СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический образовательный проект «Зимующие птицы нашего края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
«Экологический образовательный проект «Зимующие птицы нашего края»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА



















ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»















Авторы: воспитатели

Кожина С.А.

Казанцева Т.М





Оглавление

1. Введение………………………………………………………………3

2. Основная часть……………………………………………………………………..4

3.Заключение……………………………………………………………8

4. Список литературы………………………………………………………………9

5. Приложение……………………………………………………………








































Паспорт проекта

  • Тип проекта:  экологически - образовательный проект.

  • Вид проекта: групповой.

  • Продолжительность: краткосрочный(2 неделя).

  • Возраст: 6 - 7 лет.

  • Участники: педагоги, дети и родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.


Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.


А.Яшин

Введение
Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.




Проблема:

Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта:

Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.


Задачи проекта.

  • Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта.

  • Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

  • Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


Ожидаемые результаты.

  • Расширение кругозора детей о зимующих птицах;

  • Обогащение предметно-развивающей среды группы;

  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

  • Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условия


Основная часть

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;

  • создание необходимых условий для реализации проекта;

  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

  • Проведение всех видов деятельности с детьми.

3 этап – заключительный

  • презентация проекта;

  • отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»;

  • организация выставки «Лучшая кормушка для птиц»;

проведение спортивного праздника «Зимующие птицы»



Содержание работы в процессе реализации проекта.
1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

  • 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

  • 2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

  • 3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

  • 1.  Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

  • 2. Улучшение предметно-развивающей среды.

  • 3. Активное участие детей и родителей в выставке

«Лучшая кормушка для птиц».


2 этап (основной)
Речевое развитие

НОД по теме: «Зимующие птицы»

Задачи:

  • Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях) ; обобщающее понятие "Зимующие птицы".

  • Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

  • Учить самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на схему.

  • Закреплять умение делить слова на слоги.

  • Активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы".

  • Развивать внимание, мышление память.

  • Воспитывать любовь и заботу к птицам.


Разучивание с детьми

  • Стихи о зимующих птицах

  • Загадки

  • Пословицы

  • Поговорки

  • Пальчиковая гимнастика



Чтение с детьми художественной литературы

Н. Романова «Умная ворона»,Л.Воронкова «Птичьи кормушки»,

А.Барто «Снегирь»,«Синица», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», М.Богданова «Домашний воробей», И.Тургенева «Воробей», М.Горький «Воробьишко».


Познавательное развитие

НОД (ФЭМП)

Тема: «Встречаем птиц»

Задачи:

  • закрепить умение классифицировать предметы по цвету, форме, величине; находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы;

  • - упражнять в порядковом и в обратном счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу;

  • - развивать умение группировать птиц по разным признакам; определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел; - упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей;

  • - различать отрезок и луч; учить зрительно, устанавливать сходство и различие предметов; развивать навыки самоконтроля; развивать логическое мышление.


Познавательное развитие (природный мир)


НОД по теме: « Птицы нашего края»

Задачи:

  • Расширять знания детей об особенностях внешнего мира, повадках птиц, приспособлениях к среде обитания;

  • Закреплять умение ориентироваться на заданной плоскости, обогащать словарный запас детей.


Познавательное развитие
(Социальный мир)

НОД по теме: «Что мы знаем о птицах нашего посёлка»

Задачи:

  • Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и пению;

  • давать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой;

  • расширять представления о родном посёлке;

  • прививать любовь к животному миру, родному посёлку.




Художественно-эстетическое развитие (ИЗО деятельность )


НОД (рисование) по теме: « Прилетели снегири»

Задачи:

  • Пробуждать интерес к зимующим птицам;

  • продолжать учить рисовать снегирей;

  • создавать композицию, отображать главные признаки птиц, проявлять творчество в создании худ. образа.


НОД (аппликация) по теме :«Синичка»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации;

  • Развивать умения и навыки работы с крупой и семенами подсолнечника;

  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к пернатым друзьям.


НОД (конструирование) по теме :«Сели на ветку птицы»

( техника оригами)

Задачи:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

  • Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок.

  • Вызвать желание сделать птиц в технике – оригами.

  • Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.


Работа в кружке «Умелые ручки»

Занятие кружка по теме: «Вышивание зимующих птиц»

Задачи:

  • Закрепить умение правильно пользоваться иголкой; вдевать нить в иголку, делать узелок;

  • Актуализировать умения шить швом “Вперед иголка”;

  • Развивать творческие способности, художественный вкус, чувство цвета, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность в работе.





Работа в кружке «Радуга»

Тема: «Птицы зимой»

Цель: Учить изображать птиц, используя пряжу разную по толщине.

Развивать мелкую моторику, творчество, воспитывать эмоциональное

отношение к создаваемому образу. Воспитывать бережное отношение

к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах


Работа в кружке «В гостях у сказки»

Экологическая инсценировка по теме «Доживём до весны»

Задача:

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения


Акция «Покорми птиц зимой

Физкультурный досуг:

Тема:«Зимующие птицы».

Задачи:

  • Развивать ловкость, быстроту, внимание;

  • Закреплять основные виды движения: прыжки, пролезание в обруч;

  • Воспитывать гуманные чувства по отношению к птицам

Беседы с детьми:

  • «Как живут наши пернатые друзья зимой»;

  • «Кто заботится о птицах»;

  • «Пользу или вред приносят птицы?»;

  • «Меню птиц»,

  • «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

  • Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди


Наблюдения

за зимующими птицами:

  • синицами,

  • сороками,

  • снегирями,

  • голубями.

Цель: уточнить представления детей о повадках птиц, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке.


Трудовая деятельность:

  • Подкармливание птиц;

  • Заготовка корма для птиц;

  • Очистка кормушки от снега для птиц;

Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.


Игровая деятельность

Дидактические игры:

  • «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы», «Подбери признак», «Чьи пёрышки».

  • Н/и «Домино» (птицы) ,«Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Птичий двор».

 Театрализованные игры:

  • «Где обедал воробей».

Подвижные игры:

  • «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Снегири», «Совушка», «Воробышки и автомобиль», «Зимующие и перелётные птицы», «Собачка и воробьи», «Тепло-холодно».


Работа с родителями

  • Изготовление книжек и буклетов по темам: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»;

  • Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц»;

  • Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

3 этап - заключительный
Результаты реализации проекта

  • Поставленные задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов.

  • У детей расширились и сформировались знания о зимующих птицах( какие птицы зимующие, чем питаются, строение, внешний вид) , повысился познавательный интерес.

  • Были изготовлены и развешаны кормушки для птиц, дети с интересом наблюдают за птицами и каждый день их подкармливают;

  • Словарный запас детей по теме значительно расширился, связная речь улучшилась, творческие и интеллектуальные способности детей возросли;

  • Удалось вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми в ходе реализации проекта.

  • Проект был оформлен в виде презентации и представлен родителям группы.

  • Совместно с родителями и детьми была организованна выставка « Лучшая кормушка для птиц».

  • Проведение экологической инсценировки.

  • Инструктором по физической культуре был проведен физкультурный досуг

« Зимующие птицы».

  • Развивающая среда группы пополнена дидактическим и наглядным материалом по данной теме.


Вывод: Таким образом, у детей сформировалась система элементарных экологических знаний о зимующих птицах и оказание им помощи в холодный период, повысился интерес к живой природе, дети научились выстраивать причинно-следственные связи, уровень познавательной активности детей значительно возрос, у детей появилось огромное желание заботится о птицах.



Список используемой литературы:

  • Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Воронеж,2007г.

  • О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург,2004г.

  • Воспитатель №11 2014г. ,№9 2014г.

  • Л.И.Грехова « В союзе с природой» М.,1999 г.

  • Дошкольное воспитание №11 2013 г.; №1 2014г.; №2 2012г.; №1 20016;

  • Н.А. Кнушевицкая «Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы», М.,2008

  • Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» М.,2005г.

  • Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.

  • Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц»

  • Н.В. Нищева «Подвижные и дидактические игры на прогулке» 2014г.

  • Ребёнок в детском саду №6 2015г.

  • Л.А. Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7лет»

  • Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

  • Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.