Просмотр содержимого документа
«"Актуальные направления цифровой трансформации образования"»
Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования
Черемушкина Ирина Викторовна,
Учитель математики МБОУ «Новоогаревская СОШ №19»
Цифровая трансформация образования
- Российские педагоги рассматривают цифровую трансформацию образования (ЦТО) как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде и направлен на решение задач социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной революции и становления цифровой экономики.
Цифровая трансформация образования
- Суть цифровой трансформации образования — достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала ЦТ, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными.
ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Чтобы решить задачи, которые ставит перед образованием четвертая индустриальная революция , общему образованию (как это уже происходит в экономике и в общественной жизни) предстоит пройти через цифровую трансформацию .
- Первая индустриальная революция породила массовую школу.
- Вторая — сделала ее общеобразовательной, усовершенствовав классно-урочную систему.
- Третья — дала в руки каждому учебник, привела ко всеобщему среднему образованию.
- Четвертая — вызывает к жизни персонализированную, ориентированную на результат модель организации образовательного процесса.
ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
От работников всех уровней квалификации требуются:
- высокий уровень математической грамотности;
- основательная естественно-научная и гуманитарная подготовка;
- способности , которые часто называют «компетенциями XXI века»;
- прочные знания, умения и способности в области технологий (проектное мышление; цифровая грамотность; алгоритмическое мышление; направленное, или критическое, мышление и др.). Исследования показывают, что реформы образования, проведенные в последние десятилетия, оказались недостаточно результативными.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней
«Непрерывное образование— это необходимость»
- Если оценить результаты нашего обучения с точки зрения применимости знаний в жизни, то получается, что мы построили пирамиду ненужных знаний.
- И чем дольше мы живем, тем меньше остается востребованных навыков.
- Каждые два года знания удваиваются. Это означает, что через три года после обучения в школе или ВУЗе, мы обладаем только 25% навыков, которые нам могут пригодиться.
- Это гигантский вызов, который стоит перед системой образования, перед работодателями и обществом в целом»
МЫ ЖИВЁМ В МИРЕ: НЕСТАБИЛЬНОМ, НЕОПРЕДЕЛЁННОМ, СЛОЖНОМ И НЕОДНОЗНАЧНОМ
- 90% информации в мире появились за последние 2 года
- 104 года ожидаемая средняя продолжительность жизни детей, родившихся в этом десятилетии
- В 1*10 9 раз снизилась стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года
- 75% Населения планеты имеет доступ к мобильной связи, но не все из них имеют доступ к чистой воде
- 10 лет ранее не существовало ряда профессий, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (специалист по BIG DATA, APP-разработчик, оператор дрона и т.д.)
МИР СЕГОДНЯ
- 8*10 9 (8 000 000 000) ЖИТЕЛЕЙ ЗЕМЛИ
- 4,5*10 9 (4 500 000 000) МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ
- 1,8*10 9 (1 800 000 000) КОМПЬЮТЕРОВ
МИР ЗАВТРА
- 10*10 9 (10 000 000 000) ЖИТЕЛЕЙ ЗЕМЛИ
- 30*10 9 (30 000 000 000) КЛИЕНТСКИХ УСТРОЙСТВ
- 100*10 12 (100 000 000 000 000) ИДЕНТИФИЦИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
- 150*10 9 (150 000 000 000) СЕТЬ КОНТРОЛЛЕРОВ
- 1000*10 21 (1 000 000 000 000 000 000 000 000) БАЙТ ОБЛАЧНОГО ТРАФИКА
ИЗМЕНЯЮТСЯ УЧЕНИКИ и СТУДЕН ТЫ
- 84% Скачивают музыку из Интернет
- 76% Используют мессенджеры
- 67% Есть MP3 плеер
- 44% Участвуют в социальных сетях
- 34% Получают новости только в Интернет
- 28% Ведут блоги
- 20% Создают свои веб-страницы
- 15% Круглосуточно находятся онлайн
- Нужны новые подходы к образованию, большее использование IT-средств, большее вовлечение учеников и студентов в творческую деятельность
ОНЛАЙН-АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 16% - низкая активность 1 час в сутки, 2 недели в год
- 52% - средняя активность 3 часа в сутки, месяц в год
- 32% - высокая активность 8 часов в сутки,3.5 месяца в год
- Количество детей с высоким уровнем интернет-активности увеличилось в два раза, по сравнению с 2013 г. Если в 2013 году треть жизни в Сети проводил каждый седьмой подросток, то в 2019 г. - почти каждый третий (32%)
- Через каких-то 5-7 лет учитель не владеющий технологиями 3D моделирования, будет игнорироваться первоклашками как «человек отставший от жизни»
- Уже сегодня 3D-принтеры дают детям новый способ играть и проявлять свои творческие способности
ЧТОБЫ СТАТЬ УСПЕШНЫМ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, НУЖНО МЕНЯТЬСЯ
- Традиционная образовательная траектория однопиковая: человек получал одно высшее образование до 25 лет. Но сейчас правильно говорить о трёхпиковой модели , поскольку существует второй (30-55 лет) и третий (55+) трудоспособный возраст. И это относится не к нынешним детям, а к нам. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет 8 видов деятельности, не должностей, а видов деятельности. Нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь
Традиционная модель образования, в которой преподаватель обладал монополией на знание, а задача образования сводилась к трансляции этого знания, более неактуальна
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
- Рост числа источников образовательного контента
- Быстрые изменения в технологиях и рынках
- Трансформации системы образования в мире в сторону индивидуализации
- Рост проникновения Интернета и его скорости, количества мобильных устройств
- Распространение электронных денег
- Роль ядра образовательной платформы переходит от образовательного учреждения к индивидуальной образовательной траектории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
- Интерактивные учебники
- Геймификация образования
- Бурный рост числа образовательных стартапов
- Цифровое повествование (digital storytelling)
- Виртуальные классы
- Формирование открытых мега-университетов
И это лишь неполный набор!
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ РАБОТОДАТЕЛЯМИ К ВЫПУСКНИКАМ В ОБЛАСТИ IT
- Наличие высокой квалификации
- Наличие профессиональных сертификатов
- Знание английского языка
- Эффективная работа в социальных сетях
- Работа с электронными источниками
- Организация личной базы знаний
- Фильтрация и отбор информации
- Создание и коммерциализация знаний
- Умение адаптировать новые цели и задачи к постоянно меняющимся условиям деятельности
- Обширный кругозор в области новых технологий.
ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ
- Модернизация педагогических инструментов и ресурсов для мобильного обучения
- Новое понимание времени
- Новые форматы общения
- Новые взаимодействия
- Новое отношение к учителю
- Индивидуальная / коллективная
- Сети, коллективный разум, совместная работа
- Социальные сети
- Социальная педагогика сообщества
ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ
ПЕДАГОГИКА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА:
ПЕРЕХОД ОТ БУМАЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ К ЦИФРОВОЙ:
- Традиционный класс
- «Учусь, когда хочу и где хочу»
- Изобретение новых форматов времени и пространства
- Наша педагогика прочно привязана к бумаге
- Бумажная педагогика не может легко адаптироваться к цифровым инструментам
- Изобретение цифровой педагогики
ОБУЧЕНИЕ СТАНОВИТСЯ МУЛЬТИФОРМАТНЫМ И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫМ
- Тесно переплетаются старые и новые формы подачи учебного материала
- Образование в аудитории чередуется с работой в режиме онлайн
- Не выезжая из страны можно получить диплом иностранного университета
- Учиться можно в любом месте и в любое время
РОССИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ - НОВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА
- Лекториум: https://www.lektorium.tv/
- Универсариум: https://universarium.org/
- Открытое образование: https://openedu.ru/
- Мобильная электронная школа: https://mob-edu.ru/
- Учи.ру: https :// uchi . ru /
- Digital October: https :// coursera . digitaloctober . ru /
- Коллекция уроков: https://interneturok.ru/
- Нетология: https://netology.ru/
- Я класс: http://www.yaklass.ru/
- Российская электронная школа: resh.edu.ru
- Московская электронная школа: https://www.mos.ru/city/projects/mesh
Новый приоритетный проект «Цифровая школа
- Нужна смелость чтобы отпустить старый мир, чтобы отказаться от большинства вещей которыми мы ранее дорожили, оставить наше представление о том, что работает, что нет, для того чтобы создать новый мир, потому что ограничения в нашей голове
- Именно учитель открывает нам мир, дарит истину и принимает первые детские открытия, поэтому учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого
ВЫЗОВЫ РОДИТЕЛЯМ: ИНДИКАТОРЫ НИЗКОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
- 90% родителей не знают о средствах технического контроля за безопасностью ребенка
- 90% родителей не интересуются, что за программное обеспечение стоит на компьютере ребенка
- 92% родителей не могут помочь детям при решении всех проблем в Сети
- 46% родителей чувствуют себя неуверенными интернетпользователями
- 84% детей не обращаются за помощью к родителям
- Каждый третий родитель не знает о проблемах ребенка в Интернете
- Каждого пятого родителя пользоваться Интернетом научили дети
- Более половины детей не считают полезной помощь родителей
ГОТОВЫ ЛИ УЧИТЕЛЯ СТАТЬ ДЛЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ ПРОВОДНИКАМИ В МИР ИНТЕРНЕТА?
- «Цифровой разрыв» между учителями и учениками существенно меньше, чем между родителями и детьми.
- За пять лет количество учителей, пользующихся Интернетом ежедневно увеличивается и возросло почти в два раза, с 56% до 95%
- В 2019 г. уверенными пользователями себя назвали более 75% учителей. За уверенностью учителей стоят реальные ИКТ- компетенции.
- Подавляющее большинство опрошенных педагогов научились пользоваться Интернетом самостоятельно (82,5%)
ПРЕДЛАГАЮ АУДИТОРИИ ПОДУМАТЬ…
- «Учитель будущего» какой он? Что изменилось в учителях со времени нашего детства и какие изменения еще предстоят?
- Какие теперь современное общество предъявляет требования к «учителю будущего»?
- С какими проблемами сталкивается молодой педагог, работающий в образовательных учреждениях?
Спасибо за внимание!