СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по истории отечества 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по истории отечества 8 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» 8 класс составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М. Бгажноковой , М., Просвещение, 2013 г.
Программа реализуется с помощью учебника И.М. Бгажноковой «История Отечества» 8 класс М.: Просвещение , 2017 г.

Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:
Основная задача курса:
Образовательные:
1. Усвоить важнейшие факты истории;
2. Создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
3. Усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимания некоторых
закономерностей общего развития;
4. Овладеть умением применять знания по истории в жизни;
5. Выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим
материалом.
Воспитательные:
1. Гражданское воспитание учащихся;
2. Патриотическое воспитание;
3. Воспитание уважительного отношения к народам разных
национальностей;
4. Нравственное воспитание;
5. Эстетическое воспитание;
6. Трудовое воспитание;
7. Правовое воспитание;
Коррекционно- развивающие:
1. Развитие и коррекция внимания, восприятия, памяти, мышления и речи;
2. Учить анализировать, понимать причинно- следственные связи;
3. Содействовать развитию абстрактного мышления;
4. Расширять лексический запас;
5. Развивать связную речь.
Обоснование программы:

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

  • наглядные – наблюдение, демонстрация

  • практические – упражнения.

  • методы изложения новых знаний       

  • методы повторения, закрепления знаний    

  • методы применения знаний

  • методы контроля

Занятия проводятся в классно - урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  •  Комбинированный урок

Применяются ТСО: мультимедиа, музыкальные фрагменты, презентации.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов.Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ребёнка. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые,  самостоятельные работы отводится 15-20 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

Сведения о программе

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  специфических нарушений.

Обоснование выбора

Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана  для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками.  Отводится большая роль коррекционного воздействия  изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на круп­ных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается  отчетливый образ наиболее яркого собы­тиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период исто­рии. Такой подход к периодизации событий способствует  лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит форми­рование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной исто­рией. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способству­ющий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

       

Применение многообразных наглядных средств формирует уме­ние представлять себе, как жили люди в определенную историчес­кую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная  работа по ис­пользованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Данная рабочая программа позволяет реализовать типовую программу по истории
Отечества в 8 классе коррекционной школы.
Общая характеристика учебного предмета
История является интересной, занимательной, но сложной дисциплиной в специальной
(коррекционной) школе. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. Раскрытие исторических знаний для детей, нуждающихся в коррекции, происходит с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности,
способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащихся.
Структурным принципом построения рабочей учебной программы явился линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др.
Особенность преподавания данной дисциплины для учащихся с умственной отсталостью является
создание иллюстративных образов (примеров) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Дети в процессе обучения учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Курс «История Отечества» помогает учащимся коррекционной школы представить
отчетливый образ наиболее ярких событий российской истории, познакомиться с
выдающимися деятелями, бытом людей разных эпох.
Рабочая учебная программа учитывает субъективные особенности учащихся: возраст, интеллектуальное развитие, способности учащихся коррекционного класса.


Тематическое планирование 8 класс.

№ п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (или тем)

1

Повторение

2

2

Глава 1.  Российское государство в конце XVII (17) —начале XVIII (18) века.

21

3

Глава 2.  Российская империя после Петра I (1725-1801).

11

4

Глава 3.  Российская империя в первой половине XIX (19) века.

16

5

Глава 4.  Россия в конце XIX (19) — начале XX (20) века.

17

6

Повторение. 

3


Итого:

70











Содержание

Повторение.(2ч.)

Глава I. Российская государство в конце XVII- начале XVIII вв. (23 ч)

Тема1. Наше Отечество – Россия в XVII веке

Тема2. Детство и юность Петра I (1672-1689)

Тема3. Воцарение Петра I (1689-1725)

Тема4. Северная война. Основание Петербурга (1700-1721)

Тема5. Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725)

Глава II. Российская империя после Петра I (1725-1801) (13ч)

Тема1. Екатерина I и Петр II

Тема2. Анна Иоанновна и Иван VI (1730-1741)

Тема3. Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761)

Тема4. Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796)

Глава III. Российская империя в первой половине XIX века. (16ч)

Тема1. Отношения России со странами Европы в конце 18-начале 19 века

Тема2. Император Александр I (1801-1825)

Тема3. Отечественная война 1812года

Тема4. Император Николай I (1825-1855)

Глава IV. Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века (11ч)

Тема1. Царь-освободитель Александр II (1855-1881)

Тема2. Царь Александр III Миротворец (1881-1894)

Тема3. Последний российский император – Николай II (1894-1917)

Тема4. Революционные выступления 1905-1907 годов

Проверочные работы по темам (4ч)

Повторение терминов, исторических дат, изученных в 8 классе.(3ч)















Требования к уровню подготовки обучающихся.

1 уровень

Обучающиеся должны знать и понимать

Обучающиеся должны уметь

Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя). Кто руководил основными сражениями. Знать исторические даты. Знать последовательность исторических событий. Знать основных исторических деятелей. Знать основные причины и итоги войн, революций. Понимать связь между историческими событиями.

Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях в учебниках. Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану. Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника. Устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат. Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия. Пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту

2 уровень

Обучающиеся должны знать и понимать

Обучающиеся должны уметь

С помощью учителя, знать основные исторические события, основных исторических деятелей. Знать основные исторические даты.

Под руководством учителя описывать исторические события устанавливать последовательность событий. Уметь по иллюстрациям учебника рассказывать о событиях, изображенных на них. По вопросам, задаваемым учителем отвечать на вопросы.





















Критерии оценивания знаний и умений:

На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.



Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.


Характеристика класса:


В 8 классе 12 учащихся. К 1 группе обучения относятся 7 учеников; Грудинин В., Кошелев А., Урбанович И., Федоров Д., Грудинина Н., Сурнина Н.. Павлова К. Ко 2 группе относятся 5 человек: Самойлов К., Тыкшеев М., Марданов А., Бурнашов В., Сокольников Ж. 3 группы – нет. Плохо читающие – Сокольников Ж., Самойлов К., Бурнашов В., Марданов А. С низкой мотивацией обучения нет. Все учащиеся проявляют интерес к предмету. Требуют индивидуального подхода –Самойлов К., Тыкшеев М.. Следует обращать внимание на Грицана Д., Марданов А., Бурнашов В.– требуется помощь учителя при выполнении самостоятельных работ (дополнительных пояснений к заданиям).







Список литературы:


Для учащихся:

  1. И.М. Бгажнокова , Л.В.Смирнова. История Отечества 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.:

Просвещение, 2017 г


Методическое пособие учителя:

  1. Пузанов Б. П., Бородина О.И., Сековец Л. С. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: Владос, 2003 г.

  2. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2003 г


3. Данилов А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010 г.

4. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2013г.

5. Большой справочник школьника. 5-11 классы. – М.: Дрофа, с 1999 – 1104.

6. Данилов А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010 – с 320.

7. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009 г. с – 287.

8. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI – XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2008 г. с – 240.

9. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2007 г. с – 256.

10. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2003 с – 208.



Адреса Интернет-ресурсов:

  1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/school-collection.edu.ru

  2. http://www.rusedu.ru

  3. http://rus.1september.ru

  4. http://www.openclass.ru

  5. http://www.metodist.ru

  6. http://www.kemet.ru

  7. http://www.kemet.ru

  8. http://www.earth-history.com/

  9. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)







Для родителей:



1. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М.,Просвещение, 1983.

2. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.

2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2005.

3. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.

  1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»:http:/school-collection.edu.ru




























Календарно-тематическое планирование 8 класс (70 часов, 2 часа в неделю).



№ урока

Тема урока

Содержание урока, практические умения и навыки






Домашнее задание

Дата

План

Факт



1 четверть






ПОВТОРЕНИЕ. (2 часа)




1/1

Русское государство до татаро-монгольского нашествия. Татаро-монгольское нашествие1.

Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды.




2/2

Московская Русь. Династия Романовых.

Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.






РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XVII (17) – НАЧАЛЕ XVIII (18) ВЕКА. (21 час)




3/1

Наше Отечество - Россия в 17 веке.

Территория Российского государства к концу 17 века. Первопроходцы Сибири и Дальнего Востока.

6-13



4/2

Отношения России с другими странами.

Устройство территорий Русского государства в 17 веке. Сословия в России в 17 веке. Экономика России и стран Западной Европы.

14-18



5/3

Тестирование. Вопросы и задания.


18-22



6/4


Детство и юность Петра I.

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.

 Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть.

18-22



7/5

Семейные раздоры, борьба за власть.

Россия при царе Фёдоре Алексеевиче. Престол для двух царевичей Петра и Ивана. Роль Софьи в управлении Российским государством. Стрелецкое войско – основа русских войск в Москве.

28-31



8/6

Итоги правления Софьи.

Борьба Софьи с раскольниками-старообрядцами. Священник Никита Пустосвят. Мир с Польшей. Союз России с Польшей и Австрией в войне против Турции.

31-33



9/7

Воцарение Петра I (1689-1725)

Внешность молодого царя. Стремление Петра создать сильную армию. Влияние иностранцев на интересы и занятия молодого царя. Заговор царевны Софьи против Петра.

37-39



10/8

Строительство флота. Азовские походы.

Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.


39-42



11/9

Великое посольство (1697-1698)

Великое посольство, учеба Петра за границей.

43-46



12/10

Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.

Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.

47-51



13/11

Северная война.

 Военные походы Петра I. Поражение под Нарвой. Выводы

Петра о недоверии обещаниям иностранных государств.

54-57



14/12

Первые победы над шведами.

Шведский король Карл ХII. Строительство верфей в Архангельске и под Петербургом. Литьё пушек из церковных колоколов. Взятие Нотебурга. Изготовление памятной медали «Небываемое бывает».

57-61



15/13

Основание Петербурга

Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.


62-66



16/14

Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой.

Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.

66-72



17/15

Завершение Северной войны.

Война с Турцией. Победа над Швецией.

72-75



18/16

Заслуги Петра Великого в истории России(1689-1725)

Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.

76-79



2 четверть

19/17

Изменения в управлении государством.

Создание совета министров, а затем Сената. Роль генерал-прокурора и коллегий. Духовная коллегия.

79-82



20/18




Табель о рангах. Указ о единонаследии.



Значение Табели о рангах.



82-85



21/19



Образование и культура при

Петре I.

Преобразования и перемены в образовании и культуре. Положение крестьян в обществе.



85-89



22/20

Личность Петра I

Семья Петра Великого.

Привычки, характер, личность Петра I. Роль семьи в жизни царя. Годы жизни Петра I на ленте времени, период правления царя.

89-94



23/21

Повторение и тестирование по теме: «РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XVII (17) – НАЧАЛЕ XVIII (18) ВЕКА».

Роль Петра I в жизни Российского государства в конце 17 и начале 18 веков.

95-97





РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА I (1725-1801).

(11 часов)




24/1

Екатерина I и Пётр II

Смерть Петра I. Спор о престолонаследии среди членов Сената. Сторонники императрицы Екатерины Алексеевны во главе с Александром Меньшиковым. Родовитые дворяне – сторонники внука царя – Петра II. Внук Петра Великого. Конец правления Петра II.

100-107



25/2

Анна Ивановна (Иоановна) и Иван VI (1730 – 1741)

Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны. Недовольство гвардейцев. Конец бироновщины.

108-117







26/3

Царствование Елизаветы Петровны (1741 - 1761)

Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.

117-122



27/4

Войны России в период правления Елизаветы Петровны. Воцарение Петра III.

Две войны при Елизавете Петровне – против Швеции и Пруссии. Военачальники Пётр Салтыков, Пётр Румянцев, Александр Суворов. Правление Петра III, недовольство русского общества и гвардии: «в нем нет пользы для государства».

С. 122-128



28/5

Россия в эпоху Екатерины II. Начало царствования Екатерины II.

Личность Екатерины. Политика «просвещенного

абсолютизма». Наставления императрицы в «Наказе» для специальной Комиссии. Уложенная комиссия. Прекращение деятельности Комиссии.

С. 130-135



29/6

Близкое окружение и помощники Екатерины II.

Назначение на ответственные государственные посты исполнительных, умных, преданных государыне и Отечеству людей. Братья Орловы Григорий и Алексей, братья Панины – Никита и Пётр, князь Григорий Потёмкин.

С. 135-139



30/7

Война России с Турцией (1768 – 1774).

Отмена в 1764 году Запорожской сечи и гетманства на Украине. Война с Турцией в 1768 году, битва на реке Кагул. Пётр Александрович Румянцев и Алексей Орлов.

С. 139-143



31/8

Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791).

Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.

С. 143-146



32/9

Внутренняя политика Екатерины II.

Достижения в государственном правлении Екатерины II: о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Пугачёвский бунт.

С. 147-152





3 четверть




33/ 10

Развитие образования при Екатерине II

Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Развитие образования, частные и государственные женские учебные заведения. Открытие Смольного института и частных пансионов. Александр Радищев.

С. 153-157



34/11

Конец правления Екатерины Великой. Обобщение по теме Россия при Екатерине II (1762—1796). Итоговое тестирование с. 165

Итоги правления Екатерины Великой.

С. 157-164





РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX (19) ВЕКА. (16 часов).




35/1

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) века.

Влияние России на политику стран Западной Европы. Франция в 1789 – 1792 годах. Император Наполеон Бонапарт (1769-1821). Великий князь Павел Петрович (1754-1801), детство, образование. Преклонение Павла перед королём Пруссии Фридрихом II. Жизнь в Гатчине в ожидании престола.

С. 168-172



36/2

Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона.

Россия в составе союза европейских держав против войск Наполеона. Военные действия в Средиземном море. Победы русского флота во главе с Ф.Ф.Ушаковым. Переход армии Суворова В.В. через Альпы.

С. 172-175



37/3

Правление Павла (1796—1801)

Царствование Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы. Убийство Павла I.

С. 175-179



38/4

Император

Александр I (1801—1825).

Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Аракчеевщина.

С. 180-184



39/5

Вторжение армии Наполеона в Россию.

Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны.

С. 185-189



40/6

Западная граница России: план Александра I, план Наполеона.

Вторжение армии Наполеона в Россию. Отечественная война 1812 г Битва за Смоленск.

С.189-193



41/7

Отечественная война 1812 года.

Личность М. И. Кутузова. Пожар Москвы, Бородинская битва. Герои Отечественной войны 1812 г.

С. 194-200



42/8

Наполеон в Москве.

Военный совет в Филях. Сдача Москвы французам. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона.

С.200-206



43/9

Поход русской армии в Европу в 1813-1814 годах.

Движение европейских народов против Наполеона. Союз России и Пруссии. Сражение под Лейпцигом в 1813 году. Ссылка Наполеона на остров Эльба. Россия после войны с Наполеоном. Революционные настроения и свободолюбивые идеи среди молодёжи и офицеров, побывавших в военных походах в Европе.

С. 206-211



44/10

Россия после войны с Наполеоном

Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

С. 211-215



45/11

Император НиколайI (1825-1855).

Детство Николая I. Военно-инженерное образование будущего монарха.

С.215-217



46/12

Восстание декабристов.

 Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов. Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии.

С. 217-219



47/13

Внутренняя политика Николая I (1825—1855)

Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность


С. 219-222



48/14

Войны России на Кавказе.

Военные действия России на Кавказе.

С. 222-225



49/15

Отношения России с другими странами при Николае I.

Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.

С.226-234




Отношения России с другими странами при Николае I.

Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.

С.226-234



50/16

Тестирование по материалу главы: «РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX (19) ВЕКА».

Проверка знаний учащихся.

С. 238





РОССИЯ В КОНЦЕ XIX (19) - НАЧАЛЕ XX (20) ВЕКА.

(16 часов)




51/1

Царь-освободитель Александр II (1855—1881). Отмена крепостного права.

Детство и юность Александра II. Образование будущего императора. Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.

С. 242-246



52/2

Внутренняя политика Александра II (1855—1881). Военные реформы Александра II.

Правление императора Александра II (1855—1881). Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора.

С. 247-249



53/3

Международные отношения России при Александре II (1855—1881).

Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Политика России в Средней Азии.


С. 249-252



54/4

Руско-турецкая война 1877-1878 годов.

Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море.
Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878).

С.252-257



55/5

Революционные организации в России в конце XIX (19) века.

Рост недовольства незаконченными реформами в обществе. Создание революционных тайных союзов. Движение народников. Покушения на царя.

С. 257-260



56/6

Царь Александр III Миротворец (1881-1894).

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами.

С.264-265



57/7

Укрепление самодержавия Александром III (1881—1894).

Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.

С. 265-268



58/8

Российское государство в период правления Александра III (1881—1894).

Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.

С.268-271



59/9

Отношения России с европейскими странами, конец правления Александра III (1881—1894).

Отношения России с европейскими государствами. Союз Германии, Австро-Венгрии и Италии. Союз России и Франции. Болезнь и смерть царя.

С.271-275



60/10

Последний российский император – Николай II (1894-1917).

Детство и юность царя, образование, полученное Николаем II. Приход к власти, коронация. Гибель людей на Ходынке.

С.275-279



61/11

Россия в начале царствования Николая II.

Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX века.

С.279-281



62/12

Обострение международных отношений. Война с Японией.

Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток. Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение.

С.282-288



63/13

Революционные выступления 1905-1907 годов.

Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Личность Георгия Гапона.

С.288-292



64/14

Россия перед Первой мировой войной (1908-1914).

Реформы П.А.Столыпина. Причина Первой мировой войны. Содействие России в создании союза с Англией и Францией. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

С.292-295



65/15

Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.

Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.

С.296-300



66/16

Повторение главы 4: «Россия в конце XIX (19)-начале XX (20) века.

Царь-освободитель Александр II. Царь Александр III, Миротворец. Последний российский император – Николай II. Революционные выступления 1905-1907 годов.

С.302



67/17

Контрольное тестирование.







ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)




68/1

Российская империя при Петре I. Российская империя после Петра I.





69/2

Российская империя в первой половине XIX (19) века. Российская империя в конце XIX (19)-XX (20) века.





70/3

Российская империя в первой половине XIX (19) века. Российская империя в конце XIX (19)-XX (20) века.
























1