Классный руководитель :
Терешкина В.С. 2, 4 класс
АНАЛИЗ
реализации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов за 2017-2018 уч. год
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Главное во внеучебной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанные отношения. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
· расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
· плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет ) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
· резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
· ограниченности общения со сверстниками;
· неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
· разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
· разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- -разработано «Положение об организации внеурочной деятельности»;
- составлены перечни программ внеурочной деятельности;
- подобраны кадры для проведения внеурочных занятий;
- подготовлены рабочие программы внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
- информирование родителей о системе внеурочной деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Для организации внеурочной деятельности выбрана оптимизационная модель, в реализации которой принимали участие педагогические работники МБОУ «Алешенская ООШ».
Администрация школы:
- координировала деятельность образовательного процесса в 1,2 классах (ФГОС), обеспечивала своевременную отчетность о результатах работы, делала выводы об эффективности проделанной работы, вносила коррективы, обеспечивала создание условий для организации внеурочной деятельности, проводила мониторинг результатов.
Классные руководители
- использовали новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организовали проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивали взаимодействие с родителями.
Организация внеурочной деятельности по направлениям
Спортивно-оздоровительное направление
«ОФП» (1-4 кл)(Семенцова И.В.)
«Национальные игры» (2-4кл) (Семенцова И.В.)
-кл.часы, беседы о ЗОЖ – кл. рук.
Духовно-нравственное направление
-посещение храма, беседы, кл. часы «Давайте жить дружно», «Если добрый ты…» - кл. рук.
- конкурсы чтецов (классные, школьные, районный) – кл. рук.
Общеинтеллектуальное направление
«Проектная деятельность» (1-4 кл) – Корнеева Л.П.
- олимпиады, НПК
Социальное направление
- акции «Забота», «Милосердие» (1-4 кл)
- уборки территории, субботники
Материально-техническое обеспечение
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются следующие условия: столовая, с/библиотека, спортивная площадка; музыкальная аппаратура; необходимый спортивный инвентарь.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой (проектор, ноутбук, экран).
Информационное обеспечение
Имеется медиатека в виде методической литературы на электронных носителях, игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников способствуют:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Цель внеурочной деятельности была направлена на создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Школа, исходя из имеющихся условий, стремилась создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на образовательные и воспитательные результаты.
В первом классе – 5 учеников, во 2-м классе 5 учеников, в 3-м кл. – 13 учеников, в 4 кл. – 1 ученик. Самыми активными являются Лукутина В., Арсенов Н., Подзывалов И, Егоровская С., Мамедов Д., Мамедова Д., Тулямов Р., Тулямова Д.Эти ребята принимают самое активное участия во всех направлениях внеурочной деятельности. Ребята участвуют в различных мероприятиях конкурсах и фестивалях, школьного, муниципального уровней, темы которых тесно переплетены с содержанием программы по внеурочной деятельности, и, соответственно, подготовка к этим мероприятиям часто проходит на этих занятиях. Учащиеся 1,3 класса на кружке «Проектная деятельность» к праздникам изучали историю праздника, собирали материал, делали подарки, родным, друзьям. Узнали историю алфавита и, собрав материал, провели праздник «Прощай, Букварь». После подготовки к занятию «Птицы зимой» - на деревьях в парке появились красивые кормушки для птиц. На занятиях «Волшебный завиток» ребята создают картины для различных выставок, учатся придумывать и изображать. Их работы стали призерами на районной «Волшебство детских рук», «Зеркало природы», на школьном празднике, посвященном 23 февраля, 8 марта, на школьных предметных неделях. А подготовленные музыкальные номера в кружке «Вокальный» украшали все школьные праздники, становились призерами и лауреатами районного смотра худ. Самодеятельности и смотра патриотической песни. Участники спортивных кружков и секций становились призерами школьных и районных соревнований по л/а, Русской лапте. Дети с большим удовольствием и радостью участвовали в зимних забавах(катание с горки, лыжи, коньки, снежная крепость, лепка снеговиков).
В апреле 2018г. в 1-4 х классах(24 ученика – 100%) было проведено анкетирование учащихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по следующей таблице.
Название кружка | Очень нравится | нравится | Не нравится | |
Вокальный | 16 (67%) | 7(29%) | 1 (4%) | |
Волшебный завиток | 19 (79%) | 3 (12,5) | 2 (8%) | |
Национальные игры | 12 (50%) | 10 (42%) | 2 (8%) | |
Юный патриот | 16 (67%) | 7 (29%) | 1(4%) | |
Проектная деятельность | 10 (42%) | 10 (42%) | 4 (16%) | |
ОФП | 20 (84%) | 3(12%) | 1 (4%) | |
Системой дополнительного образования охвачены 100% учащихся 1- 4 классов. Согласно СанПиНа школа реализует образовательную программу в условиях обучения в одну смену, что способствует:
-обеспечению здоровьесохранного образовательного пространства и безопасности ребенка;
-конструктивное взаимодействие с семьей и социумом;
-действует единое расписание урочной и внеурочной деятельности ребенка;
Результаты внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
- отсутствие оборудованного спортзала;
- отсутствие комнаты релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дополнительный отдых.
-учителям трудно резко перестроить свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать её. Это очень длительный процесс.
Вывод: Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана 1-4 классов в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Современный классный руководитель не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.