Тема урока: «Каша из топора» (русская народная сказка)
Педагогические цели:
содействовать формированию умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; создают продолжение сказки; рассказывают сказку от лица персонажа; создавать рассказ по циклу картинок; объясняют значение устойчивых выражений; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов; Рассказывают о чувствах, которые вызывает картина; сопоставляют впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства;
Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учёбную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия;
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные:
прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
Много сказочных событий
Поджидает нынче нас.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Посмотрите на картинки, изображённые на доске. Они помогут вам узнать тему сегодняшнего урока.
Назовите тему урока. (Русская народная сказка «Каша из топора»).
III. Постановка учебной задачи
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте цель урока.
Прочитать… (Русскую народную сказку «Каша из топора»)
Проанализировать… (эту сказку)
Учиться… (выразительно её читать).
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Словарная разминка.
Прочтение сказки.
Соотнесение иллюстраций к сказке с её повествованием.
В чем иллюстрации к сказке не соответствуют повествованию?
В сказке сказано: «Тут он приметил топор без топорища» — на иллюстрациях изображен топор с топорищем.
На второй иллюстрации (с. 58), кроме того, нарисованы репа, огурец, зеленый лук и хлеб. Художник развил идею ожидаемой щедрости старухи.
Развитие внимания к внутреннему состоянию человека, определяющему его поступки. Работа над заданиями 1,4, 6 (с. 58)
Почему старуха, у которой «всего вдоволь», «прикинулась» сиротой?
Вы совершенно верно выделили ее жадность и глупость.
Почему солдат ел кашу и посмеивайся?
Его замечательная незлобивость, чувство юмора помогают «служивому».
Почему он не ушел, после того как старуха отказалась накормить его?
Солдат наблюдателен. Он сразу понял, оглядев избу, что хозяйка не «бедная сирота».
Он находчив, отлично понимает другого человека. Жадность старухи и ее глупость заставляют ее поверить в намерение солдата приготовить кашу из ничего — из топора.
Первичное закрепление
Какой показалась тебе эта сказка: смешной, грустной, страшной или еще какой-то? Объясни свое мнение
Варианты ответов:
Сказка смешная. Уж очень жадной и глупой была старуха.
Эта сказка не грустная, потому что солдат ничего плохого старухе не сделал. Он еще ей кашу сварил.
Немножко печально, потому что бывают такие жадные, как эта старуха. Она даже солдату, который ее защищал, не хотела дать еды.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Перечисли все продукты, которые положил в кашу солдат. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Задание 3 на стр. 58.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
IX. Домашнее задание
Дома чтение сказки «Кукушка» (с. 59), вопрос 1 (с. 60), словарная разминка.