МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА »
урок русского языка
в 5 классе
«БУКВЫ О – А В КОРНЕ -ЛАГ- / -ЛОЖ-»
номинация: урок с использованием ИКТ
Автор
учитель русского языка
и литературы
Журба Наталья Николаевна
Торез
Русский язык 5 класс
Тема. Буквы о – а в корне -лаг- − -лож-.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели:
образовательные:
научить правильно писать слова с чередованием букв а — о в корне - лаг- − -лож- (орфограмма12); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора.
развивающие:
развивать речь и память учащихся;
делать обобщения и выводы, активизировать позитивную мотивацию к учению, познавательную деятельность;
совершенствовать умение учащихся выполнять различные упражнения;
воспитательные:
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учебной деятельности, способность к самооценке.
Метапредметные: уметь ставить цели, прогнозировать действия, корректировать свою деятельность; высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, уметь строить высказывания.
Предметные: знать правило написания букв о - а в корне лаг- − -лож-; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять полученные знания на практике; правильно выбирать гласную в корне –лаг- – -лож-.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное, индивидуальное, дифференцированное и проблемное обучение.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, «Дорожная карта исследователя»
Сценарий урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
СЛАЙД 1
– Добрый день, ребята, уважаемые гости, я приветствую вас на уроке русского языка.
СЛАЙД 2
– Древнегреческий мыслитель Аристотель сказал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Как вы понимаете слова мудреца?
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1) Вступительная беседа
– Я предлагаю вам стать работниками бюро лингвистических исследований. Скажите, чем занимаются исследователи? (исследуют что-то)
– А что мы можем исследовать на уроке русского языка? (языковые явления).
– Учёные всегда записывают свои наблюдения в специальные карты. Сегодня мы работаем с «Дорожной картой». В неё вы будете заносить результаты исследований.
– Предлагаю не терять время, а приступить к работе!
2) Создание проблемной ситуации
СЛАЙД 3
– Запишите в тетради число.
Упражнение (в тетрадях)
СЛАЙД 4
–Что вы видите на экране? (слова, словосочетания)
–Обратите внимание, что в словосочетаниях пропущены буквы. Вот вам и первое задание: списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить корень.
Осв...щать улицу, прибл...жаться к дому, сл...таться на корм, предл...жить помощь, предл...гать торт.
- Какая орфограмма встретилась?
- Прочитайте слова, объясните свой выбор.
СЛАЙД 5
- Все ли слова вы смогли проверить? Почему?
– Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в словах предл...жить, предл...гать?
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
1) Определение темы и цели урока (коротко в дорожной карте и в тетради)
- Сформулируйте проблему (есть корни с чередованием, правило написания которых нам неизвестно).
- Сформулируйте тему нашего исследования. («Буквы о – а в корне
-лаг- − -лож-»)
СЛАЙД 6
– Запишите в тетради тему урока.
- Что нам с вами предстоит узнать? Какие цели перед собой поставят учёные? (Выяснить, когда в корне -ЛАГ- / -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А. Тренироваться в написании слов с этой орфограммой.) – коротко в дорожной карте
СЛАЙД 7
2) Исследование (в дорожной карте).
СЛАЙД 8
–А теперь внимание! Приступаем к исследованию. Вы видите на экране записанные в 2 столбика слова. Почему их так записали?
Проанализируйте слова. Выделите корень.
Расположение, располагать,
предложение, предлагать,
сложение, слагаемое
–Как вы думаете, это один корень или разные?
(Это один корень: - ЛАГ- / -ЛОЖ-, но в нем происходит чередование А-О и Г-Ж)
– Подумайте, можно ли подобрать проверочные слова?
3) Работа с правилом.
СЛАЙД 9
- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву А?
- Почему в словах 2-го столбика - буква О?
- От чего же зависит чередование гласных А-О в корне -ЛАГ-, -ЛОЖ-?
-Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебника, сформулировать правило правописания корня -ЛАГ-/-ЛОЖ- с чередованием
А-О в корне.
Вывод: в корне –ЛАГ- / -ЛОЖ- в безударном положении пишется буква А, если за корнем стоит суффикс А. Если нет суффикса А, то пишется О.
СЛАЙД 10
– Предлагаю сегодня использовать в работе формулу:
пишем –ЛАГ-, если есть –А-;
пишем –ЛОЖ-, если нет –А-.
4. Этап реализации построенного проекта
Работа с учебником
– Конечно, ученые уже сформулировали правило. Давайте с ним ознакомимся (учебник, с. 33).
– Прочитайте правило и повторите его, не заглядывая в учебник. Расскажите соседу по парте.
– Теперь вы можете ответить, букву О или А необходимо написать в словах предл...жить, предл...гать?(да)
ФИЗПАУЗА
СЛАЙД 11
– Для работников умственного труда нужен небольшой перерыв, чтобы с новыми силами приступить к работе. Я приглашаю вас в комнату релаксации.
– У вас есть возможность заработать дополнительный балл.
Будьте внимательны! Вдруг услышите слова с корнем -ЛАГ- / -ЛОЖ-?
Предлагаю принять удобное положение и закрыть глаза. Представьте, что вы расположились на красивой поляне. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Светит яркое солнышко. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Она вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит.
На счёт 3 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2 – у вас открываются глаза, 3 – вы возвращаетесь к уроку, полные сил и уверенности.
– Какие слова с корнем –лаг-/-лож- вы услышали? (предлагаю, положение, расположились)
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
– Наконец, пришло время применить на практике теоретические знания, полученные по этой теме исследования.
1) Распределительный диктант (в тетрадях)
СЛАЙД 12
Задание: распределите слова в 2 столбика. Обозначьте орфограмму.
Прил..гать, перел..жить, сл..гать, пол..гать, отл..жить, сл..жить, пол..жение, изл..жение.
– Обоснуйте, почему так распределили слова?
– Давайте сверим свои записи.
СЛАЙД 13
Самопроверка по эталону. Оценка – в дорожную карту.
СЛАЙД 14
Критерии оценивания:
«5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок
2) Выполнение упражнения 447 (в дорожной карте).
– Следующим этапом исследования будет работа с учебником (с. 33).
– В упражнении 447 вы видите записанные в 2 колонки слова.
Ваша задача – составить и записать в дорожной карте по три словосочетания (вариант 1 – 1-3 слова, вариант 2 – 4-6 слова), обозначить корень и условия выбора букв О или А.
СЛАЙД 15
Самопроверка по эталону + оценка в дорожной карте.
изменить положение закончить изложение уменьшить слагаемое | Высказать предположение Просклонять прилагательное Произвести сложение |
СЛАЙД 16
Критерии оценивания:
Если совпали все 3 словосочетания – 3 балла
2 словосочетания – 2 балла
1 словосочетание – 1 балл
– Составьте и запишите в дорожной карте предложение с одним из словосочетаний.
Дети озвучивают составленные предложения. Лучшее записывается на доске и в тетрадях.
3) Синтаксический разбор записанного предложения.
Например: Богдан высказал интересное предположение (повеств., невоскл., простое, распростр.)
– Подчеркните грамматическую основу в том, предложении, которое вы придумали (в дорожной карте) +добавьте 1 балл
5) Буквенный диктант (в дорожной карте)
– В следующем этапе нашей деятельности главной будет буква.
Я буду называть слова, а вы в дорожной карте записывать гласную, которая пишется в корне с чередованием: О или А.
Предлагать, положительный, располагающий, положение, изложение, прилагать, сложить, доложить.
– Предлагаю обменяться дорожными картами и проверить записи друг друга.
СЛАЙД 17
Взаимопроверка по эталону: а, о, а, о, о, а, о, о
Критерии оценивания:
«5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка
«3» - 2-3 ошибки «2» - 4 и более ошибок
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
СЛАЙД 18
Работа с текстом (в дорожной карте)
–Учёные фиксируют все этапы исследования. Мы тоже не будем от них отставать.
Задание: в дорожной карте восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.
Наступило утро. Мы аккуратно __________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________ на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.
Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.
Возможность заработать дополнительный балл (для тех, кто раньше справился с заданием):
1) морфемный разбор слова взрослые;
2)записать транскрипцию слова берез.
– Помогите разобраться с этим текстом.
СЛАЙД 19
Самопроверка по эталону. Оценка – в дорожную карту.
СЛАЙД 20
Критерии оценивания:
«5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок
7. Этап включения в систему знаний и повторения
Работа с перфокартой «Буквы О-А в корне с чередованием -лаг-/ -лож-».
– Предлагаю провести опыт. У вас есть специальная карта. В результате опыта должно что-то получиться.
Вам нужно вставить в слова буквы О или А. Заштриховать ячейки со словами, в корне которых написали букву О.
сл…жение | предл…жение | возл…жение |
Пол…жение | сл…гаемое | возл…гать |
Зал…жить | Разл…житься | Прил…жение |
Прил…гательное | предпол..гать | Изл..жение |
Перел…жить | Сл…жить | Пол…жить |
СЛАЙД 21
Самопроверка и самооценка: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А получится 5.
Оценка – в дорожную карту.
О О О Поставьте себе «5», если всё правильно сделали.
О а а Если ошиблись, поставьте «4».
О О О
а а О
О О О
8. Информация о домашнем задании
СЛАЙД 22
– Знания, добытые в ходе исследования, важно применять, поэтому дома вам нужно выполнить такую работу.
1) Выучить правило (с. 33)
2) Выполнить задание на выбор:
составить по рисунку небольшой рассказ (упражнение 450), используя слова с корнем –ЛАГ- / -ЛОЖ-.
выполнить упражнение 449 (списать предложения, вставляя О–А в корень –ЛАГ-/-ЛОЖ-).
9.Этап рефлексии учебной деятельности
– Итак, все этапы исследования пройдены.
СЛАЙД 23
- Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли их достичь?
– Что сегодня на уроке вы узнали о написании букв О-А в корне -ЛОЖ-/ -ЛАГ?
СЛАЙД 24
– В дорожной карте закрасьте карандашом человечка на той ступеньке, которая более всего подходит к вашим успехам на уроке.
10. Самооценивание
–Точнее слов говорят только цифры. Они помогут вам определить уровень ваших достижений и получить оценку. Результатом вашей исследовательской деятельности станет средний балл. Не забудьте прибавить дополнительные баллы. Произведите расчёт и выведите оценку за урок.
– Кто получил сегодня наивысший балл? Молодцы!
– Наука не стоит на месте. Ещё много в мире неизвестного и загадочного, и кто знает, может, именно кто–то из вас станет в будущем великим ученым и получит Нобелевскую премию. А пока я вам желаю успехов в учебе и интересных открытий.
СЛАЙД 25
– Наш урок окончен. Благодарю всех за работу!
Приложение
Сл…жение | Предл…жение | Возл…жение |
Пол…жение | Сл…гаемое | Возл…гать |
Зал…жить | Разл…житься | Прил…жение |
Прил…гательное | Предпол..гать | Изл..жение |
Перел…жить | Сл…жить | Пол…жить |
Дорожная карта исследователя
Д
Дополнительные баллы
ата _____________ Фамилия, имя ________________________ Класс _____
Тема исследования
Цель исследования
Исследование
расположение, располагать,
предложение, предлагать,
сложение, слагаемое
И
Средний балл
Работа с перфокартой
Оценка:
Буквенный диктант
Оценка:
Работа с текстом
Наступило утро. Мы аккуратно ___________________ вещи в рюкзак и отправились по _______________________________ маршруту. _________________________ на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место _______________________недалеко от реки. Взрослые ___________________ костер, а дети побежали на берег играть.
Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.
Оценка:
Составь словосочетание и предложение
Оценка:
Распределительный диктант
Оценка:
Спецкарта
Средний балл
нформационные ресурсы
Основные
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительные
https://ipleer.com/song/3370451/Zvuki_prirody_-_penie_ptic_v_lesu_Mira_i_Dobra/
https://yandex.fr/images/search?text=Аристотель%20сказал%3A%20«Ум%20заключается%20не%20только%20в%20знании%2C%20но%20и%20в%20умении%20прилагать%20знания%20на%20деле&stype=image&lr=24879&source=wiz&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Ftheslide.ru%2Fimg%2Fthumbs%2Fe2f5325d7e461fd8328cf7e9ae7975d6-800x.jpg&rpt=simage
https://yandex.fr/images/search?text=спасибо%20за%20внимание%20наука&from=tabbar&p=6&pos=191&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2020%2F01%2F12%2Fs_5e1b1f504ec2d%2Fimg15.jpg
https://yandex.fr/images/search?text=красивая%20поляна%2C%20вдали%20лес&from=tabbar&p=3&pos=105&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimg3.goodfon.com%2Foriginal%2F4600x3000%2F9%2F44%2Fpriroda-pole-trava-zelenaya.jpg