Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена
Заседание МО Директор школы
протокол №____ _____________/С.Д.Лысюк/
от «_____»________20___г.
Согласована Приказ школе № 91
Руководитель МО от «28» августа 2020г.
________________________
Согласована
Зам.директора по УВР
__________/Т.А.Капралова/
Рабочая программа по учебному предмету
Музыка
составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
1 подготовительный класс
(обучение на дому)
Учитель: Балмасова Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая работа с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии , направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.
Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Задачи:
1. Организация музыкально-речевой среды;
2. пробуждение речевой активности учащихся;
3. пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
4. формирование музыкально-ритмические движений;
5. развитие музыкального вкуса.
Помимо образовательных задач в обучении данному предметы следует применять следующие коррекционные задачи:
1. развивать способность к коллективной деятельности;
2. воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;
3. расширять круг общения;
4. совершенствовать средства общения
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Музыка» представлено следующими разделами: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилению, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых и пространственных компонентов движений. Чтобы учащиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкций педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область « Музыка» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в подготовительном классе отводится 1 час в неделю (33 учебные недели) 33 часа в год.
Учебный предмет | Количество часов в неделю | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Количество часов в год |
Музыка | 1 | 7 | 8 | 9 | 9 | 33 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащегося, поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и коррекционную направленность.
При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия и самостоятельности.
5. Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные:
- навык слушания произведения;
- воспитание и развитие стремления учащегося устанавливать коммуникативные контакты;
6. Содержание программы.
Урок музыки содержит следующие разделы:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал
1)«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский;
2)Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
3)«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
4)«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
5)«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
6) Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
7)«Гусляр Садко». В. Кикта.
8)«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
9)«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
10)«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
11)«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
12)«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
13)«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
14)«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой;
15)«Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен;
16)«Осень», русская народная песня и др.
17)«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой;
18)«Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника;
19)«Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова;
20)«Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева;
21)«Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
22)«Дудочка», русская народная песня;
23)«Дудочка», белорусская народная песня.
24)«Пастушья», французская народная песня;
25)«Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича;
26)«Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
27)«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
28)«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
29)Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал
1) Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
2) «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
3) «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
4)«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
5)«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
6)«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
7)«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
8)«Наигрыш». А. Шнитке.
9)«Утро». Э. Денисов.
10)«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
11)«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
12)«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
13«Вечер». В. Салманов.
14)«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
15)«Менуэт». Л. Моцарт.
16)«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
17)«Баба Яга». Детская народная игра.
18)«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
19)«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
20)«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
21)«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
22)«Волынка». И. С. Бах.
23)«Колыбельная». М. Кажлаев.
24)«Колыбельная». Г. Гладков.
25)«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
26)Лютневая музыка. Франческо да Милано.
27)«Кукушка». К. Дакен.
28)«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
29)«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
30)Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
31)«Клоуны». Д. Кабалевский.
32)«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
33)Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
34)«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
35)«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
36)«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
37)«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
38)«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
39)«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Музыка вокруг нас | 16 |
2 | Музыка и ты | 17 |
ВСЕГО | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Индивид. | Самост. | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
По плану | По факту |
Мир вокруг нас |
1 | Знакомство с понятием: хоровод, хор. Знакомство с элементами музыкальной грамоты: темп, характер музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора». Развитие умения слушать и слышать музыку, выражать свои впечатления. Начать знакомство с некоторыми музыкальными понятиями, терминами, фамилиями композиторов | 9.09 | 9.09 |
2 | Знакомство с нотной музыкальной азбукой. Повторение элементов музыкальной грамоты и изучение строения музыкального произведения. | 0,5 | 0,5 | 1 | 16.09 | 16.09 |
3 | Музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты. | 0,5 | 0,5 | 1 | 23.09 | 23.09 |
4 | Б.Савельев «Неприятность эту мы переживём». Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 30.09 | 30.09 |
5 | Б.Савельев «Неприятность эту мы переживём». Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 7.10 | 7.10 |
6 | Вступление. А.Филиппенко «Урожай собирай». Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 14.10 | 14.10 |
7 | Обобщающий урок 1 четверти. | 0,5 | 0,5 | 1 | 21.10 | 21.10 |
8 | Вступление. А.Филиппенко «Урожай собирай». Слушание музыки. | | | | 4.11 | 11.11 |
9 | Запев, припев. Б. Савельев « На крутом бережку»- слушание». Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 11.11 | 11.11 |
10 | Запев, припев. Б. Савельев « На крутом бережку»- слушание». Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 18.11 | 18.11 |
11 | Проигрыш. Русская народная песня. «Во поле берёза стояла» Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 25.11 | 25.11 |
12 | Душа музыки — мелодия. Элементы музыкальной грамоты | 0,5 | 0,5 | 1 | 2.12 | 2.12 |
13 | «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 9.12 | 9.12 |
14 | «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова. Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 16.12 | 16.12 |
15 | Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 23.12 | 23.12 |
16 | Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 13.01 | 13.01 |
Музыка и ты |
17 | Части песни. Б. Савельев «Если добрый ты» Элементы музыкальной грамоты | 0,5 | 0,5 | 1 | Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора». Развитие умения слушать и слышать музыку, выражать свои впечатления. Начать знакомство с некоторыми музыкальными понятиями, терминами, фамилиями композиторов | 20.01 | 20.01 |
18 | «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев. Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 27.01 | 27.01 |
19 | Динамика (громко, тихо). «Весёлые гуси» Украинская народная песня. Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 3.02 | 3.02 |
20 | Динамика (громко, тихо). «Савка и Гришка» Белорусская народная песня. Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 10.02 | 10.02 |
21 | Повторение пройденного. Повторное прослушивание частей музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 24.02 | 24.02 |
22 | «Кукушка». К. Дакен. Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 3.03 | 3.03 |
23 | Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский. Слушание музыки. | 0,5 | 0,5 | 1 | 10.03 | 10.03 |
24 | «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского. Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 17.03 | 17.03 |
25 | «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова. Слушание музыки | 0,5 | 0,5 | 1 | 31.03 | 31.03 |
26 | Наблюдение и слушание американской народно песни «Бубенчики», русский текст Ю. Хазанова. | 0,5 | 0,5 | 1 | 7.04 | 7.04 |
27 | Наблюдение и слушание музыки «Волынка». И. С. Бах. | 0,5 | 0,5 | 1 | 14.04 | 14.04 |
28 | Слушание и наблюдение музыки «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня. | 0,5 | 0,5 | 1 | 21.04 | 21.04 |
29 | Знакомство и слушание музыки Я. Дубравин. «Ты откуда, музыка?», слова В. Суслова. | 0,5 | 0,5 | 1 | 28.04 | 28.04 |
30 | Знакомство и слушание музыки С. Никитин «Песня о маленьком трубаче», слова С. Крылова. | 0,5 | 0,5 | 1 | 5.05 | 12.05 |
31 | Знакомство с пьесой из «Детского альбома». П. Чайковский. | 0,5 | 0,5 | 1 | 12.05 | 12.05 |
32 | «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков. | 0,5 | 0,5 | 1 | 19.05 | 19.05 |
33 | Обобщающий урок IV четверти по разделу «Музыка и ты» | 0,5 | 0,5 | 1 | 26.05 | 26.04 |
| всего | 16,5 | 16,5 | 33 | | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
1а | Вступление. А.Филиппенко «Урожай собирай». Слушание музыки. | 4.11.20 | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 11.11.20 |
1а | Знакомство и слушание музыки С. Никитин «Песня о маленьком трубаче», слова С. Крылова. | 5.05.21 | Приказ № 93 от 26.04.21 О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год | Объединение тем | 12.05.21 |
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
По музыке 2020-2021 учебный год
Учитель: Курочкина Светлана Сергеевна
Предмет: музыка
Класс: 1 а, индивидуальное обучение на дому
Количество часов: 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недели
Программа: адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА С ТМНР) Вариант 6.4.
| Темы | По программе | По рабочей программе | № контр. работ | Проведено часов |
I четв. | II четв | III четв. | IV четв. | Год |
1. | Музыка вокруг нас | | 16 | | 7 | 7 | 1 | | 15 |
2. | Музыка и ты | | 17 | | | | 8 | 8 | 16 |
| Итого: | | 33 | | 7 | 7 | 9 | 8 | 31 |