Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК: Школа России (А.А.Плешаков Окружающий мир, изд. Просвещение, 2014)
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Раздел: «Где и когда?»
Блок: Мир людей (3 ч).
2 урок: « Когда изобрели велосипед?»
Тема: « Когда изобрели велосипед?»
Цели:
Образовательные: познакомить с историей появления и усовершенствования велосипеда, с устройством велосипеда и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде.
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; развивать навык самооценки.
Воспитывать: бережное отношение к своему здоровью, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формируем и отрабатываем умение работать в паре и в коллективе.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
научатся прослеживать историю появления и усовершенствования велосипеда; научатся сравнивать старинные и современные велосипеды;рассказывать об устройстве велосипеда; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; знать и перечислять правила безопасной езды на велосипеде;
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения; работать в парах: определять сходство и различие объектов; получать информацию из рисунка в учебнике.
Личностные:
Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир, овладеть начальными навыками адаптации в мире.
Основные понятия: велосипед, спицы, рама, колесо, педаль, обод, шина, цепь, крыло, ниппель.
Межпредметные связи Математика: «Размер предметов».
Ресурсы:
- основные
1. А.А.Плешаков Окружающий мир. Изд. Просвещние. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 22, 23
2.А.А.Плешаков Окружающий мир Изд. Просвещение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 2. Стр.17-18.
3.Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. Изд.Просвещение.
Раздел «Где и когда?». Мир людей. Когда изобрели велосипед?
4.Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков:1 класс:Пособие для учителей начальных классов. Изд. «Просвещение». Стр.92-93.
5.А.А.Плешаков Окружающий мир. Тесты. Изд.Просвещения. Стр.37, 38.
6. Технологическая карта №4. 1 класс 2 полугодие. (с сайта «Просвещение»)
- дополнительные
-подростковый велосипед.
-презентация «Когда изобрели велосипед?».
- листы самооценки (смайлики)
Виды деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока
Орг. момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
( подготовка рабочего места)
2. Повторение материала прошлого урока
1.Фронтальная работа по пройденной теме прошлого урока «Когда появилась одежда?».
-Во что одевались древние первобытные люди?
- Чтобы вы надели, если бы поехали туда, где живут слоны?
- Чтобы вы надели туда, где живут белые медведи?
-Людей каких профессий мы сразу узнаем по одежде? (полицейских, пожарных, военных, врачей, клоунов, космонавтов)
- Какие правила обращения с одеждой вам известны?
2 Работа в паре
Установи соответствие:
Д
еловая одежда халат фартук
Спортивная одежда кеды костюм футболка
Рабочая одежда ватник туфли
Домашняя одежда тапочки футболка
- У кого нет ни одной ошибки?
- Вы замечательно поработали. Раскрасьте тот смайлик, который радуется вместе с вами.
- У кого одна ошибка?
- Вы хорошо выполнили задания, только вам нужно быть немного внимательнее. Раскрасьте смайлик, который вот-вот готов улыбнуться.
- У кого две ошибки или более?
- Вам обязательно нужно повторить изученные темы и активнее работать на уроках. Раскрасьте смайлик, который немного огорчен, но обязательно улыбнётся, как только вы исправитесь.
3.Мотивация познавательной деятельности.
-В 2005 году в одной стране (Великобритании) был проведен опрос. У людей спрашивали, какое самое главное изобретение было сделано за последние 250 лет.
-Как вы думаете, ребята, что отвечали люди чаще всего?
Актуализация опорных знаний, целеполагание.
- Муравей Вопросик поделился, что хотел бы научиться ездить на самокате, «костотрясе», «пауке». Сколько транспортных средств хочет освоить Муравей Вопросик? (1)
- Одно. Оказывается, это разные названия одного и того же транспортного средства. Какого – отгадайте загадку Мудрой Черепахи:
У него - два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами ( велосипед).
- О чем будем говорить сегодня на уроке? (о велосипеде)
- Определим тему урока.
- Вспомните, с каких вопросов начинаются темы раздела, который мы сейчас изучаем. (Где и когда?)
- Первое слово в названии темы Когда….?
- Вы отгадали загадку, значит это слово будет звучать в теме: Когда… велосипед?
- Как вы думаете, какого слова не хватает? (появился, изобрели)
«Знаем»
-Кто уже умеет ездить на велосипеде?
-Назовите все, что вы знаете о велосипедах. (учитель записывает ключевые слова на доске в виде кластера)
«Хотим узнать»
- На какие вопросы хотели бы получить ответы сегодня на уроке?
(Когда появился велосипед?
Как он изменялся с течением времени?
Для чего нужен велосипед?
На доске кластер:
История
Устройство
Велосипед
Применение
Безопасность
5. Организация познавательной деятельности.
1.Усвоение новых знаний и способов действий.
- Посмотрите на слайд и на велосипед , который перед вами. Что вы можете сказать про эти велосипеды?
Сообщения учеников Из истории велосипеда
Первые упоминания о велосипеде появились по разным данным в конце 15 - начале 16 веков. Есть основания полагать, что первый эскиз велосипеда был нарисован гениальным итальянским художником, учёным, изобретателем Леонардо да Винчи в конце 15 века.
200 лет назад жил на Урале купец Ефим Михеевич Артамонов. Он придумал машину- самокат, у которой было 2 колеса с железными ободьями, педали и руль.
Вложил свою лепту в развитие велостроения и наш соотечественник Иван Петрович Кулибин, установивший в 1791 г. на "самобеглую коляску" тормоза, педальную передачу и даже подшипники.
На сегодняшний день существует более десятка различных стилей катания и для каждого из них существуют "свои" велосипеды.
Таким образом, человечество уже более 500 лет занимается изобретением велосипеда, пытаясь создать идеальный. Будем надеяться, что это когда-нибудь получится.
- Что обозначает слово велосипед по-русски?
- Какой был первый велосипед?
- Как назывался велосипед со спицами?
Физминутка
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плесами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два, заниматься нам пора!
Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, а из каких частей состоит велосипед? (Рассказ старшеклассника)
Работа в группах
- Назовите правила работы в группе.
Игра «Конструкторы»
1 группа – слепить модель велосипеда
2 группа – дописать недостающий части велосипеда
3 группа – соединить стрелками части велосипеда с их названиями
4 группа - наклеить части велосипеда
- Назовите части велосипеда
- А какой же предмет необходим каждому велосипедисту?
Учитель задаёт загадку:
Самый лучший друг колёс
Называется…… ( насос)
- Для чего он нужен?
2. Правила езды на велосипеде
Выступление команды ЮИД
Разбор ситуаций
В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Мудрая Черепаха предлагает вам задания:
№ 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия?
№ 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия?
№ 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?
– Какой можно сделать вывод?
3.Работа в тетради на печатной основе
Откройте рабочую тетрадь стр. 18, задание № 3 «Дорожные знаки»
- Какие знаки изображены?
- Узнайте знаки на черно-белом рисунке и раскрасьте их. Взаимопроверка.
4. Виды велосипеда (Слайды)
-Рассмотрите рис на с.17 На всех ли велосипедах вы могли прокатиться?
-В зависимости от назначения и особенностей конструкций велосипеды делятся: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные.
- Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль.
- Спортивные велосипеды имеют облегчённую конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. Где используются такие велосипеды? Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколёсный велосипед. Он может развивать скорость до 70 километров в час.
Подростковые
Детские
Специальные велосипеды – это цирковые, грузовые, трёхколёсные и велоколяски. Есть велосипеды грузовые с прицепной коляской, в которую можно сложить несколько килограммов груза. На них доставляют почту. Есть трёхколёсные велосипеды для взрослых. Они специально созданы для пожилых людей. Существуют водные велосипеды.
5. Игра «Найди лишний» (Слайд)
- А это что за велосипед будущего?
- Ответьте на главный вопрос: а Какую роль играют велосипеды в нашей жизни?
(Велосипед помогает нам сохранить здоровье и чистоту окружающей среды.)
Рефлексия.
-Оцените свои достижения на уроке смайликами на своем листе достижений. Объясните свой выбор.
Подведение итогов.
-Ребята, в какой ситуации можно использовать знания, полученные сегодня?
- Что вы сможете теперь рассказать родителям друзьям?
- Вы сегодня молодцы!
9.Творческое задание.
Рабочая тетрадь, задание №2.
Нарисовать свой велосипед или велосипед своей мечты.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования города Бугуруслана
Конспект открытого урока по окружающему миру
Тема: «Когда изобрели велосипед»
Подготовила и провела учитель
1 Б класса
Г. Ю. Полшкова
Дата проведения:
01 февраля 2018 г.
2018г.