СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщен опыт учителя биологии по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры на уроках и во внеурочной деятельности»

ОГАОУ «Центр образования«Ступени»  Формирование экологической культуры на уроках и  во внеурочное время Выполнила: Номоконова А.А .,  учитель биологии и географии  г. Биробиджан, 2017 год

ОГАОУ «Центр образования«Ступени»

Формирование экологической культуры на уроках и

во внеурочное время

Выполнила: Номоконова А.А .,

учитель биологии и географии

г. Биробиджан, 2017 год

В настоящее время формирование экологической культуры школьника и сохранение его здоровья являются одними из приоритетных педагогических проблем. Можно много говорить о роли знаний, универсальных умений, но если мы не сумеем воспитать у выпускника ответственность, проявляющуюся к природе, окружающим людям, по отношению к себе – всё остальное может оказаться просто невостребованным.

В настоящее время формирование экологической культуры школьника и сохранение его здоровья являются одними из приоритетных педагогических проблем. Можно много говорить о роли знаний, универсальных умений, но если мы не сумеем воспитать у выпускника ответственность, проявляющуюся к природе, окружающим людям, по отношению к себе – всё остальное может оказаться просто невостребованным.

Сохранить природу можно только общими усилиями, поэтому я с коллегами организую и провожу экологические мероприятия, которые объединяют в себе природоохранную, краеведческую и проектно-исследовательскую работу. Наши усилия направлены на то, чтобы воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, воспитать любовь и уважение к природе.

Сохранить природу можно только общими усилиями, поэтому я с коллегами организую и провожу экологические мероприятия, которые объединяют в себе природоохранную, краеведческую и проектно-исследовательскую работу. Наши усилия направлены на то, чтобы воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, воспитать любовь и уважение к природе.

В результате многолетней работы у меня сложилась своя система творческих путей и форм экологического образования, которая охватывает разные стороны школьной жизни. Формирование экологической культуры осуществляю по нескольким направлениям:  Учебная деятельность.   2. Внеурочная работа.  3.Организация работы по формированию здорового образа жизни

В результате многолетней работы у меня сложилась своя система творческих путей и форм экологического образования, которая охватывает разные стороны школьной жизни. Формирование экологической культуры осуществляю по нескольким направлениям:

  • Учебная деятельность.

2. Внеурочная работа.

3.Организация работы по формированию здорового образа жизни

Осуществляя экологическое образование, я стремлюсь решить три задачи:  Познавательную - расширение и углубление знаний о природе и хозяйственной деятельности человека.  2. Ценностную - выработку умений оценивать качество окружающей среды, своего поступка и поступков других людей с позиции добра и зла.  3. Деятельностную - формирование и развитие умений реальной природоохранной деятельности.

Осуществляя экологическое образование, я стремлюсь решить три задачи:

  • Познавательную - расширение и углубление знаний о природе и хозяйственной деятельности человека.

2. Ценностную - выработку умений оценивать качество окружающей среды, своего поступка и поступков других людей с позиции добра и зла.

3. Деятельностную - формирование и развитие умений реальной природоохранной деятельности.

Формы занятий, формирующие экологическую культуру учащихся: * Исследовательские проекты  * Экскурсии  * Комбинированные уроки  * Экологические акции  * Конкурсы  * Фенологические наблюдения

Формы занятий, формирующие экологическую культуру учащихся:

* Исследовательские проекты

* Экскурсии

* Комбинированные уроки

* Экологические акции

* Конкурсы

* Фенологические наблюдения

Чтобы занятия были увлекательными и интересными  Привлекаю к сотрудничеству работников экоцентра заповедника «Бастак» , экоцентра «Аист», областного краеведческого музея и еврейской общины «Фрейд».

Чтобы занятия были увлекательными и интересными

Привлекаю к сотрудничеству работников экоцентра заповедника «Бастак» , экоцентра «Аист», областного краеведческого музея и еврейской общины «Фрейд».

Организую и провожу в Центре  Мероприятия, посвященные экологическим датам: День Земли,  День Воды, День Птиц.

Организую и провожу в Центре

Мероприятия, посвященные экологическим датам:

День Земли,

День Воды,

День Птиц.

Организую и провожу в Центре : Школьные экологические акции: «Не забудьте птиц зимой!», «Первоцветы»,  «Нет –пожарам! Да – лесам!»  Школьные викторины : «Соседи по планете» «Угадай птицу!» «Волшебное перышко» и др.

Организую и провожу в Центре :

Школьные экологические акции:

«Не забудьте птиц зимой!», «Первоцветы»,

«Нет –пожарам! Да – лесам!»

Школьные викторины :

«Соседи по планете»

«Угадай птицу!»

«Волшебное перышко» и др.

Организую и провожу в Центре : Всероссийские уроки экологии :  Хранители воды. Разделяй с нами. Мобильные технологии для экологии. День Черного моря. День Байкала Живая Волга  и другие.

Организую и провожу в Центре :

Всероссийские уроки экологии :

  • Хранители воды.
  • Разделяй с нами.
  • Мобильные технологии для экологии.
  • День Черного моря.
  • День Байкала
  • Живая Волга

и другие.

Мои воспитанники проводят устные журналы для всех учащихся Центра и их родителей Для того, чтобы познакомить с интересной информацией аудиторию, проводится большая индивидуальная и групповая работа по выбору темы, определению плана работы, сбору информации и его оформлению по двум направлениям «Экология» и «Экология здоровья» .  Темы выступлений: «Внимание! Лесные пожары!» «Экология родного города» «Заповедные острова ЕАО» «Профилактика гриппа» «Внимание! Туберкулез!»,  «Наркотики или здоровье? Выбирай сам!» и другие.

Мои воспитанники проводят устные журналы для всех учащихся Центра и их родителей

Для того, чтобы познакомить с интересной информацией аудиторию, проводится большая индивидуальная и групповая работа по выбору темы, определению плана работы, сбору информации и его оформлению по двум направлениям «Экология» и «Экология здоровья» .

Темы выступлений:

«Внимание! Лесные пожары!»

«Экология родного города»

«Заповедные острова ЕАО»

«Профилактика гриппа»

«Внимание! Туберкулез!»,

«Наркотики или здоровье? Выбирай сам!» и другие.

Экскурсии в образовательном процессе  Со своими учащимися я совершаю экскурсии виртуально, общаясь дистанционно, используя презентации и видеофильмы, видеоролики, которые создаю сама и привлекаю к созданию цифровых ресурсов учащихся и их родителей, а в очной форме организую экскурсии во внеурочное время на территории школы, на водные объекты в черте города Биробиджана - р. Бира, р. Безымянка, а также на ООПТ ЕАО, например на территорию заповедника «Бастак».

Экскурсии в образовательном процессе

Со своими учащимися я совершаю экскурсии виртуально, общаясь дистанционно, используя презентации и видеофильмы, видеоролики, которые создаю сама и привлекаю к созданию цифровых ресурсов учащихся и их родителей, а в очной форме организую экскурсии во внеурочное время на территории школы, на водные объекты в черте города Биробиджана - р. Бира, р. Безымянка, а также на ООПТ ЕАО, например на территорию заповедника «Бастак».

Экскурсии различают по профилю : географические, общегеографические, ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;  по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные; по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие; по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Экскурсии различают

по профилю : географические, общегеографические, ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

  Составные элементы экскурсии - тема экскурсии; объект экскурсии; оборудование;  время проведения; оформление результатов .

Составные элементы экскурсии

- тема экскурсии;

  • объект экскурсии;
  • оборудование;
  • время проведения;
  • оформление результатов .

Подготовка к экскурсии   Проведение экскурсии требует предварительной подготовки: выбор объекта, цель экскурсии, разработка маршрута, способ подхода или подъезда к объекту, проведение инструктажа о правилах поведения во время экскурсии, разработка плана работы на изучаемом объекте и подготовка оборудования для исследований.

Подготовка к экскурсии

Проведение экскурсии требует предварительной подготовки: выбор объекта, цель экскурсии, разработка маршрута, способ подхода или подъезда к объекту, проведение инструктажа о правилах поведения во время экскурсии, разработка плана работы на изучаемом объекте и подготовка оборудования для исследований.

Значение экскурсий Чувство здоровья, ощущение бодрости, видимые успехи, достигнутые организмом, несмотря на необычную обстановку, внушают учащимся большее доверие к силам своей личности и закаляют её.

Значение экскурсий

Чувство здоровья, ощущение бодрости, видимые успехи, достигнутые организмом, несмотря на необычную обстановку, внушают учащимся большее доверие к силам своей личности и закаляют её.

Игровые технологии во время экскурсий Во время экскурсий я часто использую игры как элемент учебно-воспитательной деятельности, позволяющий решать частные образовательные задачи и способствующий регулярному целенаправленному формированию личностного самосознания.

Игровые технологии во время экскурсий

Во время экскурсий я часто использую игры как элемент учебно-воспитательной деятельности, позволяющий решать частные образовательные задачи и способствующий регулярному целенаправленному формированию личностного самосознания.

Игра «ФАНТАЗЕРЫ» Для данной игры необходимо вместе с учащимися во время экскурсии собрать природный материал, например: шишки, камушки, перья птиц, желуди, кусочки коры и т.д. Сложить все эти объекты в непрозрачный мешочек и по возвращении предложить по очереди учащимся вытянуть из мешочка природный объект. Затем в течении 5 мин каждый участник экскурсии должен придумать историю (сказку) о том, как данный объект оказался на изучаемой территории, например, если вы были на реке, то у вас получится сказка «Жила-была речка…», если это лес «Зеленый океан» и т. д.

Игра «ФАНТАЗЕРЫ»

Для данной игры необходимо вместе с учащимися во время экскурсии собрать природный материал, например: шишки, камушки, перья птиц, желуди, кусочки коры и т.д. Сложить все эти объекты в непрозрачный мешочек и по возвращении предложить по очереди учащимся вытянуть из мешочка природный объект. Затем в течении 5 мин каждый участник экскурсии должен придумать историю (сказку) о том, как данный объект оказался на изучаемой территории, например, если вы были на реке, то у вас получится сказка «Жила-была речка…», если это лес «Зеленый океан» и т. д.

Игра «ФАНТАЗЕРЫ»

Игра

«ФАНТАЗЕРЫ»

Открытия, сделанные учащимися на обычных объектах, буквально потрясают их: «я научился понимать окружающий мир»,  «я сегодня услышал как деревья могут разговаривать друг с другом»,  « а я сегодня понял почему люди должны защищать природу».

Открытия, сделанные учащимися на обычных объектах, буквально потрясают их:

«я научился понимать окружающий мир»,

«я сегодня услышал как деревья могут разговаривать друг с другом»,

« а я сегодня понял почему люди должны защищать природу».

Во время экскурсий я большое внимание уделяю экологической культуре учащихся, способствующей удовлетворению потребности детей в расширении кругозора, закреплению знаний о реальных факторах экологической опасности, дающей практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых делах, проведении общественно-полезных акций, в природоохранной деятельности области.

Во время экскурсий я большое внимание уделяю экологической культуре учащихся, способствующей удовлетворению потребности детей в расширении кругозора, закреплению знаний о реальных факторах экологической опасности, дающей практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых делах, проведении общественно-полезных акций, в природоохранной деятельности области.

Проектная деятельность Итогом экскурсий по родному краю становятся природоохранные проекты, выполненные совместно с учителями биологии, химии, географии, литературы и родителями. Например: «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоемов», «Экологическое состояние водных экосистем ЕАО», «ТБО города Биробиджана», «Парки и скверы нашего города», «Влияние батареек на окружающую среду».

Проектная деятельность

Итогом экскурсий по родному краю становятся природоохранные проекты, выполненные совместно с учителями биологии, химии, географии, литературы и родителями. Например: «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоемов», «Экологическое состояние водных экосистем ЕАО», «ТБО города Биробиджана», «Парки и скверы нашего города», «Влияние батареек на окружающую среду».

Экологическое листовки

Экологическое листовки

Экологические фотовыставки

Экологические фотовыставки

Вывод: Принимая участия в различных мероприятиях по экологии, учащиеся все чаще чувствуют себя инициаторами и исполнителями поставленных задач, чувствуют, что это их идеи, их дело и их забота.  Они учатся брать на себя ответственность, у них прививается принцип «Начни с себя», который помогает осознать глубину проблемы постепенно до масштабов  «Мой дом – Земля, я – ее частичка».

Вывод:

Принимая участия в различных мероприятиях по экологии, учащиеся все чаще чувствуют себя инициаторами и исполнителями поставленных задач, чувствуют, что это их идеи, их дело и их забота.

Они учатся брать на себя ответственность, у них прививается принцип «Начни с себя», который помогает осознать глубину проблемы постепенно до масштабов

«Мой дом – Земля, я – ее частичка».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

© 2017 821 9