Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена
Заседание МО Директор школы
протокол №____ _____________/С.Д.Лысюк/
от «_____»________20___г.
Согласована Приказ школе № 91
Руководитель МО от «28» августа 2020г.
________________________
Согласована
Зам.директора по УВР
__________/Т.А.Капралова/
Рабочая программа по учебному предмету
Жизнедеятельность человека
составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования с НОДА с ТМНР
Вариант 6.4
1 подготовительный класс
(обучение на дому)
Учитель: Балмасова Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Цели образовательно-коррекционной работы
Для обучающихсяс НОДА с тяжелым множественным нарушением развития (ТМНР) (вариант 6.4 ФГОС НОО (ОВЗ)) формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
2. Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение предмета «Жизнедеятельность человека» в подготовительном классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Учебный предмет | Количество часов в неделю | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Количество часов в год |
Жизнедеятельность человека | 3 | 8 | 7 | 8 | 10 | 33 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета используют и тем самым подкрепляют умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, а также во внеурочной деятельности и позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширяя
набор ценностных ориентиров.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Планируемые результаты освоения программы
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими:
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Представления о мире, созданном руками человека.
Интерес к объектам, изготовленным руками человека.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.
Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников. Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представление о государственной символике.
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
6. Основное содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Представления о себе:
Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика или девочки, юноши или девушки).
Представление о частях тела.
Представление о лице человека.
Представление о строении человека.
Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены.
Называние своего возраста, даты рождения.
Представление о возрастных изменениях человека.
Называние своего имени и фамилии.
Представление о занятиях в свободное время.
Рассказ о себе.
Семья:
Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими:
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Соотнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Представления о мире, созданном руками человека:
Интерес к объектам, изготовленным руками человека.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.
Расширение представлений об окружающих людях:
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли. Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.
Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.
Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).
Умение находить друзей на основе личностных симпатий.
Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Школа. | 5 |
2 | Квартира, дом, двор. | 13 |
3 | Транспорт. | 2 |
4 | Профессии. | 3 |
5 | Традиции, обычаи. | 7 |
6 | Страна. | 3 |
7 | Обобщение. | 2 |
ВСЕГО | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Индивид. | Самост. | Количество часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Здравствуй, школа! Знать и использовать эталоны школьного поведения. | 0,25 | 0,75 | 1 | Знать и использовать эталоны школьного поведения; взаимодействовать с учителем; Использовать основные правила поведения; умение дифференцировать игрушки и школьные принадлежности; умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница, тетрадь. | 2.09 | 2.09 |
2 | Я-ученик. Использовать основные правила поведения | 0,25 | 0,75 | 1 | 9.09 | 9.09 |
3 | Знакомство с правилами поведения на уроках. Наблюдение за картинками с правильным поведением. | 0,25 | 0,75 | 1 | 16.09 | 16.09 |
4 | Школьные принадлежности. Умение дифференцировать школьные принадлежности. | 0,25 | 0,75 | 1 | 23.09 | 23.09 |
5 | Школьные принадлежности. (Действия с ними) | 0,25 | 0,75 | 1 | 30.09 | 30.09 |
6 | Игрушки (мягкие - твердые). Фиксировать взгляд на игрушке. | 0,25 | 0,75 | 1 | Исследовать предметы окружающего мира. Умение наблюдать, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь. Фиксировать взгляд на игрушке, предмете мебели. | 7.10 | 7.10 |
7 | Одежда. Умение наблюдать, классифицировать на наглядном материале. | 0,25 | 0,75 | 1 | 14.10 | 14.10 |
8 | Мебель (стол, стул, шкаф). Исследовать предметы окружающего мира. | 0,25 | 0,75 | 1 | 21.10 | 21.10 |
9 | Улица. Двор (игровая площадка). | 0,25 | 0,75 | 1 | Умение применять правила поведения на улице (дороге) умение использовать знаково -символические средства (рисунки, пиктограммы) Включается в совместную игру (кидает, катает мяч). | 4.11 | 11.11 |
10 | Улица. Уличное движение. | 0,25 | 0,75 | 1 | 11.11 | 11.11 |
11 | Знакомство с ПДД. Формирование представления где можно играть, а где нет. | 0,25 | 0,75 | 1 | 18.11 | 18.11 |
12 | Дом, в котором я живу (квартира) Наблюдение ха тем, что есть в квартире. | 0,25 | 0,75 | 1 | Исследовать предметы окружающего мира. Группировать окружающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки. Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию; применять ее в упражнениях. | 25.11 | 25.11 |
13 | Помощники в доме (бытовые приборы) Исследовать предметы окружающего мира. | 0,25 | 0,75 | 1 | 9.12 | 9.12 |
14 | Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка». | 0,25 | 0,75 | 1 | 16.12 | 16.12 |
15 | Обобщающий урок по теме: «Квартира, дом, двор». | 0,25 | 0,75 | 1 | 23.12 | 23.12 |
16 | Транспорт. Виды транспорта. Рассматривание игрушек, изображения транспортных средств. | 0,25 | 0,75 | 1 | Рассматривание игрушек, изображающих транспортные средства. Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладеть представлениями о профессиях людей – врач, продавец, повар - и соц. роли человека - пациент, покупатель. Соблюдать установленные правила. | 13.01 | 13.01 |
17 | Транспорт. Автобус. Такси. Машина. Овладевает представлениями о транспорте. | 0,25 | 0,75 | 1 | 20.01 | 20.01 |
18 | Врач. Доктор - пациент (игра «Больница»). Овладеть представлениями о профессиях людей. | 0,25 | 0,75 | 1 | 27.01 | 27.01 |
19 | Продавец. Продавец-покупатель (игра «Магазин»). Овладевает представлениями о профессиях людей. | 0,25 | 0,75 | 1 | 3.02 | 3.02 |
20 | Повар. «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед» Овладеть представлениями о профессиях людей. | 0,25 | 0,75 | 1 | 10.02 | 10.02 |
21 | Знакомство с правилами поведения и безопасности при прогулке во дворе. | 0,25 | 0,75 | 1 | Умение применять правила поведения на улице (дороге), дома. Умение использовать знаково-символические средства (рисунки, пиктограммы). Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу. | 24.02 | 24.02 |
22 | Знакомство с правилами поведения дома. Наблюдение за поведением детей дома с помощью картинок | 0,25 | 0,75 | 1 | 3.03 | 3.03 |
23 | Свойства предметов, которые нас окружают. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов. | 0,25 | 0,75 | 1 | Представление о бумаге, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: керамика – хрупкая; бумага – рвется. Представления о применении различных материалов. | 10.03 | 10.03 |
24 | Свойства предметов, которые нас окружают. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов. | 0,25 | 0,75 | 1 | 17.03 | 17.03 |
25 | Что такое праздник. Представление о празднике. | 0,25 | 0,75 | 1 | Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, Масленица, день рождения, Новый год. обобщения опыта (активного и пассивного) участия в школьных и классных мероприятиях. Активно включаться в игровую деятельность. | 31.03 | 31.03 |
26 | Какие праздники мы знаем? Представление о школьных традициях. | 0,25 | 0,75 | 1 | 7.04 | 7.04 |
27 | Какие праздники мы знаем? Активно включаться в игровую деятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | 14.04 | 14.04 |
28 | Знакомство с праздником 1 мая. День весны и труда. | 0,25 | 0,75 | 1 | 21.04 | 21.04 |
29 | Знакомство с праздником «День Победы». Представление о некоторых значимых исторических событиях России. | 0,25 | 0,75 | 1 | Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе. | 28.04 | 28.04 |
30 | Россия - страна, в которой я живу. Представление о государстве Россия и государственной символике. | 0,25 | 0,75 | 1 | 5.05 | 19.05 |
31 | Закрепление знаний о празднике «День Победы». Представление о некоторых значимых исторических событиях России. | 0,25 | 0,75 | 1 | 12.05 | 12.05 |
32 | Обобщение изученного материала по разделам: «Школа» и «Транспорт» | 0,25 | 0,75 | 1 | 19.05 | 19.05 |
33 | Обобщение изученного материла по разделам «Профессии» и « Традиции и обычаи». | 0,25 | 0,75 | 1 | 26.05 | 26.05 |
ВСЕГО | 8,25 | 24,75 | 33 | | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
1а | Улица. Двор (игровая площадка). | 4.11.20 | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 11.11.20 |
1а | Россия - страна, в которой я живу. Представление о государстве Россия и государственной символике. | 5.05.21 | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 19.05.20 |