СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

14.04.2020 Учебная группа ДО-181с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие 1. по теме "Методические основы обучения детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) "

Учебное занятие 2 по теме "Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"

Просмотр содержимого документа
«14.04.2020 Учебная группа ДО-181с»


2.8. Методические основы обучения детей с трудностями в обучении

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития. Термин "задержка" подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. При ЗПР имеет место, в отличии от умственной отсталости, обратимость интеллектуального дефекта. Особенностью ЗПР является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций; при этом, логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием и т.д. Неспособность концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов, избирательное восприятие наблюдаемого являются отличительными особенностями психической деятельности детей с ЗПР. Нарушения психической и недостаточность деятельности мозга определяют ограниченность и фрагментарность представлений детей об окружающем мире, но отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с ЗПР могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Выраженная познавательная активность при выполнении заданий и в ходе повседневной жизнедеятельности не наблюдается. Отмечается слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная ее целенаправленность, несформированность функций контроля. Дети с ЗПР отличаются эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения, гиперутомляемость. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.


I. Система комплексной помощи детям с задержкой психического

развития определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании,

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп ин-тегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них,

3. Учебные планы специального образования,

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР,

6. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи,

7. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,

8. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образова-тельную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллек-туальной недостаточностью, в ../.. учебном году»,

9. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в ../.. учебном году» и др.


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов, ПКПП осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и пункта 8 Положения о ПКПП.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании.


V. Общие принципы коррекционной работы по преодолению трудностей в обучении:
1. пр-п системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2. пр-п единства диагностики и коррекции;
3. пр-п учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
4. деятельностный принцип коррекции;
5. пр-п комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической

деятельности;
6. пр-п интеграции усилий ближайшего социального окружения

Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.


VI. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении.


Задание к теме 2.8. Методические основы обучения детей с трудностями в обучении:


Раскрыть суть понятий, встречающихся в характеристике детей с ЗПР


Например: восприятие – это психический процесс…..

Наглядно-практическая опора – это все виды наглядности, которые помогают ребенку осуществить задуманное взрослым восприятие

Развернутая инструкция – это …..


Восприятие. Замедленное восприятие и переработка информации, необходимость в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.


Внимание. Все характеристики внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) снижены по сравнению с нормой, повышена истощаемость. неустойчивость, большая отвлекаемость внимания, недостаточная концентрированность на объекте.


Память. Преобладание механической памяти, непосредственного запоминания, сниженный объём кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; преобладание наглядной памяти над словесной; низкая продуктивность и устойчивость памяти (особенно при нагрузке; не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания, нуждаются в более длительном периоде для приема и переработки сенсорной информации.


Речь. Бедный словарь, высказывания односложны, имеют место негрубые нарушения произношения, грамматического строя, нарушения логики высказывания. ограниченный запас общих сведений и представлений; не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречающихся в их опыте.

На бытовом уровне речь развивается, но не соответствует возрастным требованиям.


Мышление. Преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез), в деятельности соскальзывание с новых на хорошо усвоенные способы выполнения задания. сниженный уровень познавательной активности (недостаточная любознательность), нет готовности к решению познавательных задач, к интеллектуальному усилию; недостаточность сформированности словесно-логического мышления не позволяет ребенку на должном уровне освоить мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, вывод).


Деятельность. Преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, похвалы, поощрения. Низкий уровень самоорганизации, произвольности, быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности. Ребенок ждёт вовлечения себя в деятельность, в том числе и игровую.


Игровая деятельность. Развивается тоже с задержкой. Сюжетно-ролевая игра формируется к 6-8 годам, когда в норме она уже вытесняется учебной. В дошкольном возрасте можно наблюдать манипулятивную, процессуальную игру, которая в норме заканчивается к дошкольному возрасту.


Моторное развитие. В целом вписывается в норму, но поведение одних детей характеризуется импульсивностью, расторможенностью, повышенной двигательной активностью, других - медлительностью, вялостью; характерны нарушения координации точных движений, медленное формирование двигательных умение как общей, так и кистевой моторики.


Эмоции. Характерна эмоциональная неустойчивость, с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения, гиперутомляемость. На первый план в развитии выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. От смеха к слезам, от радости к агрессии; с трудом формируется дистанция с окружающими.

2.9. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность - ИН) - стойкое необратимое, непрогредиентное нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга.

При ИН характерно тотальное недоразвитие всех высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики) с преимущест-венной недостаточностью абстрактных форм мышления.

Отличительной особенностью детей-олигофренов является неспособность переносить усвоенный в ходе обучения способ действия в новые условия без посторонней помощи. Не-достаточно развита способность к установлению и пониманию временных, пространствен-ных и причинно-следственных зависимостей. Эмоционально - волевая сфера характеризу-ется маловыразительностью, смазанностью сложных эмоциональных проявлений.

ЛЕГКАЯ интеллектуальная недостаточность - наименьшая степень психичес­кого недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она состав­ляет 75-89% от всей популяции умственно отсталых. Характеризуется низкой познавательной активностью, имеет место недоразвитие или атипичное развитие психических функций. В результате дети получают неполные или искаженные представления об окружающем. Восприятие характеризуется недостаточной активностью. Нарушена обобщенность восприятия, замедленный темп. С трудом выделяют главное, не понимают связи между частями, персо­нажами, восприятие отличается низкой дифференцированностью. При обучении: замедленный темп узнавания, часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается узость объема восприятия, выхватывают отдельные части в объекте, в тексте, не видя и не слыша важный для понимания материал. Восприятием необходимо руководить: не умеют вглядываться, самостоятельно рассматривать, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное зада-ние, характерны трудности восприятия пространства и времени. Часто в 8—9-летнем воз-расте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года. Значительно позже нормы начинают различать цвета и их оттенки.

Мышление. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация - эти операции у УО недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате - затрудняются определить связи между частями предмета. Выделяя в предметах отдельные части, не устанавливают связи между ними, затрудняются составить представление о предмете в целом. Не умея выделить главное, они проводят сравнение по несущественным признакам. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: «Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая».

Отличительной чертой мышления УО является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. УО обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внут­реннего плана действия, при слабом самоконтроле. Память. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — имеют специфические особенности. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информа-ции, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение-процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленнос-ти. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Представления недифференцированы, фрагментарны, смешение похожих образов. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Трудности овладения звуко-буквенным анализом и синтезом, восприятием и пониманием речи, расстройства письма, трудности овладения чтением, снижена потребность в речевом общении. Недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита произвольная сторона. При возникновении трудностей они бросают работу. Но, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Особенности эмоционально-волевой сферы: недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами. Переживания неглубокие, поверхностные.

Необходимо учитывать состояние волевой сферы УО. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов, редпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.

Деятельность: несформированность навыков учебной деятельности, недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, без учета того, что задание иное. Уход от поставленной цели при возникновении трудностей и в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Некритичность к работе является особенностью деятельности этих детей.

УО характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии УО детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях спе­циального обучения.

I. Система образования детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании,

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них,

3. Учебные планы специального образования,

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации,

5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР,

6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,

7. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уров-не дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в ./. уч.г.»,

8. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в ../.. учебном году» и др.


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 7-8 лет по заключению ПМПК. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании.


V. Основные направления коррекционно-развивающего процесса: образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель дошкольного образования в соответствии с учебным планом и программой.

При организации образовательного процесса учебные занятия в группе (классе) проводят: учитель-дефектолог (см. учебный план), воспитатель дошкольного образования, по образовательным областям «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физкультура» проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспи-тания с группой воспитанников. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом по отдельному расписанию.

Образование лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью является средством реабилитации и достижения их независимой жизни. Уровень образования характеризуется как «Нецензовое образование». Главная цель при реализации образовательной программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью является социальная адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью.


VI. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275, 277 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении. Согласно статье 178 и 179 организуется образовательный процесс при реализации образовательных программ профессионально-технического образования для лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью с дальнейшим трудоустройством по рабочим специальностям определенного перечня.


Задание к теме 2.9. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Изучить теоретический материал