Анализ работы с молодыми специалистами
в МОУ «Чеканская аграрная средняя школа» в 2017-2018 учебном году
В целях научно - методического сопровождения молодого педагога в период адаптации и профессионального становления, привития молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепления его в образовательной организации в 2017-2018 учебном году в школе была организована работа по наставничеству.
Работа с молодым специалистом осуществлялась не только силами администрации школы, но в большей степени учителем – наставником. Функционирование наставничества координировала зам. директора по методической работе Жевлакова Е.А.
Задачи, которые стояли перед наставниками:
сократить период адаптации молодого специалиста в образовательной организации;
способствовать углублению профессиональных знаний, умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
-развить способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности
В 2017-2018 учебном году в школе был 1 молодой специалист. Работу молодого педагога сопровождал учитель- наставник.
№ | Наставник | должность | Молодой специалист | должность |
1 | Зорина Г.П. | Руководитель ШМК учителе гуманитарных и прикладных дисциплин, учитель немецкого языка | Рязанова Т.И. | Учитель истории и обществознания, старшая вожатая |
Работа велась по следующим направлениям :
школьная документация;
организация учебно-воспитательного процесса;
методическое сопровождение молодого учителя;
организация воспитательной работы в классе;
Индивидуальные планы работы наставника с молодым специалистом включали в себя следующие вопросы обучения :
- разработка рабочих программ по предмету;
- разработка поурочных планов;
- планирование внеклассной работы;
- использование молодым специалистом на уроке различных методов, методических приемов, форм и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
- включение молодого педагога в работу школьного МК;
- самообразование педагога;
- проведение открытых уроков.
В начале года было проведено анкетирование «Профессиональные затруднения. Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем». На основе этого молодой учитель составил индивидуальный план педагогического роста.
Для адаптации молодого учителя в коллективе, выработки своей системы преподавания, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности педагогами-наставниками были организованы консультации:
- работа со школьной документацией (о требованиях к оформлению классного журнала в бумажном и электронном вариантах);
- разработка рабочих программ и КИМов;
- организация деятельности учащихся на уроке;
- различные формы и приемы обеспечения надлежащего поведения учащихся в классе;
Наставником Зориной Г.П.и зам.директора по УВР и ВР Жевлаковой Е.А, Верняевой О.П.оказывалась методическая помощь при составлении календарно – тематического планирования, поурочного планирования, проводились индивидуальные консультации по ходу урока, осуществлялся совместный анализ по итогам контрольных работ, были даны рекомендации по корректировке действий учителя в изучении той или иной темы.
С целью углубления профессиональных знаний и умений был организован цикл теоретических занятий по темам:
Целеполагание в деятельности учителя.
Типология уроков
Методы обучения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся.
5.Рефлексивно-оценочная деятельность
А также проведен цикл практических занятий по следующим темам:
Построение карты урока
Разработка сценария нестандартного урока.
Самоанализ урока.
4.Составление отчета учителя о результатах обучающей деятельности
С целью знакомства с педагогическим «почерком» молодого специалиста, с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи было организовано посещение уроков заместителем директора по УВР работе Жевлаковой Е.А., учителем-наставником Зориной Г.П. и коллегами. Были посещены уроки истории в 5 классе по теме «Завоевание Римом Италии», «Жизнь египетского вельможи», «Природа и люди древней Индии» и по обществознания в 5 классе «Семья и семейные отношения», «Учеба –основной труд школьника»,«Досуг. Свободное Время». Молодому специалисту были предложены методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы, виды, формы урока; современный урок и его организация; современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе; коммуникативная и интерактивная направленность урока, активные методы обучения и т.д. Анализу подвергались и внеклассные мероприятия. Более подробную экспертизу получило открытое мероприятие – интеллектуальная игра «Поле чудес» по истории Отечества.
Встречи за «круглым столом» по вопросам проблемы поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов расширили профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников.
Анализ процесса адаптации молодого специалиста показал, что имеются сильные и слабые стороны в подготовке начинающего учителя к педагогической деятельности. Рязанова Т.И. успешно проходит период профессиональной адаптации, налаживает устойчивый контакт с учащимися, применяет информационно-коммуникативные технологии в работе с учащимися. Стиль отношений учителя с обучающимися доброжелательный и внимательный.
Но были выявлены следующие проблемы. Формы работ учащихся – однообразные, не активизирующие познавательную деятельность. Молодой учительнице следует продумывать индивидуальную и групповую формы работы учащихся на уроке.
В течение учебного года было организовано посещение молодым учителем практических семинаров, РМО, заседаний, мероприятий согласно графику работы отдела образования, участие в конкурсах разного уровня.
Рязанова Т.И. имела возможность посещать «Школу молодого учителя» на базе СОШ № 2. Для молодых, начинающих педагогов было организовано обучение на районном уровне.
В целом, задачи, поставленные перед наставником на 2017-2018 учебный год, выполнены. Однако в следующем году следует
Молодому педагогу Рязановой Т.И..:
1.1. Повышать свой профессиональный уровень через участие в семинарах, вебинарах, самообразование.
1.2. Посещать уроки опытных учителей с целью овладения методикой преподавания предмета.
1.3. Использовать различные формы и методы обучения, привлекать учащихся к постановке цели и задач на уроке, формировать у учащихся умения самостоятельно добывать необходимую информацию, работать в парах, группах.
1.4. На занятиях использовать разнообразные виды деятельности, развивать умения выявлять закономерности, выделять главное.
Наставникам:
продолжить работу с молодым специалистом по следующим вопросам:
1. Владение молодыми специалистами нормативной базой преподавания предметов;
2. Работа молодых учителей над темами самообразования;
3. Работа со школьной документацией.
4. Активизация участия молодых специалистов в различных творческих конкурсах, мероприятиях.
Зам директора по УВР
Создавать условия для развития и саморазвития молодого специалиста.
Учитель – наставник Зорина Г.П.
Мониторинг работы с молодым специалистом
в МОУ «Чеканская аграрная средняя школа»в 2017-2018 учебном году
№ | Проблема | Методы | Выход |
1 | Степень готовности учителя-стажера к работе в школе | Собеседование. | Приказ о назначении наставника, составление Учебного плана стажера. |
2 | Знание стажером программы по предмету, умение составлять тематическое планирование. | Собеседование, инд. консультации. | Проверка тематического планирования. |
3 | Постановка задач урока (образовательных, развивающих, воспитательных). | Практическое занятие. | Проверка поурочных планов. |
4 | Работа со школьной документации. | Практическое занятие, изучение ведения документации | Справа. Совещание при зам. директора УВР |
5 | Знание программного материала и возрастной психологии. | Наблюдение, тест «Оценка знания юношеской психологии». | Справка-представление |
6 | Трудности, возникающие в работе стажера. | Анкета, беседа. | Организация помощи. |
7 | Саморазвитие учителя – стажера. | Выбор темы, составление, плана, изучение литературы. | План саморазвития стажера |
8 | Взаимодействие с педагогическим, ученическим и родительским коллективами | Анкетирование, собеседование, посещение собраний и классных мероприятий. | Справка зам.директора по ВР. |
9 | Анализ и самоанализ урока. Владение общей и частной методикой | Взаимопосещение уроков стажера и наставника, анализ | Планы уроков, анализ |
| | | |
10 | Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся. | Совместная работа наставника и молодого учителя. | Теоретическое занятие |
11 | Методика проведения родительских собраний. | Взаимопосещение собраний, анализ. | Доклад на родительском собрании |
12 | Работа с тетрадями, дневниками, личными делами обучающихся. | Проверка документации, собеседование. | Справка наставника |
13 | Составление характеристики ученика. | Практическое занятие. | Характеристика класса |
14 | Конфликты в работе начинающего учителя. | Тест, беседа с наставником. | Оказание помощи. |
15 | Степень комфортности молодого учителя в педагогическом коллективе. | Тест | Справка |
16 | Саморазвитие молодого учителя. | Работа над методической темой, изучение литературы. | Доклад по теме саморазвития на ШМК. |
17 | Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. | Посещение классных часов, внеклассных мероприятий по предмету, анализ | Анализ внеклассных мероприятий. зам.директора по ВР. |
18 | Методика активизации познавательной деятельности обучающихся. | Уроки активного контроля (ВПР) | Справка зам директора по УВР |
19 | Стимулирование педагогической активности | вовлечение молодого специалиста в общественную деятельность | Участие в работе ШМК, в творческих группах и т. д. |
20 | Развитие творческих способностей учителя и обучающихся. | Анализ участия в олимпиадах, конкурсах. | Справка зам директора по УВР |
21 | Самооценка молодого специалиста. | Анализ по плану саморазвития | Самоанализ стажера |