СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП НОО НОДА вариант 6.4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по жизнедеятельности человека для 1 класса. Программа "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«АООП НОО НОДА вариант 6.4»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Семибратовская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена Утверждена

Заседание МО Директор школы

протокол №____ _____________/С.Д.Лысюк/

от «_____»________20___г.

Согласована Приказ школе № 91

Руководитель МО от «28» августа 2020г.

________________________

Согласована

Зам.директора по УВР

__________/Т.А.Капралова/





Рабочая программа по учебному предмету

Жизнедеятельность человека

составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования с НОДА с ТМНР

Вариант 6.4

1 подготовительный класс

(обучение на дому)




Учитель: Балмасова Светлана Сергеевна

учитель начальных классов




2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную диф­ференциацию, которая может быть реализована на основе ва­риативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Цели образовательно-коррекционной работы

Для обучающихсяс НОДА с тяжелым множественным нарушением развития (ТМНР) (вариант 6.4 ФГОС НОО (ОВЗ)) формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

2. Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение предмета «Жизнедеятельность человека» в подготовительном классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

Учебный предмет

Количество часов в неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Количество часов в год

Жизнедеятельность человека

3

8

7

8

10

33


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета используют и тем самым подкрепляют умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, а также во внеурочной деятельности и позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширяя
набор ценностных ориентиров. 

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. 

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. 

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. 

5. Планируемые результаты освоения программы

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими:

 Представления о собственном теле.

 Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Представления о мире, созданном руками человека.

 Интерес к объектам, изготовленным руками человека.

 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.

 Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.

 Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников. Представления об обязанностях и правах ребенка.

 Представление о государственной символике.

 Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

 Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

 Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

6. Основное содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

Представления о себе:

 Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика или девочки, юноши или девушки).

 Представление о частях тела.

 Представление о лице человека.

 Представление о строении человека.

 Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены.

 Называние своего возраста, даты рождения.

 Представление о возрастных изменениях человека.

 Называние своего имени и фамилии.

 Представление о занятиях в свободное время.

 Рассказ о себе.

Семья:

 Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими:

 Представления о собственном теле.

 Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

 Соотнесение себя к определенному полу.

 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Представления о мире, созданном руками человека:

 Интерес к объектам, изготовленным руками человека.

 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

 Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.

Расширение представлений об окружающих людях:

 Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

 Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли. Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.

 Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.

 Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).

 Умение находить друзей на основе личностных симпатий.

 Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.

 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.

 Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

 Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1

Школа.

5

2

Квартира, дом, двор.

13

3

Транспорт.

2

4

Профессии.

3

5

Традиции, обычаи.

7

6

Страна.

3

7

Обобщение.

2

ВСЕГО

33


Календарно-тематическое планирование

Тема

Индивид.

Самост.

Количество часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

1

Здравствуй, школа! Знать и использовать эталоны школьного поведения.

0,25

0,75

1

Знать и использовать эталоны школьного поведения; взаимодействовать с учителем; Использовать основные правила поведения; умение дифференцировать игрушки и школьные принадлежности; умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница, тетрадь.

2.09

2.09

2

Я-ученик. Использовать основные правила поведения

0,25

0,75

1

9.09

9.09

3

Знакомство с правилами поведения на уроках. Наблюдение за картинками с правильным поведением.

0,25

0,75

1

16.09

16.09

4

Школьные принадлежности. Умение дифференцировать школьные принадлежности.

0,25

0,75

1

23.09

23.09

5

Школьные принадлежности. (Действия с ними)

0,25

0,75

1

30.09

30.09

6

Игрушки (мягкие - твердые). Фиксировать взгляд на игрушке.

0,25

0,75

1

Исследовать предметы окружающего мира. Умение наблюдать, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь. Фиксировать взгляд на игрушке, предмете мебели.

7.10

7.10

7

Одежда. Умение наблюдать, классифицировать на наглядном материале.

0,25

0,75

1

14.10

14.10

8

Мебель (стол, стул, шкаф). Исследовать предметы окружающего мира.

0,25

0,75

1

21.10

21.10

9

Улица. Двор (игровая площадка).

0,25

0,75

1

Умение применять правила поведения на улице (дороге) умение использовать знаково -символические средства (рисунки, пиктограммы) Включается в совместную игру (кидает, катает мяч).

4.11

11.11

10

Улица. Уличное движение.

0,25

0,75

1

11.11

11.11

11

Знакомство с ПДД. Формирование представления где можно играть, а где нет.

0,25

0,75

1

18.11

18.11

12

Дом, в котором я живу (квартира) Наблюдение ха тем, что есть в квартире.

0,25

0,75

1

Исследовать предметы окружающего мира. Группировать окружающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки. Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию; применять ее в упражнениях.

25.11

25.11

13

Помощники в доме (бытовые приборы) Исследовать предметы окружающего мира.

0,25

0,75

1

9.12

9.12

14

Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка».

0,25

0,75

1

16.12

16.12

15

Обобщающий урок по теме: «Квартира, дом, двор».

0,25

0,75

1

23.12

23.12

16

Транспорт. Виды транспорта. Рассматривание игрушек, изображения транспортных средств.

0,25

0,75

1

Рассматривание игрушек, изображающих транспортные средства. Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладеть представлениями о профессиях людей – врач, продавец, повар - и соц. роли человека - пациент, покупатель. Соблюдать установленные правила.

13.01

13.01

17

Транспорт. Автобус. Такси. Машина. Овладевает представлениями о транспорте.

0,25

0,75

1

20.01

20.01

18

Врач. Доктор - пациент (игра «Больница»). Овладеть представлениями о профессиях людей.

0,25

0,75

1

27.01

27.01

19

Продавец. Продавец-покупатель (игра «Магазин»). Овладевает представлениями о профессиях людей.

0,25

0,75

1

3.02

3.02

20

Повар. «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед» Овладеть представлениями о профессиях людей.

0,25

0,75

1

10.02

10.02

21

Знакомство с правилами поведения и безопасности при прогулке во дворе.

0,25

0,75

1

Умение применять правила поведения на улице (дороге), дома. Умение использовать знаково-символические средства (рисунки, пиктограммы). Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу.

24.02

24.02

22

Знакомство с правилами поведения дома. Наблюдение за поведением детей дома с помощью картинок

0,25

0,75

1

3.03

3.03

23

Свойства предметов, которые нас окружают. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов.

0,25

0,75

1

Представление о бумаге, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: керамика – хрупкая; бумага – рвется. Представления о применении различных материалов.

10.03

10.03

24

Свойства предметов, которые нас окружают. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов.

0,25

0,75

1

17.03

17.03

25

Что такое праздник. Представление о празднике.

0,25

0,75

1

Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, Масленица, день рождения, Новый год. обобщения опыта (активного и пассивного) участия в школьных и классных мероприятиях. Активно включаться в игровую деятельность.

31.03

31.03

26

Какие праздники мы знаем? Представление о школьных традициях.

0,25

0,75

1

7.04

7.04

27

Какие праздники мы знаем? Активно включаться в игровую деятельность.

0,25

0,75

1

14.04

14.04

28

Знакомство с праздником 1 мая. День весны и труда.

0,25

0,75

1

21.04

21.04

29

Знакомство с праздником «День Победы». Представление о некоторых значимых исторических событиях России.

0,25

0,75

1

Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе.

28.04

28.04

30

Россия - страна, в которой я живу. Представление о государстве Россия и государственной символике.

0,25

0,75

1

5.05

19.05

31

Закрепление знаний о празднике «День Победы». Представление о некоторых значимых исторических событиях России.

0,25

0,75

1

12.05

12.05

32

Обобщение изученного материала по разделам: «Школа» и «Транспорт»

0,25

0,75

1

19.05

19.05

33

Обобщение изученного материла по разделам «Профессии» и « Традиции и обычаи».

0,25

0,75

1

26.05

26.05

ВСЕГО

8,25

24,75

33





Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Улица. Двор (игровая площадка).

4.11.20

Приказ № 93 от 26.04.21

О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

Объединение тем

11.11.20

Россия - страна, в которой я живу. Представление о государстве Россия и государственной символике.

5.05.21

Приказ № 93 от 26.04.21

О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

Объединение тем

19.05.20