МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Авторы: воспитатели
Кожина С.А.
Казанцева Т.М
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………3
2. Основная часть……………………………………………………………………..4
3.Заключение……………………………………………………………8
4. Список литературы………………………………………………………………9
5. Приложение……………………………………………………………
Паспорт проекта
Тип проекта: экологически - образовательный проект.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный(2 неделя).
Возраст: 6 - 7 лет.
Участники: педагоги, дети и родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
А.Яшин
Введение
Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проблема:
Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта:
Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи проекта.
Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты.
Расширение кругозора детей о зимующих птицах;
Обогащение предметно-развивающей среды группы;
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условия
Основная часть
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
создание необходимых условий для реализации проекта;
перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
Проведение всех видов деятельности с детьми.
3 этап – заключительный
презентация проекта;
отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»;
организация выставки «Лучшая кормушка для птиц»;
проведение спортивного праздника «Зимующие птицы»
Содержание работы в процессе реализации проекта.
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке
«Лучшая кормушка для птиц».
2 этап (основной)
Речевое развитие
НОД по теме: «Зимующие птицы»
Задачи:
Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях) ; обобщающее понятие "Зимующие птицы".
Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
Учить самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на схему.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы".
Развивать внимание, мышление память.
Воспитывать любовь и заботу к птицам.
Разучивание с детьми
Стихи о зимующих птицах
Загадки
Пословицы
Поговорки
Пальчиковая гимнастика
Чтение с детьми художественной литературы
Н. Романова «Умная ворона»,Л.Воронкова «Птичьи кормушки»,
А.Барто «Снегирь»,«Синица», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», М.Богданова «Домашний воробей», И.Тургенева «Воробей», М.Горький «Воробьишко».
Познавательное развитие
НОД (ФЭМП)
Тема: «Встречаем птиц»
Задачи:
закрепить умение классифицировать предметы по цвету, форме, величине; находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы;
- упражнять в порядковом и в обратном счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу;
- развивать умение группировать птиц по разным признакам; определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел; - упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей;
- различать отрезок и луч; учить зрительно, устанавливать сходство и различие предметов; развивать навыки самоконтроля; развивать логическое мышление.
Познавательное развитие (природный мир)
НОД по теме: « Птицы нашего края»
Задачи:
Расширять знания детей об особенностях внешнего мира, повадках птиц, приспособлениях к среде обитания;
Закреплять умение ориентироваться на заданной плоскости, обогащать словарный запас детей.
Познавательное развитие
(Социальный мир)
НОД по теме: «Что мы знаем о птицах нашего посёлка»
Задачи:
Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и пению;
давать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой;
расширять представления о родном посёлке;
прививать любовь к животному миру, родному посёлку.
Художественно-эстетическое развитие (ИЗО деятельность )
НОД (рисование) по теме: « Прилетели снегири»
Задачи:
Пробуждать интерес к зимующим птицам;
продолжать учить рисовать снегирей;
создавать композицию, отображать главные признаки птиц, проявлять творчество в создании худ. образа.
НОД (аппликация) по теме :«Синичка»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации;
Развивать умения и навыки работы с крупой и семенами подсолнечника;
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к пернатым друзьям.
НОД (конструирование) по теме :«Сели на ветку птицы»
( техника оригами)
Задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.
Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок.
Вызвать желание сделать птиц в технике – оригами.
Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Работа в кружке «Умелые ручки»
Занятие кружка по теме: «Вышивание зимующих птиц»
Задачи:
Закрепить умение правильно пользоваться иголкой; вдевать нить в иголку, делать узелок;
Актуализировать умения шить швом “Вперед иголка”;
Развивать творческие способности, художественный вкус, чувство цвета, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность в работе.
Работа в кружке «Радуга»
Тема: «Птицы зимой»
Цель: Учить изображать птиц, используя пряжу разную по толщине.
Развивать мелкую моторику, творчество, воспитывать эмоциональное
отношение к создаваемому образу. Воспитывать бережное отношение
к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах
Работа в кружке «В гостях у сказки»
Экологическая инсценировка по теме «Доживём до весны»
Задача:
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения
Акция «Покорми птиц зимой!»
Физкультурный досуг:
Тема:«Зимующие птицы».
Задачи:
Развивать ловкость, быстроту, внимание;
Закреплять основные виды движения: прыжки, пролезание в обруч;
Воспитывать гуманные чувства по отношению к птицам
Беседы с детьми:
«Как живут наши пернатые друзья зимой»;
«Кто заботится о птицах»;
«Пользу или вред приносят птицы?»;
«Меню птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди
Наблюдения
за зимующими птицами:
синицами,
сороками,
снегирями,
голубями.
Цель: уточнить представления детей о повадках птиц, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке.
Трудовая деятельность:
Подкармливание птиц;
Заготовка корма для птиц;
Очистка кормушки от снега для птиц;
Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы», «Подбери признак», «Чьи пёрышки».
Н/и «Домино» (птицы) ,«Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы.
Сюжетно-ролевые игры:
Театрализованные игры:
Подвижные игры:
«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Снегири», «Совушка», «Воробышки и автомобиль», «Зимующие и перелётные птицы», «Собачка и воробьи», «Тепло-холодно».
Работа с родителями
Изготовление книжек и буклетов по темам: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»;
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц»;
Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
3 этап - заключительный
Результаты реализации проекта
Поставленные задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов.
У детей расширились и сформировались знания о зимующих птицах( какие птицы зимующие, чем питаются, строение, внешний вид) , повысился познавательный интерес.
Были изготовлены и развешаны кормушки для птиц, дети с интересом наблюдают за птицами и каждый день их подкармливают;
Словарный запас детей по теме значительно расширился, связная речь улучшилась, творческие и интеллектуальные способности детей возросли;
Удалось вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми в ходе реализации проекта.
Проект был оформлен в виде презентации и представлен родителям группы.
Совместно с родителями и детьми была организованна выставка « Лучшая кормушка для птиц».
Проведение экологической инсценировки.
Инструктором по физической культуре был проведен физкультурный досуг
« Зимующие птицы».
Вывод: Таким образом, у детей сформировалась система элементарных экологических знаний о зимующих птицах и оказание им помощи в холодный период, повысился интерес к живой природе, дети научились выстраивать причинно-следственные связи, уровень познавательной активности детей значительно возрос, у детей появилось огромное желание заботится о птицах.
Список используемой литературы:
Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Воронеж,2007г.
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург,2004г.
Воспитатель №11 2014г. ,№9 2014г.
Л.И.Грехова « В союзе с природой» М.,1999 г.
Дошкольное воспитание №11 2013 г.; №1 2014г.; №2 2012г.; №1 20016;
Н.А. Кнушевицкая «Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы», М.,2008
Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» М.,2005г.
Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц»
Н.В. Нищева «Подвижные и дидактические игры на прогулке» 2014г.
Ребёнок в детском саду №6 2015г.
Л.А. Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7лет»
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.