«Согласовано» Родитель _____________ / / «__»__________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _____________/ / «__»____________2018г. | «Утверждаю» Директор школы _______________ / / «__»__________2018г. |
Адаптированная общеобразовательная программа
по предмету «Математические представления »
на 2018/2019 учебный год
учителя Халиловой Анфисы Габдулаухатовны
класс 3
По учебному плану 2 часа в неделю.
Количество часов -68.
Год составления: 2018г.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
часа в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Тема | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | 1.Число и цифра 1. 2.Число и цифра 2. 3.Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2. 4.Порядковые числительные «первый», «второй». 5.Сложение и вычитание в пределах 2. 6.Число и цифра 3. 7.Сравнение предметных множеств 1, 2, 3. 8.Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. 9.Состав числа 3. 10.Сложение и вычитание в пределах 3. 11.Сравнение чисел и действий над ними. 12.Сопоставление сравнения чисел и действий над числами. 13.Число и цифра 4. 14.Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный. 15.Два способа образования числа 4. 16.Сложение и вычитание в пределах 4. 17.Понятие об арифметической задаче. 18.Простые задачи на нахождение суммы. 19.Состав числа 4. 20. Сравнение чисел в пределе 4.Работа со счетами. 21.Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0. 22.Решение задач по картинкам и рисункам учебника. 23.Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4. 24.Число и цифра 5. 25.Состав числа 5. 26.Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные. 27.Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа. 28.Меры стоимости: монета 5 руб. 29.Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения. 30.Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания. 31.Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность. 32.Повторение пройденного материала. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 |
Итого | | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | часы | Дата | Личностные | Коррекционные Предметные Задачи | Базовые учебные действия |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | 1.Число и цифра 1. 2.Число и цифра 2. 3.Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2. 4.Порядковые числительные «первый», «второй». 5.Сложение и вычитание в пределах 2. 6.Число и цифра 3. 7.Сравнение предметных множеств 1, 2, 3. 8.Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. 9.Состав числа 3. 10.Сложение и вычитание в пределах 3. 11.Сравнение чисел и действий над ними. 12.Сопоставление сравнения чисел и действий над числами. 13.Число и цифра 4. 14.Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный. 15.Два способа образования числа 4. 16.Сложение и вычитание в пределах 4. 17.Понятие об арифметической задаче. 18.Простые задачи на нахождение суммы. 19.Состав числа 4. 20. Сравнение чисел в пределе 4. Работа со счетами. 21.Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0. 22.Решение задач по картинкам и рисункам учебника. 23.Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4. 24.Число и цифра 5. 25.Состав числа 5. 26.Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные. 27.Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа. 28.Меры стоимости: монета 5 руб. 29.Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения. 30.Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания. 31.Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность. 32.Повторение пройденного материала. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 | | Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность. Проявляет доброе, уважительное отношение взрослым Выражает эмоционально - положи тельный фон Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами. Проявляет интерес к занятиям, усидчивость Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. Имеет интерес и желание заниматься Вызывает положительные радостные эмоции от общения с детьми с учителем. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. Уметь устанавливать и поддерживать контакты (учитель-ученик). Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре. Проявляет доброжелательные отношения к сверстникам. Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым. Соотнесение себя со своим именем. Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне). Проявляет навыки культурного поведения | Брать монеты по одной, опускать в копилку. Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. Находить в окружающей обстановке кубик. Находить разницу между предметами. Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце) Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия. Нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки. Ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов: длинный – короткий. Показывать и выделять длинные и короткие предметы. Производить манипуляции с лентами. Переносить с одного места на другое бытовые предметы. Удерживать карандаш, проводить линии. Находить свои личные вещи. Ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывать на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор. Ориентироваться в собственном теле. Поднимать руки вверх, вниз. Складывать вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно. Брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять. Брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимать обращенную речь. Закрывать и открывать глаза по требованию учителя. Показывать на себе и на кукле части. Выполнять действия в соответствии с режимом дня. Катать кольца от «Пирамиды» по комнате с помощью взрослого. Выполнять действия по картинке. Сопровождать игру речью. Вынимать из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика. Играть с бусами разной величины. Показывать на пальцах один, много. Набрасывать кольца на стержень. Показывать жестом. Определять один и много. Брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному. Выбирать предметы из множеств. Находить предметы контрастного размера. Выполнять последовательно организованные движения. Подставлять игрушки в отношении собственного тела: далеко, близко. Дотягиваться до предметов вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. Находить предмет по требованию учителя. Производить манипуляции с мячом, с кубиками. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Выполняет последовательно организованные движения Принимать цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса Понимает инструкцию по пиктограммам Наблюдает за окружающими предметами Принимает помощь от учителя Наблюдает за окружающими предметами Переключает взгляд с одного предмета на другой. Выполняет действие способом рука-в-руке; Подражает действиям, выполняемым педагогом Понимает жестовую инструкцию Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики |