1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Психолого-дидактические характеристики урока | Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели) | Данный признак на уроке был выражен ярко | Данный признак на уроке был выражен слабо | Данный признак на уроке отсутствовал |
1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока |
1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) | Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики | | | |
Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала | | | |
Постановка на уроке учебных задач | | | |
Освоение на уроке учебных действий | | | |
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности | | | |
2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) | Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей | | | |
Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного) | | | |
Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций | | | |
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников | | | |
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.) | | | |
3. Реализация индивидуального подхода | Использование приемов внешней и внутренней дифференциации | | | |
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития) | | | |
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) | | | |
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) | | | |
Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников) | | | |
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников |
1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников | Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников | | | |
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания | | | |
Создание ситуаций нравственного выбора | | | |
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы) | | | |
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта | | | |
2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности | Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом) | | | |
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос | | | |
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке | | | |
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы | | | |
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе | | | |
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) | Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности | | | |
Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий | | | |
Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности | | | |
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации) | | | |
Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся | | | |
3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА |
1.Проявление ценностного отношения к личности учащихся | Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика | | | |
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него | | | |
Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога | | | |
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности | | | |
Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение | | | |
2. Реализация учителем новых педагогических функций(ролей) | Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки) | | | |
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция) | | | |
Учитель как исследователь (исследовательская функция) | | | |
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки) | | | |
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная) | | | |
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА |
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия | Приоритет диалогических форм общения | | | |
Организация сотрудничества учеников между собой | | | |
Обращение учителя к ученикам по имени | | | |
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики | | | |
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь» | | | |
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта | Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя | | | |
Внимательность к ученику и его проблемам | | | |
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися | | | |
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом | | | |
Стимулирование положительных эмоций во время урока | | | |
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества | Организация ситуаций взаимопомощи между учениками | | | |
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы | | | |
Организация работы учащихся в парах | | | |
Организация групповой работы учащихся | | | |
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи | | | |
| 5 | 4 | 3 | 2 | I |
1. Цели урока (их реализация) | | | | | |
Обучающая: учитель определяет цели урока, информирует учащихся о путях реализации целей на уроке | | | | | |
Развивающая: цели носят характер, стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроках | | | | | |
Воспитывающая: на уроках математики воспитывающие цели нечётко сформулированы | | | | | |
2. Тип урока (подчеркнуть): | | | | | |
Урок усвоения новых знаний | | | | | |
Урок усвоения навыков и умений | | | | | |
Урок применения знаний и умений | | | | | |
Урок обобщения и систематизации знаний | | | | | |
Урок проверки, оценки, корректировки знаний, умений, навыков | | | | | |
Комбинированный урок | | | | | |
Фамилия, имя отчество учителя |
Квалификационная категория | | | | | |
Личность учителя: | | | | | |
Эрудиция | | | | | |
Увлеченность | | | | | |
Педагогический такт | | | | | |
Этика | | | | | |
Доброжелательность | | | | | |
Культура речи | | | | | |
Внешний вид и др. | | | | | |
Организационные качества: | | | | | |
Контакт с классом | | | | | |
Умение организовывать работу класса, включая элементы научной организации труда | | | | | |
Требовательность и объективность | | | | | |
Воспитание личным примером | | | | | |
Личность учителя представляет интерес для школьников | | | | | |
4. Учащиеся - особенности класса - сильный, средний, слабый | | | | | |
Уровень работоспособности учащихся (устойчивость внимания, интереса, др.) | | | | | |
Владение учащимися элементами научной организации труда (умение экономно использовать время, оборудование, рабочее время, использование рациональных методов работы и др.) | | | | | |
Активность учащихся | | | | | |
Дисциплина учащихся на уроке | | | | | |
Анализ структуры урока | | | | | |
1. Соответствие целям и типу урока: | | | | | |
Время, потраченное на опрос, соответствовало структуре уроков | | | | | |
Формирование понятий, умений и навыков | | | | | |
Закрепление | | | | | |
Подведение итогов | | | | | |
Объяснение домашнего задания | | | | | |
2. Организация выявления знаний | | | | | |
Методы опроса (подчеркнуть): | | | | | |
устные, письменные, графические, автоматизированные практические. | | | | | |
Виды опроса(подчеркнуть): | | | | | |
фронтальный, индивидуальный, комбинированный, др. | | | | | |
Активность учащихся при опросе | | | | | |
Включение всех учащихся в опрос | | | | | |
Подготовка учащихся к восприятию нового материала | | | | | |
3. Изучение нового материала | | | | | |
Соответствие материала урока требованиям программы | | | | | |
Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы | | | | | |
Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся | | | | | |
Самостоятельная работа на уроке (научность, идейность, логичность изложения, выделение главного, выявление причинно-следственных св.) | | | | | |
Опора на образы (символические, графические, художественные), ТСО | | | | | |
Работа с учебником, первоисточниками, словарями, справочниками | | | | | |
Использование практического опыта учащихся | | | | | |
Степени формирования новых понятий, представлений, навыков и умений | | | | | |
Межпредметные связи | | | | | |
4. Закрепление | | | | | |
Время, потраченное на повторение нового материала | | | | | |
Способы закрепления (подчеркнуть): устные, письменные, графические, практические работы | | | | | |
Разнообразие форм самостоятельной работы с классом, по группам, индивидуально | | | | | |
Включение учащихся в практическую деятельность | | | | | |
Взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся | | | | | |
5. Подведение итогов урока | | | | | |
Кто подводил? подводил учитель подводил учащийся не подведены | | | | | |
Выделение главного, изученного на уроке | | | | | |
Демонстрация уровня владения новым материалом | | | | | |
Выявление типичных ошибок, пути их преодоления | | | | | |
6.Задание на дом | | | | | |
Целесообразн.: - слишком сложно, - нормально, - упрощенно | Дозировка: - большая, - нормальная, - малая | По характеру: - тренировочное, - творческое | Дифференциация: - для сильных учащихся, - для слабых учащихся, - общее для всех | | | | | |
Инструктирование учащихся перед выполнением домашнего задания | | | | | |
7. Дифференцированный подход к учащимся на протяжении всего урока | | | | | |
Работа с сильными учащимися | | | | | |
Работа со слабыми учащимися | | | | | |
Результативность урока | | | | | |
1. Реализация обучающей цели урока (степень усваиваемости материала) | | | | | |
полнота знаний, умений, навыков | | | | | |
осознанность и действенность знаний | | | | | |
прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке | | | | | |
2. Реализация развивающей цели урока | | | | | |
развитие воображения - репродуктивного, творческого | | | | | |
развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления | | | | | |
умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать | | | | | |
3. Реализация воспитывающей цели урока | | | | | |
нравственное воздействие (правовое, эстетическое, трудовое, политехническое и т. д.) | | | | | |
профориентация, экономическое, экологическое, физическое, санитарно-гигиеническое | | | | | |
воспитание культуры умственного труда (элементы НОТ) | | | | | |
4. Общие итоги урока | | | | | |
мотивация школьников на всех этапах урока | | | | | |
соблюдение дидактических принципов | | | | | |
интерес учащихся к уроку | | | | | |
морально-психологическая обстановка на уроке, демократизация взаимоотношений между учителем и учащимися | | | | | |
реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке | | | | | |
5. Выводы и предложения | | | | | |
Положительные особенности урока |
Замечания, предложения, рекомендации: |
Организационный этап |
1. Дидактическая задача этапа | - подготовить учащихся к работе на уроке. |
2. Содержание этапа: | взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания. |
3. Условия достижения положительных результатов: | кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. |
Этап проверки домашнего задания |
1. Дидактическая задача этапа | установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки. |
2. Содержание этапа | выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов. |
3. Условия достижения положительных результатов | оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний изученного учащимися дома. |
Этап всесторонней проверки знаний |
1. Дидактическая задача этапа | - глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. |
2. Содержание этапа: | проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков. |
3. Условия достижения положительных результатов: | использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа | проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
1. Дидактическая задача этапа | организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
2. Содержание этапа: | сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. |
3. Условия достижения положительных результатов | предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока). |
Этап усвоения новых знаний |
1. Дидактическая задача этапа | - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. |
2. Содержание этапа: | организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися. |
3. Условия достижения положительных результатов | использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала |
1. Дидактическая задача этапа | - установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы. |
2. Содержание этапа: | проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. |
3. Условия достижения положительных результатов | постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников. |
Этап закрепления нового материала |
1. Дидактическая задача этапа | - закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
2. Содержание этапа: | закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. |
3. Условия достижения положительных результатов: | выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся. |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
1. Дидактическая задача этапа | - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. |
2. Содержание этапа | информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. |
3. Условия достижения положительных результатов: | спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | правильное выполнение домашнего задан всеми учениками. |
Целевой | Мотивационный | Содержательный | Процессуальный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Точность и обоснованность поставленных целей | 1. Наличие ориентировки учащихся на предстоящую деятельность; постановка целей предстоящей деятельности | 1. Соответствие основным дидактическим принципам | 1. Усваивались ли знания в контексте определенной социальной функции личности |
2. Конструктивность (достижимость) целей | 2. Характер мотивации: -учения; - труда; - достижения; - общения | 2. Уровень усвоения материала (репродуктивный, продуктивный) | 2. Присутствовал ли совместный поиск решения |
3. Диагностичность целей: - выделение формируемого качества; - наличие диагностики этого качества; - наличие критериев для определения этого качества | 3. Формирование познавательных критериев (характер, степень успешности) | 3. Наличие вариантности в предлагаемом материале (по типу, уровню и т. д.) | 3. Было ли совместное переживание ценностей |
| 4. Оценивание действий и поступков, характер | 4. Участие учащихся в отборе содержания | 4. Существовало ли обучение, включенное в структуру игры, диалога, жизненной ситуации |
| 5. Создание ситуаций успеха | 5. Право на усвоение (выбор) роли, статуса | 5. Было ли принятие решения с выражением личной ответственности и отношения |
| 6. Итог деятельности, нацеленность на последействие | 6. Представлены ли в материале нравственные законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент | 6. Признавались ли права на собственное мнение |
| | 7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений | 7. Наличие и характер сотрудничества учителя с учащимися при решении жизненных проблем |
| | 8. Наличие межпредметных связей | |
| | 9. Характер рефлексии: - натуралистический; - социальный; - общечеловеческий | |