СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки для индивидуальной работы по изобразительному искусству в 5 классе .

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки для подготовки учащихся к олимпиаде по изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Карточки для индивидуальной работы по изобразительному искусству в 5 классе .»

Карточка №1

Автор: Маковский Владимир Егорович

Подбери названия картин к данным образцам живописных полотен.

«Девочка с гусями в поле» 

«Рыбачки»

«Крестьянские дети»

«Пастушки»

Составь анализ по плану для любого живописного произведения.

План анализа живописного произведения. Сочинение – ощущение.

1.Автор, название картины
2. Художественный стиль /направление (реализм, импрессионизм и т.д.)
3. Живопись станковая (картина) или монументальная (фреска, мозаика), материал (для станковой живописи): масляные краски, гуашь и т.п.
4. Жанр художественного произведения ( портрет, натюрморт, исторический, бытовой, марина, мифологический, пейзаж и т.д.)
5.Живописный сюжет ( что изображено?). История.
6.Средства выразительности (цвет, контраст, композиция, зрительный центр)

7.Личное впечатление (чувства, эмоции) – приём «погружения» в сюжет картины.

8. Главная мысль сюжета картины. Что автор «хотел сказать», зачем написал картину.
9.Своё название картины.





При взгляде на нее не ощущается никакой парадности. Художник стремится к максимально естественному изображению крестьянской жизни. Его интересуют особые отношения между детьми, которые объединены трудом. Мы видим, что девочка занята рукоделием, а женщина увлеченно прядет.

Одежды очень простые. Колорит этого творения одновременно контрастный и очень теплый.

Художник нарочито использует дополнительные цвета. Решение в плане света также значимо. Маковский передает особую полноту жизни в деревне, ее красочность. Идиллию передает и плачущий ребенок, которого мы видим в центре.

Художник изображает образы немного в глубине своего творения. Он не стремится к индивидуальному выделению каждого персонажа. Но при этом зритель видит четкое разделение на группы. Этим художник подчеркивает особое единство и определенную индивидуальность в плане интересов.

На лицах героев можно увидеть абсолютно различные эмоции. Но при этом тон картины в целом невероятно спокоен. Общение персонажей происходит без каких-то конфликтов. Оно гармонично в каждом жесте и повороте головы.

Картина позволяет зрителям представить, как жили крестьянские дети. Но при этом не возникает ощущения безысходности. Мы понимаем, что Маковский любуется этими простыми людьми. Он стремится изобразить их максимально четко и ярко.

Впечатляет и красота русской природы, на фоне которой происходит действие. Художник изображает ее максимально сочными красками. Все полотно залито ярким светом, который придает особую жизнерадостность.


Стоит теплый летний день. Посреди зеленого луга девочка лет двенадцати, пасущая гусей. Фигура девочки, приближенная к первому плану, выглядит значительной на фоне прозрачного, голубого неба. Её черные волосы, убранные назад, украшает венок из полевых цветов. Девочка облачена в красный сарафан с алыми, пышными рукавами, приподнятыми до локтей. Своей правой рукой она аккуратно придерживает синий передник, в котором собраны полевые цветы и ароматные травы. Шея её украшена двойным рядом белых и янтарных бус, а в ушах сережки. Рука слегка сжимает веточку клёна, запрокинутую на левое плечо, которую девчушка приберегла для своих подопечных. 
Внимательно всматриваясь в лицо столь милого создания, мы видим округлые черты, румянец на щеках, слегка вздернутый озорной носик и пухлые губки. Улавливается та самая детская непосредственность, игривость и чистое сердце, присущие этому возрасту. Её ласковые глаза внимательны и сосредоточены, взгляд обращен вправо. Будто внимание девочки привлек незнакомец, от которого так упорно защищается гусь подле её босых ног. Птица изо всех сил вытянула свою коричневую шею, раскрыла клюв, а белое пернатое тело прижалось к земле. На заднем плане мы видим двух белых гусей, невольных свидетелей, наблюдающих за происходящим. 
Пасущиеся гуси на лугу придают картине движение, выразительность и настроение сельской местности.

Эмоциональный уровень:

• Какое впечатление производит произведение?

• Какое настроение пытается передать автор?

• Какие ощущения может испытывать зритель?

• Каков характер произведения?

• Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных цветов в картине?


Предметный уровень:

• Что (или кто) изображено на картине?

• Выделите главное из того, что вы увидели.

• Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

• Какими средствами художник выделяет главное?

• Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

• Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?








Карточка №2

Автор: Иван Пелевин

Подбери названия картин к данным образцам живописных полотен.

«В избе».

«Первенец»

«Дедушка глуховат»




ПОСУДА ДРЕВНЕЙ РУСИ В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда». Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была очень разнообразной и приспособленной для готовки в печи.Одним из самых древних разновидностей посуды было блюдо. Обычно оно изготавливалось из дерева, но могли делать блюда также из стекла, олова и даже серебра. Из одного блюда могли есть два или даже три человека. Для жидкой и полужидкой пищи блюдо, разумеется, было непригодным. Поэтому придумали миску. Она быстро вошла в обиход, став абсолютно незаменимой для супов, каш, бульонов. Миски могли быть очень больших размеров, чтобы из нее могла есть вся семья. Но также были и «индивидуальные» миски. Миска могла быть глиняной или деревянной. Кроме прямого назначения, ее использовали для гаданий, ритуалов, заговоров на здоровье. Готовили пищу в горшках. В нем можно было и подавать еду на стол. Делали горшки из глины, обжигая при этом на огне. Горшки можно было увидеть и на кухне у царя, и у простого крестьянина. Они представляли собой сосуды округлой формы, которые прекрасно переносили условия русской печи. Причем нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон. Цвет у этого предмета обихода был обычно красный, коричневый, черный. Горшок иногда украшали росписью орнаментами.

Рассмотри внимательно любую картину и расскажи, какие предметы народного быта присутствуют на этом полотне так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.




Эмоциональный уровень

• Какое впечатление производят произведения?

• Какое настроение пытается передать автор?

• Какие ощущения может испытывать зритель?








Предметный уровень:

• Что (или кто) изображено на картине?

• Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

• Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?







Символический уровень:

• Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

• Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: жест, поза, одежда и т.д.?

• Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?




Карточка 3

Вставите пропущенные слова в описании картины и ответе на вопросы.

«Московский Кремль при Иване Калите»

Апполинарий Михайлович Васнецов написал картину «……………………………….». Художественное направление, в котором написана картина, ………... Станковая живопись, для работы художник использовал …………… краски. Жанр -……… Колорит картины - …………

Здесь мы видим дубовые кремлёвские стены будущего города, вместо стен, выполненных из сосны, как предполагалось ранее. Художник показал город со стороны реки Неглинной и Москвы реки. На переднем плане изображены ………… ………… ………, которые занимаются своими делами. Деревянный мост, который переброшен через Неглинку, ведёт в Кремль через Боровицкие ворота. На берегу люди начинают топить бани, а из их окон валят клубки дыма.
Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский…………………, соединённый срубами из……………, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский………, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский ……

Эмоциональный уровень

• Какое впечатление производят произведения?

• Какое настроение пытается передать автор?

• Какие ощущения может испытывать зритель?


Предметный уровень:

• Что (или кто) изображено на картине?

• Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

• Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?


Символический уровень:

• Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

• Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: жест, поза, одежда и т.д.?

• Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?






Вставите пропущенные слова в описании картины

«Московский Кремль при Иване III»

Работа имеет небольшие размеры (49х68,5 см), написана в особой технике с примением карандаша, угля, акварели. Жанр картины - исторический, художественное направление - реализм.

Картину «……………………………….» вполне можно использовать в качестве исторической иллюстрации возведения кремлевских строений во время правления князя. По приказу Ивана III, все белокаменные постройки времен Дмитрия Донского были разобраны, вместо них были возведены новые стены из красного кирпича. На картине можно разглядеть, что Успенский собор уже построен, на Архангельском не хватает куполов, сторится Благовещенский собор. Внутри крепости уже стоят каменные палаты. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье проложен мост. Сюжет картины прост, это обыденная бытовая сцена. На переднем плане изображены группки людей, занятых своими делами. Васнецов писал в своих записках, что Москва того времени была большой деревней, но деревней трудовой. Но вовсе не горожане являются героями этюда. Величественный массив Кремля возносится ввысь над их головами. Стены, башни, купола, палаты занимают большую часть картины. Грозовое небо с темными тучами подчеркивает белизну и возвышенность соборов, мощь и неприступность древнего города.

Художественные приёмы

Среди художественных приемов, использованных художником, следует особо отметить композицию (Кремль, возвышающийся над рекой и простыми людьми) и цвет (контрастные оттенки грозного неба и  твердыни кремлевских стен и строений). Ценность работ ……………….. не только в их достоверности, но и в особой атмосфере. Они красивы, ими хочется любоваться, разглядывая каждую деталь. Апполинарий Михайлович Васнецов сыграл выдающуюся роль не просто в живописи, но в воссоздании образа древней ………………... Его полотно "…………………………………" - это работа не только талантливого творца (не получившего академического художественного образования!), но и вдумчивого, серьезного историка.



Вставите пропущенные слова в описании картины и ответе на вопросы.

«Двор удельного князя»

…………. написал картину «………». Художественное направление, в котором написана картина, ………... Станковая живопись, для работы художник использовал …………… краски. Жанр -……………..
«……………………………………» – одна из больших его работ, потребовавшая от него приложения всех сил и активации всех его талантов. Картина изображает период приблизительно 12 века, когда Русь состояла из множества отдельных княжеств, в каждом из которых главой был свой князь.

На ней княжеское подворье, высокий терем, изображенный с большим знанием русской архитектуры тех веков, купола храма вдалеке, раскрытые ворота.

На подворье можно рассмотреть

несколько отдельных сцен, слабо связанных друг с другом. Главная, к которой сразу оказывается приковано внимание зрителя – князь, восседающий на вынесенном из терема кресле. Ноги его покоятся на ……………….. шкуре – это и символ власти, и граница, разделяющая князя и землю, рядом стоит мальчик с хлебом на подносе, за спинкой кресла толпятся приближенные и стража.

Перед ним же – крестьяне из деревни, принадлежащей князю. Они принесли дань – мясо, мед, колосья, выращенные на княжеской земле. Женщины, мужчины, они немного нервничают.

На крыльце терема дети князя – богатая одежда, любопытные лица. Мальчик висит на перилах, девочка расслабленно опирается на них.

В стороне разбирают дань – не те символические дары, которые принесли к трону князя, а то, что привезли на телеге.Картина дышит духом старины, пронизана знанием прошлых веков.


Эмоциональный уровень

• Какое впечатление производят произведения?

• Какое настроение пытается передать автор?

• Какие ощущения может испытывать зритель?

Предметный уровень:

• Что (или кто) изображено на картине?

• Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

• Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?


Символический уровень:

• Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

• Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: жест, поза, одежда и т.д.?

• Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?