Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного
Советского района»
Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена приказом № 300
учителей начальных классов Зам.директора по УВР по МОУ «СОШ №7 с. Отказного»
протокол №1 от 29.08.2024г. от 02.09.2024г.
Руководитель МО______Л.В. Дудкина _________Д.Г. Барсукова Директор школы_____Г.В. Руденко
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Класс: 4
Всего часов: 68
Часы работы с учителем: 34 (1ч)
Часы самоподготовки: 34 (1ч)
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом АООП обучающихся с умственной отсталостью
Учитель начальных классов С.И. Морозова
2024 – 2025 г
Аннотация
Данная рабочая программа разработана для ученицы 4б класса Куманиной Маргариты Александровны, на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Письмом Минобрнауки России от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ" (вместе с "Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)").Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, планируемые образовательные результаты, содержание программы, поурочно - тематическое планирование
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
В примерном годовом учебном плане АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса предусмотрено 68 часов в год, 2 часа в неделю. Продолжительность учебного года составляет 34 недели.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
2.Содержание учебного курса.
Временные представления 8ч
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления 15ч
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине 15ч
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме 18ч
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления 12ч
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу-вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
3.Календарно-тематическое планирование по курсу «Математические представления» в 4 классе
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание (самоподготовка) | Дата проведения |
1 | Повторение за 3 класс. | 1 | + | |
2 | Геометрическая Фигура – круг. | 1 | | |
3 | Различение круглых геометрических тел. | 1 | + | |
4 | Геометрическая фигура – квадрат. | 1 | | |
5 | Рисование квадрата по трафарету, по клеточке. | 1 | + | |
6 | Геометрическая фигура – треугольник. | 1 | | |
7 | Рисование треугольника. | 1 | + | |
8 | Составление геометрических фигур из частей. | 1 | | |
9 | Объединение одинаковых по форме предметов. | 1 | + | |
10 | Числовой ряд 1,2,3,4,5. | 1 | | |
11 | Сравнение чисел в пределах 5. | 1 | + | |
12 | Арифметические действия. Сложение. | 1 | | |
13 | Арифметические действия. Вычитание. | 1 | + | |
14 | Решение простых примеров в пределах 5. | 1 | | |
15 | Знакомство с числом и цифрой 6. | 1 | + | |
16 | Письмо цифры 6 по трафаретам, по точкам. | 1 | | |
17 | Числовой ряд до 6. | 1 | + | |
18 | Прямой и обратный счет до 6. | 1 | | |
19 | Соотнесение числа 6 с предметами. | 1 | + | |
20 | Сравнение чисел в пределах 6. | 1 | | |
21 | Нахождение цифр 1,2,3,4,5,6, по заданию учителя. | 1 | + | |
22 | Решение простых примеров в пределах 6. | 1 | | |
23 | Знакомство с числом и цифрой 7. | 1 | + | |
24 | Письмо цифры 7 по трафаретам, по точкам. | 1 | | |
25 | Числовой ряд до 7. | 1 | + | |
26 | Прямой и обратный счет до 7. | 1 | | |
27 | Соотнесение числа 7 с предметами. | 1 | + | |
28 | Сравнение чисел в пределах 7. | 1 | | |
29 | Соотнесение числа 7 с предметами. | 1 | + | |
30 | Определение места числа (от 0 до 7) в числовом ряду. | 1 | | |
31 | Решение простых примеров в пределах 7. | 1 | + | |
32 | Узнавание (различение) дней недели. | 1 | | |
33 | Знакомство с числом и цифрой 8. | 1 | + | |
34 | Письмо цифры 8 по трафаретам, по точкам. | 1 | | |
35 | Числовой ряд до 8. | 1 | + | |
36 | Прямой и обратный счет до 8. | 1 | | |
37 | Соотнесение числа 8 с предметами. | 1 | + | |
38 | Сравнение чисел в пределах 8. | 1 | | |
39 | Соотнесение числа 8 с предметами. | 1 | + | |
40 | Практическое знакомство с пространственными отношениями между предметами. | 1 | | |
41 | Знакомство с числом и цифрой 9. | 1 | + | |
42 | Письмо цифры 9 по трафаретам, по точкам. | 1 | | |
43 | Числовой ряд до 9. | 1 | + | |
44 | Прямой и обратный счет до 9. | 1 | | |
45 | Соотнесение числа 9 с предметами. | 1 | + | |
46 | Сравнение чисел в пределах 9. | 1 | | |
47 | Соотнесение числа 9 с предметами. | 1 | + | |
48 | Решение простых примеров в пределах 9. | 1 | | |
49 | Знакомство с числом и цифрой 10. | 1 | + | |
50 | Письмо цифры 10 по трафаретам, по точкам. | 1 | | |
51 | Числовой ряд до 10. | 1 | + | |
52 | Прямой и обратный счет до 10. | 1 | | |
53 | Соотнесение числа 10 с предметами. | 1 | + | |
54 | Сравнение чисел в пределах 10. | 1 | | |
55 | Соотнесение числа 10 с предметами. | 1 | + | |
56 | Решение простых примеров в пределах 10. | 1 | | |
57 | Нахождение цифр в числовом ряду по заданию учителя. | 1 | + | |
58 | Изменение количества предметов. Уравнивание. | 1 | | |
59 | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 1 | + | |
60 | Узнавание (различение) дней недели. | 1 | | |
61 | Временные представления «день –ночь». | 1 | + | |
62 | Узнавание (различение) частей суток. | 1 | | |
63 | Порядок следования частей суток. | 1 | + | |
64 | Порядок следования сезонов в году. | 1 | | |
65 | Определение месторасположения предметов в пространстве. | 1 | + | |
66 | Понятия «право», «лево». | 1 | | |
67 | Понятия «верх», «низ». | 1 | + | |
68 | Перемещение в пространстве в заданном направлении. | 1 | | |