© 2019, Белинина Галина Сергеевна 3367 163
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебному курсу «Письмо и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 городского округа город Волгореченск Костромской области»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Руководитель ШМО______ Протокол №_______ от « »_______20__г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________________ « »________20__г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №3» Капитанова Н.С. _______________ Приказ № от « »____20__г.
|
Адаптированная
рабочая программа
по письму и развитию речи
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
для 5-9 класса
2019/2020учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи, 5-9 классы разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы «Письмо и развитие речи» составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:
Русский язык, 5 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2007 г.
Русский язык , 6 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2006 г.
Русский язык , 7 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2006 г.
Русский язык , 8 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2006 г.
Русский язык, 9 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2011г.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это обучение, коррекция, воспитание и развитие, направленные на формирование личности и адаптации ее в современном обществе.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как письмо и развитие речи.
Письмо и развитие речи в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Письмо и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение письмом и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Таким образом, письмо и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с ОВЗ.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.
Обучение носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию активного словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с отклонениями в развитии излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 5-9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций, конвертов и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Общая характеристика учебного предмета.
Процесс обучения письму носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Процесс обучения письму и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В основу программы по письму и развитию речи взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Цели и задачи обучения:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к предмету, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения письму для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение письму и развитию речи в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику.
Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и создает основу для введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.
В процессе обучения письма и развития речи акцент делается на осознанное усвоение полученных ими предметных знаний.
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках письма и развития речи.
Каждый урок письма и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку. По мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера.
Домашние задания обязательно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по письму и развитию речи учитель проводит 2 – 3 раза в четверти контрольные работы.
Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по письму и развитию речи, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Личностные: обучение письму и развитию речи организует и дисциплинирует учащихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца.
Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о звуке, слове, предложении и частях речи. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
Познавательные: на уроках письма и развития речи в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму и развитию речи играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
Коммуникативные: в процессе изучения письма и развития речи развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
При обучении письму и развитию речи общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи письма и развития речи с другими учебными предметами, особенно с трудом.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
Основными видами деятельности учащихся по предмету «Письмо и развитие речи» являются:
– Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами, письмо по памяти. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин и т. п.).
Контроль за усвоением знаний.
Процесс обучения письму и развитию речи постоянно сопровождается контролем.
Оценка усвоения знаний и умений на уроках письма и развития речи осуществляется на этапе предварительного контроля в процессе повторения и обобщения в начале учебного года или перед изучением новой темы; на этапе текущего контроля в процессе повторения, закрепления и обобщения изученного на каждом уроке и выполнения текущих самостоятельных работ с целью актуализации знаний; на этапе итогового контроля в процессе проведения текущих и итоговых контрольных работ с целью выявления результатов обучения после изучения темы раздела, в конце четверти или учебного года.
Способы контроля знаний по письму и развитию речи разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), письменные и практические работы, самоконтроль и взаимоконтроль.
Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок.
Формы организации учебного процесса.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Формы работы:
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматические задания, фонетический разбор слов, работы с деформированными текстами, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа по вопросам и заданиям (возможно тестирование), контрольные диктанты.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой (самостоятельная и под руководством учителя)
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса применяются разнообразные
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки;
- уроки письменного контроля знаний.
При оценивании знаний детей с ограниченными возможностями здоровья по В. В. Воронковой описывают 4 группы учащихся по возможностям обучения.
Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.
К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Письмо и развитие речи» в средней школе выделяется;
в 5-м классе – 5 часов в неделю 170 часов в год
в 6-м классе - 4 часа в неделю, 136 часов в год
в 7-м классе – 4 часа в неделю, 136 часов в год
в 8-м классе - 4 часа в неделю, 102 часов в год
в 9-м классе - 4 часа в неделю, 102 часов в год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
5 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Рабочая программа |
1 | Повторение | 14 часов |
2 | Звуки и буквы | 19 часов |
3 | Слово В том числе: Состав слова - 39 часов Имя существительное – 67 часов
| 106 часов |
4 | Предложение | 25 часов |
5 | Повторение пройденного за год | 6 часов |
Итого: | 170 часов |
6 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Рабочая программа | |
1 | Повторение | 5 ч. | |
2 | Звуки буквы | 6 ч. | |
3 | Состав слова | 22 ч. | |
4 | Имя существительное | 27 ч. | |
5 | Имя прилагательное | 45 ч. | |
6 | Предложение | 18 ч. | |
7 | Повторение за год | 13 ч. | |
Итого: |
| ||
136 ч. |
7 класс
Распределение учебного времени по разделам
№ п/п | Разделы, темы. | Рабочая программа
|
1 | Повторение | 11 ч |
2 | Состав слова | 23 ч |
3 | Имя существительное | 16 ч |
4 | Имя прилагательное | 13 ч |
5 | Местоимение | 11 ч |
6 | Глагол | 30 ч |
7 | Предложение | 19 ч |
8 | Повторение пройденного за год | 13 ч |
Итого: | 136 |
8 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Тема | Рабочая программа | |
1 | Повторение | 6 | |
2 | Состав слова | 13 | |
3 | Имя существительное | 13 | |
4 | Имя прилагательное | 11 | |
5 | Личные местоимения | 11 | |
6 | Глагол | 30 | |
7 | Предложение | 11 | |
8 | Повторение | 6 | |
Итого: | 102 |
9 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Рабочая программа |
1 | Повторение | 5 ч |
2 | Звуки и буквы | 8 ч |
3 | Состав слова | 9 ч |
4 | Имя существительное | 6 ч |
5 | Имя прилагательное | 7 ч |
6 | Личные местоимения | 12 ч |
7 | Глагол | 18 ч |
8 | Наречие | 8 ч |
9 | Имя числительное | 8 ч |
10 | Части речи | 5 ч |
11 | Предложение | 12 ч |
12 | Повторение | 5ч |
Итого: | 102 ч |
Тематическое планирование по курсу
«Письмо и развитие речи» (VIII вид)
5 класс
№ | Количество часов | Тема урока | Задачи |
| Повторение (14ч.+2ч.) | ||
1 | 1ч. | Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи. | 1.Познакомить с учебником; учить наблюдать за текстом и предложением как единицами речи 2. Развивать умения оформлять предложения в письменной речи. 3. Уточнить представления учащихся о гласных и согласных звуках. 4. Уточнить представления о речи как средстве общения людей. 5. Уточнить представления об особенностях устной и письменной речи. 6. Формировать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме.
|
2 | 1ч. | Текст и предложение в нашей речи. | |
3 | 1ч. | Практические упражнения в составлении и распространении предложений. | |
4 | 1ч. | Связь слов в предложении. | |
5 | 1ч. | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое | |
6-9 | 2ч. | Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство) | |
10-12 | 2ч. | Различение предложений по интонации(повествовательные, вопросительные, восклицательные) | |
13 | 1ч. | Контрольный диктант | |
14 | 1ч. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
15-16 | 2ч. | Работа с деформированным текстом.
| |
| Звуки и буквы (21ч.+2ч.) | ||
17-18 | 2ч. | Понятие о звуках и буквах. Звуки гласные и согласные.
| 1) Развивать умение различать звук и букву. 2) Уточнить представление о существенных согласных звуков. 3)Развивать умения находить в словах ударные и безударные гласные звонкие и глухие согласные. 4) Развивать умение передавать содержание текста с опорой на вопросы. |
19-20 | 2ч. | Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. | |
21-22 | 2ч. | Мягкий знак и разделительный мягкий знак. | |
23 | 1ч. | Упражнения на закрепление материала по теме «Правописание твердых и мягких согласных» | |
24-25 | 2ч. | Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | |
26-27 | 2ч. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. | |
28 | 2ч. | Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | |
29 | 2ч. | Алфавит. | |
30-31 | 2ч. | Развитие речи.Составление предложений и рассказа по вопросам учителя | |
32 | 2ч. | Обобщающий урок по теме «Гласные и согласные звуки» | |
33 | 2ч. | Контрольный диктант | |
34 | 2ч. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |
| Слово. Состав слова(19ч.+4ч.) | ||
35-36 | 2ч. | Корень и однокоренные слова.
| 1) Познакомить с понятием «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». 2) Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. 3) Развивать умение разбирать слова по составу. |
37-39 | 3ч. | Окончание, приставка, суффикс. Роль морфемы в слове. | |
40 | 1ч. | Образование слов при помощи при ставок и суффиксов. | |
41 | 1ч. | Обобщающий урок по теме «Состав слова». | |
42 | 1ч. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1)Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных. 2) Совершенствовать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
|
43 | 1ч. | Работа над подбором проверочных слов. | |
44 | 1ч. | Упражнения на закрепление. Безударные гласные в корне слова | |
45-46 | 2ч. | Развитие речи. Деловое письмо: умение составлять поздравительную открытку. | |
47 | 1ч. | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | |
48 | 1ч. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова | |
49 | 1ч. | Звонкие и глухие согласные. Правописание согласных в корне слова. Работа над подбором проверочных слов.
| 1)Развивать умения у учащихся распознавать и проверять написание слов с парными согласными в корне слова. 2) Совершенствовать умение работать над словами с непроизносимыми согласными в корне слова, учить видеть данную орфограмму в словах.
|
50 | 1ч. | Непроизносимые согласные. Правописание непроизносимых согласных.
| |
51 | 1ч. | Правописание слов с двойными согласными.
| |
52 | 1ч. | Правописание приставок. Приставка и предлог. | 1)Развивать умение различать правописание приставок и предлогов. 2) Развивать умение образовывать при помощи приставок новые слова.
|
53 | 1ч. | Буква Ъ знак после приставок.
| |
54 | 1ч. | Контрольный диктант. |
|
55 | 1ч. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
|
56-57 | 2ч. | Развитие речи. Изложение близкое к тексту. | 1)Развивать устную и письменную речь учащихся 2) Совершенствовать умение писать изложение близкое к тексту |
Части речи(6ч.) | |||
58-59 | 2ч. | Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
| 1) Уточнить представления о роли слова и предложения в речи. 2) Первоначально ознакомить с частями речи. 3) Учить распознавать существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что? 4) Развивать умение классифицировать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. 5) Развивать умение различать род, число в именах существительных.
|
60 | 1ч. | Самостоятельная работа на тему «Части речи» | |
61 | 1ч. | Урок-закрепление по теме «Части речи» | |
62 | 1ч. | Проверочный диктант по теме «Части речи» | |
63 | 1ч. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | |
Имя существительное (57ч.+7ч.) | |||
64 | 1ч. | Понятие об имени существительном. | |
65-66 | 2ч. | Имена существительные собственные и нарицательные | |
67 | 1ч. | Развитие речи. Адрес. Правильное написание его на почтовых конвертах. | |
68 | 1ч. | Упражнения на закрепление. Правописание имён существительных собственных и нарицательных. | |
69-70 | 2ч. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | |
71-72 | 2ч. | Развитие речи. Написание рассказа по плану. | |
73 | 1ч. | Число имён существительных. | |
74 | 1ч. | Подбор пар существительных по числам единственного и множественного числа. | |
75 | 1ч. | Самостоятельная работа на тему «Число имен существительных» | |
76-77 | 2ч. | Род имён существительных. | |
78-79 | 2ч. | Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. | |
80-81 | 2ч. | Упражнения на правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. | |
82-83 | 2ч. | Развитие речи. Деловое письмо: письмо родителям.
| |
84 | 1ч. | Закрепление знаний по теме «Имя существительное» | |
85 | 1ч. | Контрольный диктант. | |
86 | 1ч. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | |
87 | 1ч. | Изменение имён существительных по падежам. | 1)Познакомить учащихся с падежами имён существительных. 2) Формировать умения изменять существительные по падежам. 3)Развивать умение различать падежи по вопросам. |
88 | 1ч. | Именительный падеж имён существительных. | |
89 | 1ч. | Родительный падеж имён существительных. | |
90 | 1ч. | Дательный падеж имён существительных. | |
91 | 1ч. | Винительный падеж имён существительных | |
92 | 1ч. | Творительный и предложный падеж имён существительных. | |
93 | 1ч. | Диктант. Словарный диктант. | |
94 | 1ч. | Работа над ошибками. | |
95 | 1ч. | Три склонения имён существительных | 1)Познакомить учащихся со склонениями имён существительных как изменением формы слова. 2)Развивать умение склонять имена существительные в единственном числе. 3)Способствовать умению написания ударных и безударных окончаний 1-го,2-го,3-го склонений имен существительных
|
96 | 1ч. | Первое склонение имён существительных. | |
97 | 1ч. | Второе склонение имён существительных | |
98 | 1ч. | Третье склонение имен существительных. | |
99 | 1ч. | Ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения.
| |
100 | 1ч. | Существительные 1-го склонения в именительном падеже.
| |
101 | 1ч. | Существительные 1-го склонения в родительном падеже
| |
102 | 1ч. | Существительные 1-го склонения в дательном падеже.
| |
103 | 1ч. | Существительные 1-го склонения в винительном падеже. | |
104 | 1ч. | Существительные 1-го склонения в творительном падеже.
| |
105 | 1ч. | Существительные 1-го склонения в предложном падеже.
| |
106 | 1ч. | Диктант по теме «Первое склонение имён существительных» | |
107 | 1ч. | Работа над ошибками. | |
108 | 1ч. | Второе склонение имён существительных в единственном числе. | |
109 | 1ч. | Ударные и безударные окончания имён существительных 2-го склонения единственного числа. | |
110 | 1ч. | Существительные 2-го склонения в именительном и родительных падежах. | |
111 | 1ч. | Существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах 2-го склонения. | |
112 | 1ч. | Существительные 2-го склонения в дательном и творительном падежах. | |
113 | 1ч. | Существительные 2-го склонения в предложном падеже. | |
114 | 1ч. | Проверочный диктант по теме «Второе склонение имён существительных» | |
115 | 1ч. | Работа над ошибками. | |
116 | 1ч. | Третье склонение имён существительных в единственном числе. | |
117 | 1ч. | Существительные 3-го склонения в родительном, дательном, предложных падежах ед.числа.
| |
118 | 1ч. | Одушевлённые и неодушевлённые существительные 3 –го склонения. | |
119 | 1ч. | Имена существительные 3-го склонения в творительном падеже. | |
120 | 1ч. | Падежи и падежные окончания существительных. | |
121-122 | 2ч. | Повторение по теме «Падежи и падежные окончания существительных». | |
123 | 1ч. | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя существительное» | |
124-125 | 2ч. | Развитие речи. Составление рассказа по плану. | |
Предложение (18ч.+2ч.) | |||
126-127 | 2ч. | Предложение. Главные члены предложения. | 1) Развивать умение конструировать предложения. 2) Развивать умение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. 3)Познакомить учащихся с понятием «однородные члены предложения». 4)Развивать умение находить и различать однородные подлежащие,сказуемые,второстепенные члены предложения.
|
128-130 | 3ч. | Второстепенные члены предложения. | |
131-132 | 2ч. | Нераспространённые и распространённые предложения. | |
133-134 | 2ч. | Развитие речи. Составление рассказа. | |
135-137 | 3ч. | Однородные члены предложения (подлежащие, сказуемые, второстепенные члены) | |
138-139 | 2ч. | Знаки препинания между однородными членами предложения. | |
140-141 | 2ч. | Одиночный союз «и» между однородными членами предложения. | |
142-143 | 2ч. | Упражнения на закрепление по теме «Предложение» | |
144 | 1ч. | Проверочный диктант по теме «Предложение» | |
145 | 1ч. | Работа над ошибками. | |
Повторение (19ч. + 6ч.) | |||
146-149 | 4ч. | Повторение пройденного за год. Состав слова. Части речи. | 1) Обобщить знания об изученном.
|
150-154 | 5ч. | Имя существительное. Склонение имен существительных. Падежные окончания имён существительных. | |
155-158 | 4ч. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | |
159-160 | 2ч. | Развитие речи. Написание рассказа по плану | |
161 | 1ч. | Подготовка к написанию диктанта за год. | |
162 | 1ч. | Диктант за год. | |
163 | 1ч. | Работа над ошибками. | |
164-165 | 2ч. | Развитие речи. Устное описание картины «Утро в сосновом бору»
| |
166-167 | 2ч. | Написание сочинения на тему «Как я проведу летние каникулы» | |
168 | 1ч. | Работа над ошибками.
| |
169-170 | 2ч. | Итоговый урок . |
6 класс
Тема: Повторение. Предложение.
Цели: повторить сведения по письму, изученные в курсе начальной школы и 5 класса, развивать связную речь учащихся, учить составлять предложения, учить находить однородные члены предложения, закрепить постановку знаков препинания при них.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Знакомство с учебником | 1 |
2 | Предложение. Главные члены предложения. | 1 |
3 | Распространенные и нераспространенные члены предложения | 1 |
4 | Однородные члены предложения | 1 |
5-7 | Постановка запятой в предложениях с однородными членами | 3 |
8 | Звуки и буквы | 1 |
9-11 | Правописание согласных и гласных в корне слова | 3 |
12 | Повторение изученного по теме «Предложение» | 1 |
13 | Повторение изученного по теме «Звуки и буквы» | 1 |
14 | Состав слова | 1 |
15 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
16 | Приставка | 1 |
17 | Суффикс | 1 |
18 | Окончание | 1 |
19 | Повторение изученного по теме: «Состав слова» | 1 |
20 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 |
21 | Работа над ошибками диктанта | 1 |
22-23 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 |
24-25 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 2 |
26 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 |
27 | Обобщение изученного по теме «Правописание гласных и согласных в корне» | 1 |
28 | Контрольный диктант | 1 |
29 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
30-31 | Правописание приставок и предлогов | 2 |
32 | Разделительный твердый знак (ъ) после приставок | 1 |
33 | Разделительный ъ и ь знаки | 1 |
34-37 | Правописание приставок | 4 |
38 | Р.Р. Деловые бумаги. Объявление | 1 |
39-41 | Повторение изученного по теме «Правописание приставок» | 3 |
42 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 |
43 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
Тема: Части речи. Имя существительное.
Цели: повторить сведения об имени существительном, закрепить сведения об известных грамматических признаках данной части речи, особенностях склонения в единственном и множественном числе, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитывать бережное отношение к слову.
44 | Части речи | 1 |
45 | Имя существительное как часть речи | 1 |
46 | Имена собственные | 1 |
47 | Различение существительных женского и мужского рода с шипящей на конце | 1 |
48 | Склонение имен существительных в единственном числе | 1 |
49-50 | Три склонения имен существительных | 2 |
51 | Безударные личные окончания существительных | 1 |
52-54 | Падежные окончания существительных трех склонений | 3 |
55-56 | Обобщение изученного по теме «Склонение имен существительных в единственном числе» | 2 |
57 | Контрольный диктант | 1 |
58 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
59 | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
60 | Падежные окончания имен существительных множественного числа | 1 |
61 | Дательный падеж имен существительных множественного числа | 1 |
62 | Творительный падеж имен существительных множественного числа | 1 |
63 | Предложный падеж имен существительных множественного числа | 1 |
64-67 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | 4 |
68 | Р.Р. Сочинение «Заметка в газету» | 1 |
69-70 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 2 |
71 | Р.Р. Изложение по тексту упр. 192 «Мороз» | 1 |
72 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
73 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
Тема: Имя прилагательное
Цели: повторить сведения о прилагательном, известные из курса 5 класса, закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа разных родов, повторить сведения о падежах; развивать разговорную речь учащихся, умение излагать свои мысли, воспитывать бережное отношение к родному слову.
74 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
75 | Грамматические значения имен прилагательных | 1 |
76 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 |
77-78 | Окончания имен прилагательных мужского рода | 2 |
79 | Окончания имен прилагательных женского рода | 1 |
80-81 | Окончания имен прилагательных среднего рода | 2 |
82 | Р.Р. Сочинение по картине М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» упр. 219 | 1
|
83-85 | Изменение имен прилагательных по числам | 3 |
86-87 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное | 2 |
88-89 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа | 2 |
90-91 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода | 2 |
92-94 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 3 |
95-96 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 2 |
97-98 | Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 2 |
99-100 | Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 2 |
101 | Повторение и обобщение изученного по теме «Изменение по падежам имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 |
102 | Контрольный диктант | 1 |
103 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
104 | Р.Р. Обучение написанию заметки в газету | 1 |
105 | Склонение имен прилагательных женского рода | 1 |
106-109 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 4
|
110 | Винительный падеж имен прилагательных женского рода | 1 |
111 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
112 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
113 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
114 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 |
115 | Дательный и творительный падежи | 1 |
116 | Повторение и обобщение изученного по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе» | 1 |
117 | Контрольный диктант по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе» | 1 |
118 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
Тема: Предложение
Цели: повторить изученное по теме предложение; закрепить знания об однородных членах предложения, умение ставить знаки препинания в данной синтаксической конструкции; познакомить учащихся с понятием сложное предложение, учить ставить знаки препинания между частями сложного предложения, познакомить с обращением и условиями постановки знаков препинания при нем.
119-120 | Однородные члены предложения | 2 |
121-122 | Знаки препинания при однородных членах | 2 |
123 | Сложное предложение | 1 |
124-125 | Знаки препинания в сложном предложении | 2 |
126 | Обращение | 1 |
127 | Знаки препинания при обращении | 1 |
128 | Повторение и обобщение изученного по теме | 1 |
129 | Контрольный диктант за год | 1 |
130 | Работа над ошибками контрольного диктанта | 1 |
131-136 | Повторение и обобщение изученного за год | 6 |
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во ч. |
| Повторение (9 часов) | |
1. | Простое и сложное предложение | 1 |
2. | Главные члены предложения | 1 |
3. | Второстепенные члены предложения | 1 |
6. | Предложения с однородными членами. Союзы в предложении с однородными членами | 2 |
7 | Сложные предложения | 2 |
8 | Союзы в простом и сложном предложении | 1 |
9 | Практические упражнения. Простое и сложное предложения | 1 |
| Состав слова (21 час) | 1 |
10 | Однокоренные слова. Корень | 1 |
11 | Приставка | |
12 | Суффикс | 1 |
13 | Окончание | 1 |
14 | Практические упражнения. Состав слова. Объяснительный диктант | 1 |
15 | Единообразное написание безударных гласных в корне слова | 1 |
16 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова | 1 |
17 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 |
18 | Практические упражнения. Правописание слов с орфограммами в корне слова | 1 |
19 | Гласные и согласные в приставках Объяснительный диктант | 1 |
20 | Разделительный твёрдый знак | 1 |
21 | Приставка и предлог | 1 |
22 | Практические упражнения. Приставка и предлог | 1 |
23 | Сложные слова | 1 |
24 | Практические упражнения. Простейшие случаи написания сложных слов | 1 |
25 | Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» (устная работа) | 1 |
26 | Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» (письменная работа) | 1 |
27 | Практические упражнения. Деловое письмо: объяснительная записка | 1 |
28 | Практические упражнения. Состав слова | 1 |
29 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 |
30 | Работа над ошибками | 1 |
| Части речи. Имя существительное (18 часов) | 1 |
31 | Имя существительное как часть речи | 1 |
32 | Основные грамматические категории имени существительного | |
33 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
34 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 |
35 | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 |
36 | Определение склонения имён существительных в единственном числе | 1 |
37 | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 |
38 | Практические упражнения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 |
39 | Практические упражнения. Склонение имён существительных в единственном числе. Предупредительный диктант. | 1 |
40 | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
41 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 1 |
42 | Практические упражнения. Родительный падеж имён существительных множественного числа с шипящими на конце | 1 |
43 | Практические упражнения. Имя существительное | 1 |
44 | Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Спящая царевна» | 1 |
45 | Практические упражнения. Деловое письмо: заявление | 1 |
46 | Практические упражнения. Склонение имён существительных | 1 |
47 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1 |
48 | Работа над ошибками | 1 |
| Имя прилагательное (21 час) | 1 |
49 | Значение имени прилагательного в речи | 1 |
50 | Согласование имён прилагательных с именами существительными | |
51 | Склонение имён прилагательных в единственном числе | 1 |
52 | Безударные падежные окончания прилагательных в единственном числе | 1 |
53 | Правописание родовых окончаний прилагательных. Объяснительный диктант | 1 |
54 | Изложение «Лесные пожары» (устная работа) упр.152 | 1 |
55 | Изложение «Лесные пожары» (письменная работа) упр.152 | 1 |
56 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1 |
57 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода | 1 |
58 | Практические упражнения. Склонение имён прилагательных женского рода | 1 |
59 | Промежуточная контрольная работа | 1 |
60 | Работа над ошибками | 1 |
61 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 |
62 | Безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе | 1 |
63 | Практические упражнения. Безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. | 1 |
64 | Практические упражнения. Деловое письмо: заметка в стенгазету | 1 |
65 | Практические упражнения. Безударные окончания имён прилагательных | 1 |
66 | Практические упражнения. Имя прилагательное | 1 |
67 | Практические упражнения. Согласование прилагательных с существительными | 1 |
68 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
69 | Работа над ошибками | 1 |
| Местоимение ( 14 часов) | 1 |
70 | Понятие о местоимении | 1 |
71 | Значение местоимений в речи | |
72 | Личные местоимения 1, 2 и 3 лица | 1 |
73 | Число личных местоимений Самостоятельная работа | 1 |
74 | Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа | 1 |
75 | Склонение местоимений 1 лица един. и множ. числа | 1 |
76 | Склонение местоимений 2 лица единственного и множественного числа | 1 |
77 | Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа | 1 |
78 | Практические упражнения. Склонение местоимений единственного и множественного числа | 1 |
79 | Практические упражнения. Раздельное написание предлогов с местоимениями | 1 |
80 | Практические упражнения. Деловое письмо: письмо | 1 |
81 | Практические упражнения. Личные местоимения | 1 |
82 | Контрольный диктант по теме: «Местоимение» | 1 |
83 | Работа над ошибками | 1 |
| ГЛАГОЛ (27 часов) | 1 |
84 | Глагол как часть речи | 1 |
85 | Изменение глаголов по временам | |
86 | Практические упражнения. Изменение глаголов по временам | 1 |
87 | Практические упражнения. Изменение глаголов по временам. Предупредительный диктант | 1 |
88 | Сочинение по личным наблюдениям «Мастерская природы»
| 1 |
89 | Изменение глаголов по числам.
| 1 |
90 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 |
91 | Практические упражнения. Определение времени и числа глаголов. | 1 |
92 | Глаголы прошедшего времени во множественном числе | 1 |
93 | Не с глаголами | 1 |
94 | Изменение глаголов по лицам. | 1 |
95 | Первое лицо глаголов | 1 |
96 | Второе лицо глаголов | 1 |
97 | Третье лицо глаголов | 1 |
98 | Глаголы на –ся, -сь | 1 |
99 | Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа | 1 |
100 | Правописание личных окончаний глаголов во 3-м лице | 1 |
101 | Правописание глаголов с -тся | 1 |
102 | Контрольный диктант по теме: «Глагол» | 1 |
103 | Работа над ошибками | 1 |
104 | Практические упражнения. Глагол | 1 |
105 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» | 1 |
106 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» | 1 |
107 | Практические упражнения. Деловое письмо: письмо-поздравление | 1 |
108 | Практические упражнения. Изменение глагола по лицам и числам |
|
109 | Изложение «Спасение с тонущего корабля» (устная работа) | 1 |
110 | Изложение «Спасение с тонущего корабля» (письменная работа) | 1 |
|
| 1 |
111 | Простое и сложное предложение | 1 |
112 | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении | |
113 | Простое предложение с однородными членами | 1 |
114 | Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и | 1 |
115 | Практические упражнения. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных | 1 |
116 | Итоговая контрольная работа | 1 |
117 | Работа над ошибками | 1 |
118 | Сложное предложение | 1 |
119 | Сложное предложение с союзами и, а, но | 1 |
120 | Обращение | 1 |
121 | Обращение Знаки препинания при обращении | 1 |
122 | Практические упражнения. Сложное предложение с союзами и, а, но |
|
123 | Практические упражнения. Деловое письмо: объявление | 1 |
124 | Практические упражнения. Сложное предложение | 1 |
125 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» | 1 |
126 | Работа над ошибками | 1 |
| Повторение ( 10 часов) | 1 |
127 | Состав слова | 1 |
128 | Правописание гласных и согласных в корне | |
129 | Части речи Объяснительный диктант | 1 |
130 | Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 |
131 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 |
132 | Склонение личных местоимений | 1 |
133 | Правописание глаголов | 1 |
134 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 |
135 | Работа над ошибками | 1 |
136 | Резерв | 1 |
8класс№ | Тема урока | Кол.час |
1. | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. | 1 |
2 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без них | 1 |
3 | Диагностическая контрольная работа | 1 |
4 | Работа над ошибками | 1 |
5 | Однородные члены предложения | 1 |
6 | Практические упражнения. Деловое письмо: объяснительная записка |
|
7 | Состав слова. Разные по составу слова | 1 |
8 | Однокоренные слова. Разбор слова по составу | 1 |
9 | Единообразное написание ударных и безударных гласных | 1 |
10 | Единообразное написание звонких и глухих согласных | 1 |
11 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Гласные и согласные в приставках | 1 |
12 | Приставка и предлог | 1 |
13 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 |
14 | Работа над ошибками | 1 |
15 | Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными | 1 |
16. | Практические упражнения. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. | 1 |
17 | Практические упражнения. Деловое письмо: автобиография | 1 |
18 | Контрольный диктант по теме «Сложные слова» | 1 |
19. | Работа над ошибками | 1 |
20 | Части речи. Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени существительного. | 1 |
21 | Имя собственное | 1 |
22 | Существительные единственного числа с шипящей на конце. Предупредительный диктант | 1 |
23 | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 |
24 | Проверочные слова. Правописание падежных окончаний существительных единственного числа | 1 |
25 | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа | 1 |
26. | Имена существительные с шипящей на конце | 1 |
27 | Практические упражнения. Имена существительные с шипящей на конце | 1 |
28 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
29 | Работа над ошибками | 1 |
30 | Практические упражнения. Деловое письмо: расписка | 1 |
31 | Несклоняемые существительные | 1 |
32 | Сочинение о лесе по готовому плану (по упр. 98) | 1 |
33 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
34 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже | 1 |
35 | Родовые окончания имени прилагательного в единственном числе. Предупредительный диктант | 1 |
36 | Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного | 1 |
37 | Практические упражнения. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 |
38 | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье | 1 |
39 | Склонение имён прилагательных во множественном числе на -ьи | 1 |
40. | Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (устная работа) | 1 |
41 | Сочинение по картине по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (письменная работа) | 1 |
42 | Практические упражнения. Склонение имён прилагательных. | 1 |
43 | Промежуточная контрольная работа | 1 |
44 | Работа над ошибками | 1 |
45 | Личные местоимения | 1 |
46 | Лицо и число местоимений | 1 |
47 | Местоимения третьего лица единственного числа | 1 |
4 48 | Склонение местоимений первого и второго лица | 1 |
49 | Склонение местоимений третьего лица | 1 |
50 | Предлоги с местоимениями | 1 |
51 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
52 | Работа над ошибками | 1 |
53 | Практические упражнения. Деловое письмо: заявление | 1 |
54 | Изложение «Мать и сын»» (упр. | 1 |
55 | Изложение «Мать и сын»» (упр. 385) (письменная работа) | 1 |
56 | Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи | 1 |
57 | Неопределённая форма глагола | 1 |
58 | Правописание шипящих на конце слова | 1 |
59 | Сочинение «Находка» по плану, иллюстрациям и опорным словосочетаниям | 1 |
60 | Изменение глаголов по временам | 1 |
61 | Прошедшее время глаголов. Род и число | 1 |
62 | Не с глаголами. Объяснительный диктант | 1 |
63 | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 |
64 | Правописание глаголов второго лица единственного числа. Словарный диктант | 1 |
65 | Практические упражнения. Лицо и число глаголов | 1 |
66 | Контрольный диктант по теме «Лицо и число глаголов» | 1 |
67 | Работа над ошибками | 1 |
68 | Глаголы третьего лица | 1 |
69. | Различение глаголов на –тся и -ться | 1 |
70 | Сочинение по личным наблюдениям «Мой день рождения» (по упр. 231) | 1 |
71 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 1 |
72 | Спряжение глаголов | 1 |
73 | Сочинение по картине А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» (по упр. 240) | 1 |
74 | Личные окончания глаголов | 1 |
75 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 |
76 | Второе спряжение | 1 |
77 | Первое спряжение | 1 |
78 | Различение глаголов I и II спряжений. Предупредительный диктант | 1 |
79 | Практические упражнения. Спряжение глаголов. | 1 |
80 | Способы проверки безударных окончаний глаголов | 1 |
81. | Практические упражнения. Безударные окончания глаголов. Объяснительный диктант | 1 |
82 | Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке» (по упр. 286) | 1 |
83 | Практические упражнения.. Спряжение глаголов | 1 |
84 | Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола» | 1 |
85 | Работа над ошибками | 1 |
86 | Простое предложение нераспространённое и распространённое. Виды предложений по интонации. | 1 |
87 | Простое предложение с однородными членами. Запятая при однородных членах | 1 |
88 | Нераспространённые однородные члены | 1 |
89 89 | Практические упражнения. Знаки препинания при однородных членах | 1 |
90 | Обращение Знаки препинания при обращении | 1 |
91 | Сложные предложения Различение сложных предложений и однородных членов. Объяснительный диктант | 1 |
92 | Союзы и союзные слова в сложном предложении | 1 |
9 93 | Практические упражнения Сложное предложение с союзами | 1 |
94 | Практические упражнения Сложное предложение без союзов | 1 |
99 95 | контрольная работа по теме «Предложение» | 1 |
9 96 | Работа над ошибками | 1 |
97 | Повторение. Состав слова. Правописание гласных в корне слова | 1 |
98 | Части речи. | 1 |
99
| Предложение. Виды Предложений. Главные и второстепенные члены предложения |
|
1111100 | Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 |
101 | Итоговая контрольная работа | 1 |
102 | Работа над ошибками | 1 |
9 класс
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение | 5ч | |
1 | Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. | 1 |
2 | Обращение. | 1 |
3 | Сложное предложение с союзами и, а, но. | 1 |
4 | Сложные предложения со словами где, когда, который, что, чтобы, потому что. | 1 |
5 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» | 1 |
Звуки и буквы | 6ч | |
7 | Гласные звуки и согласные звуки | 1 |
8 | Разделительные ъ и ь знаки. | 1 |
9 | Буквы е, ё, ю, я после гласных и согласных. | 1 |
10 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 |
11 | Р.р.. Объявление | 1 |
12 | Систематизация знаний учащихся. Повторение. | 1 |
Состав слова | 9ч | |
13 | Состав слова. Способы образования новых слов | 1 |
14 | Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов | 1 |
15 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов | 1 |
16 | Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках | 1 |
17 | Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес), из-(ис-), воз-(вос-) | 1 |
18 | Сложные слова. Сложносокращенные слова | 1 |
19 | Обобщающие упражнения на тему «Состав слова» | 1 |
20 | Р.р. Расписка | 1 |
21 | Контрольная работа на тему «Состав слова» | 1 |
Имя существительное | 6ч | |
22 | Роль существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного (категории) | 1 |
23 | Склонение имен существительных Первое склонение имен существительных | 1 |
24 | Второе склонение имен существительных | 1 |
25 | Третье склонение имен существительных Существительные с шипящей на конце | 1 |
26 | Обобщающий урок по теме «Имя существительное» | 1 |
27 | Контрольный диктант «Имя существительное» | 1 |
Имя прилагательное | 7ч | |
28 | Имя прилагательное. Основные грамматические категории имени прилагательного | 1 |
29 | Род, число, падеж имени прилагательного. | 1 |
30 | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 |
31 | Безударные окончания имен прилагательных. | 1 |
32 | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи.- Словарная работа | 1 |
33 | Диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 |
34 | Р.р. Объяснительная записка. | 1 |
Личные местоимения | 12ч | |
35 | Основные грамматические категории местоимений | 1 |
36 | Местоимения 1-го лица. | 1 |
37 | Местоимения 2-го лица. | 1 |
38 | Местоимения 3-го лица. | 1 |
39 | Единственное и множественное число местоимений. | 1 |
40 | Склонение личных местоимений. | 1 |
41 | Личные местоимения с предлогами. | 1 |
42 | Правописание личных местоимений 3-го лица | 1 |
43 | Обобщающие упражнения на тему «Местоимение» | 1 |
44 | Р.р.. Письма. | 1 |
45 | Контрольные вопросы и задания | 1 |
46 | Контрольная работа по теме «Местоимения» | 1 |
Глагол | 18ч | |
47 | Основные грамматические категории глагола. (время, лицо, число, род) | 1 |
48 | Различие глаголов по значению. | 1 |
49 | Род глагола. Число глагола. | 1 |
50 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
51 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
52 | Изменение глагола по лицам и числам. | 1 |
53 | Правописание глаголов во 2-м лице | 1 |
54 | Ударные и безударные окончания глаголов | 1 |
55 | Систематизация знаний. «Правописание окончаний у глаголов». | 1 |
56 | I спряжение глагола и II спряжение глагола. | 1 |
57 | II спряжение глаголов в неопределенной форме. | 1 |
58 | Правописание окончаний глаголов I и II спр | 1 |
59 | Повелительная форма глаголов единственного числа. | 1 |
60 | Глагол в повелительной форме множественного числа. | 1 |
61 | Мягкий знак в глаголах. | 1 |
62 | Р.р. Анкета | 1 |
63 | Обобщающий урок по теме: «Спряжение глагола» | 1 |
64 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
Наречие | 8ч | |
65 | Наречие. | 1 |
66 | Наречия, которые обозначают время. | 1 |
67 | Наречия, которые обозначают место. | 1 |
68 | Наречия, которые обозначают способ действия. | 1 |
69 | Правописание наречий с –а- на конце | 1 |
70 | Правописание наречий с –о- на конце. | 1 |
71 | Обобщающие упражнения. Контрольные вопросы и задания. | 1 |
72 | Сочинение «Моя будущая профессия) | 1 |
Имя числительное | 8ч | |
73 | Имя числительное. | 1 |
74 | Количественные и порядковые имена числительные. | 1 |
75 | Правописание числительных от 5 до 20 и30, от 50 до 80; от500 до 900. | 1 |
76 | Правописание ь в числительных. | 1 |
77 | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | 1 |
78 | Обобщающие упражнения. Контрольные вопросы и задания. | 1 |
79 | Р.Р.Числа в деловых бумагах. Доверенность. | 1 |
80 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 1 |
Части речи | 5ч | |
81 | Имя существительное. | 1 |
82 | Имя прилагательное | 1 |
83 | Глагол. | 1 |
84 | Наречие. Местоимение. | 1 |
85 | Систематизация знаний учащихся. Повторение. | 1 |
Предложение | 12ч | |
86 | Простое предложение. | 1 |
87 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
88 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 |
89 | Предложения с однородными членами. | 1 |
90 | Обращение. | 1 |
91 | Сложное предложение | 1 |
92 | Предложения с союзами и, а, но и без союзов. | 1 |
93 | Предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | 1 |
94 | Составление простых и сложных предложений. | 1 |
95 | Прямая речь. Большая буква в прямой речи. | 1 |
96 | Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. | 1 |
97 | Обобщающие упражнения .Контрольные вопросы и задания. | 1 |
Повторение | 5ч | |
98 | Запятая в сложном предложении. | 1 |
99 | Диалог. | 1 |
100 | Грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола. | 1 |
101 | Систематизация знаний учащихся. Повторение. | 1 |
102 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
ОЦЕНИВАНИЕ ЗУН
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки письменных работ (диктантов, сочинений, изложений, упражнений, контрольных списываний …). Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценивание результатов
Оценка устных ответов
Устный опрос обучающихся, воспитанников является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка 5 ставится обучающемуся, воспитаннику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка 4 ставится, если обучающийся, воспитанник даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка 3 ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка 2 ставится, если обучающийся, воспитанник обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; пропускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка 1 за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д..
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора я могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант я грамматический разбор и т. д.)
Основные виды контрольных работ вV—IХ классах - диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертания букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IХ классы
Оценка 5 ставится за работу без ошибок.
Оценка 4 ставится за работу с одной - двумя ошибками.
Оценка З ставится за работу с тремя - пятью ошибками.
Оценка 2 ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается.
а) Повторение ошибок в одном же слове
б).Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
в) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и то же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого воспитанника. Специфическими для них ошибками являются замена согласных.
Искажение звукобуквенного состава слов. При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка 5 ставится, если воспитанник обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка 4 ставится, если воспитанник в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять своя знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка 3 ставится, если воспитанник обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка 2 ставится, если воспитанник обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических
заданий.
Изложения и сочинения.
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывать тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; воспитанникам разрешается пользовать орфографическим словарём, обращаться к учителю.
Оценка 5 ставится воспитаннику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна - две орфографические ошибки .
Оценка 4 ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка 3 ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от основного текста, с 2-3 ошибками в построении предложений, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка 2 ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), более 4 ошибок в построении предложений, более 6 ошибок орфографических.
Учебно-методические средства обучения
Учебники
Русский язык, 5 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2012 г.
Русский язык , 6 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2012 г.
Русский язык , 7 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2014 г.
Русский язык , 8 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2016 г.
Русский язык, 9 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2018г.
Методическая литература:
| Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с. |
| Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 384с. |
| Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с. |
| Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003. |
| Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я.Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с. |
| Занимательное азбуковедение: кн. для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368с. |
| К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2010. – 288с. |
| Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно- тематическое планирование/авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с. |
| Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с. |
| Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с. |
| Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ О.А.Орг, Н.Г.Белицкая. – М.:Изд-во «Экзамен», 2010. – 93с. |
| Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2005. – 128с. |
| Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительной. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2003. – 144с. |
| Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2003. – 152с. |
| Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Сост. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.:Просвещение, 2003. – 144с. |
| Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с. |
| Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с. |
| Русский язык: дидактические карточки-задания к учебнику Л.Я.Желтовской «Русский язык»/Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. – М.: АСТ:Астрель, 2009. – 47с. |
| Русский язык в таблицах и схемах/ Е.В.Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 270с. |
| Русский язык.1 класс. Проверь себя. Тесты./Л.Н.Потураева; под.ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2011. – 87с. |
| Русский язык: правила и упражнения: 1 – кл./ Авт. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2010. – 271с. |
| Русский язык: проверочные работы: 2 класс/ Е.М.Тихомирова. – М.: изд-во Экзамен, 2010, - 95с. |
| Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку: 1-4 кл./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2011. – 287с. |
| Соболева О.Л., Агафонов В.В. Когда правила улыбаются. – М.: Новая школа, 1997. – 24с. |
| Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по русскому языку. 1 кл. – М.:Дрофа, 2005. - 141 |
| Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Карточки по развитию речи. 1 кл.: Пособие для учащихся начальной школы. – М.: Мнемозина, 2003. – 71с. |
| Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Карточки по развитию речи. 2 кл.: Пособие для учащихся начальной школы. – М.: Мнемозина, 2004. – 80с. |