Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена
Заседание МО Директор школы
протокол №____ _____________/С.Д.Лысюк/
от «_____»________20___г.
Согласована Приказ школе № 91
Руководитель МО от «28» августа 2020г.
________________________
Согласована
Зам.директора по УВР
__________/Т.А.Капралова/
Рабочая программа по учебному предмету
Развитие речи и окружающий природный мир
составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
1 подготовительный класс
(обучение на дому)
Учитель: Балмасова Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир» 1 класс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598).
Важным аспектом обучения ребёнка с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем её природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель: развитие речи и формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Развитие речи и окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Этот предмет использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках общения и чтения, письма и математических представлений и др., совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий доступные для усвоения понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета “Развитие речи и окружающий природный мир” отводится в 1 подготовительном классе 1 час в неделю (33 часа в год)
Учебный предмет | Количество часов в неделю | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Количество часов в год |
Развитие речи и окружающий природный мир | 1 | 7 | 8 | 9 | 9 | 33 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета используют и тем самым подкрепляют умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, а также во внеурочной деятельности и позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширяя
набор ценностных ориентиров.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
Сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (вариант 6.4)
Группа БУД | Учебные действия и умения. |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); - умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов; - умение выполнять действия по образцу и по подражанию: |
3. Формирование умения выполнять задание: | 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-2 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. |
6. Содержание учебного предмета
№ | Содержательная линия | Коррекционно - развивающие задачи | Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач |
1 | Растительный мир | Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. растений природных зон холодного пояса. Различение растений природных зон жаркого пояса. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов. | Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный. Для развития регулирую щей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами. |
2 | Животный мир. | Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. |
3 | Объекты природы | Представление о почве. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о значении объектов природы в жизни человека. |
4 | Временные представления. | Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Индивид. | Самост. | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Человек и природа. Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа, рассмотрение картин. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку). Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Развитие зрительного и слухового восприятия. Замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями. Развитие памяти при назывании предметов одежды или обуви, развитие мышления при выборе нужной (лишней) картинки или предмета. Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий. | 8.09 | 8.09 |
2 | «Осень, в гости просим!» Развитие зрительного и слухового восприятия. | 0,5 | 0,5 | 1 | 15.09 | 15.09 |
3 | Одежда и обувь человека осенью. Рассматривание иллюстраций. | 0,5 | 0,5 | 1 | 22.09 | 22.09 |
4 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) Наблюдение за осенью | 0,5 | 0,5 | 1 | 29.09 | 29.09 |
5 | Занятия и труд людей осенью. Представления о труде людей в зависимости от времени года; | 0,5 | 0,5 | 1 | 6.10 | 6.10 |
6 | «Что нам осень принесла?». Экскурсия | 0,5 | 0,5 | 1 | Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. Изучение и узнавание овощей и фруктов (помидор, огурец, морковь, перец, картофель, капуста, яблоки, груши, виноград, абрикос, вишня, клубника). Расширение представлений о растениях (деревья, цветы, трава, куст); учиться находить и показывать части растений (лист, ветка). Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. | 13.10 | 13.10 |
7 | Дары осени. Овощи. Расширить представления о растительном мире | 0,5 | 0,5 | 1 | 20.10 | 20.10 |
8 | Дары осени. Фрукты. Изучение и узнавание овощей и фруктов | 0,5 | 0,5 | 1 | 3.11 | 10.11 |
9 | Что такое ягоды? | 0,5 | 0,5 | 1 | 9.11 | |
10 | Грибы. Изучение и узнавание грибов. Наблюдение за грибами. | 0,5 | 0,5 | 1 | 16.11 | |
11 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) учиться находить и показывать части растений | 0,5 | 0,5 | 1 | 23.11 | |
12 | Обобщающий урок "В гости к осени». Находить различные явления природы на картинках по словесной инструкции и образцу учителя. | 0,5 | 0,5 | 1 | 30.11 | |
13 | А кто такие птички? (домашние и дикие). Представление о птицах, их значении | 0,5 | 0,5 | 1 | Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Узнавать и выделять объект среди 2 -3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии. Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение. | | |
14 | Перелетные и неперелетные птицы. Представление о птицах, их значении | 0,5 | 0,5 | 1 | | |
15 | В мире животных. Узнавать и выделять объект | 0,5 | 0,5 | 1 | 22.12 | 22.12 |
16 | Сравнение зверей и птиц. Умение сравнивать по характерным признакам. | 0,5 | 0,5 | 1 | 12.01 | 12.01 |
17 | Лес. Правила поведения в лесу. Представление о лесе; о правилах поведения в лесу. | 0,5 | 0,5 | 1 | Представление о лесе; о правилах поведения в лесу. Замечать зимние изменения в природе; научиться работать с иллюстрациями. Представления о зимней одежде, ее назначении. Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; Умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей. | 19.01 | 19.01 |
18 | "Здравствуй, зимушка - зима!". Замечать зимние изменения в природе. | 0,5 | 0,5 | 1 | 26.01 | 26.01 |
19 | Одежда и обувь человека зимой. Представления о зимней одежде, ее назначении | 0,5 | 0,5 | 1 | 2.02 | 2.02 |
20 | Зимнии явления природы (снег, метель, лед). Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь | 0,5 | 0,5 | 1 | 9.02 | 9.02 |
21 | Зимние забавы. Умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах | 0,5 | 0,5 | 1 | 16.02 | 16.02 |
22 | Что делают растения зимой? Елка. Уточнить представления о растениях. Наблюдение | 0,5 | 0,5 | 1 | Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист - иголка). Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. | 2.03 | 2.03 |
23 | Обобщающий урок: «Зима. Новый год» Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | 0,5 | 0,5 | 1 | 9.03 | 9.03 |
24 | Животные и птицы зимой. Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям. | 0,5 | 0,5 | 1 | Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. | 16.03 | 16.03 |
25 | Закрепление о знании домашних животных. Кошка и собака. Уход за ними. | 0,5 | 0,5 | 1 | 6.04 | 6.04 |
26 | Закрепление знаний о диких животных. Заяц. Волк. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности | 0,5 | 0,5 | 1 | 13.04 | 13.04 |
27 | Наблюдение за дикими животными. Лиса. Медведь. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. | 0,5 | 0,5 | 1 | 20.04 | 20.04 |
28 | Обобщающий урок по теме «Животные». Наблюдение и сравнение классификации животных. | 0,5 | 0,5 | 1 | Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково - символические средств (пиктограммы). Проводить сравнение и классификацию; бережно относиться к вещам. Усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. | 27.04 | 27.04 |
29 | Знакомство с природой и рукотворным миром. Проводить сравнение и классификацию. | 0,5 | 0,5 | 1 | 4.05 | 11.05 |
30 | Повторение и усвоение, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. | 0,5 | 0,5 | 1 | 11.05 | 11.05 |
31 | Знакомство с весной. Знакомство в усвоении, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. | 0,5 | 0,5 | 1 | 18.05 | 18.05 |
32 | Знакомство с воздухом и водой. Значение для человека и животных. Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?" Проводить сравнение и классификацию. | 0,5 | 0,5 | 1 | 25.05 | 25.05 |
33 | Викторина «Когда бывает лето» Проводить сравнение и классификацию. | 0,5 | 0,5 | 1 | | 27.04 |
ВСЕГО | 16,5 | 16,5 | 33 | | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
1а | Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью пальцев | 3.11.20 | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 10.11.20 |
1а | Дары осени. Фрукты. Изучение и узнавание овощей и фруктов | 3.11.20 | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 10.11.20 |
1а | Знакомство с природой и рукотворным миром. Проводить сравнение и классификацию. | 4.05.21 | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 11.05.21 |
1а | Викторина «Когда бывает лето» Проводить сравнение и классификацию. | | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 27.04.21 |
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
По развитию речи и окружающему природному миру 2020-2021 учебный год
Учитель: Курочкина Светлана Сергеевна
Предмет: развитие речи и окружающий природный мир
Класс: 1 а, индивидуальное обучение на дому
Количество часов: 33 часов, 1 час в неделю, 33 учебных недели
Программа: адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА С ТМНР) Вариант 6.4.
| Темы | По программе | По рабочей программе | № контр. работ | Проведено часов |
I четв. | II четв | III четв. | IV четв. | Год |
1. | Растительный мир | | 9 | | | 4 | 4 | | 8 |
2. | Животный мир. | | 9 | | | 2 | 1 | 4 | 7 |
3. | Объекты природы | | 9 | | 6 | | 2 | 1 | 9 |
| Временные представления. | | 6 | | 1 | | 2 | 2 | 5 |
| Итого: | | 33 | | 7 | 6 | 9 | 7 | 29 |