Биология 5 класс

Категория: Биология

 разработка рабочая программа ФГОС для 5 класса пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Биология 5 класс»

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ



Основное общее образование 5 класс

Количество часов 34

Учитель: Спицына Елена Николаевна

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)

Биология. 5—9 классы. Линейный курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров

1)Пояснительная записка Биология 5 класс

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов. Разработано с учетом положений:

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 412»;

-Письмом Рособрнадзора от 03.11.2015г.№02-501

-Уставом МБОУ НКСОШ

-Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Введение в биологию» автора Н.И. Сонина

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  основного, общего  образования  направлено  на  достижение  следующих 

целей и задач:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.


Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012 УМК Н.И.Сонин, А.А. Плешаков 34 часа( 1 час в неделю)


2) Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки



Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Пятиклассник научится:

  • осваивать знания о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • владеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • понимать смысл биологических терминов;

  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

  • позитивно воспитывать ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

  • Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Виды деятельности учащихся на уроке

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность и- оценивание устных высказываний/текстов биологических законов, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану;

доклад; рецензирование;- участие в дискуссии;-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Формы организации учебного процесса

  • Комбинированный урок,

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок- исследование,

  • урок-лекция,

  • урок-практикум,

  • изучения нового материала.

  • урок -экскурсия,

  • внеклассные мероприятия

  • .

3) Содержание учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в 5 классе предусматривается изучение биологии  34 часа 1 час в неделю,  Включает вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  национально - регионального  компонента. Реализуется на основе классно-урочной системы.

Мною внесены изменения: раздел «Жизнедеятельность организмов» увеличен на 2 часа за счет резервного времени..

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний проводится: 3 контрольных работы, 6 лабораторных работ и 2-практические работы в соответствии с программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.


Тема раздела

К-во

часоов

Контроль

1

Живой организм: строение и изучение

9

Л\р №1,2,3,4; К\р №1

2

Многообразие организмов, их классификации

14

К\р №2

3

Среда обитания живых организмов

6

Л\р №5; П\р №1

4

Человек на Земле

5

Л\р №6; П\р №2; Итоговая к\р







6)Тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (34 ч

(Р.К.Э- темы по экологии и регионального компонента)


урока

Раздел

Тема урока

Основное содержание темы

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)

Основные виды учебной деятельности

Дата

проведения


предметные

универсальные учебные действия метапредметные

личностные

план

факт

1.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)

Введение. Что такое живой организм.

Что такое живой организм. Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Выделение отличительных признаков живых организмов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.

6/9



2. Р.К.Э

Наука о живой природе. Уникальность живой природы Усть-Донецкого района.

Наука о живой природе.Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

Знание объектов изучения

естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

13\9



3.

Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Методы изучения природы Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Ознакомление

с методами исследования живой природы и

приобретение элементарных

навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Понимание

значимости

научного исследования природы

20\9



4.

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп

Освоение

основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД:

Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

27\9



5.

Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов».

Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.


Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Представление о единстве живой природы

на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

4/10



6.

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 « Изучение химического состава семян»

Химический состав клетки Неорганические и органические вещества.

Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание единства происхождения всех живых организмов.

11\10



7.

Великие естествоиспытатели.

Великие естествоиспытатели.Аристотель,

Карл Линней, Чарльз Дарвин,

Владимир Иванович

Вернадский

Знание и оценка вклада ученых-биологов в

развитие науки

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание

роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

18\10



8.

Контрольная работа№1 по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Биология, живые клетки тела, вещества.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.


Познавательный интерес к

естественным наукам

25\10



9.

Как развивалась жизнь на Земле.

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров.

Знание основных этапов развития жизни на Земле.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.

8\11



10.

Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)

Разнообразие живого.

Разнообразие живого. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи-

кации: тип (отдел) – класс –отряд (поря

док) – семейство – род – вид

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание

научного значения классификации живых организмов

15\11



11.

Бактерии.

Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы

Выделение существенных особенностей

строения и

функционирования бактериальных клеток.

Знание правил, позволяющих

избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в

природе и

жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных

бактерий

22\11



12.

РЭК

Грибы. . Съедобные и ядовитые грибы Ростовской области

Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

Выделение существенных особенностей

представителей царства Грибы. Знание правил

оказания первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в

природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной

помощи при отравлении

ядовитыми грибами

29\11



13.

Растения - автотрофы.

Растения - автотрофы. Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники,

Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные)

Выделение существенных особенностей

представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства

Растения.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание

важности растений в природе и жизни человека

6\12



14.

Водоросли – группа низших растений.

Водоросли – группа низших растений. Водоросли, слоевище.

Знание

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками


13\12



15.

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений .Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.

Знание строение мхов и папоротников. Знание признаков отличий мхов и папоротников.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о мхах и папоротниках


20\12



16.

Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений.

Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений

Знание особенностей строения голосеменных и покрытосеменных растений.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание о голосеменных и покрытосеменных растениях

27\12



17.

Значение растений в природе и жизни человека.

Значение растений в природе и жизни челока. Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании

сортов культурных растений.

Элементарные

представления

о лекарственных растениях.

Объяснение роли биологии в практической

деятельности

человека.


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей

практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение


Понимание

необходимости биологических знаний

для хозяйственной деятельности человека

10/01



18.

Признаки царства животные. Простейшие.

Признаки царства животные. Простейшие. Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.

Многоклеточные животные. Типы:

Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые

Выделение существенных особенностей

представителей царства Животные. Знание основных систематических

единиц царства

Животные

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление

о значении

животных в природе, осознание их хозяйственного

и эстетического значения для человека

17\1



19.

Беспозвоночные животные.

Беспозвоночные животные. Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.

Знание о типах и представителях беспозвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о видах беспозвоночных животных.

24\1



20.

Позвоночные животные.

Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Знание о типах и представителях позвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о видах позвоночных животных

31\1



21.

Значение животных в природе и жизни человека.

Значение животных в природе и жизни человека. Биологическая

защита урожая,

породы животных, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании

различных пород животных.

Объяснение роли биологии в практической деятельности

человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека

7\2



22.

Контрольная работа №2 по теме: «Многообразие живых организмов».

Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам

14\2



23.

Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)

Три среды обитания.

среда обитания организмов. Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания

Знание компонентов природы. Представление о

многообразии

обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание

необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

21\2



24.

Жизнь на разных материках.

Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,

Южная Америка,

Австралия, Антарктида. Природные условия.

Растительный и животный мир материков

Знание матери-

ков планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-

тельном и животном мире

каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою

точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

28\2



25.

Природные зоны.

Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.

Знание природных зон планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.

7\3



26.

Жизнь в морях и океанах.

Л/р№5

Определение наиболее распространенных растений и животных


Жизнь в морях и океанах.

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон),

обитатели толщи воды, обитатели

морских глубин

Знание роли

Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Мирового

океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пре делах

14\3



27.

Среда обитания живых организмов Пр.р.№1

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.».

Среда обитания живых организмов

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам

21\3



28.

Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)

Как человек появился на Земле.

Как человек появился на Земле .Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Представление о человеке

4\4



29. РЭК

Как человек изменил Землю. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Экологические

факторы. Абиотические факторы: температура,

влажность, свет

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание

влияния факторов среды на

живые организмы

11\4



30. РЭК

Жизнь под угрозой. Охрана исчезающих живых организмов Ростовской области

Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории

(заповедники, заказники, национальные парки)

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека

на природу и необходимости ее охраны.

Принятие правил поведения

в живой природе

18\4



31

Обобщение


Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам

25\4



32.

Итоговая контрольная работа№3 за курс 5 класса.


Познавательный интерес к естественным наукам

16\5



.33. РЭК

Не станет ли Земля пустыней. Пр.р.№ 2

Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.


Не станет ли Земля пустыней Опустынивание.

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя,

Осознание степени негативного влияния человека

на природу и необходимости ее охраны.

Принятие правил поведения

в живой природе

23\5



34. РЭК

Здоровье человека и безопасность жизни. Л\р №6

Измерение своего роста и массы тела.


Здоровый образ жизни. Вредные

привычки. Первая доврачебная

помощь пострадавшему

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового

образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной

доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,

ушибах и растяжениях

30\5

































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ НКСОШ

от 31.08.2017г. №1

Руководитель МС______________ / /





















СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Калашникова О.И. /

31.08.2017




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас