МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Согласовано. Утверждено.
Заместитель директора по В.Р. Директор МБОУ «Школа № 6»
______________/Усольцева Т.Н. _____________/ Каплина В.И.
« ________» _____________2016 г. Приказ от «____» __________ 2016 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
юный краевед
6-7 класс
Составитель: Жаркова Ольга Михайловна, учитель высшей квалификационной категории
Прокопьевск
2016
I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Программа «Юный краевед» предназначена для учащихся 6-7 класса.
Данная программа личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики.
Данная программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1час в неделю).
Цель: Сформировать целостное представление о малой Родине – Кемеровской области на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи:
1 сформировать системное представление о Кемеровской области как целостном географическом регионе;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических явлений на изучаемой территории;
3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
II. Планируемые результаты
Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Кемеровской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Кемеровской области). Представление о Кемеровской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Кемеровской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный краевед» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Юный краевед» в 5 классе являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Кемеровской области:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Кемеровской области;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Кемеровской области;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Кемеровской области;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов в Кемеровской области;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Кемеровской области.
III. Содержание курса
Содержание программы (34)
Введение (2ч).Географическое положение Кемеровской области. Вид из космоса. Крайние точки и их координаты. Карта Кемеровской области. Карта города. План района (микрорайона), школы. Исследователи земли Кузнецкой. Символы Кемеровской области. Символы города, района.
Тема 1. Рельеф и минеральные богатства Кемеровской области (8).
Современный рельеф. Орографические районы (Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина, Западно-Сибирская равнина). Землетрясения на территории области.
Образование полезных ископаемых. Особенности размещения полезных ископаемых на территории области. Уголь. Кузнецкий каменно-угольный бассейн. Барзасское месторождение сапропелитовых углей. Уропско-Кийскиибуроугленосный район. Нефть и газ. Торф. Руды черных и цветных металлов. Железорудные месторождения. Месторождения марганцевых, нефелиновых руд. Россыпные месторождения ильменита Золото-вольфрамовое месторождение. Месторождения рудного золота. Золотороссыпные узлы. Месторождения урановых руд и меди. Месторождения полиметаллических руд. Нерудное минеральное сырье (фосфориты, апатиты, тальк, слюда, цеолиты, известняки, огнеупорные глины, кварциты, доломиты, пески, мрамор). Освоение природных богатств.
Практические работы: 1.Определение по карте высоты гор (на примере Кемеровской области). 2.Изучение свойств минералов и горных пород, залегающих в Кемеровской области. 3. Изображение на карте основных месторождений полезных ископаемых области.
Тема 2. Водные ресурсы Кемеровской области (6).
Реки Кемеровской области (Томь, Иня, Чулым, Чумыш, Яя, Кия). Озера Кемеровской области (Большой Берчикуль, Малый Берчикуль, Моховое. Большой Бызыр, Шумилка). Пойменные озера. Искусственные озера. Подземные воды. Минеральные источники. Ледники. Водохранилища. Их использование человеком. Гидроэнергетические ресурсы. Рациональное водопользование.
Природные достопримечательности: Хомутовские пороги, Озеро Большой Берчикуль, водопад Лисий, водопады реки Озерной, водопад Сага, озеро Танай, Урское озеро, Озеро Рыбное, Борисовские минеральные воды.
Практические работы:1. Изображение на карте крупных рек, озер, водохранилищ, минеральных источников. 2. Характеристика реки, протекающей в Кемеровской области.
3. Нанесение на карту природных достопримечательностей
Тема 3. Погода и климат Кемеровской области. Времена года (5).
Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Климатообразующие факторы. Характеристика климата. Изменения в климате Кузбасса. Наводнения. Смерчи и ураганы. Засухи
Времена года. Народные приметы.
Практические работы:1. Дневник погоды. 2. Определение по климатической карте среднегодовых температур января и июля в вашей местности, абсолютного минимума и максимума температуры, среднегодового количества осадков и направления ветра. 3. По фенологической карте атласа определите безморозный период, период устойчивого снежного покрова вашей местности.
Тема 4. Почвы. Растительный и животный мир Кемеровской области (7)
Основные типы почв на территории Кемеровской области, территории вашего района, города. Современные природно-растительные формации. Горная темнохвойная тайга. Горная светлохвоиная тайга. Горная тундра. Альпийские и субальпийские луга. Равнинная тайга. Лесостепь. Степь. Растительность речных долин.Широтная зональность. Высотная поясность. Лекарственные травы. Эндемики. Редкие растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения. Реликтовые растения. Современная фауна позвоночных животных. Млекопитающие. Птицы. Рептилии. Амфибии. Рыбы. Круглоротые.
Экскурсия в краеведческий музей, заказники.
Практические работы:1. Составьте фотоальбом животных, растений Кемеровской области, территории вашего района.
Тема 5. Население и народы Кемеровской области (6).
Кузбасс - многонациональный регион России. Коренные жители края - шорцы, телеуты. Культурно-бытовые особенности. Жилище. Одежда. Пища. Верования. Фольклор. Занятия.
Крупнейшие народы края - русские, украинцы, татары. Культурно-бытовые особенности. Жилище. Одежда. Пища. Верования. Фольклор. Занятия.
Городское и сельское население Кемеровской области. Город Кемерово. Хозяйственная деятельность населения. Окружающая среда и здоровье человека. Туризм и отдых.
Экскурсия в краеведческий музей, школьные музеи.
Практические работы:
Изображение национальных костюмов народов, проживающих на территории Кемеровской области, описание рецептовнациональных блюд.
Итоговый (1).Край, в котором я живу.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
всего | теория | практика |
| Введение (2ч). | | | |
1 | Из истории заселения и изучения родного края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Символы Кемеровской области. Символы города, района. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Тема 1. Рельеф и минеральные богатства Кемеровской области (8). | | | |
3 | Современный рельеф Кемеровской области. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Орографические районы | 1 | | 1 |
5 | Землетрясения на территории области. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Определение по карте высоты гор (на примере Кемеровской области) | 1 | | 1 |
7 | Образование полезных ископаемых. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Изучение свойств минералов и горных пород, залегающих в Кемеровской области. | 1 | | 1 |
9 | Изображение на карте основных месторождений полезных ископаемых области. | 1 | | 1 |
10 | Освоение природных богатств. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Тема 2. Водные ресурсы Кемеровской области (6). | | | |
11 | Реки Кемеровской области | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Озера Кемеровской области | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Изображение на карте крупных рек, озер, водохранилищ, минеральных источников. | 1 | | 1 |
14 | Характеристика реки, протекающей в Кемеровской области. | 1 | | 1 |
15 | Нанесение на карту природных достопримечательностей. | 1 | | 1 |
16 | Рациональное водопользование. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Тема 3. Погода и климат Кемеровской области. Времена года (5). | | | |
17 | Наблюдения за погодой. | 1 | | 1 |
18 | Дневник погоды. | 1 | | 1 |
19 | Определение по климатической карте основных климатических показателей | 1 | | 1 |
20 | Характеристика климата. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Наводнения. Смерчи и ураганы. Засухи | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Тема 4. Почвы. Растительный и животный мир Кемеровской области (7) | | | |
22 | Основные типы почв на территории Кемеровской области | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Почвы родного края. | 1 | | 1 |
24 | Широтная зональность. Высотная поясность. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Лекарственные травы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Эндемики. Редкие растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения. | 1 | | 1 |
27 | Составьте фотоальбом животных, растений Кемеровской области, территории вашего района. | 1 | | 1 |
28 | Современная фауна позвоночных животных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Тема 5. Население и народы Кемеровской области (6). | | | |
29 | Кузбасс – многонациональный регион России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Коренные жители края – шорцы, телеуты. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Культурно-бытовые особенности. | 1 | | 1 |
32 | Крупнейшие народы края – русские, украинцы, татары. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | | 1 |
34 | Итоговый урок «Край, в котором я живу». | 1 | | 1 |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Ващенко А.Ю. География Кемеровской области. Практические задания и к/к по географии. - Новокузнецк, 2000 г.
Соловьёв Л.И. Рабочая тетрадь по географии. Кемеровская область.- Кемерово, 2009 г.
Ильичёв И.А., Соловьёв Л.И. География Кемеровской области.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994 г.
Атлас Кемеровской области.
Высшие учебные заведения в Кемеровской области
Ващенко А.Ю. География Кемеровской области. Практические задания и к/к по географии. - Новокузнецк, 2000 г.
Даринский А.В. Краеведение. – М.: Просвещение, 1987 г.
Земля кузнецкая. - Кемеровское книжное издательство, 1975 г.
Ильичёв И.А., Соловьёв Л.И. География Кемеровской области.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994 г.
Ильичёв А.И., Виткин М.П. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок.- Кемерово, Кемеровский полиграфкомбинат, 1995 г
Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. растительный мир Кузбасса и его охрана. – Кемерово, 1995 г.
Конюхов И.С. Кузнецкая летопись. –Кузнецкая крепость, 1995 г.
Конюхов И.С. Завалишин В.В. исследователи Кузбасса.- АО Кемеровское книжное издательство, 1983г.
Кузбасс. Жемчужина Сибири. – Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва, 1985 г.
Сибирский город вчера, сегодня (очерки, тезисы). – Кемерово, 2003 г.
Скроваткин А. Кузнецкая летопись. – Кемеровской области, -АО Кемеровское книжное издательство, 1995 г.
Соловьёв Л.И. Рабочая тетрадь по географии. Кемеровская область.- Кемерово, 2009 г.
Шабалин В. Тайны земли Кузнецкой, - Кемерово, 1994 г.