СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы А-О в корне ЛАГ - ЛОЖ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить правильно писать слова с чередованием букв а — о в корне - лаг--лож- (орфограмма12); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора.

Просмотр содержимого документа
«Буквы А-О в корне ЛАГ - ЛОЖ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА »













урок русского языка

в 5 классе

«БУКВЫ О – А В КОРНЕ -ЛАГ- / -ЛОЖ-»



номинация: урок с использованием ИКТ









Автор

учитель русского языка
и литературы

Журба Наталья Николаевна








Торез

Русский язык 5 класс

Тема. Буквы о – а в корне -лаг--лож-.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:

образовательные:

научить правильно писать слова с чередованием букв а — о в корне - лаг--лож- (орфограмма12); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора.

развивающие:

  • развивать речь и память учащихся;

  • делать обобщения и выводы, активизировать позитивную мотивацию к учению, познавательную деятельность;

  • совершенствовать умение учащихся выполнять различные упражнения;

воспитательные:

  • прививать детям любовь к русскому языку

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к учебной деятельности, способность к самооценке.

Метапредметные: уметь ставить цели, прогнозировать действия, корректировать свою деятельность; высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, уметь строить высказывания.

Предметные: знать правило написания букв о - а в корне лаг--лож-; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять полученные знания на практике; правильно выбирать гласную в корне –лаг- – -лож-.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное, индивидуальное, дифференцированное и проблемное обучение.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, «Дорожная карта исследователя»

Сценарий урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

СЛАЙД 1

– Добрый день, ребята, уважаемые гости, я приветствую вас на уроке русского языка.

СЛАЙД 2

– Древнегреческий мыслитель Аристотель сказал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Как вы понимаете слова мудреца?

2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1) Вступительная беседа

– Я предлагаю вам стать работниками бюро лингвистических исследований. Скажите, чем занимаются исследователи? (исследуют что-то)

– А что мы можем исследовать на уроке русского языка? (языковые явления).

– Учёные всегда записывают свои наблюдения в специальные карты. Сегодня мы работаем с «Дорожной картой». В неё вы будете заносить результаты исследований.

– Предлагаю не терять время, а приступить к работе!

2) Создание проблемной ситуации

СЛАЙД 3

– Запишите в тетради число.

Упражнение (в тетрадях)

СЛАЙД 4

–Что вы видите на экране? (слова, словосочетания)

–Обратите внимание, что в словосочетаниях пропущены буквы. Вот вам и первое задание: списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить корень.

Осв...щать улицу, прибл...жаться к дому, сл...таться на корм, предл...жить помощь, предл...гать торт.

- Какая орфограмма встретилась?

- Прочитайте слова, объясните свой выбор.

СЛАЙД 5

- Все ли слова вы смогли проверить? Почему?

– Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в словах предл...жить, предл...гать?

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1) Определение темы и цели урока (коротко в дорожной карте и в тетради)

- Сформулируйте проблему (есть корни с чередованием, правило написания которых нам неизвестно).

- Сформулируйте тему нашего исследования. («Буквы о – а в корне
-лаг--лож-»)

СЛАЙД 6

– Запишите в тетради тему урока.

- Что нам с вами предстоит узнать? Какие цели перед собой поставят учёные? (Выяснить, когда в корне -ЛАГ- / -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А. Тренироваться в написании слов с этой орфограммой.) – коротко в дорожной карте

СЛАЙД 7

2) Исследование (в дорожной карте).

СЛАЙД 8

–А теперь внимание! Приступаем к исследованию. Вы видите на экране записанные в 2 столбика слова. Почему их так записали?

Проанализируйте слова. Выделите корень.

Расположение, располагать,

предложение, предлагать,

сложение, слагаемое

–Как вы думаете, это один корень или разные?

(Это один корень: - ЛАГ- / -ЛОЖ-, но в нем происходит чередование А-О и Г-Ж)

– Подумайте, можно ли подобрать проверочные слова?

3) Работа с правилом.

СЛАЙД 9

- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву А?

- Почему в словах 2-го столбика - буква О?

- От чего же зависит чередование гласных А-О в корне -ЛАГ-, -ЛОЖ-?

-Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебника, сформулировать правило правописания корня -ЛАГ-/-ЛОЖ- с чередованием
А-О в корне.

Вывод: в корне –ЛАГ- / -ЛОЖ- в безударном положении пишется буква А, если за корнем стоит суффикс А. Если нет суффикса А, то пишется О.

СЛАЙД 10

– Предлагаю сегодня использовать в работе формулу:

пишем –ЛАГ-, если есть –А-;

пишем –ЛОЖ-, если нет –А-.

4. Этап реализации построенного проекта

Работа с учебником

– Конечно, ученые уже сформулировали правило. Давайте с ним ознакомимся (учебник, с. 33).

– Прочитайте правило и повторите его, не заглядывая в учебник. Расскажите соседу по парте.

– Теперь вы можете ответить, букву О или А необходимо написать в словах предл...жить, предл...гать?(да)

ФИЗПАУЗА

СЛАЙД 11

– Для работников умственного труда нужен небольшой перерыв, чтобы с новыми силами приступить к работе. Я приглашаю вас в комнату релаксации.

– У вас есть возможность заработать дополнительный балл.

Будьте внимательны! Вдруг услышите слова с корнем -ЛАГ- / -ЛОЖ-?

Предлагаю принять удобное положение и закрыть глаза. Представьте, что вы расположились на красивой поляне. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Светит яркое солнышко. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Она вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит.

На счёт 3 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2 – у вас открываются глаза, 3 – вы возвращаетесь к уроку, полные сил и уверенности.

– Какие слова с корнем –лаг-/-лож- вы услышали? (предлагаю, положение, расположились)

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

– Наконец, пришло время применить на практике теоретические знания, полученные по этой теме исследования.

1) Распределительный диктант (в тетрадях)

СЛАЙД 12

Задание: распределите слова в 2 столбика. Обозначьте орфограмму.

Прил..гать, перел..жить, сл..гать, пол..гать, отл..жить, сл..жить, пол..жение, изл..жение.

– Обоснуйте, почему так распределили слова?

– Давайте сверим свои записи.

СЛАЙД 13

Самопроверка по эталону. Оценка – в дорожную карту.

СЛАЙД 14

Критерии оценивания:

«5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок

2) Выполнение упражнения 447 (в дорожной карте).

– Следующим этапом исследования будет работа с учебником (с. 33).

– В упражнении 447 вы видите записанные в 2 колонки слова.

Ваша задача – составить и записать в дорожной карте по три словосочетания (вариант 1 – 1-3 слова, вариант 2 – 4-6 слова), обозначить корень и условия выбора букв О или А.

СЛАЙД 15

Самопроверка по эталону + оценка в дорожной карте.

изменить положение

закончить изложение

уменьшить слагаемое

Высказать предположение

Просклонять прилагательное

Произвести сложение

СЛАЙД 16

Критерии оценивания:

Если совпали все 3 словосочетания – 3 балла

2 словосочетания – 2 балла

1 словосочетание – 1 балл

– Составьте и запишите в дорожной карте предложение с одним из словосочетаний.

Дети озвучивают составленные предложения. Лучшее записывается на доске и в тетрадях.

3) Синтаксический разбор записанного предложения.

Например: Богдан высказал интересное предположение (повеств., невоскл., простое, распростр.)

– Подчеркните грамматическую основу в том, предложении, которое вы придумали (в дорожной карте) +добавьте 1 балл

5) Буквенный диктант (в дорожной карте)

– В следующем этапе нашей деятельности главной будет буква.

Я буду называть слова, а вы в дорожной карте записывать гласную, которая пишется в корне с чередованием: О или А.

Предлагать, положительный, располагающий, положение, изложение, прилагать, сложить, доложить.

– Предлагаю обменяться дорожными картами и проверить записи друг друга.

СЛАЙД 17

Взаимопроверка по эталону: а, о, а, о, о, а, о, о

Критерии оценивания:

«5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки «2» - 4 и более ошибок

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

СЛАЙД 18

Работа с текстом (в дорожной карте)

–Учёные фиксируют все этапы исследования. Мы тоже не будем от них отставать.

Задание: в дорожной карте восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.

Наступило утро. Мы аккуратно __________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту.  ______________ на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.

Слова для справок: распол..галось, сл..жили,  предпол..гаемому, разл..жили,  распол..жились.

Возможность заработать дополнительный балл (для тех, кто раньше справился с заданием):

1) морфемный разбор слова взрослые;

2)записать транскрипцию слова берез.

– Помогите разобраться с этим текстом.

СЛАЙД 19

Самопроверка по эталону. Оценка – в дорожную карту.

СЛАЙД 20

Критерии оценивания:

«5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа с перфокартой «Буквы О-А в корне с чередованием -лаг-/ -лож-».

– Предлагаю провести опыт. У вас есть специальная карта. В результате опыта должно что-то получиться.

Вам нужно вставить в слова буквы О или А. Заштриховать ячейки со словами, в корне которых написали букву О.

сл…жение

предл…жение

возл…жение

Пол…жение

сл…гаемое

возл…гать

Зал…жить

Разл…житься

Прил…жение

Прил…гательное

предпол..гать

Изл..жение

Перел…жить

Сл…жить

Пол…жить



СЛАЙД 21

Самопроверка и самооценка: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А получится 5.

Оценка – в дорожную карту.

О О О Поставьте себе «5», если всё правильно сделали.

О а а Если ошиблись, поставьте «4».

О О О

а а О

О О О

8. Информация о домашнем задании

СЛАЙД 22

– Знания, добытые в ходе исследования, важно применять, поэтому дома вам нужно выполнить такую работу.

1) Выучить правило (с. 33)

2) Выполнить задание на выбор:

  • составить по рисунку небольшой рассказ (упражнение 450), используя слова с корнем –ЛАГ- / -ЛОЖ-.

  • выполнить упражнение 449 (списать предложения, вставляя О–А в корень –ЛАГ-/-ЛОЖ-).

9.Этап рефлексии учебной деятельности

– Итак, все этапы исследования пройдены.

СЛАЙД 23

- Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли их достичь?

– Что сегодня на уроке вы узнали о написании букв О-А в корне -ЛОЖ-/ -ЛАГ?

СЛАЙД 24

В дорожной карте закрасьте карандашом человечка на той ступеньке, которая более всего подходит к вашим успехам на уроке.

10. Самооценивание

–Точнее слов говорят только цифры. Они помогут вам определить уровень ваших достижений и получить оценку. Результатом вашей исследовательской деятельности станет средний балл. Не забудьте прибавить дополнительные баллы. Произведите расчёт и выведите оценку за урок.

– Кто получил сегодня наивысший балл? Молодцы!

– Наука не стоит на месте. Ещё много в мире неизвестного и загадочного, и кто знает, может, именно кто–то из вас станет в будущем великим ученым и получит Нобелевскую премию. А пока я вам желаю успехов в учебе и интересных открытий.

СЛАЙД 25

– Наш урок окончен. Благодарю всех за работу!



Приложение

Сл…жение

Предл…жение

Возл…жение

Пол…жение

Сл…гаемое

Возл…гать

Зал…жить

Разл…житься

Прил…жение

Прил…гательное

Предпол..гать

Изл..жение

Перел…жить

Сл…жить

Пол…жить




Дорожная карта исследователя

Д

Дополнительные баллы



ата _____________ Фамилия, имя ________________________ Класс _____

Тема исследования

Цель исследования

Исследование

расположение, располагать,

предложение, предлагать,

сложение, слагаемое




И

Средний балл



Работа с перфокартой






Оценка:

Буквенный диктант










Оценка:

Работа с текстом

Наступило утро. Мы аккуратно ___________________ вещи в рюкзак и отправились по _______________________________ маршруту. _________________________ на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место _______________________недалеко от реки. Взрослые ___________________ костер, а дети побежали на берег играть.


Слова для справок: распол..галось, сл..жили,  предпол..гаемому, разл..жили,  распол..жились.


Оценка:

Составь словосочетание и предложение












Оценка:

Распределительный диктант









Оценка:

Спецкарта

Средний балл

нформационные ресурсы


  1. Основные

  • Учебник:

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  1. Дополнительные

  • Аудиофайл «Пение птиц в лесу»:

https://ipleer.com/song/3370451/Zvuki_prirody_-_penie_ptic_v_lesu_Mira_i_Dobra/

  • Высказывание Аристотеля:

https://yandex.fr/images/search?text=Аристотель%20сказал%3A%20«Ум%20заключается%20не%20только%20в%20знании%2C%20но%20и%20в%20умении%20прилагать%20знания%20на%20деле&stype=image&lr=24879&source=wiz&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Ftheslide.ru%2Fimg%2Fthumbs%2Fe2f5325d7e461fd8328cf7e9ae7975d6-800x.jpg&rpt=simage

  • Картинка «Спасибо за внимание»:

https://yandex.fr/images/search?text=спасибо%20за%20внимание%20наука&from=tabbar&p=6&pos=191&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2020%2F01%2F12%2Fs_5e1b1f504ec2d%2Fimg15.jpg

  • фото природы:

https://yandex.fr/images/search?text=красивая%20поляна%2C%20вдали%20лес&from=tabbar&p=3&pos=105&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimg3.goodfon.com%2Foriginal%2F4600x3000%2F9%2F44%2Fpriroda-pole-trava-zelenaya.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!