СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безличные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

научиться определять безличные предложения и их роль;

воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Безличные предложения»

Урок русского языка в 8классе

Тема: Безличные предложения.


Цели:

  1. Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.

  2. Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.

Задачи

  1. Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

  2. Закреплять умение составлять лингвистический рассказ по схеме.

  3. Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

  4. Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.


Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в Безличном предложении», карточки-примеры, контрольные карточки.


ХОД УРОКА.


1. Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, подпишите число.


2. Синтаксическая дуэль: Продолжите мою мысль

  • Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи?, это…(сказуемое)

  • В предложении «В классе тихо», слово «тихо» …(сказуемое)

  • Для пословиц и поговорок типичны … предложения. (обобщенно-личные)

  • Подлежащее можно легко восстановить в … предложениях. (Определенно-личные)

  • В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму …(3-го лица мн.ч., или прош.вр. мн.ч.)

Подведем итог: кто «выжил», «ранен», «убит». А теперь, внимание, сегодня за урок вы сможете получить только положительные оценки, для того чтобы мне легче было вас оценить, у себя на полях будете ставить плюсы, когда я скажу. За первое задание плюсы получают …..

3. Укажите односоставные предложения: (на доске)

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом)

- Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

  • Объяснить название

  • Форма сказуемого

  • Употребление в речи

  • Пример

За рассказ плюсы получают…

4. Тема урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с односоставными безличными предложениями. Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.


- О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица», действие происходит само по себе).


- Найдите в составе сложного предложения односоставное предложение (предложения написаны на доске)


1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.


- Состояние чего рисует это предложение? (природы)


2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.


- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)


5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»).


- Перед вами предложения. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах. Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1.Думается в основном о конце света.


Личный глагол в безличном значении.

2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.


Инфинитив

3. Идти дальше некуда.


Слово категории состояния на -о

4. На душе было легко и радостно.


Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.


Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

6. Нет сна, есть видимость его.


Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

7. В номере было накурено.

За активную работу плюсы…


- Какое предложение звучит красивее: Наступает вечер или Вечереет?

- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи? (выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)


6. ИГРА «ДА – НЕТ» (физкультминутка)

- Я вам задаю вопрос, а вы если «ДА» - встаете, если «НЕТ» - сидите.


  • Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

  • Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

  • Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

  • Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  • Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

  • Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)


7. Работа в парах.

  1. Докажите, что пред вами текст.

  2. Найти в тексте безличные предложения, сколько их? Чем выражено сказуемое?

  3. Сделать вывод о функции безличного предложения в художественной речи. (субъективное восприятие действительности, описать состояние души)

- Работаете ровно столько, сколько звучит мелодия.


К ночи становится очень холодно и роси­сто. Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкно­венно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой ли­стве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

И. Бунин. «Антоновские яблоки»

(К ночи становится очень холодно и роси­сто. – инфинитив и слово категории состояния; Темнеет. – безличный глагол; Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. – безличный глагол. Вывод: )

Плюсы могут себе поставить…


8. Контрольные раздаточные карточки.

- Выпишите безличные предложения. Объяснить орфографию в пропусках.

Двусоставное предложение 3, 6,8.

Определённо–личное предложение 1, 2, 5.

Безличное предложение 4, 7, 9.


1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса)

5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал)

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. (Сильно пахнет сосновая смола)

Плюсы могут себе поставить…


9. Творческое задание.

- Ну, а сейчас я попрошу вас придумать по 2 – 3 безличных предложения на тему «Осенний день», а «Осенняя песня» П.И.Чайковского, я думаю, вам поможет.

(спросить 2 – 3 человек прочитать свои работы)

Плюсы могут себе поставить…


ВЫВОД: Сегодня мы закончили знакомство с глагольными односоставными предложениями, итак давайте еще раз назовем их: (ответы учащихся). Скажите, кто сколько плюсов сегодня получил? 4 – 5 плюсов – «5», 3 плюса – «4». Запишите домашнее задание: §21 упр. 135. Всем спасибо за урок!



















Тема: Безличные предложения.

Цели: использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.

Задачи учения:

  1. находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

  2. употреблять безличные предложения;

  3. использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Задачи обучения:

  • формировать понятие о безличных предложениях;

  • выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

  • определить роль безличных предложений в тексте.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Этап  актуализации ранее изученного материала.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в конце урока, и художественный текст В.П.Астафьева)

Какое сырое утро!

      За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Учитель:  Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева.     (чтение текста  учителем или заранее подготовленным учеником. Анализ текста

  • В каком стиле написан текст?

  • О чём этот текст?

  • Почему он так называется? Какова основная мысль текста?

  • Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)

  • Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

  • А по составу, какие предложения в тексте? Назовите.

    Учитель:  Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.

  • Какие предложения  по своей структуре использует автор для передачи основной мысли текста?

  • На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти предложения и распределите их в таблице.

Двусоставные

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

?

Окна залеплены серым снегом.

Полежу ещё маленько, чуть-чуть.

В деревне уже выходят  на работу.

За окном мутно.

Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.

 

 

Каплет с крыши.

Как болят кости!

 

 

Надо вставать.

Наступило утро.

 

 

И мне надо работать.

3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

  • Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения?

  • Что характерно для предложений, составляющих другую группу? Какие это предложения?

  • Каково их общее грамматическое  значение?    (все они простые, распространённые,  односоставные)    

 Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это  тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

  • Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

  • На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо)

       Учитель: Возьмите оценочные листы и укажите, что вы знаете или не знаете на начало урока. Это нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются)
- значение безличных предложений
- особенности сказуемого в безличных предложениях
- роль в речи безличных предложений

Что обозначают безличные предложения?

Учитель:  Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствуете, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях?  (При работе с текстом вам поможет учебник-теория Бабайцевой параграф 183, стр.189 – 190)
Поделитесь своими наблюдениями.

На доске должно появиться

 Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

1. Личным глаголом в значении безличного.  Каплет с черёмух.
2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно.
3. Возвратным глаголом в безличном значении.   Мне не хочется работать.
4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно, нельзя).  Надо вставать. Встать.

Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Обратитесь вновь к тексту.

5. Безличным глаголом.
6. Неизменяемой глагольной формой  нет
7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее задание в учебнике, если останется время.)

  Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным
словом, кратким причастием, безличным глаголом

(физкультминутка)


ИГРА «ДА – НЕТ» - Я вам задаю вопрос, а вы если «ДА» - встаете, если «НЕТ» - сидите.


  • Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

  • Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

  • Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

  • Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  • Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

  • Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

4. Этап первичного закрепления.

(Выполняется  дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)

      1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните синтаксический разбор одного из них.

      2 группа -  Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструировать одно односоставное предложение в двусоставное.

     3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основы предложений.

Проверка выполненной  работы.

Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке Астафьева.

  • Какова роль безличных предложений в речи?

  • Чем можно объяснить это?

(На доске появляется)

Роль в речи:

  • Выразительность предложений

  • Лаконичная форма

  • Используется для описания пейзажей, обстановки

  • Лиричное повествование

  • Оттенок стихийности

       (С помощью безличных предложений  можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные  предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

5. Подведение итогов урока

  • О чём вы узнали на уроке?

  • Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст В.П.Астафьева?

  • Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)

  • Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. Насколько были достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?

  ( Заполнение оценочных листов)

 Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

 

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

1

Находить двусоставные предложения

 

 

 

 

2

Находить односоставные предложения

 

 

 

 

3

Отличать односоставные предложения от двусоставных

 

 

 

 

4

Определять вид односоставных предложений

 

 

 

 

5

Находить односоставные безличные предложения

 

 

 

 

6

Определять признаки безличных предложений

 

 

 

 

Домашнее задание (дифференцированное)
3 группа – Учебник «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

2 группа -  Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать односотавные предложения, указать вид односоставных предложений, выполнить синтаксический разбор безличного предложения.

1 группа -  Составить текст их 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений.
Указать способ выражения сказуемого.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!