СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ связной речи старших дошкольников: проблемы и пути решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка о проведенном обследовании связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Анализ связной речи старших дошкольников: проблемы и пути решения»

Анализ связной речи старших дошкольников: проблемы и пути решения

В обследовании связной речи принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста, по 10 детей из 3 старших групп, не посещающих логопедические занятия. В процессе обследование внимание обращалось на связную речь, недостатки в употреблении лексико-грамматических конструкции и нарушения звукопроизношения не брались во внимание. Каждому ребенку были предложены три задания «Пересказ», «Составление рассказа по серии сюжетных картин», «Объяснялки».

1 задание - «Пересказ». Каждому ребенку предлагалось прослушать небольшой рассказ «Лебедь», затем пересказать его (можно своими словами, как запомнили). Основная часть детей справилась с заданием. 4 детей – подробно пересказали события рассказа, отмечали детали, использовали нужные глаголы и прилагательные. 14 детей – справились достаточно хорошо. 12 детей – прибегали к помощи педагога, упускали важные детали, не смогли передать логической последовательности событий.

2 задание – «Составление рассказа по серии сюжетных картин». Детям предлагались 4 картинки, которые необходимо было разложить в нужной последовательности и рассказать по серии картин историю, озаглавив ее. Большую сложность вызывал этап на котором нужно было расположить картинки в нужной последовательности, дети терялись, обращались за помощью, не понимали логической связи между картинками. 10 детей смогли определить последовательность картин, объяснили логическую связь между ними, придумали рассказ. Сложность вызвало придумывание названия для рассказа. 10 детей – справились хорошо, но пропускали важные детали, что привело к нарушению последовательности событий. 10 – с трудом справились с заданием. Использовали в речи отдельные предложения, не увидели связи между событиями, не смогли придумать название к рассказу. Названия, придуманные детьми: «Девочка спасла котенка», «Котенок», «Спасение котенка», «Котенок и девочка», «Про девочку», «Девочка ловила бабочек».

3 задание - «Объяснялки». Детям предлагалось объяснить смысл пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Задание вызвало наибольшие трудности у дошкольников. Только 4 детей из 30 смогли объяснить значение пословицы. 2 детей – пытались объяснить пословицу, но сделали это совершенно не верно. 21 ребенок – не понял переносного значения пословицы, пересказали ее другими словами. 3 детей – не поняли смысла задания.

Можно сделать вывод, что наибольшие трудности вызвали те задания, где нужно было рассуждать логически, размышлять над заданием, не бояться высказать свои мысли, при этом правильно их оформить, разумеется, в силу возрастных возможностей. Задание «Пересказ» оказалось самым доступным и легким для дошкольников. Возможно это связано с тем, что как правило педагоги дают детям готовую, обработанную информацию, а затем просят воспроизвести ее. Именно такая форма речевой деятельности привычна и понятна для наших детей.

Рекомендации:

- использовать пословицы, переносное значение слов, образные высказывания;

- использовать работу в группах и подгруппах над составлением рассказов по серии сюжетных картин, с распределением обязанностей (придумать название, расположить картинки по порядку и т.д).

- во время работы над пересказом прочитанного, обращать внимание на прилагательные и глаголы, характеризующие объекты и их действия.