СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Текст как речевое произведение" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Текст как речевое произведение" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Текст как речевое произведение" 7 класс»

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: Текст как речевое произведение

Цель: Сформировать представление о тексте как целостном и связном речевом произведении, выявить его основные признаки.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Обобщить и систематизировать знания о тексте.

    • Выделить основные признаки текста (тема, основная мысль, связность, цельность, завершенность).

    • Уметь анализировать предложенные отрывки с точки зрения их соответствия понятию "текст".

  • Развивающие:

    • Развивать умение определять тему и основную мысль текста.

    • Развивать умение устанавливать логические связи между предложениями в тексте.

    • Развивать навыки анализа текста.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к русскому языку и культуре.

    • Формировать умение внимательно относиться к слову.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • Учебник русского языка для 7 класса.

  • Раздаточный материал с текстами.

  • Мультимедийный проектор (желательно).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Определение темы и целей урока.

    • Учитель: "Сегодня мы поговорим о тексте. Что для вас значит слово 'текст'? Какие ассоциации оно вызывает?" (Запись ассоциаций на доске)

    • Учитель подводит к мысли о том, что текст - это не просто набор предложений, а нечто большее.

II. Актуализация знаний (5 мин)

  • Беседа по вопросам:

    • Что такое предложение?

    • Какие типы предложений вы знаете?

    • Как связываются предложения в речи?

  • Упражнение:

    • Учитель предлагает несколько отдельных предложений, не связанных между собой, и просит учащихся подумать, можно ли их назвать текстом.

    • Обсуждение результатов упражнения.

III. Изучение нового материала (20 мин)

  1. Понятие текста.

    • Учитель объясняет, что текст – это два или более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

    • Определение текста в учебнике (запись в тетрадь).

  2. Признаки текста.

    • Работа с учебником/презентацией:

      • Тема текста: о чем говорится в тексте.

      • Основная мысль текста: что хотел сказать автор.

      • Связность текста: предложения объединены друг с другом с помощью различных средств (лексический повтор, синонимы, антонимы, местоимения, союзы и т.д.).

      • Цельность текста: все предложения подчинены одной теме и основной мысли.

      • Завершенность текста: наличие в тексте вступления, основной части и заключения (не всегда обязательно).

    • Учитель приводит примеры, иллюстрирующие каждый признак текста.

    • Пример: Предлагается отрывок из художественного произведения. Ученики должны определить тему, основную мысль и указать, какие средства связи используются между предложениями.

IV. Закрепление изученного материала (15 мин)

  • Работа в группах/парах:

    • Учащимся предлагаются карточки с различными отрывками текста.

    • Задание: Определить, является ли данный отрывок текстом. Если является, то:

      • Определить тему и основную мысль.

      • Указать средства связи между предложениями.

      • Оценить цельность и завершенность отрывка.

    • Обсуждение результатов работы групп/пар.

  • Упражнение из учебника (на определение признаков текста).

V. Подведение итогов урока (3 мин)

  • Обобщение основных понятий, изученных на уроке.

  • Вопросы учителя:

    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    • Что вам показалось наиболее интересным?

    • Какие трудности у вас возникли?

  • Выставление оценок.

VI. Домашнее задание (2 мин)

  • Прочитать параграф в учебнике.

  • Найти в художественной литературе небольшой текст (5-7 предложений) и проанализировать его по признакам текста.

Пример раздаточного материала (карточки с отрывками):

Карточка 1:

"Солнце светило ярко. На улице было тепло. Я пошел гулять. Мне встретилась собака. Она была очень большая."

Карточка 2:

"Осень – это прекрасная пора. Листья на деревьях становятся желтыми, красными и оранжевыми. Птицы улетают в теплые края. Начинаются дожди."

Карточка 3:

"Текст. Книга. Компьютер. Стол."