Русский язык
Пояснительная записка
У обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи, что проявляется в системном нарушении речи школьника. Особенности и степень выраженности нарушений речи зависят от локализации и тяжести первичного дефекта, темпа созревания корковых речевых зон. При тяжелом поражении центральной нервной системы наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.
Нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи. Тяжесть нарушений звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных расстройств, нарушения голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко - буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма,
трудности овладения техникой чтения. У некоторых обучающихся наблюдаются специфические затруднения при письме, особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза.
Большинство учащихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью пользуются фразовой речью, но предложения часто состоят из одного - трех слов из-за ограниченности пассивного и активного словаря. Выявляются недостатки актуализации в речи временных и пространственных связей и отношений. Речевые расстройства затрудняют коммуникацию, снижают потребность в речевом общении. Используются экспрессивно мимические (контактный взгляд, мимика, вокализации) и предметно действенные (жесты) средства общения. У детей значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры, которая отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным, что делает речь невнятной, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Речь замедленна. Детям трудно формировать предложения, воспринимать обращенную речь на слух. Словарный запас очень беден и не соответствует возрасту. Пространственные нарушения зачастую не компенсируются не только к окончанию начальной школы, но и к окончанию основной школы.
Цели образовательно-коррекционной работы:
- Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики;
- Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия;
- Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
- Развитие пространственной ориентировки;
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений;
- Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями
- Развитие мимики посредством знаков препинания: вопрос (удивление), точка
(спокойствие), восклицательный знак (радость), многоточие (спокойствие с длительной паузой).
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения письму/печатанию учащегося с
НОДА и интеллектуальной недостаточностью, нуждающегося в комплексной реабилитации.
Задачи:
- овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
- формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
- развитие мелкой моторики рук и их координирования;
- приобретение начальных сведений по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких;
- обучение применению изученных орфографических правил;
- изучение различных разрядов слов – названий предметов, названий действий предметов, предлогов, слов с непроверяемыми гласными;
- знакомство с предложением, правилам оформления предложения на письме;
- воспитание интереса к родному языку.
Общая характеристика учебного предмета
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» выделяется: 34 часа
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки.
Регулятивные учебные действия
- работать с учебными принадлежностями
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в индивидуальном темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в паре (учитель – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Предметные результаты.
- отличать прописные и строчные буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие;
- называть ударный слог, использовать знак ударения при письме/печатании.
- различать предложение, словосочетание, слово;
- научиться правилам переноса слов;
- научиться правилам правописания имен и фамилий людей, кличек животных.
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие звуки на слух, в произношении, написании;
- определять и различать группы слов по вопросам: слова-предметы, слова-действия, слова – признаки и предлоги.
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из текста.
Основное содержание учебного предмета
Повторение
Звуки и буквы. Слово. Предложение.
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки буквы. Различение слов, сходных по звуковому составу. Ударение в словах. Слог как часть слова. Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие и свистящие согласные. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Твердые и мягкие согласные
Повторение пройденного за год .Звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости
согласных (все случаи). Слова, обозначающие название предметов и название действий.
Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Раздельное написание
предлога со словом, к которому он относится. Предложение. Написание прописной буквы в
начале предложения и точки в конце предложения. Обобщение пройденного материала.
Подготовка к итоговому контрольному диктанту. Итоговый контрольный диктант «Дружба».
Работа над ошибками
Основная форма организации учебного процесса – урок.
Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 2 класс. Вариант 6.3
№п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| 1 четверть | | план | факт |
1 | Повторение. Звуки и буквы | 1 | 1.09; | |
2 | Предмет и слово, называющее предмет | 1 | 8.09 | |
3 | Предложение. Правило записи предложения. Письмо по памяти. | 1 | 15.09 | |
4 | Распространение предложений. Контрольное списывание. | 1 | 22.09; | |
5 | Составление предложений с данным словом | 1 | 29.09 | |
6 | Гласные звуки и буквы. Картинный диктант. | 1 | 6.10 | |
7 | Согласные звуки и буквы | 1 | 13.10 | |
8 | Слова, которые различаются одним звуком. Письмо по памяти. | 1 | 20.10 | |
| 2 четверть | | | |
9 | Слова, которые различаются количеством звуков | 1 | 10.11 | |
10 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. Контрольное списывание. | 1 | 17.11 | |
11 | Знакомство со знаком ударения. | 1 | 24.11; | |
12 | Выделение ударного гласного в слове | 1 | 01.12 | |
13 | Деление слов на слоги | 1 | 08.12 | |
14 | Гласные в образовании слогов. Письмо по памяти. | 1 | 15.12 | |
15 | Деление слов со звуками и-й на слоги | 1 | 22.12 | |
| 3 четверть | | | |
16 | Перенос слов по слогам. Картинный диктант. | 1 | 12.01; | |
17 | Парные звонкие и глухие согласные. Различение Б-П | 1 | 19.01 | |
18 | Различение В - П. Письмо по памяти | 1 | 26.01; | |
19 | Различение Г- К | 1 | 02.02; | |
20 | Различение Д - Т | 1 | 09.02; | |
21 | Различение Ж - Ш | 1 | 16.02; | |
22 | Различение З - С | 1 | 02.03; | |
23 | Различение звонких и глухих согласных. Контрольное списывание | 1 | 09.03 | |
24 | Шипящие согласные | 1 | 16.03; | |
| 4 четверть | | | |
25 | Свистящие согласные | 1 | 30.03; | |
26 | Различение шипящих и свистящих согласных | 1 | 30.03 | |
27 | Буква Е в начале слова или слога | 1 | 06.04; | |
28 | Буква Ё в начале слова или слога. Контрольное списывание | 1 | 13.04 | |
29 | Буква Ю в начале слова или слога. Письмо по памяти | 1 | 20.04; | |
30 | Буква Я в начале слова или слога | 1 | 27.04 | |
31 | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Картинный диктант | 1 | 04.05 | |
32 | Твердые и мягкие согласные. Гласные Ы – И после твердых и мягких согласных | 1 | 11.05 | |
33 | Гласные О – Ё после твердых и мягких согласных | 1 | 18.05; | |
34 | Гласные У – Ю после твердых и мягких согласных | 1 | 25.05 | |
| Итого: | 34 ч | | |