СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационная работа: на тему: Современные формы обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аттестационная работа: на тему: Современные формы обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования»

УНИВЕРСИТЕТ «Синергия»










Аттестационная РАБОТА


ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«Педагогика профессионального образования»





На тему: Современные формы обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования







Слушатель

Засекан Надежда Васильевна

 



(фамилия, имя, отчество)


подпись

Научный руководитель


к.пс.н. Дубровина Светлана Валериевна



 


(фамилия, имя, отчество)


подпись









Москва, 2018




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





7

1.1 Сущность и особенности деятельности организаций системы среднего профессионального образования



7

1.2 Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже



12

1.3 Современные формы обучения в образовательном процессе в колледже



14

Выводы по главе 1


25

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






29

2.1 Общая характеристика объекта и процедуры исследования


29

2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение


35

Выводы по главе 2


45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


49-53














ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Профессионально-техническое образование это фундамент, на котором строится профессиональная деятельность будущего рабочего. Высокий уровень квалификации и профессионализм становятся важными моментами социальной защищенности работников, их профессионального развития и благополучия. Динамика современных производственных технологий, новые виды занятости населения, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменениям в новых экономических условиях.

Навыки и умения выпускников ГБПОУ РК «КМТК» стали факторами повышения конкурентоспособности на региональном и местном рынках труда. Профессионализм и компетентность – это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. Они требуют высокого уровня мастерства педагогических кадров, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих.

С учетом современных подходов к обучению по государственным стандартам профессионально-технического образования преподаватель должен обладать педагогическим мастерством, умением стать духовно близким учащемуся, непреодолимым стремлением развить его своими знаниями по профессии, неординарностью мышления, глубинным стремлением чувствовать красоту и смысл жизни.

Исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится самым главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Следовательно, на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). Сейчас предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются

невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями.

Имеется множество исследований, определяющих сущность и принципиальные особенности организационно-педагогических условий развития образовательного учреждения СПО, а также критериев и показателей, отслеживающих динамику развития образовательных учреждений СПО недостаточно.

Внимательное изучение научной литературы по теории и методике СПО, развитию образовательных учреждений среднего профессионального образования позволили выявить противоречия между: потребностью образовательных учреждений системы СПО в развитии и инновациях и недостаточной разработанностью векторов развития и механизмов их реализации, необходимостью повышения эффективности использования информационно-компьютерных технологий в деятельности образовательных учреждений СПО и недостаточной разработанностью моделей построения их информационной среды и локальных сетей, необходимостью развития внешних связей с работодателями образовательных учреждений СПО.

Наличие всех перечисленных противоречий позволили определить проблему исследования, каковы должны быть организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения СПО.

Цель исследования — изучить современные формы обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования.

Объект исследования —  современные формы обучения образовательного учреждения системы СПО.

Предмет исследования — современные формы обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: развитие образовательного учреждения среднего профессионального образования будет эффективным и устойчивым, если:

- теоретически обоснованы и раскрыты особенности и основные направления развития образовательного учреждения среднего профессионального образования;

- применяются современные формы обучения.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и охарактеризовать современные проблемы развития образовательного учреждения СПО.

2. Провести практическое исследование применения современных форм обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования.

3. Оценить эффективность применения современных форм обучения в образовательных учреждениях СПО.

База исследования: ГБПОУ РК «Керченский морской технический колледж », учебные группы 1-3 курсов по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Методы и этапы исследования: В исследовании использовались: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; организация и проведение эксперимента; анкетирование; методика изучения категориальных структур мировосприятия обучающихся в образовательной организации СПО.

Исследование включает  три этапа:

  1.  Проведен анализ литературы по проблеме исследования; определена актуальность темы аттестационной работы; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования; разработана стратегия педагогического эксперимента и начата его организация.

  2.  Определена роль современных форм обучения в образовательном процессе колледжа, раскрыты основные технологии обучения, условия для формирования профессиональных компетенций учащихся, развития личностного потенциала будущих специалистов, оказание помощи в реализации творческих способностей.

  3.  Проведен анализ и обобщение данных, полученных в эксперименте; подведены итоги, сделаны выводы по проведенному исследованию, осуществлена работа по оформлению аттестационной работы.

Структура ИАР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы составляет 60 страниц.
















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Сущность и особенности деятельности организаций системы среднего профессионального образования


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, которые раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года1.

В соответствии с Концепцией важнейшей задачей и одним из приоритетных направлений модернизации системы образования является модернизация самой модели управления этой системой. В Концепции подчеркивается, что на данном этапе управление образованием — это, прежде всего, управление процессом его развития. Изучение практики, разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления средним специальным образованием и их реализация являются важными задачами Концепции модернизации российского образования. В условиях современных рыночных отношений по-иному ставятся вопросы, связанные с конкурентоспособностью учебных заведений СПО  и их выпускников, формированием и функционированием своеобразного «банка знаний». Таким образом, исследования показывают, что учебные заведения России охвачены поиском новых современных средств, методов и форм образовательной деятельности, повышением эффективности деятельности управленческих структур, в том числе и за счет использования новых информационных и компьютерных технологий2.

Проблемы воспитания молодежи являются наиболее актуальными в нынешней социокультурной ситуации развития российского общества. Следовательно, решать их необходимо с учетом современных социальных требований, обусловленных процессами глобализации и информатизации и отраженных в федеральных государственных стандартах нового поколения.

Тщательный анализ работ по проблеме становления личности студента учреждения среднего профессионального образования (СПО) показал слабое научное обоснование системы организации воспитательного процесса в таких учреждениях, ее структурных компонентов и условий эффективного функционирования с учетом требования профессии, национально-культурных традиций и региональных особенностей3.

Современная воспитательная деятельность в учреждении СПО должна носить инновационную направленность, обеспечивать педагогическую поддержку профессионального развития студента и ориентироваться на формирование у обучающегося социально и профессионально значимых личностных качеств, лежащих в основе общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста.4,5

В современной социокультурной ситуации наличие оригинальной научно обоснованной воспитательной системы является необходимым условием успешного функционирования образовательной организации, обеспечивает полноценный процесс профессиональной социализации и самоорганизации студентов и выступает в роли социального лифта их карьерного роста4

Существенными характеристиками современной воспитательной системы учреждения СПО являются: мировоззренческая направленность; возможности профессиональной самореализации; наличие инновационных форм, методов и технологий профессионального воспитания; стремление коллектива к созданию коммуникаций (культурных, профессиональных, научных, методических творческих и др.) с социальными партнерами; эффективные механизмы самоуправления; способность и желание педагогов проектировать индивидуальные маршруты профессионального развития студентов.

Таким образом, в качестве базовой воспитательную систему необходимо рассматривать в контексте ведущей методики подготовки специалиста в современных условиях – методики личностно-профессионального становления учащегося. Для созданной концепции воспитательной системы характерно рассмотрение личностно-развивающего образования не как формирования личности с заданными определёнными свойствами, а как создания благоприятных условий для полноценного ее проявления и развития личностно-профессиональных качеств студентов.

В основу создания современной воспитательной системы учебных заведений СПО должны быть положены принципы профессиональной направленности; сотрудничества и сотворчества; гуманизации межличностных отношений; открытости системы и непрерывности процессов воспитания; учета региональных особенностей воспитательной деятельности.

Для более эффективного развития воспитательной системы должны реализовываться следующие организационно-педагогические условия:

  1. Демократизация и гуманизация воспитания, определяющие приоритет общечеловеческих ценностей в воспитании; изменение характера педагогических отношений – рассмотрение участников процесса как субъектов совместной деятельности; переход к педагогическому сотрудничеству; уважение к личности учащегося, учет его образовательных возможностей, основных интересов, запросов и принятие преподавателями его личностных ценностей и целей развития;

  2. Учет региональных особенностей профессионального воспитания, ориентирующий учреждения СПО на создание самостоятельных программ в соответствии с социально-экономическими, культурными и национальными традициями территории проживания.

  3. Преемственность и непрерывность профессионального воспитания студента, обеспечивающая личностно- ориентированное образование;

  4. Формирование элементов базовой профессиональной культуры личности студента: самоопределения, интеллектуальной, правовой, политической, экономической, эстетической, физической, межнациональной культуры;

  5. Ориентация воспитательной системы на взаимодействие с социальными партнерами и семьей;

  6. Реализация инновационной направленности воспитательной деятельности, обеспечивающая творческую самореализацию студентов и педагогов;

  7. Использование системы педагогического мониторинга, включающего диагностику, контроль и коррекцию качества воспитательного процесса.

Критерием эффективности системы среднего профессионального образования является качество подготовки будущего

Вот поэтому коллектив ГБПОУ РК «КМТК» пришёл к пониманию того, что необходимо создавать условия для совершенствования управления и развития образовательного учреждения, обеспечивающие требуемый уровень профессиональной готовности кадров в соответствии с социальным заказом общества. В сложившейся ситуации вопрос повышения уровня профессиональной готовности специалистов выходит на первый план и становится одним из наиболее важных аспектов дальнейших преобразований деятельности колледжа.

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

Электросварщики ручной дуговой и частично механизированной сварки — это специалисты, которые обладают практическими навыками для профессионального выполнения работы. Для достижения соответствия качественным требованиям электросварщики должны уметь читать чертежи, знать стандарты и маркировки, применять необходимые сварочные технологии и разбираться в характеристиках материалов, учитывая, что для проведения различных видов сварочных работ требуются различные материалы. Также они должны знать и соблюдать правила охраны труда при проведении сварочных работ.

Выпускники колледжа, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

-    одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

-     подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;

-     одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия – Паспорт компетенций (Skills Passport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

1.2. Особенности содержания и организации образовательного процесса в ГБПОУ РК «Керченский морской технический колледж»


Стратегическая цель: подготовка, переподготовка, повышение квалификации конкурентоспособных, социально и профессионально мобильных специалистов и рабочих кадров по программам СПО и ПО с целью удовлетворения потребностей экономики морской отрасли (морской флот, судостроение, судоремонт, портовое хозяйство) в соответствии с Международной Конвенцией ПДНВ — 78 с поправками.

Основной целью деятельности Колледжа является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и программам профессионального обучения.
Более чем за 130 лет колледж несколько раз менял свое название, но неизменным оставалось направление – подготовка специалистов морского профиля. Коллектив дорожит историей колледжа и старается сохранить и приумножить добрые традиции.

На основании Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19 ноября 2014 г. № 287 «О приведении учредительных документов учебных заведений и научных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и включении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц» КРПТУЗ «Керченское высшее морское профессиональное училище» получает регистрацию как Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения Республики Крым «Керченский морской технический колледж» (ГБП ОУ РК «КМТК»).

1 марта 2016 года проходит реорганизация колледжа путем присоединения к нему ГБП ОУ РК «Керченский техникум судостроения» и ГБП ОУ  РК  «Керченский колледж сферы бытовых услуг» в соответствии с Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 07.07.2015 года № 608-р и Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.07.2015 года № 742 «О реорганизации Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Керченский колледж сферы бытовых услуг» и Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Керченский техникум судостроения».
Собственником имущества и учредителем Колледжа является Республика Крым. Функции и полномочия учредителя в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым осуществляет Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Основной целью деятельности Колледжа является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и программам профессионального обучения.
Более чем за 130 лет колледж несколько раз менял свое название, но неизменным оставалось направление – подготовка специалистов морского профиля. Коллектив дорожит историей колледжа и старается сохранить и приумножить добрые традиции.

  Колледж включает в себя 3 образовательные площадки. Все образовательные площадки имеют доступ к Интернету и оснащены сетью Wi-Fi. Образовательная площадка № 1 специализируется на подготовке членов экипажей морских судов, квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по направлениям «Металлообработка» и «Машиностроение».

На образовательной площадке № 2 ведется подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по направлениям «Судостроение», «Сварочное производство». Образовательная площадка № 3 осуществляет подготовку будущих квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по общеобразовательным предметам.

В колледже широко используются в обучении интерактивные комплексы (ИАК) с большим применением в учебном процессе инновационных образовательных технологий. Все кабинеты спецдисциплин оснащены ИАК, с установленными по направлениям подготовки лицензионными мультимедийными образовательными модулями (МОМ), мультимедийными тренажерными программами (МТП), электронными плакатами, симуляторами, программами.

Для повышения качества образования в нашем колледже непрерывно усовершенствуются методики обучения, направленные на более эффективную аудиторную и самостоятельную работу учащихся. Членами методической цикловой комиссии «Сварщик» были разработаны учебно - методические комплексы МДК и общепрофессиональных дисциплин (УМК) и электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые содержат рабочие программы в соответствии с ФГОС, учебные пособия, примеры выполнения заданий, конспекты и презентации лекций, методические указания для выполнения практических и лабораторных занятий, список рекомендуемой литературы, а также набор тестов разной сложности для контроля и самоконтроля знаний по данной дисциплине.


Структурные подразделения и органы управления ГБП ОУ РК «КМТК»

1.3. Современные формы обучения в образовательном процессе

в колледже


Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Следовательно, результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.5

Часто педагог использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет интересные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Любой педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без определённого творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Самым распространённым среди преподавателей является разделение педагогических технологий на «новые» и « не новые».

К «новым» относятся технологии обучения, предусматривающие развитие личностных особенностей студентов.

К современным образовательным технологиям можно отнести:

        - проблемное обучение

- развивающее обучение;

         -коллективную систему обучения;

        -проектные методы обучения;

        -технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, профессиональных обучающих игр;

        -групповые формы обучения;

        -информационно-коммуникационные технологии;

        -здоровьесберегающие технологии;

- оценка «портфолио» студента.


На современном этапе использование образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие учащегося за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти)  в учебном процессе, можно рассматривать как основное условие повышения качества образования, снижения нагрузки студентов, более эффективного использования учебного времени.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося. Обеспечение комфортных, неконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он  - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.21

Основные особенности личностно – ориентированного урока:

1.Разработка дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.

2.Прогнозирование преподавателем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мнениями, оценками. Мотивация учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Использование субъективного опыта  и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.32

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев)5.

Технология перспективно - опережающего обучения.

Ее основополагающими положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); мотивация на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение возможных ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

Чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.(С.Н. Лысенкова )Таким образом, наиболее трудную тему можно затрагивать заранее в какой-либо связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке небольшими дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.6

Таким образом, в обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

Следующей особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой —  опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда студент отвечает на вопрос преподавателя , пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится основой рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей6.

Важное место в современных технологиях обучения занимают игровые технологии. Игра наряду с трудом и учением – один из интересных и увлекательных видов деятельности не только учащегося, но и преподавателя. В игре воссоздаются условия реальных ситуаций, определённый вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современном обучении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его определённой составляющей;

-во внеклассной работе7.

  Роль и место игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания преподавателем функции игры. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки каких-либо предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.8

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.9

В имитационных показывается деятельность какой-либо организации, предприятия., завода. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (проведение беседы, деловое совещание, обсуждение плана, и др.).

Пооперационные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, решения ситуационных задач, разрешение производственной проблемы. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между студентами распределяются роли действующих лиц.

В отличие от детских игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение учебного материала. В процессе обучения игра моделирует различные жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов10.

1.        Подготовительный, включающий разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д. Проблемное обучение включает такие этапы:19

  • осознание общей проблемной ситуации;

  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, проверку их);

  • проверку правильности решения.

Исходя из вышеизложенного, выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

В обучении существуют четыре уровня проблемности:

1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Преподаватель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Учащийся ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Учащийся сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

Таким образом, в проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность11.

В процессе такого обучения учащиеся учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Но, проблемное обучение всегда связано с трудностями для студента, на осмысление и поиски путей решения уходит намного больше времени, чем при традиционном обучении. От преподавателя требуется высокое педагогическое мастерство. Поэтому, именно эти обстоятельства не позволяют наиболее часто применять проблемное обучение.

Развивающее обучение — это совершенно иное построение учебной' деятельности, отличающееся от репродуктивного обучения, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее положений заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для преподавателя, так и для самого учащегося. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на  всестороннее развитие ребенка. 6

При таком обучении учащиеся не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся основным способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Основная идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Основной чертой продуктивного мышления в сравнении с репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний. Творческое мышление определяет высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение конечного результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта12. Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Основной упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Преподаватель постоянно побуждает учащегося анализировать свои собственные мыслительные действия, запоминать, как он смог достичь учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил. Вначале учащийся лишь рассказывает, словесно воспроизводит свои действия, их последовательность и постепенно воспитывает в себе своеобразную рефлексию процесса учебной деятельности.

Таким образом, усвоив методику самооценки, учащийся сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются не известным учащимуся способом. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность учащихся оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.

Учебная деятельность изначально организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение как между учителем и учащимися, так и между ними.25

Индивидуальная работа учащегося, включающая овладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.

Действия преподавателя в учебном процессе на традиционном уроке напоминают проводника по незнакомой местности. В развивающем обучении акцент смещается на собственно учебную деятельность обучающихся, а главной задачей преподавателя становится своеобразное «сервисное обслуживание» учения школьников.

Преподаватель ориентирует учащихся на постановку учебной задачи, на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у учащихся ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как основная проблема.

На  поисково-исследовательском этапе  педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания13.

На рефлексивно-оценочном этапе преподаватель создаёт условия, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

Выводы по главе 1

Деятельность преподавателя по формированию профессиональных компетенций учащихся носит системный и планомерный характер.

Условно ее можно разделить на четыре блока:

  • организационная деятельность;

  • учебно-профессиональная деятельность;

  • внеурочная деятельность;

  • методическая деятельность.

Организационная деятельность преподавателя заключается в:

  • Создание условий для формирования профессиональных компетенций учащихся, развития личностного потенциала будущих специалистов, оказание помощи в реализации творческих способностей.

  • Диагностика индивидуальных творческих возможностей и способностей учащихся.

Учебно-профессиональная деятельность заключается в:

  • Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся.

  • Организация профессиональной адаптации учащихся.

  • Организация работы ученического самоуправления в группе, обеспечение выполнения учащимися правил внутреннего распорядка, развитие организованности, точности, пунктуальности, дисциплинированности.

  • Организация и участие группы в проведении предметных декад.

  • Осуществление профессионального консультирования учащихся путем активизации их самосознания через проведение ролевых, деловых и имитационных игр.

  • Организация и проведение в группе (колледже) конкурса «Лучший по профессии».

  • Организация самостоятельной работы учащихся для развития у них стремления к профессиональному самосовершенствованию.

Внеурочная деятельность заключается:

  • Вовлечение учащихся в кружки профессиональной направленности.

  • Организация выставок технического творчества.

  • Приобщение учащихся к традициям трудового коллектива через совместные производственные дела.

  • Организация и проведение Дней открытых дверей.

  • Оформление тематических стенгазет.

  • Организация вечеров отдыха (вечер посвящения в профессию, выпускной вечер и т.д.).

  • Организация встреч с социальными партнёрами, выпускниками прошлых лет.

Методическая деятельность заключается:

  • Участие в разработке рабочей учебно-методической документации и ее корректировке в соответствии с изменениями в содержании профессионального обучения и воспитания.

  • Организация наставничества.

  • Участие в методических объединениях, педагогических советах, инструктивно-методических совещаниях и т.д.

  • Разработка методических рекомендаций по организации и проведению современных форм работы по развитию конкурентоспособности молодого рабочего.

  • Изучение и использование банка данных лучшего педагогического опыта работы по данной проблеме.

Необходимость развития учащегося заключается в том, чтобы он, с одной стороны, в условиях учебной деятельности смог научиться творчески подходить к любым ситуациям жизни, научился анализировать и самоопределяться, а с другой – войдя в профессиональную жизнь, сумел грамотно использовать полученные знания для профессионального развития.

Каждый преподаватель задумывается над проблемой: « Каким должен быть современный урок, как провести и организовать его, чтобы получить максимальную отдачу?»

Основная цель внедрения инновационных технологий обучения – улучшение качества образования, повышение конкурентоспособности выпускника лицея на рынке труда, а также развитие творческого инновационного потенциала всех субъектов образовательного процесса.

Следовательно, современные образовательные технологии – это технологии создания и применения определенных форм и методов преподавания, которые учитывают постоянно обновляющиеся требования времени и ориентированы непосредственно на личность учащегося, обладающую своим набором потребностей, интересов и способностей.

Возникает вопрос: почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Колледжи, техникумы были и остались сориентированные на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти преподавателя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность  сам процесс познания. Снизилась положительная мотивация учения, у обучающихся уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов.

В работе поставлена цель - выявить положительные и отрицательные стороны традиционных технологий обучения и показать преимущества современных форм обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования.











ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Общая характеристика объекта и процедуры исследования


В разработке и совершенствовании способов педагогической деятельности, которые обеспечили бы новый уровень обучения и воспитания молодежи, особенно важно своевременно выявлять и расширять все новое, прогрессивное, что рождается в педагогических коллективах и в практике отдельных преподавателей.

В педагогической практике различают:

- обычный опыт, под которым понимается правильное применение известных методических рекомендаций, творчески переработанных педагогом;

- передовой опыт, под которым понимается творческая разработка новой идеи, выдвинуть свою кандидатуру педагогической наукой, ее практическое воплощение в различных вариантах;

- новаторский опыт - принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний.

Педагогический опыт - это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, в развитии конкретного преподавателя, мастера производственного обучения, воспитателя: в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников. Поэтому высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании молодежи, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса.

Педагогический опыт характеризуется уровнем знаний, умений и навыков преподавателя, развитием его педагогического сознания, и определяется способом педагогического влияния на учащихся. Итог - качество обучения и воспитания молодежи.

В работе рассматривается опыт педагогической деятельности преподавателя по оптимизации учебного процесса на основе совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения с использованием наиболее рациональных его способов. Задача преподавателя междисциплинарных курсов - дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии, необходимые для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией.

Практикую проведение, как традиционных классических типов уроков, так и уроков интерактивного обучения, урок – производственная игра, урок – экскурсия, урок-диспут и т.д.

Практическое занятие в лаборатории электротехники и сварочного оборудования

Конференция по предмету, когда студенты сами не только изучают большую часть материала, но и находят и используют дополнительный материал.

(Конференция «Из искры- в звёзды» - о значимости профессии «Сварщик»).


Урок-экскурсия (ООО «СЗ «Залив»»)


В процессе обучения, необходимо уделять внимание на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей, что необходимо для успешной социализации и активной адаптации в общество.

При проведении производственной игры «Профессионал» весь класс делится на 3 группы:

1. «Технолог» - студенты с высоким уровнем знаний разрабатывают технологическую карту изготовления той или иной сварной конструкции( при этом они пользуются справочниками, ГОСТ-ами).

2. «Сварщик»- студенты со средним уровнем знаний неукоснительно выполняя все операции технологического процесса, разработанного технологами, заваривают конструкцию и передают на контроль. 3.«Контролёр»- студенты с достаточным уровнем. Подбирают приемлемый для данной конструкции способ контроля ,проводят его, выявляя дефекты, устанавливая причины образования этих дефектов, способы устранения дефектов. Передают конструкцию « сварщикам» для удаления этих дефектов.

Применение на уроках игровых моментов, физминуток.

Физпауза

В своей работе использую:

- традиционные педтехнологии (объяснительно-иллюстративные);

-педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (по методу В.Ф. Шаталова) – опорные конспекты.

- педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (групповые технологии по методу В.К.Дьяченко) – по этой теме написана творческая работа, и она одобрена на Учёном Совете КРИППО; (приложение 1)

- педтехнологии развивающего обучения (метод И.С. Якиманской)- где упор делается на личностно – ориентированное развивающее обучение.

- инновационные технологии (нестандартные уроки, проектная технология, компьютерно- информационная технология).

Формы и методы, применяемые на уроках.

При подготовке уроков планирую различные методы и формы проведения. На протяжении урока комбинирую индивидуальную работу с парной и коллективной. При отсутствии необходимого оборудования его следует изготовить. Действующие модели сварочного оборудования студенты изготавливают к защите Государственной итоговой аттестации.








Действующая модель полуавтомата

Модель автомата для сварки под слоем флюса









При решении несложных задач или упражнений, составлении кратких ответов на задания, делю обучающихся на группы или использую такой приём, как «аквариум». Письменные работы и работы с учебником очень важны для запоминания материала, однако, эти работы не должны быть скучными и однообразными. Поэтому подбираю задания разной целенаправленности. Например: составить опорный конспект; составить план по тексту: выписать новые термины, провести сравнительный анализ.

Использование информационно – коммуникационных технологий

В современном образовании одно из ведущих направлений – это использованию информационных технологий. Студенты не должны пассивно воспринимать знания, полученные от преподавателя – их необходимо научить искать их и осваивать самостоятельно. На уроках постоянно использую компьютер: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навык, самостоятельной работе;

  • компьютер необходим при работе студентов над проектом;

  • работа по выполнению реферата, сообщения, опорных конспектов;

  • при работе по созданию презентации;

  • компьютер представляет источник учебной информации

  • компьютер – это наглядное пособие (качественно нового уровня.

Работаю с компьютером на протяжении 20 лет, окончила курсы оператора компьютерного набора, постоянно прохожу курсы повышения квалификации.

При подготовке таких типов уроков, как закрепление, систематизация знаний, изучение нового материала, подготовка к классным часам создаю презентации, используя программу: MS PowerPoint.

Активно привлекаю студентов к применению ИКТ в обучении. Так, при выполнении домашнего задания, прошу найти дополнительный материал, задаю подготовить краткие сообщения, рефераты. Для получения нужной информации, повышения уровня методических знаний всегда использую Интернет. Провожу выбинары, в основном для консультации студентов по выполнению письменной экзаменационной работы во время прохождения производственной практики.

    1. Анализ результатов исследования и их обсуждение

Педагогический проект «Развитие профессиональных компетенций учащихся»

Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Вид: Педагогический проект «Развитие профессиональных компетенций учащихся».

Форма: Командно-творческая.

Продолжительность проекта : курс обучения ( три учебных года).

Цели проекта:

- Формирование профессиональных компетенций учащихся на разных этапах обучения;

-Воспитание социальной активности будущих рабочих;

-Развитие творческих и коммуникативных качеств личности подростков.

Принципы проекта: ориентация на инновационные педагогические технологии;толерантность; креативность.

Задачи проекта:

1.Приобщить учащихся к занятиям коллективного творчества;

2.Объединить воспитанников колледжа в команду и развить творческие и организаторские способности учащихся.

3.Создать ситуацию успеха внесением эмоционального заряда и удовлетворения от достигнутого результата.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ





ИНФОРМАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ






ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ





ОБОБЩАЮЩИЙ (САМООПРЕДЕЛЕНИЯ)
































КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫйЙ

РАБОЧИЙ

















Рисунок 1. Этапы развития профессиональных компетенций учащихся


Первый этап – диагностика:

Деятельность по формированию профессиональных компетенций начинается с первых дней прихода учащихся в учебную группу. И здесь важно правильно организовать работу, связанную с адаптацией учащихся.

Целью деятельности преподавателя в адаптационный период является:

- смягчить трудности адаптации подростка к новой социальной роли учащегося;

- помочь ему в принятии и успешном освоении новой социальной ситуации развития, возникающей в связи с переходом к профессиональному обучению.

Проводимые на диагностическом этапе мероприятия:

  1. Наблюдение за учащимися во время реализации проекта, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности, способность творчески решать жизненные и профессиональные проблемы, уровень сформированности профессиональных компетенций.

  2. Анкетирование учащихся в начале, середине и конце проекта (учебного года), позволяющий выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

  3. Мониторинг уровня активности каждого участника.

Второй этап – информационно-мотивационный:

При формировании творческого потенциала учащихся важным является организация общения и взаимоотношений с ними, помощь учащимся в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде, развивать качества инициативности, самостоятельности, открытости, искренности, высокой степени ответственности за качество выполняемых видов работ в соответствии с квалификационными требованиями, рационализаторской деятельности.

Деятельность преподавателя:

  • Воспитание у учащихся потребности в созидательной деятельности, творчестве; положительного отношения к труду как средству самоутверждения и ценности в жизни человека и общества.

  • Углубление представлений о профессионально значимых качествах конкурентоспособности специалиста.

  • Формирование личности, способной к самопознанию, самореализации, самоуправлению, самообразованию.

  • Развитие коммуникабельной личности.

Третий этап – проектно-организационный:

  • Подготовка специалиста, владеющего рациональными приемами и способами организации труда.

  • Подготовка специалиста, владеющего профессиональной самостоятельностью, умеющего творчески относится к труду.

Четвертый этап – обобщающий:

Эффективность работы с учащимися отслеживается по результатам мониторинга качества обучения учащихся группы по предмету «Оборудование и технология сварочных работ», результативности участия учащихся в конкурсах профессионального мастерства, получению повышенных разрядов и дипломов с отличием. Мониторинг качества профессионального образования по предмету «Оборудование и технология сварочных работ» в учебных группах проводится 2 раза в год.

Цели мониторинга:
  • определение качества профессионального образования;

  • определение степени рациональности выбора педагогических средств, используемых в педагогическом процессе;

  • выявление проблемных зон в организации процесса обучения и оказание практической помощи по их устранению.

Обладает

  • Профессиональной самостоя-тельностью - способность ставить перед собой цели трудовой деятельности; способность качественно и в срок выполнять задания; осуществлять самоконтроль;

  • Современным стилем мышления-нетрадиционными (творческими) подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях.

Умеет

  • Конструктивные умения - выбор материалов и инструментов, выбор оптимальных технологических приемов и способов ведения работ;

  • Познавательные умения: наличие системы знаний, умение находить и систематизировать информацию; наличие технического мышления.

  • Профессиональные умения - способность ставить перед собой цели трудовой деятельности; способность качественно и в срок выполнять задания; осуществлять самоконтроль.

  • Нравственная воспитанность: знание морально-этических принципов, умение принимать решения.

  • Коммуникативные умения и навыки – гуманного, демократического общения с людьми, установление правильных взаимоотношений с товарищами, умение установить деловые отношения с руководством, строить гендерные отношения.

  • Работать в команде



Рисунок 2. Профессиональные компетенции учащихся









Выводы по главе 2

Опыт применения подобных проектов в педагогической практике позволяет получить устойчивый результат обучения, стимулировать заинтересованность профессией путем использования интерактивных форм на уроках производственного обучения и во внеурочное время.

Использование в работе преподавателя творческого подхода помогает раскрыть индивидуальность каждого учащегося, формирует у него чувство собственной значимости, профессиональной пригодности; в результате достигается конечная цель всего обучения – профессиональная компетентность молодого рабочего.

Внедрение предложенного педагогического проекта в практику профессионального образования предполагает не автоматическое повторение, а творческий процесс, результат которого базируется на личных знаниях, умениях и навыках педагогических работников. Устойчивые положительные результаты педагогической деятельности позволяют рекомендовать его для использования в системе профессионально-технического образования.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создавшиеся в обществе новые социальные отношения требуют открытости образовательного пространства, предполагают вариативность структур образовательных систем и возможность их оперативной перестройки в соответствии с динамично меняющимися потребностями общественной и индивидуальной практики. Главной задачей образования является подготовка высококвалифицированных работников, способных удовлетворять потребности рынка труда. Достижение этой задачи зависит от того, как будет сформировано содержание образования, осуществлена организация учебного процесса и т.д. Таким образом, качество деятельности образовательных учреждений зависит от того, как созданы организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения и от готовности педагогических коллективов к их реализации в сложных социально-экономических условиях.

В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:

1. Определена сущность и охарактеризованы современные проблемы развития образовательного учреждения СПО.

2. Описаны современные формы обучения в профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования.

Педагогические инновации качественно изменяют учебно-воспитательный процесс, определяя его новые перспективы, углубляя цель, содержание, конкретизируя формы и методы педагогической деятельности, совершенствуя сознание и самосознание педагогов. В тоже время инновации качественно влияют и на все вспомогательные подсистемы, обеспечивающие функционирование и развитие образовательного учреждения. Инновационная деятельность в настоящее время реализуется в условиях применения информационно-компьютерных технологий и социального партнерства.

В работе определены следующие организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения среднего профессионального образования:

- наличие информационно-образовательной среды образовательного учреждения на основе локальной сети;

-реализация социального партнерства, позволяющая развивать образовательную деятельность по программам СПО.

- непрерывное повышение квалификации педагогических кадров с использованием Интернет-технологий.

На основании выделенных организационно-педагогических условий была разработана модель, основная цель которой - эффективное развитие образовательного учреждения. Для достижения поставленных целей и реализации разработанной модели были определены основные направления деятельности коллектива колледжа. К ним относится оснащение образовательного учреждения компьютерной техникой и создание локальной сети.

Таким образом, все задачи, поставленные перед исследованием, выполнены. Предположения, высказанные в гипотезе, получили свое экспериментальное подтверждение.

Применение информационных технологий в образовательном процессе, а также использование эффективной методики организации поисково-исследовательской работы со студентами позволило изменить содержание, методы и организационные формы профессиональной подготовки специалистов, что, в свою очередь, создает предпосылки для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса подготовки профессиональных кадров. Кроме того, в колледже активизировалась поисково-исследовательская работа студентов на основе использования в учебном процессе современных компьютерных технологий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесов B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики / B.C. Аванесов // Педагогическая диагностика.-2017. -№1.-С. 41-44.

  2. Ангеловский К. Учителя и инновации / К. Ангеловский. М.: Просвещение, 2009. -159 с.

  3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2014. - 608 с.

  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 2008. 190 с.

  5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: педагогика третьего тысячелетия / В.П. Беспалько; — М:: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.

  6. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования / В.Т. Волов //Педагогика.-2007.-№7.-С.108-114.

  7. Волокитин К.П. Современные информационные технологии в управлении качеством образования / К.П. Волокитин, В.В. Хабин // Информатика и образование. 2000. - № 8. - С. 32.

  8. Воробьев Н.Е. Профессионально-техническое образование в Германии / Н.Е.Воробьев// Педагогика.-2018.-№8 С.101-106.

  9. Засорина Л.Н. Педагогическая диагностика — мониторинг качества образования / Л.Н. Засорина // Аудит в поле проблем образования: материалы научно-методического семинара / под ред. Л.Н. Засориной. СПб.: Икар, 2015. - С. 18-25.

  10. Кириченко А. Э. Компьютерная поддержка учебного процесса / А.Э. Кириченко // Математические методы и информационные технологии в экономике: сб. материалов V межд. н.-т. конференции. —1. Пенза, 2017.- С. 123-124.

1 Закон Российской федерации «Об образовании». — М.: Омега-Л, 2008. 52 с.

2 Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.


3 Аванесов B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики / B.C. Аванесов // Педагогическая диагностика.-2002. -№1.-С. 41-44.

4 Ахундов М.Д. Интегрированные науки и системные исследования / М.Д. Ахундов, B.C. Тюхтин // Синтез современного знания: -М.: Наука, 1973. -С. 498-521.


5 Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1980. 190 с.


6 Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения /В.П. Беспалько. М.,Л 971:.,-80 с.

7 Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: педагогика третьего тысячелетия / В.П. Беспалько; — М:: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.

8 Дмитренко Т.А. Педагогическая система: структура и законы функционирования / Т.А. Дмитренко // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко. — Екатеринбург, 1996. -Вып. 2.-С. 68-79.


9 Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе / Ю.С. Брановский. Ставрополь: СГПИ, 1990.-144 с.


10 Ахундов М.Д. Интегрированные науки и системные исследования / М.Д. Ахундов, B.C. Тюхтин // Синтез современного знания: -М.: Наука, 1973. -С. 498-521.


11

12 Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования: организационно-управленческий аспект: дис. . канд. пед. наук / П.Ф. Анисимов. — Москва, 2012. — 47с.


13 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект 7 Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 12015. — 347 с.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!