СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по дефектологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по дефектологии»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД









Учитель-дефектолог: Кутузова И.И.







с. Новая Брянь

Пояснительная записка


Рабочая программа по дефектологии разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

  • Письмо Министерства образования Российской федерации от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6 «Об организации работы с учащимися, имеющими сложный дефект»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей с ОВЗ.

При разработке программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В. Мельникова, А.Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.) и «Особый ребенок» под редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.).

В программе предоставлены коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение работоспособности, активной познавательной деятельности.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих реакций.

Коррекционно – развивающая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью легкой степени осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Занятия направлены на исправление недостатков интеллектуального развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

Цель программыразвитие и коррекция познавательных процессов учащихся с интеллектуальной недостаточностью легкой степени с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.

Задачи программы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью легкой степени, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.

  2. Осуществление индивидуально ориентированной помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии);

  3. Организация индивидуальных занятий с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся;

  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью легкой степени;

  5. Оказание родителям (законным представителям) учащихся с интеллектуальной недостаточностью легкой степени консультативной помощи по интеллектуальным и другим вопросам, связанным с их обучением.

В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности учащегося; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих ученикам с ОВЗ с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития учащихся 5 класса обобщены в данной программе.

Коррекционно – развивающая работа с учащимися представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ученика и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно-обоснованными принципами:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррек­ционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возмо­жностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ученика и успешность его интеграции в общество.

Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами. Коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.


Общая характеристика коррекционного курса


Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

  • планирование материала от простого к сложному,

  • дозирование помощи учиттеля-дефектолога,

  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе ученика.

Упражнения и задания выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объем материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме.

Количество занятий:

5 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),

Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия – 20 минут.

Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит индивидуальных особенностей, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

  • приветствие.

  • рефлексия предыдущего занятия;

  • разминка;

  • основное содержание занятия;

  • рефлексия прошедшего занятия;

  • прощание.

В структуре занятий выделяются:

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.

  • Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.

На занятия к учителю-дефектологу учащиеся зачисляются на основании заключения ПМПК, либо по заявлению родителей, законных представителей.

При зачислении учащегося в группу, учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы психолого-педагогической диагностики.


Описание места коррекционного курса в учебном плане


В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы коррекционного курса «Дефектология» реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на его изучение отводится:

5 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса


У учащихся с интеллектуальной недостаточностью легкой степени должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях.

Учащиеся должны научиться:

- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;

- классифицировать предметы по их существенным и несущественным признакам самостоятельно;

- устранять логические ошибки;

- стремиться к размышлению и поиску;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции.

  • проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи;

  • самостоятельности и самоконтролю при выполнении развивающих заданий;

  • планированию собственной деятельности;

  • вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении;

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости;

  • называть обобщающие названия изученных групп предметов;

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с АООП;

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с АООП;

  • знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике;

  • считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с АООП;

  • сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с АООП;

  • решать задачи в несколько действий в соответствии с АООП;

  • сравнивать предмету по величине, цвету, форме;

  • знать меры измерения и уметь пользоваться ими;

  • выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости;

  • называть времена года, месяцы времен года, дни недели;

  • определять время по часам.

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Учащиеся, овладевшие базовым уровнем, демонстрируют знание учебного материала (согласно АООП) и его применения в знакомых ситуациях.

В дальнейшем при обучении этих учащихся нужно уделить особое внимание формированию и развитию учебных действий планирования, контроля учебной деятельности, поиска разных решений учебной задачи, использования информации, представленной в разной форме. Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Согласно базовому уровню учащиеся научатся различать основные виды заданий на развитие памяти, внимания, мышления и участвовать в различных деятельности, используя различные материалы и приемы работы с ними для выполнения заданий.

Целесообразно выделить уровень, превышающий базовый - повышенный уровень достижения планируемых результатов.

Повышенный уровень достижения отличается по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями.

Согласно повышенному уровню обучающиеся с ОВЗ научатся:

- развивать фантазию, воображение, внимание, память, мышление.

- приобрести навыки восприятия;

- научиться анализировать предложенный материал;

- применять полученные знания в учебном процессе.

Система оценки: наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос.

Результативность работы по программе оценивается комплексом диагностических методик, обозначенных в программе. Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы о динамике развития учащегося с ОВЗ.


Содержание коррекционного курса


5 класс


Развитие аналитико-синтетической сферы (13 часов)

Формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

Развитие внимания (16 часов)

Развитие устойчивости, концентрации, повышения объёма, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.

Самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения (15 часов)

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти (17 часов)

Развитие памяти (расширение объёма, устойчивость, формирование приёмов запоминания, развитие смысловой памяти);

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения с увеличением объёма, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

Итоговая диагностика (8 часов).

Диагностика восприятия, внимания, памяти, мышления.











Учебно-тематический план

5 класса



Кол-во

часов

Темы занятий

Содержание занятий


Блок 1.Диагностика развития восприятия


1

1

1. Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумлённых, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2,3)

Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).

Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).


2

2

2. Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности зависит от класса)


Диагностика развития внимания

3

2

1. Исследование концентрации, устойчивости, объёма и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2,3)

4

1

2. Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – чёрная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности зависит от класса)


Диагностика развития памяти


5

2

1. Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности зависит от класса)


Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов», уровень сложности 2,3).

Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 2,3).

Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 2,3)

Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованностипамяти (уровень сложности 2,3)

6

2

2. Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти»)



Диагностика развития мышления


7

2

1. Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности зависит от класса)

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез). Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт») Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

8-9

2

2. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвёртый лишний», уровень сложности зависит от класса).


10

2

3. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»).


Блок 2.Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.



Коррекция, развитие и диагностика восприятия.


11

3

1. Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации).

Развитие пространственных и временных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и внимания.

12

3

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур»)

13

3

3. Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?»)

14

1

4. Диагностика развития восприятия.



Коррекция, развитие и диагностика внимания.


15

3

1. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», 5 классы «Счёт по 1, 3, 10, 20»;

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука

16-17

3

2. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет»)

Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа; воображения и зрительного восприятия.

18-19

3

3. Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно – чёрная таблица»(1-12, 1-18); «Красно – черные пары 5-7 класс(1- 14, 15 – 1)», 8-9 класс (1-24) ;«Устный счёт», «Два дела одновременно»).

Развитие внимания и его переключение на другой предмет, действие.

20

3

4. Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни»)

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи. Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении

21

1

5. Диагностика развития внимания.



Коррекция, развитие и диагностика памяти


22

3

1. Развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.

23

3

2. Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1»).

24

3

3. Коррекция и развитие зрительной памяти, объёма кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»).

25-26

3

4. Коррекция и развитие слуховой памяти, объёма кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов», «Запомни двузначное число», «Осознание словесного материала», «Запомни двухзначные числа», «Воспроизведи рассказ», упражнение «Мысленные образы и эмоции»).


Коррекция, развитие и диагностика мышления


27

3

1. Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт», «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»).

Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения выделять главное и сравнивать.

28-29

3

2. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха»)

30

3

3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение»)


Блок 3.Итоговая диагностика.


31

2

1. Диагностика восприятия.

Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).

Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

32

2

2. Диагностика внимания.

Чтение в слух: беглость, осознанность, литературное произношение.

33

2

3. Диагностика памяти.

Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов», уровень сложности 2,3).

Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 2,3).

Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 2,3)

Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 2,3)

34

2

4. Диагностика мышления.

Диагностика устойчивости и произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 2,3)

Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 2,3)

Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову» уровень сложности 2,3).


Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ОВЗ, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей учащихся.


Критерии оценки результативности работы по программе


Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования учащихся с интеллектуальной недостаточностью легкой степени является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит:

  • динамика в познавательном и речевом развитии учащихся;

  • заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля,

  • умения общаться и сотрудничать.

Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

Способы и формы оценивания результатов: деятельность учащихся в ходе реализации коррекционно-развивающей программы не оценивается.


Особенности взаимодействия с семьями учащихся с ОВЗ



Работа с родителями начинается при зачислении ученика на занятия к учителю-дефектологу и ведется по следующим направлениям:

  1. Консультации для родителей: обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики, планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.

  2. Посещение родителями занятий учителя-дефектолога (по желанию).



Взаимодействие со специалистами методического объединения



Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Основной задачей службы ППС является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по его проблеме, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени / трудностями в обучении.


Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



В ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, для занятий в группах и индивидуально. Как необходимое условие реализации программы в кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-дефектолога, наглядных пособий.

Методическое обеспечение.

В процессе реализации программы используются коррекционно-развивающие игры и упражнения, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые А. Вильшанской для осуществления профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Для обследования детей используется:

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умст­венного развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с.

2.«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А.Д. Вильшанской. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в преодолении отклонений познавательных способностей учащихся.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

  2. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.

  3. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Москва, 2013 г.

  4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с.

  5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.

  6. Мамайчук И И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.

  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.

  8. Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство «Школа», 2010 г.

  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.

  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.

  11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.

  12. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов.

  13. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ


  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников – С.-П., 2003.

  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.

  3. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.

  4. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001

  5. Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.

  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
    - Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.

  7. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.

  8. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.

  9. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)

  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


  1. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова,
    Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог-МИФИ.

  2. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.

  3. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.

  4. Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.

  5. Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.

  6. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.

  7. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).

  8. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. 4-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 410 с. : ил.

  9. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.

  10. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ


  1. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010, с. 256

  2. Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка / Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с

  3. Развиваем пространственные представления у детей (ч.1) с особенностями психофизического развития. В 2 ч. Боровская И.К. , Ковалец И.В. Издательство: Владос, 2004, с. 35.

  4. Развиваем пространственные представления у детей (ч.2) с особенностями психофизического развития. В 2 ч. Боровская И.К. , Ковалец И.В. Издательство: Владос, 2004, с. 36.

  5. Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями. А. Кравцова, А. Кукуруза, Н. Михановская. Издание 3-е. Харьков, 2007, с.62.

  6. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ.
    Н.Л. Холмогоровой.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок)

  7. Сказки и игры с «особым» ребенком. Е.Л. Набойкина Издательство: Речь, 2006 ., с. 144.

  8. Полински Л. PEKIP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. Пер. с нем. О.Ю. Поповой. Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007. – 240 с.

  9. Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Анисимова Н.В. , Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.

  10. Саутолл А. Пусть шарик летит. М.: ОГИ, 2002. – 132 с. – (Мы вместе).









ПРИЛОЖЕНИЕ Схема анализа дефектологического обследования учащихся

(приложение к дефектологическому представлению на учащегося)


Эмоциональное реагирование в ситуации обследования

Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.

Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.

При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно

Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы. Отмечается уровень понимания инструкций, прочитанных учащимся самостоятельно (понимает сразу, требуется повторное чтение, задает уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснений инструкции педагогом).

Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)

Оценивается: обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество «уроков», способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

По характеру оказываемой ребенку помощи от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.

При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций

Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно-познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.

В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т.д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.

Темп работы

Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.

Работоспособность

Отмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией и др.)

Показатели развития познавательной деятельности учащегося

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенности мышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка. При этом кратко отмечаются индивидуальные характеристики познавательных процессов, определяющие структуру нарушения.

Сформированность учебных навыков

Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.

Общая характеристика учебной деятельности

Оцениваются в соответствии с возрастом:уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.

Заключение

Делается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося с указанием несформированных либо нарушенных функций.

Планируемые мероприятия специалиста

При необходимости зачисления учащегося на занятия отмечаются основные направления коррекционной работы, либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.).

Наглядно-дидактический материал

  1. Мозаика, пазлы.

  2. Кубики.

  3. Дидактическая игра «Сравни и подбери».

  4. Дидактическая игра «Форма и цвет».

  5. Трафареты, шаблоны.

  6. Штриховки.

  7. Материал для аппликации, рисования.

  8. Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

  9. Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

  10. Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

  11. Цветные карандаши.

  12. Сюжетные картинки (простой сюжет).

  13. Бумага.

  14. Конструктор.

Технологии, используемые в педагогическом процессе

1. Здоровьесберегающая образовательная технология (Н.К. Смирнов) - является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.

2. Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик); технология обучения и воспитания с учетом типов НС (Н.М. Зверева, С.П.Гапонова, И.В.Ильичева) – представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

3. Технология индивидуального обучения (Унт Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадрикова) – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетной.

4. Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская – предполагает, что педагог должен изучить ребенка, как личность. Результаты этого обследования фиксируют в индивидуальной карте психического развития и создают условия для проявления познавательной активности ребёнка.

5. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-игровые;

-проблемное обучение;

-интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала.

Коррекционные технологии, используемые в педагогическом процессе

1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде

2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

3. Психогимнастика– курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).

Перспективный план оборудования и оснащения кабинета

Изготовить новый материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.