СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Литературному чтению 3 класс»

Урок литературного чтения

в 3 классе



Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..».

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

-познакомить учащихся с произведением Саши Черного «Что ты тискаешь утенка;

-способствовать формированию навыка правильного чтения;

-создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся

-способствовать формированию УУД;

  • Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи; планирование

  • Личностные: действия смыслообразования

  • Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли

  • Познавательные: умение структурировать знания

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. 2 часть, 3класс



Ход урока

1.Организационный момент: мотивация к учебной деятельности Слайд 1

Психологический настрой.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2.Актуализация знаний: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднений

имнастика.

У. Представьте, что на ваши ладошки села божья коровка. Вы полюбовались её красотой и решили отпустить на волю к деткам. Наберите воздух. Сдуньте насекомое нежно с руки. Повторяем три раза.

Речевая разминка Слайд 2

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.

К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? (Это скороговорка).

Как вы думаете, для чего нужны скороговорки? Какие еще литературные жанры вы знаете?

(Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

ЖАНРЫ - СКОРОГОВОРКА ЗАГАДКА БАСНЯ СКАЗКА ПЕСНЯ НЕБЫЛИЦЫ

Кто создает жанры? (Народ, писатели, поэты.)

3.Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века». Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого 
мы будем сегодня работать.

Этот поэт написал много стихов для детей.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его стихотворений. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его – САША ЧЕРНЫЙ. 

Биография:

Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.

Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.

Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. В 25 лет начал печататься в сатирических журналах. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.

Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках.  Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками.

У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ... 

Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

4. Прием «Верные и неверные утверждения»

А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве Саши Черного. На столах у вас лежат белые карточки, возьмите их и заполните правый столбик словами «да» или «нет».

Приём «Верные и неверные утверждения»

1. Саша Черный родился 1 октября 1880 года. да

2. Он родился в городе Самаре. нет

3. Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. да

4. Он написал много стихов для взрослых. да

5. Саша работал продавцом. нет

6. Даже вдали от родины, Саша Черный продолжал писать для детей. да

7. Он начал писать в 16 лет. нет

8. Настоящее имя Саши Черного было Гликберг Александр Михайлович. да

9. Произведения его были написаны только для детей России. нет

10. Саша Черный хотел, чтобы дети на земле были счастливы. Да

5. Физминутка

6. Знакомство с произведением

Вот одно из стихотворений Саши Черного. Кто из вас догадался о ком пойдет речь в стихотворении с которым мы сегодня на уроке будем знакомится?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (Предупредить, какой хрупкий утенок.)

Давайте прочтем его еще раз.

7. Словарная работа

Все ли слова и выражения были понятны вам?

Д:( называют слова: ТИСКАТЬ, БРЫКАТЬСЯ, ПРИТИСНЕШЬ, КАПУТ; выражения: РВЕТСЯ ПРОЧЬ, В СВОЙ ЧЕРЕД)

Как вы понимаете значения этих слов?

Обратимся к карточкам –словарям. Соотнесите слова из левого столбика со словами из правого столбика. Прочитайте, что у вас получилось?

На доске написаны слова в столбик , а ребятам их надо сопоставить.

ТИСКАТЬ - давить, прижимать

ПРИТИСНЕШЬ - прижмешь

БРЫКАТЬСЯ - бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться

КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt)

РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается

В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время

Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут» (Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя).

8. Словесное рисование

Какие бы иллюстрации вы нарисовали к стихотворению?

Откройте учебник – страница 46. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

Какое сравнение изобразил художник?

9. Подготовка к выразительному чтению

Сколько героев в этом произведении? (Три: мальчик, утенок, автор – Саша Черный)

Что они делают? (Мальчик тискает утенка. Утенок рвется прочь. Автор – взрослый, поэт убеждает мальчика не тискать утенка.)

Как автор убеждает мальчика не тискать утенка? (Советует, настойчиво просит).

Как будем читать стихотворение? (Будем убеждать).

Попробуем вместе с автором убедить мальчика.

Прочитайте стихотворение про себя.

10. Выразительное чтение стихотворения

Что хотел сказать автор нам этими стихами? Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?  НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ! ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

Чему научил вас стих?

О каких личностных качествах Саши Черного вы узнали на уроке?

(Этот человек неравнодушен к происходящему вокруг. Он призывает и нас быть неравнодушными.)

11. Итог урока

Захотелось ли вам прочитать еще и другие стихи Саши Черного? Вы можете с ними познакомиться, прочитав другие книги.

Домашнее задание я предлагаю вам на выбор:

на «5» написать стихотворение или рассказ призывающий не обижать друзей наших меньших;

на «4» выучить наизусть и нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

на «3» подготовить выразительное чтение стихотворения.

12. Рефлексия учебной деятельности.

Урок подходит к концу. А какой след в вашей душе он оставил? Какие выводы вы сделали?

На партах у вас лежат желтые листочки, я предлагаю вам их заполнить и тем самым показать, каким для вас был урок.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

Активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно