СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа

учебного предмета

«Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вощиковская основная школа имени А.И.Королёва




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:_____________ М.Л.Хорошкова

Приказ № ________ от________ 2021 г



Адаптированная рабочая программа

учебного предмета

«Математика»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в 4 классе



Составитель: Садовская С.Б.,

учитель начальных классов,

I категория, стаж 32 год.







2021 - 2022 уч.год

Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащегося 4 класса, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработана и составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ;

- примерной рабочей программы по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- учебного плана для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Вощиковской ОШ им. А.И.Королева.

Учебник: Математика, 4 класс, часть I, часть II. Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2018 год

Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю

Количество часов в год по программе: 136 часов

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации программы – 1год.

В классе обучается мальчик с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В ходе обучения математике он испытывает большие трудности, плохо понимает фронтальное объяснение учителя, не запоминает изучаемый материл, без помощи выполнить задания, сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.


Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;

– умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя);

– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

– элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма;

– начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;

– начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;

– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач;

– отдельные начальные представления о семейных ценностях, здоровом образе жизни, бережном отношении к природе, безопасном поведении в помещении и на улице.

Предметные результаты:

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика) на конец обучения в младших классах (4 класс):

Минимальный уровень:

– знание числового ряда 1–100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

– знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

– понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);

– знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

– знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

– знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

– выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

– знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

– различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

– пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

– определение времени по часам (одним способом);

– решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

– решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

– узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

– знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

– различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

Достаточный уровень:

– знание числового ряда 1–100 в прямом и обратном порядке;

– счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

– откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

– знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

– понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

– знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

– знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

– знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

– выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

– знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

– различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

– знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

– определение времени по часам тремя способами с точностью до 1мин;

– решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

– краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

– узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Нумерация

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.

Упорядочение чисел в пределах 100.

Числа четные и нечетные.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм).

Соотношение: 1 см = 10 мм.

Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).

Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.

Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик).

Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).

Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз

Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»).

Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

Геометрический материал

Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).

Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.



Тематическое планирование 4 класс


Тема

За год

Нумерация

3 часа

Единицы измерения и их соотношения

6 часов

Арифметические действия

95 часа

Арифметические задачи

14 часов

Геометрический материал

11 часов

Повторение

7 часов

Итого

136 часов




Календарно - тематическое планирование по математике 4 класс (4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Примечания, д/з

Дата

1

Устная нумерация Счёт десятками до 100.

Стр.6, № 9,10

2.09

2

Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы).

Стр.8, № 14,15

3

3

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.

Стр.11, № 29

6

4

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

Стр.13, № 43,44

7

5

Меры стоимости: рубль, копейка.

Соотношение 1р.= 100к.

Без задания

9

6

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр

Построение отрезков.

Стр.14, № 47

10

7

Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд.

Стр.17, № 5,7

13

8

Миллиметр - мера длины.

Соотношение:1см = 10мм


Стр.19, № 16,17

14

9

Мера длины-миллиметр.

Стр.21, № 8

16

10

Мера длины-миллиметр.

Стр.22, № 12

17

11

Сложение и вычитание без перехода через разряд

вида 45 + 2, 45 - 2

Стр.24, № 9,10

20

12

Сложение без перехода через разряд вида 3 + 25, 25 + 3

Стр.26, № 19(б),20

21

13

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Стр.28, № 28

23

14

Сложение и вычитание без перехода через разряд. Проверка вычитания сложением.

Стр.30, № 38

24

15

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Решение задач.

Стр.32, № 46

27

16

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Решение задач.

Стр.34, № 55,56

28

17

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач.

Стр.36, № 66

30.09

18

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач.

Стр.38, № 74(3),75

1.10

19

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач. Виды углов.

Стр.40, № 81

4.10

20

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)»

Повторение изученного

5

21

Работа над ошибками.

Повторение изученного

7

22

Меры времени. Год, месяц, неделя

Стр.42, № 10,11

8

23

Меры времени. Год, месяц, неделя

Стр.44,№ 18(2),19,20

11

24

Замкнутые, незамкнутые кривые линии

Стр.46, № 3,4(б)

12

25

Окружность, дуга

Стр.48, № 6

14

26

Умножение чисел. Замена сложения умножением

Стр.51, № 10,11

15

27

Таблица умножения числа 2.

Стр.53, № 9,10

18

28

Таблица умножения числа 2.

Стр.56, вариант на выбор

19

29

Деление чисел.

Стр.59, № 8,9

21

30

Деление на 2. Четные и нечетные числа.

Стр.61, № 7,8

22

31

Деление на 2. Порядок действий.

Стр.63, № 17,18

25

32

Деление на 2. Решение задач.

Стр.65, вариант1

26

33

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным.

Стр.66, № 9,10

28

34

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным.

Стр.68, № 19,20

8.11

35

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел.

Стр.70, № 7,8

9

36

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел.

Стр.72, № 16,17

11

37

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел.

Стр.74, № 25,26

12

38

Контрольная работа №3 по теме «Сложение с переходом через разряд (устные вычисления)»

Повторение изученного

15

39

Работа над ошибками.

Повторение изученного

16

40

Ломаная линия.

Стр.77, № 6,7

18

41

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание однозначного числа из двузначного.

Стр.79, № 9,10

19

42

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание однозначного числа из двузначного.

Стр.81, № 22,23

22

43

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел.

Стр.83, № 5

23

44

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел.

Стр.84, № 13

25

45

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел.

Стр.85, № 17,18

26

46

Контрольная работа №4 по теме «Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления)»

Повторение изученного

29

47

Работа над ошибками. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии

Стр.88, № 4

30.11

48

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии

Стр.89, № 8

2.12

49

Таблица умножения числа 3

Стр.92, № 11,12

3.12

50

Таблица умножения числа 3

Стр.95, № 22,23

6

51

Деление на 3.

Стр.98, № 9-11

7

52

Деление на 3.

Стр.101, № 22-24

9

53

Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление 2 и 3»

Повторение изученного

10

54

Работа над ошибками. Таблица умножения на 4.

Стр.103, № 3,4

13

55

Таблица умножения на 4.

Стр.105, № 13,14

14

56

Таблица умножения на 4.

Стр.107, № 24,25

16

57

Деление на 4.

Стр.110, № 11,12,14

17

58

Таблица умножения на 5.

Стр.119, № 12,13

20

59

Таблица умножения на 5.

Стр.121, № 21,27(б)

21

60

Деление на 5.

Стр.125, № 10-12

23.12

61

Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление 4 и 5»

Стр.128, № 23,25

24.12

62

Работа над ошибками. Длина ломаной линии.

Стр.116, № 6

10.01

63

Двойное обозначение времени

Стр.132,133, № 6,12-15

11.01

64

Таблица умножения числа 6

Стр.5, № 9,10

13.01

65

Таблица умножения числа 6. Замена сложения умножением

Стр.7, № 18,19

14.01

66

Таблица умножения числа 6. Замена умножения сложением

Стр.10, № 26,27,33

17.

67

Деление на 6

Стр.14, № 6,7

18

68

Деление на 6

Стр.16, № 13,14

20

69

Деление на 6

Стр.19, № 29,30

21

70

Таблица умножения числа 7

Стр.27, № 8,9

24

71

Таблица умножения числа 7

Стр.29, № 17,18

25

72

Таблица умножения числа 7

Стр.31, № 28,29

27

73

Увеличение числа в несколько раз

Стр.34, № 8,9

28

74

Увеличение числа в несколько раз

Стр.36, № 16,18

31.01

75

Деление на 7

Стр.39, № 9,12

1.02

76

Деление на 7

Стр.41, № 20,23

3.02

77

Деление на 7

Стр.43, № 32,35

4.02

78

Уменьшение числа в несколько раз

Стр.47, № 9,10


79

Уменьшение числа в несколько раз

Стр.49, № 17,19


80

Уменьшение числа в несколько раз

Стр.51, № 27


81

Контрольная работа №7 «Таблица деления на 6, 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления»

Повторение изученного


82

Работа над ошибками. Прямоугольник. Квадрат.

Стр.21,53, № 7;6,7


83

Таблица умножения числа 8

Стр.57, № 5,10


84

Таблица умножения числа 8

Стр.60, № 18,19


85

Деление на 8

Стр.63, № 7,8


86

Деление на 8

Стр.65, № 13,18


87

Деление на 8

Стр.66, вариант 1


88

Меры времени.

Стр.69, № 8,9


89

Таблица умножения числа 9

Стр.72, № 5,12


90

Таблица умножения числа 9

Стр.74, № 17


91

Таблица умножения числа 9

Стр.75, № 22(б),23


92

Деление на 9

Стр.77, № 7,8


93

Деление на 9

Стр.78, №13


94

Деление на 9

Стр.80, № 20,21


95

Умножение 1 и на 1

Стр.84, № 4(б),5


96

Деление на 1

Стр.86, № 5


97

Контрольная работа №8 «Таблица деления на 8, 9, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8, 9, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Умножение и деление на 1»

Повторение изученного


98

Работа над ошибками. Пересечение фигур.

Стр.83, № 8,9


99

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение и вычитание без перехода через разряд.


Стр.89, № 8,9


100

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение без перехода через разряд.

Стр.92, № 23,24


101

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд.

Стр.94, № 8,9


102

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд.

Стр.96, № 16,17


103

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд.

Стр.99, № 26,27


104

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд.

Стр.101, № 36,37


105

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд.

Стр.102, № 48,49


106

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд.

Стр.104, вариант 1


107

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд.

Стр.106, № 7,8


108

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд.

Стр.108, № 17,18


109

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд.

Стр.112, № 35-37


110

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд.

Стр.114, № 40-42


111

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание с переходом через разряд»

Повторение изученного


112

Работа над ошибками.

Повторение изученного


113

Умножение 0 и на 0

Стр.116, № 4


114

Деление 0 на число

Стр.117, № 5,6


115

Взаимное положение геометрических фигур

Стр.119, № 8,9


116

Умножение 10 и на 10

Стр.121, № 10,11


117

Деление на 10

Стр.123, № 7,8


118

Деление на 10

Стр.125, № 13-15


119

Нахождение неизвестного слагаемого

Стр.127, № 5


120

Нахождение неизвестного слагаемого

Стр.128, № 9,10


121

Нахождение неизвестного слагаемого

Стр.130, № 18,19


122

Контрольная работа №10 «Умножение и деление 0 и 10 на число 0 и 10»

Повторение изученного


123

Работа над ошибками.

Повторение изученного


124

Итоговое повторение

Стр.131, № 6


125

Итоговое повторение

Стр.132, № 12


126

Итоговое повторение

Стр.133, № 16


127

Итоговое повторение

Стр.134, № 20


128

Итоговое повторение

Стр.134, № 28


129

Итоговая контрольная работа за год.

Повторение изученного


130

Работа над ошибками

Повторение изученного


131

Итоговое повторение

Повторение изученного


132

Итоговое повторение

Повторение изученного


133

Итоговое повторение

Повторение изученного


134

Итоговое повторение

Повторение изученного


135

Итоговое повторение

Повторение изученного


136

Итоговое повторение

Повторение изученного





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!