СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП по предметной области "Русский язык", вариант 6.3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ по АООП

Просмотр содержимого документа
«АООП по предметной области "Русский язык", вариант 6.3»

Русский язык

Пояснительная записка

У обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи, что проявляется в системном нарушении речи школьника. Особенности и степень выраженности нарушений речи зависят от локализации и тяжести первичного дефекта, темпа созревания корковых речевых зон. При тяжелом поражении центральной нервной системы наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи. Тяжесть нарушений звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных расстройств, нарушения голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко - буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма,

трудности овладения техникой чтения. У некоторых обучающихся наблюдаются специфические затруднения при письме, особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза.

Большинство учащихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью пользуются фразовой речью, но предложения часто состоят из одного - трех слов из-за ограниченности пассивного и активного словаря. Выявляются недостатки актуализации в речи временных и пространственных связей и отношений. Речевые расстройства затрудняют коммуникацию, снижают потребность в речевом общении. Используются экспрессивно мимические (контактный взгляд, мимика, вокализации) и предметно действенные (жесты) средства общения. У детей значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры, которая отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным, что делает речь невнятной, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Речь замедленна. Детям трудно формировать предложения, воспринимать обращенную речь на слух. Словарный запас очень беден и не соответствует возрасту. Пространственные нарушения зачастую не компенсируются не только к окончанию начальной школы, но и к окончанию основной школы.

Цели образовательно-коррекционной работы:

- Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики;

- Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия;

- Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;

- Развитие пространственной ориентировки;

- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений;

- Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями

- Развитие мимики посредством знаков препинания: вопрос (удивление), точка

(спокойствие), восклицательный знак (радость), многоточие (спокойствие с длительной паузой).

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения письму/печатанию учащегося с

НОДА и интеллектуальной недостаточностью, нуждающегося в комплексной реабилитации.

Задачи:

- овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;

- формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;

- развитие мелкой моторики рук и их координирования;

- приобретение начальных сведений по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких;

- обучение применению изученных орфографических правил;

- изучение различных разрядов слов – названий предметов, названий действий предметов, предлогов, слов с непроверяемыми гласными;

- знакомство с предложением, правилам оформления предложения на письме;

- воспитание интереса к родному языку.

Общая характеристика учебного предмета

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» выделяется: 34 часа

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные учебные действия

- работать с учебными принадлежностями

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в индивидуальном темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в паре (учитель – ученик);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Предметные результаты.

- отличать прописные и строчные буквы;

- характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие;

- называть ударный слог, использовать знак ударения при письме/печатании.

- различать предложение, словосочетание, слово;

- научиться правилам переноса слов;

- научиться правилам правописания имен и фамилий людей, кличек животных.

- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие звуки на слух, в произношении, написании;

- определять и различать группы слов по вопросам: слова-предметы, слова-действия, слова – признаки и предлоги.

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из текста.

Основное содержание учебного предмета

Повторение

Звуки и буквы. Слово. Предложение.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки буквы. Различение слов, сходных по звуковому составу. Ударение в словах. Слог как часть слова. Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие и свистящие согласные. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Твердые и мягкие согласные

Повторение пройденного за год .Звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости

согласных (все случаи). Слова, обозначающие название предметов и название действий.

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. Раздельное написание

предлога со словом, к которому он относится. Предложение. Написание прописной буквы в

начале предложения и точки в конце предложения. Обобщение пройденного материала.

Подготовка к итоговому контрольному диктанту. Итоговый контрольный диктант «Дружба».

Работа над ошибками

Основная форма организации учебного процесса – урок.





Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 2 класс. Вариант 6.3

п/п


Наименование раздела

и темы урока

Кол-во

часов

Дата проведения


1 четверть


план

факт

1

Повторение. Звуки и буквы

1

1.09;


2

Предмет и слово, называющее предмет

1

8.09


3

Предложение. Правило записи предложения. Письмо по памяти.

1

15.09


4

Распространение предложений. Контрольное списывание.

1

22.09;


5

Составление предложений с данным словом

1

29.09


6

Гласные звуки и буквы. Картинный диктант.

1

6.10


7

Согласные звуки и буквы

1

13.10


8

Слова, которые различаются одним звуком. Письмо по памяти.

1

20.10



2 четверть




9

Слова, которые различаются количеством звуков

1

10.11


10

Слова, которые различаются последовательностью звуков. Контрольное списывание.

1

17.11


11

Знакомство со знаком ударения.

1

24.11;


12

Выделение ударного гласного в слове

1

01.12


13

Деление слов на слоги

1

08.12


14

Гласные в образовании слогов. Письмо по памяти.

1

15.12


15

Деление слов со звуками и-й на слоги

1

22.12



3 четверть




16

Перенос слов по слогам. Картинный диктант.

1

12.01;


17

Парные звонкие и глухие согласные. Различение Б-П

1

19.01


18

Различение В - П. Письмо по памяти

1

26.01;


19

Различение Г- К

1

02.02;


20

Различение Д - Т

1

09.02;


21

Различение Ж - Ш

1

16.02;


22

Различение З - С

1

02.03;


23

Различение звонких и глухих согласных. Контрольное списывание

1

09.03


24

Шипящие согласные

1

16.03;



4 четверть




25

Свистящие согласные

1

30.03;


26

Различение шипящих и свистящих согласных

1

30.03


27

Буква Е в начале слова или слога

1

06.04;


28

Буква Ё в начале слова или слога. Контрольное списывание

1

13.04


29

Буква Ю в начале слова или слога. Письмо по памяти

1

20.04;


30

Буква Я в начале слова или слога

1

27.04


31

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Картинный диктант

1

04.05


32

Твердые и мягкие согласные. Гласные Ы – И после твердых и мягких согласных

1

11.05


33

Гласные О – Ё после твердых и мягких согласных

1

18.05;


34

Гласные У – Ю после твердых и мягких согласных

1

25.05



Итого:

34 ч