ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат»
_____________________________________________________________________________
РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5., тел. 830136 53302
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______________ Будаев С.О.
«_____ »______________2018 г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Речевая практика»
в 1 классе на 2018-19 уч.год
Учитель: Финаева О.С.
с. Новая Брянь
2018 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М.Бгажноковой – Москва «Просвящение», 2011 год;
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).
Основная цель курса «Речевая практика» в 1 классе - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса «Речевая практика» 1 класс включает в себя основные подразделы:
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.
Собственно, ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс речевой практики в первом классе рассчитан на 66 ч. (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 2 ч. в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы:
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
Определенные адаптированной рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета.
Личностные результаты, ожидаемые после обучения в первом классе по программе «Речевая практика»:
самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Планируемые предметные результаты после обучения в первом классе:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Содержание учебного предмета
Давайте знакомиться 4 ч.
Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод)
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы)
Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик)
Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации)
Обобщающая беседа
Знакомство во дворе – 4ч.
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание чистоговорки
Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации)
Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение»)
Обобщающая беседа
Теремок – 4 ч.
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки
Обобщающая беседа
Знакомство в гостях – 4 ч.
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями)
Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель – ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации)
Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.)
Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений
Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости»
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план
Покупка школьных принадлежностей – 4 ч.
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание чистоговорки
Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа)
Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»)
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.
В магазине игрушек – 4 ч.
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»
Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации)
Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов)
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки»)
Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план
Готовимся к празднику – 3 ч.
Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию)
Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом.
Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник.
Разучивание стихотворений новогодней тематики.
Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки.
Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?»
Новогодние чудеса – 3 ч.
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале
Разучивание чистоговорки
Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»
Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа)
Зимняя прогулка – 4 ч.
Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви)
Разучивание чистоговорки
Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке)
Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.
Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией.
Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку.
Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.)
Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план)
«Надо, надо умываться…» - 4 ч.
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)
Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения.
Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации
Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)
Помощники – 4 ч.
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)
Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание.
Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей.
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.)
Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)
«Петушок и бобовое зернышко» - 4 ч.
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки
Обобщающая беседа
Весенние праздники – 4 ч.
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Создание видеопоздравления
«Заячья избушка» - 4 ч.
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки
Обобщающая беседа
«Спокойной ночи!» - 4 ч.
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке.
Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.
Разучивание колыбельной.
Моделирование диалогов по теме ситуации.
Ролевые игры по теме
Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план)
«Доброе утро!» - 4 ч.
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д.
Моделирование диалогов по теме ситуации.
Ролевые игры по теме
Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»
Составление коротких рассказов из личного опыта
День Победы – 4 ч.
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Создание видеопоздравления
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе адаптированной рабочей программы «Речевая практика» для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
2. Технические средства:
3. Учебно-практическое оборудование:
раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
наборы предметных и сюжетных картинок;
книги (сказки).
Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержание программного материала. | Кол-во часов. | Дата. |
I четверть - 17 часов |
1. | Практическое знакомство с понятиями: мимика, жесты, выражение лица. | 1 час. | |
2. | Использование мимики и жестов при общении в различных речевых ситуациях. | 1 час. | |
3. | Практическое знакомство с понятиями: громкая речь, тихая речь | 1 час. | |
4. | Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях. | 1 час. | |
5. | Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях. | 1 час. | |
6. | Давайте познакомимся! Наши имена. | 1 час. | |
7. | Давайте познакомимся! Экскурсия в школьные кабинеты. | 1 час. | |
8. | Давайте познакомимся! Экскурсия в спортивный зал. | 1 час. | |
9. | Школьный двор | 1 час. | |
10. | Знакомство во дворе. | 1 час. | |
11. | Знакомство во дворе. | 1 час. | |
12. | «Терем – Теремок». Рассказывание сказки. | 1 час. | |
13. | «Терем – Теремок». Инсценировка сказки. | 1 час. | |
14. | Играем сказку «Теремок» | 1 час. | |
15. | Практическое знакомство с вопросительной и восклицательной интонацией. | 1 час. | |
16. | Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях. | 1 час. | |
17. | Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях. | 1 час. | |
II четверть -16 часов |
1. | Практическое знакомство с понятием «тон речи» | 1 час. | |
2. | Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний. | 1 час. | |
3. | Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний. | 1 час. | |
4. | Правила знакомства в гостях | 1 час. | |
5. | Ролевая игра «Кукла встречает гостей» | 1 час. | |
6. | Мы встречаем гостей. | 1 час. | |
7. | Правила поведения и общения в магазине. | 1 час. | |
8. | Покупка школьных принадлежностей. | 1 час. | |
9. | Ролевая игра «Магазин «Школьник». | 1 час. | |
10. | Готовимся к празднику. Составление письма Деду Морозу. | 1 час. | |
11. | Новогодние подарки. | 1 час. | |
12. | Украшаем елку. | 1 час. | |
13. | Практическое знакомство с понятиями быстрая речь, медленная речь. | 1 час. | |
14. | Использование темпа речи при общении в различных речевых ситуациях | 1 час. | |
15. | Упражнения на изменение темпа речи. | 1 час. | |
16. | Упражнения в передаче чувств с помощью темпа и тона речи. | 1 час. | |
III четверть – 16 час |
1. | Что мне запомнилось на новогоднем празднике. | 1 час. | |
2. | В магазине игрушек. Правила поведения и общения. | 1 час. | |
3. | Игры с игрушками из магазина. | 1 час. | |
4. | Ролевая игра «В магазине «Игрушки». | 1 час. | |
5. | Зимняя прогулка. «Одежда зимой». | 1 час. | |
6. | Ролевая игра «Кукла одевается на прогулку». | 1 час. | |
7. | Зимняя прогулка. «На катке». | 1 час. | |
8. | Зимняя прогулка. «Лепим снеговика». | 1 час. | |
9. | Зимняя прогулка. «Мы на горке». | 1 час. | |
10. | «Репка». Рассказывание сказки. | 1 час. | |
11. | Инсценировка сказки «Репка» | 1 час. | |
12. | Играем сказку «Репка». | 1 час. | |
13. | «Колобок». Рассказывание сказки. | 1 час. | |
14. | Инсценировка сказки «Колобок» | 1 час. | |
15. | Играем сказку «Колобок» | 1 час. | |
16. | Упражнения на изменение силы голоса | 1 час. | |
IV четверть – 14 часов |
1. | Упражнения на изменение силы голоса в пересказах сказок. | 1 час. | |
2. | Упражнения на изменение темпа речи. | 1 час. | |
3. | Упражнения на использование вопросительной и восклицательной интонации речи. | 1 час. | |
4. | Упражнения в передаче чувств с помощью тона речи. | 1 час. | |
5. | Упражнения в передаче эмоциональных состояний мимикой и жестами. | 1 час. | |
6. | Помощники. Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница». | 1 час. | |
7. | Содержу одежду в чистоте. | 1 час. | |
8. | Спокойной ночи! Отрывок «Сказка о глупом мышонке». | 1 час. | |
9. | Ролевая игра «Кукла хочет спать». | 1 час. | |
10. | Перед сном. «Как я ложусь спать». | 1 час. | |
11. | Как начинается твоё утро. | 1 час. | |
12. | Утро в школе. | 1 час. | |
13. | Доброе утро. Проигрывание диалогов. | 1 час. | |
14. | Мой адрес. | 1 час. | |