СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Патина Светлана Викторовна
Аннотация. Статья посвящена отбору эффективных средств для формирования творческой активности младших школьников в процессе обучения. В ней раскрывается понятие «творческая активность», а также рассматриваются возрастные и психологические особенности младших школьников, которые влияют на развитие творческой активности. Большое место в работе занимает описание средств развития творческой активности, представлены возможности их использования в учебной и внеурочной деятельности младших школьников. Данная статья будет интересна практикующим специалистам в области начального образования.
Ключевые слова: творческая активность, младшие школьники, процесс обучения.
В условиях развития современного общества к становлению каждой личности предъявляются определенные требования. Одним из них является творчески активный, инициативный и самодостаточный человек. Развитие такого индивида в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом является целью современного образования. Именно в начальной школе учитель имеет множество возможностей для формирования творческой активности школьников, тем не менее, анализ образовательной практики показывает, что педагоги не в полной мере используют свои возможности. Связано это с тем, что в современном информационном пространстве представлено многообразие средств, способствующих становлению активной личности, однако учителю сложно подобрать и реализовать их таким образом, чтобы вдохновить ученика на дальнейшее творческое совершенствование. Поэтому необходимо подобрать такие средства, которые позволят эффективно формировать творческую активность младших школьников
Основываясь на понятиях творческой активности данных такими авторами как Ю.П. Азаров, В.Л. Хайкин, Е.В. Рогалева мы сформулировали собственное определение. Под творческой активностью в нашей статье будет пониматься качество личности, которое способствует преобразующей и создающей деятельности человека [5].
Проанализировав возрастные и психологические особенности младших школьников, которые влияют на развитие творческой активности, мы выделили, что для успешного её формирования быть должны учтены: качества учащихся: легкомыслие и наивность; непроизвольное внимание; характер умственной деятельности; становление действия планирования и рефлексии; несформированную самооценку; узколичные мотивы деятельности [2].
Определив данные характеристики, можно сказать, что для формирования творческой активности важно подобрать эффективные и разнообразные средства, которые учитель сможет использовать в процессе обучения.
Одним из наиболее часто выделяемых средств для формирования творчески активной личности является «Технология решения изобретательских задач» (ТРИЗ). С её помощью учитель может развивать творческие способности младших школьников, их творческое мышление не только в исследовательской, но и в учебно-познавательной деятельности. ТРИЗ позволяет формировать такие качества личности, как изобретательность, оригинальность, любознательность, настойчивость и независимость в решении учебных и жизненных задач. Рассмотрим некоторые приемы данной технологии, которые можно использовать в начальной школе [1].
Первый прием «Связи». Целью данного приема является развитие умения устанавливать связи между любыми объектами, чаще всего абсолютно несовместимыми между собой в реальной жизни. Учитель предлагает учащимся пары объектов и учащиеся должны построить цепочку рассуждений таким образом, чтобы в её начале был задействован первый предмет, а в конце все заканчивалось вторым объектом. Подобные задания можно использовать на любых уроках и абсолютно разных темах [1, 4].
Другой прием из данной технологии – «Составление загадок». Целью данного приема является развитие оригинальности и гибкости мышления. Учитель предлагает составить загадку, работая по плану:
Выбрать объект для загадки;
Какой? Какая? Какое? (ученики должны написать признак объекта);
Что? (Кто?) такое/ такой же? (ученики должны назвать объект, которому также подходит выделенный признак);
Подставить между выделенным признаком и написанным позднее объектом «но не»;
Повторить 2-4 шаг еще два раза;
Прочитать полученную загадку [1, 4].
Данный прием можно использовать как на уроках окружающего мира, литературного чтения и математики, так и на уроках технологии и изобразительного искусства. Систематическое использование данного приема поможет учащимся взглянуть на выделенный объект под другим углом и выделить его скрытые свойства.
При нахождении результата более сложной творческой задачи возможно использование «Алгоритма решения изобретательских задач» (АРИЗ). Главное место в АРИЗ занимает процесс развития творческого воображения, который позволяет учащимся преодолеть существующие стереотипы мышления и найти оригинальное решение нестандартной задачи. Для развития творческой активности младших школьников важно акцентировать внимание педагога на сам алгоритм работы. Он включает в себя выбор задачи, построение модели её решения, формирование образа идеального конечного результата, использование приемов ТРИЗ, оценивание найденного решения, анализ процесса решения нестандартной задачи и повышение творческого потенциала младшего школьника. Последний этап очень важен с точки зрения развития творческой активности так как, анализируя идеальный и полученный результат, чаще всего ученик видит, что у него получилось то, что он изначально планировал, но не думал, что достигнет. Этот анализ позволяет увидеть учащемуся его творческий потенциал, с его помощью развивается мотивация творчества, а следовательно появляется и возможность творчески подходить к решению не только нестандартных, но и стандартных задач на уроках и внеурочных или внеклассных мероприятиях [1, 2].
Следующим средством, которое можно использовать для развития творческой активности младших школьников является метод проектов. Недаром одной из целей проектной деятельности является формирование умения решать творческие задачи. Решая подобные задачи можно отметить схожие этапы в организации проектной деятельности школьников и при формировании их творческой активности. Единственным отличием между ними является то, что на втором этапе использования метода проектов учащиеся формулируют гипотезу, выделяют объект и предмет исследования, однако в процессе формирования творческой активности, данная деятельность включена в мотивационный этап, а на втором этапе – этапе креативности – ученик должен выбрать наиболее оригинальный и нестандартный способ решения поставленной задачи. Однако при развитии творческой активности с помощью метода проектов можно утверждать, что этапы одного процесса будут соответствовать этапам другого процесса, что позволит сделать данную работу наиболее продуктивной. Тогда с её помощью у учащихся будут формироваться все качества творчески активной личности, будет развиваться мотивация творчества, творческое мышление, а также появится стремление к оригинальному разрешению возникающих противоречий. Метод проектов можно использовать как во внеурочной, так и в учебной деятельности [3, 4].
Однако учебная деятельность обладает рядом своих средств, способствующих формированию творческой активности у младших школьников. Так одним из средств на уроках литературного чтения выступают литературные и народные сказки. Изучив особенности данного литературного жанра, учитель на начальном этапе формирования творческой активности может предложить ученикам представить и нарисовать словесно или на бумаге героев сказки, здесь важно, чтобы учащиеся до рисования не видели иллюстраций в книгах. При такой работе развивается непосредственно воссоздающее воображение. Затем, на основе данной работы можно предложить учащимся нарисовать своего сказочного персонажа. На последующих этапах развития творческой активности можно организовать работу в группах или в парах с целью написания собственной сказки. Данная деятельность будет интересна младшим школьникам в силу их возрастных особенностей и в процессе её организации позволит развивать творческое мышление и воображение ребят [3].
На уроках окружающего мира средством формирования творческой активности могут выступать различные исторические справки, информация об интересных событиях из разных областей наук и т.д. Используя данные сведения, младшие школьники могут создать схему исторических событий в заданном отрезке времени и оригинально её представить. Учитель может предложить придумать историю о путешествии капли, используя знания, полученные при изучении темы «Круговорот воды в природе. Помимо этого, можно организовывать доклады учащихся об известных деятелях страны в нестандартной форме. Например, в форме интервью или используя технику коллаж [3, 4].
На уроках математики и русского языка учащиеся также могут делать доклады в нестандартной форме по таким темам как: «Круглые числа», «Задача»; «Имя существительное», «Текст». Помимо этого, учитель может организовать работу по составлению памяток и алгоритмов выполнения действий и разборов, предложив ребятам сделать это в оригинальной форме. Например, интеллектуальная карта «Персонаж». Можно предложить младшим школьникам составить маленький рассказ о действиях какого-либо литературного героя по выполнению какого-либо задания. Например, при решении простой текстовой задачи или при выполнении фонетического разбора [3].
Также можно использовать музыкальные произведения не только для создания положительного эмоционального настроя к деятельности, но и для развития творческого воображения в процессе слушания музыки, представления в воображении картины, чувственно описанной композитором и переносе её на бумагу [4].
Следующими средствами, которые можно использовать не только в учебной, но и во внеурочной деятельности являются литературные игры и спектакли. Литературные игры целесообразней использовать на начальных этапах формирования творческой активности, т.к. с их помощью у учащихся развивается творческое мышление и оригинальность принятия решений. Это могут быть игры, направленные на поиск рифмы, на дописывание сценария с учетом его окончания, постановки отдельных фрагментов из произведений и отгадывания данных произведений [4].
Затем, на более поздних этапах можно использовать такое средство формирования творческой активности, как спектакль. Он подразумевает не просто постановку спектакля, но и его дописывание или написание. Помимо этого ученикам необходимо самостоятельно продумывать костюмы и декорации к спектаклю, именно поэтому данное средство лучше всего применять во внеурочной деятельности, т.к. его реализация занимает много времени. Спектакли позволяют развивать творческое мышление и воображение, умение находить оригинальные подходы для реализации поставленной задачи, а также развивают умение творчески действовать в различных ситуациях, как жизненных, так и игровых [3, 4].
От всех вышеперечисленных средств отличается одно – экскурсия. В её ходе учащиеся получают огромное количество знаний и эмоций. Чтобы учащиеся лучше запомнили наблюдаемое ими явление при возвращении с экскурсии учащимся можно предложить составить схему или рассказ по увиденному; нарисовать рисунок, отражающий их эмоциональный настрой или поставить какую-либо наиболее запомнившуюся сценку, связанную с познавательным материалом экскурсии [3].
Таким образом, изучив особенности использования предложенных нами средств формирования творческой активности, мы можем сказать, что их можно применять в начальной школе не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
Литература
Альтшуллер Г. А. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Г. А. Альтшуллер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 400 с.
Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник/ Т.А. Барышева, Г.И. Вергелес, Г.Р. Доброва, Э.В. Онищенко и др. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. – 380 с.
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А. А. Гин. — 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
Зуслан А. В. Воображайте! Школа креативного мышления / А. В. Зуслан, Б. Л. Злотин. – М.: Школа креативного мышления, 2014. – 200 с.
Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S10. – С. 51–55.