СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Речевая практика» в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика"

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Речевая практика» в 1 классе»

ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат»

_____________________________________________________________________________

РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5., тел. 830136 53302



УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______________ Будаев С.О.

«_____ »______________2018 г











АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: «Речевая практика»

в 1 классе на 2018-19 уч.год







Учитель: Финаева О.С.











с. Новая Брянь


2018 г.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М.Бгажноковой – Москва «Просвящение», 2011 год;

- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).

Основная цель курса «Речевая практика» в 1 классе - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи обучения в первом классе:

  • учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

  • развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.

Общая характеристика учебного предмета



Программа курса «Речевая практика» 1 класс включает в себя основные подразделы:

        1. Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.

Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.

        1. Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

        2. Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации.

Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.

Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.

Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.

Собственно, ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс речевой практики в первом классе рассчитан на 66 ч. (33 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 2 ч. в неделю.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы:

        1. Аудирование и понимание речи

Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.

Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

        1. Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»

«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»

«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»



Личностные и предметные результаты освоения предмета

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.

Определенные адаптированной рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета.

Личностные результаты, ожидаемые после обучения в первом классе по программе «Речевая практика»:

  • самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

  • проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);

  • положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.

Планируемые предметные результаты после обучения в первом классе:

  • выполнять задания по словесной инструкции;

  • называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;

  • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

  • уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;

  • уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.



Содержание учебного предмета

Давайте знакомиться 4 ч.

  • Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод)

  • Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы)

  • Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик)

  • Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации)

  • Обобщающая беседа

Знакомство во дворе – 4ч.

  • Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями)

  • Разучивание чистоговорки

  • Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации)

  • Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение»)

  • Обобщающая беседа

Теремок – 4 ч.

  • Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)

  • Разучивание чистоговорки

  • Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

  • Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

  • Инсценирование сказки

  • Обобщающая беседа

Знакомство в гостях – 4 ч.

  • Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями)

  • Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель – ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации)

  • Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.)

  • Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений

  • Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости»

  • Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план

Покупка школьных принадлежностей – 4 ч.

  • Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями)

  • Разучивание чистоговорки

  • Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа)

  • Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)

  • Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»)

  • Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.

В магазине игрушек – 4 ч.

  • Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями)

  • Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

  • Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации)

  • Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов)

  • Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки»)

  • Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся

  • Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план

Готовимся к празднику – 3 ч.

  • Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию)

  • Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом.

  • Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник.

  • Разучивание стихотворений новогодней тематики.

  • Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки.

  • Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?»

Новогодние чудеса – 3 ч.

  • Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

  • Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале

  • Разучивание чистоговорки

  • Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией

  • Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

  • Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»

  • Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа)

Зимняя прогулка – 4 ч.

  • Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви)

  • Разучивание чистоговорки

  • Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке)

  • Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.

  • Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией.

  • Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку.

  • Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.)

  • Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план)

«Надо, надо умываться…» - 4 ч.

  • Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)

  • Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения.

  • Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах)

  • Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.

  • Моделирование диалогов.

  • Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации

  • Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

Помощники – 4 ч.

  • Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)

  • Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание.

  • Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах)

  • Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей.

  • Моделирование диалогов.

  • Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.)

  • Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

«Петушок и бобовое зернышко» - 4 ч.

  • Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)

  • Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

  • Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

  • Инсценирование сказки

  • Обобщающая беседа

Весенние праздники – 4 ч.

  • Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

  • Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата

  • Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

  • Создание видеопоздравления

«Заячья избушка» - 4 ч.

  • Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)

  • Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

  • Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

  • Инсценирование сказки

  • Обобщающая беседа

«Спокойной ночи!» - 4 ч.

  • Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)

  • Разучивание чистоговорки

  • Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке.

  • Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.

  • Разучивание колыбельной.

  • Моделирование диалогов по теме ситуации.

  • Ролевые игры по теме

  • Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план)

«Доброе утро!» - 4 ч.

  • Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)

  • Разучивание чистоговорки

  • Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д.

  • Моделирование диалогов по теме ситуации.

  • Ролевые игры по теме

  • Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»

  • Составление коротких рассказов из личного опыта

День Победы – 4 ч.

  • Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

  • Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией

  • Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

  • Создание видеопоздравления



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе адаптированной рабочей программы «Речевая практика» для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник

2. Технические средства:

  • компьютер.

3. Учебно-практическое оборудование:

  • раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

  • наборы предметных и сюжетных картинок;

  • книги (сказки).






Календарно-тематическое планирование.

Содержание программного материала.

Кол-во часов.

Дата.

I четверть - 17 часов

1.

Практическое знакомство с понятиями: мимика, жесты, выражение лица.

1 час.


2.

Использование мимики и жестов при общении в различных речевых ситуациях.

1 час.


3.

Практическое знакомство с понятиями: громкая речь, тихая речь

1 час.


4.

Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях.

1 час.


5.

Громкая и тихая речь в различных речевых ситуациях.

1 час.


6.

Давайте познакомимся! Наши имена.

1 час.


7.

Давайте познакомимся! Экскурсия в школьные кабинеты.

1 час.


8.

Давайте познакомимся! Экскурсия в спортивный зал.

1 час.


9.

Школьный двор

1 час.


10.

Знакомство во дворе.

1 час.


11.

Знакомство во дворе.

1 час.


12.

«Терем – Теремок». Рассказывание сказки.

1 час.


13.

«Терем – Теремок». Инсценировка сказки.

1 час.


14.

Играем сказку «Теремок»

1 час.


15.

Практическое знакомство с вопросительной и восклицательной интонацией.

1 час.


16.

Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях.

1 час.


17.

Использование интонации при общении в различных речевых ситуациях.

1 час.


II четверть -16 часов

1.

Практическое знакомство с понятием «тон речи»

1 час.


2.

Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний.

1 час.


3.

Использование тона речи для выражения эмоциональных состояний.

1 час.


4.

Правила знакомства в гостях

1 час.


5.

Ролевая игра «Кукла встречает гостей»

1 час.


6.

Мы встречаем гостей.

1 час.


7.

Правила поведения и общения в магазине.

1 час.


8.

Покупка школьных принадлежностей.

1 час.


9.

Ролевая игра «Магазин «Школьник».

1 час.


10.

Готовимся к празднику. Составление письма Деду Морозу.

1 час.


11.

Новогодние подарки.

1 час.


12.

Украшаем елку.

1 час.


13.

Практическое знакомство с понятиями быстрая речь, медленная речь.

1 час.


14.

Использование темпа речи при общении в различных речевых ситуациях

1 час.


15.

Упражнения на изменение темпа речи.

1 час.


16.

Упражнения в передаче чувств с помощью темпа и тона речи.

1 час.


III четверть – 16 час

1.

Что мне запомнилось на новогоднем празднике.

1 час.


2.

В магазине игрушек. Правила поведения и общения.

1 час.


3.

Игры с игрушками из магазина.

1 час.


4.

Ролевая игра «В магазине «Игрушки».

1 час.


5.

Зимняя прогулка. «Одежда зимой».

1 час.


6.

Ролевая игра «Кукла одевается на прогулку».

1 час.


7.

Зимняя прогулка. «На катке».

1 час.


8.

Зимняя прогулка. «Лепим снеговика».

1 час.


9.

Зимняя прогулка. «Мы на горке».

1 час.


10.

«Репка». Рассказывание сказки.

1 час.


11.

Инсценировка сказки «Репка»

1 час.


12.

Играем сказку «Репка».

1 час.


13.

«Колобок». Рассказывание сказки.

1 час.


14.

Инсценировка сказки «Колобок»

1 час.


15.

Играем сказку «Колобок»

1 час.


16.

Упражнения на изменение силы голоса

1 час.


IV четверть – 14 часов

1.

Упражнения на изменение силы голоса в пересказах сказок.

1 час.


2.

Упражнения на изменение темпа речи.

1 час.


3.

Упражнения на использование вопросительной и восклицательной интонации речи.

1 час.


4.

Упражнения в передаче чувств с помощью тона речи.

1 час.


5.

Упражнения в передаче эмоциональных состояний мимикой и жестами.

1 час.


6.

Помощники. Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница».

1 час.


7.

Содержу одежду в чистоте.

1 час.


8.

Спокойной ночи! Отрывок «Сказка о глупом мышонке».

1 час.


9.

Ролевая игра «Кукла хочет спать».

1 час.


10.

Перед сном. «Как я ложусь спать».

1 час.


11.

Как начинается твоё утро.

1 час.


12.

Утро в школе.

1 час.


13.

Доброе утро. Проигрывание диалогов.

1 час.


14.

Мой адрес.

1 час.