СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс ( УО 8 вид)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс ( УО 8 вид)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Рабочая программа составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

Содержание учебного предмета - всего 170 часов, 5 часа в неделю)



Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах

Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения в 5-9 классах

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами

( 55-60 слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-решать орфографические задачи, опираясь на схему;

-называть и различать части речи;

-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

3 уровень

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;

-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;

-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.























































Учебно-методическое обеспечение:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2011 г.

2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.

2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.

5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.

6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;

7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.

8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.

9. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.

10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.















Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5А классе

( 5 часа в неделю, 170 часов в год)



Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Повторение. Звуки и буквы. Текст - 17часов

1.

Гласные и согласные. Алфавит

1


2.

Несовпадение звука и буквы в слове

1


3.

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я

1


4.

Мягкий знак на конце и в середине слова

1


5.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1


6.

Р. р.Текст. Различение текста и не текста

1


7.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

1


8.

Ударные и безударные гласные в слове

1


9.

10.

Проверка безударных гласных в слове

2


11.

Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок

1


12.

13.

Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2


14.

15.

Деловое письмо. Адрес

2


16.

17.

Коллективное составление рассказа по серии картинок

2




Характеристика основных видов деятельности ученика



19.10

Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем.

Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами.

Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать , правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком.

Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах.

Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия.

Коллективно подбирать заголовок к тексту.

Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов.




22.10

23.10

Предложение. Текст -17 часов



24.10

26.10

18.

Выражение в предложении законченной мысли

1


19.

Распространение предложений

1


20.

Порядок слов в предложении

1


21.

Связь слов в предложении

1


22.

Главные члены предложения. Сказуемое

1


23.

Главные члены предложения. Подлежащее.

1


24.

Второстепенные члены предложения

1


25.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1


26.

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1


27.

Вопросительные предложения

1


28.

Восклицательные предложения

1


29.

30.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

2


31.

32.

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2



33.

34.

Деловое письмо. Адрес

2





Характеристика основных видов деятельности ученика



09.04

Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Связывать слова в предложении, изменяя форму слов.

Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.

Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки.

Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.

Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.

Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога.

Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности.



10.04

Состав слова -32 часа



12.04

35.

Корень и однокоренные слова

1



36.

37.

Общее и различия в значении однокоренных слов

2



38.

Включение однокоренных слов в предложения

1



39.

Окончание – изменяемая часть слова

1



40.

Установление связи между словами с помощью окончания

1



41.

Приставка как часть слова

1



42.

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1



43.

Приставка и предлог

1



44.

Суффикс как часть слова

1



45.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

1



46.

47.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

2



48.

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

1



49.

Слово-корень с ударной гласной

1



50.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

1



51.

52.

Проверка безударных гласных в корне слова

2



53.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне

1



54.

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов

1



55.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов

1



56.

57.

Проверяемые гласные и согласные в корне

2



58.

Непроверяемые написания в корне

1



59.

60.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

2



61.

62.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2



63.

64.

Деловое письмо. Поздравление

2



65.

66.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану


2



Характеристика основных видов деятельности ученика




Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия.

Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения.

Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений.

Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога.

Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления.




Части речи. Текст – 16 часов




67-68

Названия предметов, действий и признаков

2



69-70

Понятие о частях речи. Существительное

2



71-72

Глагол

2



73-74

Прилагательное

2



75-78

Различение частей речи по вопросу и значению

4



79-82

Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания

4





Характеристика основных видов деятельности ученика




Четко различать названия предметов, действий, признаков.

Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи.

Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их.

Употреблять разные части речи в предложении и тексте.

Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом.




Имя существительное – 28 часов




83.

Значение существительных в речи

1



84.

Одушевленные и неодушевленные существительные

1



85.

Собственные и нарицательные существительные

1



86-87.

Правописание имен собственных

2



88

Р.р. Текст и основная мысль текста

1



89-90

Понятие о единственном и множественном числе существительных

2



91-92.

Употребление существительных в единственном и множественном числе

2



93

Изменение существительных по числам

1



94.

Знакомство с понятием рода

1



95-96

Существительные мужского рода

2



97-98

Существительные женского рода

2



99-100

Существительные среднего рода

2



101-103.

Различение существительных по родам

3



104-106

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

3



107-108

Деловое письмо. Поздравление

2



109-110

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух

2





Характеристика основных видов деятельности ученика




Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом.

Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт.

Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения.

Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного.

Учиться выделять в тексте основную мысль.

Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления.




Имя прилагательное – 14 часов




111.

Значение прилагательных в речи

1



112.

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

1



113-114.

Зависимость рода прилагательных от рода существительных

2



115.

Окончания прилагательных мужского рода

1



116.

Окончания прилагательных женского рода

1



117.

Окончания прилагательных среднего рода

1



118.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1



119-120.

Изменение прилагательных по родам

2



121-122

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2



123-124.

Деловое письмо. Записка

2





Характеристика основных видов деятельности ученика




Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков.

Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах.

Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами.

Овладевать умением изменять прилагательные по родам.

Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы.

Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок.




Глагол – 21 часов




125.

Значение глаголов в речи

1



126-127.

Различение действий, обозначаемых глаголами

2



128-130

Настоящее время глаголов

3



131-133

Прошедшее время глаголов

3



134-136.

Будущее время глаголов

3



137-139

Различение глаголов по временам

3



140.

Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли

1



141-143.

Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

3



144-145.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам

2





Характеристика основных видов деятельности ученика




Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий.

Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи.

Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры ( факты) делают текст интересным.




Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -18 часов




146-147.

Главные члены предложения

2



148-149.

Второстепенные члены предложения

2



150-151.

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам

2



152-153.

Различение нераспространенных и распространенных предложений

2



154-155.

Распространение предложений

2



155-156.

Знакомство с однородными членами предложения

2



157-158.

Дополнение предложения однородными членами

2



159-160

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2



161-162

Деловое письмо. Записка

2











Повторение – 9 ч




163

Состав слова

1



164

Существительное

1



165

Прилагательное

1



166

Глагол

1



167

Предложение

1



168

Текст

1



169

Деловое письмо. Письмо

1



170

Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2