблюдение, демонстрация, просмотр; -практические –упражнения, игры. б) специальные методы коррекционно –развивающего обучения:

-задания по степени нарастающей трудности; -специальные коррекционные упражнения; -задания с опорой на несколько анализаторов; -методы стимулирования. Основные типы уроков: урок изучения нового материала;урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений. Основным типом урока является комбинированный. Нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-викторина, урок –путешествие; урок –драматизация, урок –праздник. Виды и формы организации работы на уроке: ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются: групповая; работа в парах; индивидуальная работа. Элементы образовательных технологий: здоровьесберегающая технология; технология игрового обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология проблемного обучения.

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом программапо чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 140часов в год.



Основные направления коррекционной работы:

Коррегировать артикуляционный аппарат.Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Развивать речь, владение техникой речи.

Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Развивать познавательные процессы

.Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.