ОГАОУ «Центр образования«Ступени»
Формирование экологической культуры на уроках и
во внеурочное время
Выполнила: Номоконова А.А .,
учитель биологии и географии
г. Биробиджан, 2017 год
В настоящее время формирование экологической культуры школьника и сохранение его здоровья являются одними из приоритетных педагогических проблем. Можно много говорить о роли знаний, универсальных умений, но если мы не сумеем воспитать у выпускника ответственность, проявляющуюся к природе, окружающим людям, по отношению к себе – всё остальное может оказаться просто невостребованным.
Сохранить природу можно только общими усилиями, поэтому я с коллегами организую и провожу экологические мероприятия, которые объединяют в себе природоохранную, краеведческую и проектно-исследовательскую работу. Наши усилия направлены на то, чтобы воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, воспитать любовь и уважение к природе.
В результате многолетней работы у меня сложилась своя система творческих путей и форм экологического образования, которая охватывает разные стороны школьной жизни. Формирование экологической культуры осуществляю по нескольким направлениям:
2. Внеурочная работа.
3.Организация работы по формированию здорового образа жизни
Осуществляя экологическое образование, я стремлюсь решить три задачи:
- Познавательную - расширение и углубление знаний о природе и хозяйственной деятельности человека.
2. Ценностную - выработку умений оценивать качество окружающей среды, своего поступка и поступков других людей с позиции добра и зла.
3. Деятельностную - формирование и развитие умений реальной природоохранной деятельности.
Формы занятий, формирующие экологическую культуру учащихся:
* Исследовательские проекты
* Экскурсии
* Комбинированные уроки
* Экологические акции
* Конкурсы
* Фенологические наблюдения
Чтобы занятия были увлекательными и интересными
Привлекаю к сотрудничеству работников экоцентра заповедника «Бастак» , экоцентра «Аист», областного краеведческого музея и еврейской общины «Фрейд».
Организую и провожу в Центре
Мероприятия, посвященные экологическим датам:
День Земли,
День Воды,
День Птиц.
Организую и провожу в Центре :
Школьные экологические акции:
«Не забудьте птиц зимой!», «Первоцветы»,
«Нет –пожарам! Да – лесам!»
Школьные викторины :
«Соседи по планете»
«Угадай птицу!»
«Волшебное перышко» и др.
Организую и провожу в Центре :
Всероссийские уроки экологии :
- Хранители воды.
- Разделяй с нами.
- Мобильные технологии для экологии.
- День Черного моря.
- День Байкала
- Живая Волга
и другие.
Мои воспитанники проводят устные журналы для всех учащихся Центра и их родителей
Для того, чтобы познакомить с интересной информацией аудиторию, проводится большая индивидуальная и групповая работа по выбору темы, определению плана работы, сбору информации и его оформлению по двум направлениям «Экология» и «Экология здоровья» .
Темы выступлений:
«Внимание! Лесные пожары!»
«Экология родного города»
«Заповедные острова ЕАО»
«Профилактика гриппа»
«Внимание! Туберкулез!»,
«Наркотики или здоровье? Выбирай сам!» и другие.
Экскурсии в образовательном процессе
Со своими учащимися я совершаю экскурсии виртуально, общаясь дистанционно, используя презентации и видеофильмы, видеоролики, которые создаю сама и привлекаю к созданию цифровых ресурсов учащихся и их родителей, а в очной форме организую экскурсии во внеурочное время на территории школы, на водные объекты в черте города Биробиджана - р. Бира, р. Безымянка, а также на ООПТ ЕАО, например на территорию заповедника «Бастак».
Экскурсии различают
по профилю : географические, общегеографические, ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;
по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.
Составные элементы экскурсии
- тема экскурсии;
- объект экскурсии;
- оборудование;
- время проведения;
- оформление результатов .
Подготовка к экскурсии
Проведение экскурсии требует предварительной подготовки: выбор объекта, цель экскурсии, разработка маршрута, способ подхода или подъезда к объекту, проведение инструктажа о правилах поведения во время экскурсии, разработка плана работы на изучаемом объекте и подготовка оборудования для исследований.
Значение экскурсий
Чувство здоровья, ощущение бодрости, видимые успехи, достигнутые организмом, несмотря на необычную обстановку, внушают учащимся большее доверие к силам своей личности и закаляют её.
Игровые технологии во время экскурсий
Во время экскурсий я часто использую игры как элемент учебно-воспитательной деятельности, позволяющий решать частные образовательные задачи и способствующий регулярному целенаправленному формированию личностного самосознания.
Игра «ФАНТАЗЕРЫ»
Для данной игры необходимо вместе с учащимися во время экскурсии собрать природный материал, например: шишки, камушки, перья птиц, желуди, кусочки коры и т.д. Сложить все эти объекты в непрозрачный мешочек и по возвращении предложить по очереди учащимся вытянуть из мешочка природный объект. Затем в течении 5 мин каждый участник экскурсии должен придумать историю (сказку) о том, как данный объект оказался на изучаемой территории, например, если вы были на реке, то у вас получится сказка «Жила-была речка…», если это лес «Зеленый океан» и т. д.
Игра
«ФАНТАЗЕРЫ»
Открытия, сделанные учащимися на обычных объектах, буквально потрясают их:
«я научился понимать окружающий мир»,
«я сегодня услышал как деревья могут разговаривать друг с другом»,
« а я сегодня понял почему люди должны защищать природу».
Во время экскурсий я большое внимание уделяю экологической культуре учащихся, способствующей удовлетворению потребности детей в расширении кругозора, закреплению знаний о реальных факторах экологической опасности, дающей практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых делах, проведении общественно-полезных акций, в природоохранной деятельности области.
Проектная деятельность
Итогом экскурсий по родному краю становятся природоохранные проекты, выполненные совместно с учителями биологии, химии, географии, литературы и родителями. Например: «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоемов», «Экологическое состояние водных экосистем ЕАО», «ТБО города Биробиджана», «Парки и скверы нашего города», «Влияние батареек на окружающую среду».
Экологическое листовки
Экологические фотовыставки
Вывод:
Принимая участия в различных мероприятиях по экологии, учащиеся все чаще чувствуют себя инициаторами и исполнителями поставленных задач, чувствуют, что это их идеи, их дело и их забота.
Они учатся брать на себя ответственность, у них прививается принцип «Начни с себя», который помогает осознать глубину проблемы постепенно до масштабов
«Мой дом – Земля, я – ее частичка».
Спасибо за внимание!