ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете СОГБОУ
«Сафоновский детский дом-школа» директор СОГБОУ «Сафоновский детский
дом-школа»
протокол педсовета № 1 С.А.Вахтерова
от «___» августа 2018 г
СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа»
АНАЛИЗ
работы МО учителей
иностранных языков, истории, обществознания,
музыки и технологии
за 2017 – 2018 учебный год
2018 год
В 2017-2018 МО учителей иностранного языка, истории, обществознания, музыки и технологии работало над реализацией общешкольной методической темы «Совершенствование качества образования на основе компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС».
МО учителей продолжило работу по совершенствованию методики обучения иностранному языку в контексте иноязычной культуры, изучению новых технологий, внедрения в практику своей работы уровня образования, соответствующего современным требованиям ФГОС в процесс обучения иностранным языкам, истории, музыки и технологии.
ЦельМО - создание условий для реализации педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития учителей при реализации системно - деятельностного подхода в обучении школьников в рамках перехода на ФГОС второго поколения.
Основными направлениями деятельности МО являлись:
Реализация Федерального государственного стандарта начального, среднего общего образования по иностранному языку, истории, обществознанию, музыки и технологии.
Развитие общеучебных умений, навыков и универсальных учебных действий на уроках иностранного языка, истории, обществознания, музыки и технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, истории, обществознания для формирования информационной культуры школьников, развития их коммуникативных и творческих возможностей и способностей и создания условий для самообразования.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ. Разработка заданий для контроля лексических, грамматических навыков и коммуникативных умений учащихся с учётом формата ЕГЭ.
Перед МО учителей иностранного языка стояли следующие задачи:
Изучать нормативно-информационную документацию и методические письма по вопросам образования и преподавания иностранных языков, истории, обществознанию, музыки и технологии.
Разработать тематическое и календарно-тематическое планирование уроков, проводить и записывать уроки в журналы в соответствии с планированием.
Осуществлять выбор учебников в соответствии с потребностями и возможностями учебного фонда школы.
Знакомить с состоянием преподавания учебных предметов по итогам четвертей и года.
Повышать профессионально-методическое мастерство учителей МО с помощью курсов и чтения методической литературы. Заслушать отчеты о самообразовании учителей.
Посещать уроки коллег с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов. Изучать педагогический опыт коллег.
Проводить открытые уроки для обмена опытом, методическими разработками.
Вырабатывать единые подходы к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предметам.
Продолжить внедрение современных педагогических технологий в организацию учебной и внеклассной деятельности учащихся.
Разрабатывать материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов. Осуществлять систематическую подготовку учащихся в сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ГИА.
Разработать материалы для проведения школьного тура Олимпиады по иностранным языкам, истории, обществознанию и музыки.
Проводить работу по подготовке учащихся к участию в школьных конкурсах (конкурс чтеца, конкурс инсценировок, олимпиады, конкурс компьютерных презентаций).
Продолжить работу по оформлению и оснащению кабинетов иностранного языка, истории, обществознанию и музыки. Систематизировать эту работу в соответствии с современными требованиями к учебному кабинету.
14 Проводить регулярно в соответствии с планом заседания МО учителей.
15.Способствовать эффективному внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и среднего образования.
16. Повышать эффективность деятельности членов методического объединения по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного образования при сохранении их здоровья;
17Активизировать работу с обучающимися, имеющими высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей.
19.Совершенствовать педагогическое мастерство учителей.
Повышение профессиональной компетенции учителей иностранного языка, истории, обществознания и музыки в свете современных требований ФГОС, совершенствование анализа и критериев оценки их работы остались основными направлениями деятельности методического объединения. Диагностика уровня методического мастерства учителей помогла выявить затруднения, которые они испытывают в своей работе при достижении намеченных целей, что также учитывалось в планировании работы, которое осуществлялось по следующим направлениям:
1. Изучение нормативных документов. Обзор методической и педагогической литературы по предметам.
2. Изучение новых программ и учебников.
3. Вопросы теории и методики преподавания предмета.
4. Анализ уроков с позиций современных требований.
5. Подготовка рекомендаций к итоговой аттестации.
Основные формы, используемые в работе МО:
1. заседание методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
2. отчеты по темам самообразования учителей.
Характеристика кадров
| Фамилия, имя, отчество | Образование | Стаж работы | Учебная нагрузка | Повышение квалификации | Аттестация учителя |
1 | Бузак Татьяна Афонасьевна ( английский язык) | Высшее СГПИ | 33 года | 20 ч. | Октябрь 2017г. | декабрь 2015г., первая категория |
2 | Новак Ольга Михайловна (немецкий язык) | Высшее, СГПИ | 38 л. | 17ч. | март 2014г. | 2014 г., высшая категория | |
3 | Чугунова Людмила Владимировна (немецкий язык) | Высшее, СГПИ | 27 г. | 3 ч. | 09.04.12- 02.11.12 г. | |
4 | Семёнова Людмила Яковлевна (история, обществознание) | Высшее, СГПИ | 44г. | 20 ч | Сентябрь-октябрь 2015г. СОИРО | Ноябрь 2015г. |
5 | Дубровская Ольга Владимировна | Высшее, СГПУ | 29 лет | 5 ч. | | Ноябрь 2015г. Первая категория |
6 | Горохов Виктор Васильевич | Высшее, МСХА им. Тимирязева | 25 лет | 18 ч. | | Декабрь 2015, высшая категория |
Особое место в работе по повышению профессиональной компетентности кадров занимает самообразование учителей. Всеми педагогами были выбраны темы самообразования, работа над которыми продолжалась весь учебный год. Результатом самообразования стали выступления перед коллегами на заседаниях МО. Были заслушаны следующие отчёты:
Новак О.М.- « Методы активного обучения на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС»
БузакТ,А, - « Обучение лексике как одному из факторов обучения английскому языку»
Семенова Л.Я. - «Проектная деятельность на уроках обществоведения.»
Чугунова Л.Я.-« Формирование мотивации к изучению иностранного языка.»
В 2017-2018 учебном году было проведено 6 заседаний методического объединения, на которых рассматривались следующие вопросы:
-анализ работы за 2016-17учебный год и планирование работы на 2017-18 учебный год;
- изучение нормативных документов;
-проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
-рассмотрение наиболее трудных тем программы по предметам;
-знакомство с новинками учебно-методической литературы;
-проведение и анализ итоговых контрольных работ;
-подготовка обучающихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ;
-заслушивание сообщений учителей о работе по теме самообразования.
- анализ результатов входного контроля по иностранным языкам.
-объем домашних заданий, задаваемых в 5-11 классах.
-об использовании ИКТ на уроках иностранного языка.
-улучшение материально-технической базы кабинетов. Приобретение необходимого учебного оборудования.
Август
Корректировка и утверждение рабочих программ по иностранным языкам, истории, обществознанию и музыке на 2017-2018 учебный год.
Сентябрь
Анализ работы МО учителей иностранного языка истории, обществознания и музыки за 2016-2017 учебный год, обсуждение и утверждение плана работы МО на новый 2017-2018 учебный год.
Согласование учебно-методического обеспечения по предметам МО в 2017-2018 учебном году.
Входной контроль знаний по предметам на начало учебного года.
Ноябрь
Анализ результатов входного контроля по иностранным языкам.
Объем домашних заданий, задаваемых в 5-11 классах.
Об использовании ИКТ на уроках иностранного языка.
Январь
Анализ результатов обученности обучающихся по иностранным языкам, истории, обществознанию и технологии за первое полугодие 2017-18 учебного года.
Выступление учителей МО с докладами по темам самообразования.
- Проектная деятельность на уроках обществоведения.
- Формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Улучшение материально-технической базы кабинетов. Приобретение необходимого учебного оборудования.
Март
Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими и вновь прибывшими обучающимися.
Организация и проведение итоговых контрольных работ по предметам МО.
6. Май
Анализ результатов ВПР обучающихся по иностранным языкам, истории, обществознанию и технологии за 2017-18 учебный год.
Анализ работы МО за текущий год и постановка задач на 2018/2019 уч.год.
Прохождение программного материала.
Педагоги также обменивались опытом работы по следующим вопросам: индивидуальный подход к учащимся с низким уровнем знаний по предметам цикла, методы и формы работы по обучающему аудированию, виды тестов по грамматике в среднем и старшем звене, активизация самостоятельной работы учащихся при создании проблемной ситуации на уроке. Реализация целей и задач методического объединения осуществлялась согласно требованиям государственных программ, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых. Учителя старались формировать общую культуру учащихся, развивать их познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать в них самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу и к учителю. На уроках активно использовались ресурсы сети Интернет. В дальнейшем необходимо чаще проводить нетрадиционные формы уроков, таких как пресс-конференция, круглый стол, телемост, урок-викторина, урок-презентация с использованием компьютерных технологий и др. Такие уроки значительно повышают уровень познавательной деятельности учащихся и побуждают их к творчеству.
С целью эффективной подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов большое внимание в старших классах уделялось отработке контрольно-измерительных материалов, отрабатывались навыки аудирования, чтения, письма и говорения. На уроках и дополнительных занятиях перед учениками ставились задачи - показать свои коммуникативные умения, проверялись общеучебные учебные умения.
В течение всего учебного года учителя предметники уделяли внимание работе с вновь прибывшими и слабо успевающими детьми. Учителя Новак О. М. ,Бузак Т. А., Семенова Л.Я. проводили консультации по выполнению домашнего задания, по отработке сложных тем программы.
Согласно плана работы школы по отслеживанию качества образования и уровня освоения знаний в марте-мае 2018 года были проведены итоговые контрольные работы по иностранному языку, истории, обществознанию и технологии. Диагностирование проводилось в форме тестовых заданий на базовом уровне и проверяло умения и навыки по различным видам деятельности по предметам. Результаты контрольных работ предоставлены в таблицах.
Иностранные языки
По иностранным языкам в основном учащиеся показали хорошие результаты по информативному чтению, умеют находить нужную информацию в тексте по заданным вопросам, находить логическую последовательность по смыслу текста, однако затрудняются в применении отдельных грамматических структур: спряжение сильных глаголов в прошедшем времени, преобразование прямой речи в косвенную, написание букв немецкого алфавита; преобразование структур в страдательном залоге, образование видо-временных форм английских глаголов, правописание английских слов.
класс | язык | по списку | писали | «5» | «4» | «3» | «2» | учитель |
2 | Нем. | 1 | 1 | | | 1 | | НовакО .М. |
3 | Англ. | 2 | 2 | 1 | | 1 | | Бузак Т.А. |
Нем. | 1 | 1 | 1 | | | | НовакО .М. |
4 | Англ. | 1 | 1 | | 1 | | | Бузак Т.А. |
Нем. | 1 | 1 | 1 | | | | НовакО .М. |
5 | Англ. | 2 | 2 | 1 | 1 | | | Бузак Т.А. |
Нем. | 7 | 7 | 1 | 3 | 3 | | НовакО .М. |
6 | Англ. | 3 | 3 | | 1 | 2 | | Бузак Т.А. |
Нем. | 1 | 1 | | | 1 | | НовакО .М. |
7 | Англ. | 7 | 7 | 3 | 3 | 1 | | Бузак Т.А. |
Нем. | 3 | 3 | 2 | | 1 | | НовакО .М. |
8 | Англ. | 4 | 4 | 1 | 1 | 2 | | Бузак Т.А. |
Нем. | 5 | 5 | | 1 | 3 | 1 | Чугунова Л.В. |
9 | Англ. | 19 | 17 | 8 | 4 | 5 | | Бузак Т.А. |
Нем. | 5 | 5 | 2 | 1 | 2 | | НовакО .М. |
10 | Англ. | 6 | 5 | | 4 | 1 | | Бузак Т.А. |
Нем. | 1 | 1 | 1 | | | | НовакО .М. |
11 ВПР | Англ. | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | | Бузак Т.А. |
Нем. | 3 | 3 | 2 | 1 | | | НовакО .М. |
Мониторинг обученности и качества знаний позволяют учителям МО не только контролировать, но и прогнозировать показатели успеваемости обучающихся, сконцентрировать усилия обучающихся и учителей на наиболее ответственных этапах познания. На заседаниях МО обсуждались результаты административных контрольных работ.Результаты обученности и качества знаний показали тенденцию к ухудшению показателей учёбы от младших классов к старшим. Причин несколько.
Во-первых, сам предмет становится сложнее по мере перехода от курса к курсу, учитывая необходимость начинать подготовку сдаче ЕГЭ на более ранних этапах обучения иностранному языку.
Во–вторых, большой объём лексического и грамматического материала, необходимый для заучивания.
В-третьих, помимо знаний ученики должны показать владение языком по четырём основным аспектам:аудированию , чтению, говорении,письму.
В-четвёртых,слабая мотивация. Для улучшения ситуации особое внимание необходимо уделять индивидуальной работе как со слабоуспевающими учениками, так и с мотивированными обучающимися .
История, обществознание
По история, обществознанию обучающиеся справились с тестовыми заданиями, показав хорошие результаты. Обучающиеся правильно отвечали на вопросы о Великой Отечественной войне, о причинах 1-ой мировой войне. Тем не менее, очевиден формальный подход при ответах на конкретные вопросы, нечетко прослеживаются причинно-следственные связи событий. Обучающиеся неуверенно ориентируются в хронологии событий, не могут объяснить смысл основных понятий, не все продемонстрировали умение связно излагать мысли на предложенную тему.
класс | предмет | По списку | писали | «5» | «4» | «3» | «2» | учитель |
7 класс | история | 9 | 9 | 2 | 2 | 5 | - | Семёнова Л. Я. |
8 класс | ИПКЗС | 9 | 9 | 2 | 1 | 6 | - | Семёнова Л. Я. |
обществознание | 9 | 7 | | 4 | 3 | - |
9 класс | обществознание | 14 | 12 | 4 | 3 | 5 | - | Семёнова Л. Я. |
| | | | | | |
10 класс | история | 6 | 6 | 3 | 3 | | - | Семёнова Л. Я. |
обществознание | 6 | 1 | 3 | 1 | 1 |
право | 6 | 2 | 2 | 2 | |
11 класс | обществознание | 7 | 7 | 1 | 1 | 5 | - | Семёнова Л. Я. |
право | 7 | 1 | | 6 | |
электив | 7 | 2 | 3 | 2 | |
Итоги успеваемости на конец учебного года:
Новак О. М. (немецкий язык)
класс | Успеваемость | СО | КОП | уровень |
2 класс | 100% | 36% | 0% | низкий |
3класс | 100% | 100% | 100% | высокий |
4класс | 100% | 64% | 100% | средний |
5класс | 100% | 54% | 25% | средний |
6класс | 100% | 36% | 0% | низкий |
7класс | 100% | 79% | 67% | высокий |
9класс | 100% | 67% | 60% | средний |
10класс | 100% | 58% | 80% | средний |
11класс | 100% | 55% | 67% | средний |
Бузак Т.А. (английский язык)
класс | упеваемость | СО | КОП | уровень | |
3класс | 100% | 36% | 0% | низкий |
4класс | 100% | 50% | 50% | средний |
5класс | 100% | 36% | 0% | низкий |
6класс | 100% | 43% | 25% | средний |
7класс | 100% | 48% | 43% | средний |
8класс | 100% | 41% | 17% | низкий |
9класс | 100% | 78% | 64% | высокий |
10класс | 100% | 47% | 40% | средний |
11 класс | 100% | 33% | 45% | средний |
Чугунова Л. В. (немецкий язык)
класс | успеваемость | СО | КОП | уровень |
8 класс | 100% | 42% | 20% | низкий |
Дубровская О.В. ( технология)
класс | успеваемость | СО | КОП | уровень |
5 класс | 100% | 91% | 100% | высокий |
6 класс | 100% | 76% | 100% | высокий |
7 класс | 100% | 76% | 100% | высокий |
8 класс | 100% | 50% | 50% | средний |
9 класс | 100% | 78% | 100% | высокий |
10 класс | 100% | 100% | 100% | высокий |
11 класс | 100% | 100% | 100% | высокий |
|
Подводя итоги деятельности учителей МО иностранных языков, истории, обществознания и музыки за 2017-2018 учебный год, необходимо отметить, что скоординированная работа учителей позволила выполнить те задачи, которые ставились в начале учебного года.
Анализ методической работы позволяет сделать вывод о том, что план методической работы МО в целом выполнен:
1. Методические темы работы МО соответствовали основным задачам, стоящим перед педагогами школы.
2. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед педагогами.
3. Все педагоги работали и работают над созданием системы обучения, удовлетворяющей потребностям каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
4. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Большое внимание уделялось использованию информационных технологий педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Все учителя МО работали по рабочим программам, соответствующим УМК с учётом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе.
Но, к сожалению, не все поставленные задачи были решены в полном объёме. Недостаточно полно ведётся работа с сильными учащимися. Не все учителя-предметники работают над формированием стойкого интереса к своему предмету, всесторонним развитием учащихся, многие педагоги ограничиваются в преподавании рамками Программы по предмету. Нельзя не указать на существующую необходимость в повышении уровня самообразования, углублении собственных знаний по предмету. Было решено к началу нового 2018-2019 учебного года выбрать ту тему по самообразованию, над которой каждый учитель хочет работать и продукт которой он сможет предъявить в конце учебного года.
В 2017-2018 учебном году МО учителей иностранных языков ставит следующие задачи учебно-методической деятельности:
1. Продолжить работу над формированием коммуникативных навыков школьников в изучении иностранных языков.
2. Продолжить работу над совершенствованием методических компетенций учителя как условий реализации творческих способностей школьников.