№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма работы | Результат |
1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.(2мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включая в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке. | беседа | Проговаривание стихотворения – правила поведения на уроке. На уроке я сижу, Не стучу и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят - отвечаю | Вспоминают правила поведения на уроке | фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(5-7мин) Цель: повторение изученного материала необходимое для открытий новых знаний, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. (4-5 мин)
| Устные упражнения: 1. Задача в стихах. 2.Повторение О величинах Блиц – опрос | На коньках катались дети. Всех их вместе было 10. 7 мальчишек среди них. А девчонок? Сколько их? Что такое величина? Какие величины вы знаете? А как они обозначаются? Почему длину можно назвать величиной? Является ли сантиметр величиной? Почему массу можно назвать величиной? Какие единицы измерения массы вам известны? | Их было 3 Это то, что можно измерить и результат выразить числом Длины, массы, см. кг. Можно измерить и записать числом Нет, так как это единица измерения Потому, что массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Килограмм. | Фронтальная Индивидуальная Беседа | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Определение темы и цели урока. (1-2 мин) Цель: организовать формулировку темы и постановку цели урока. | | Вы уже знакомы с такими величинами как, длина, масса, а можно ли жидкость измерить в сантиметрах? А как вы думаете, какой единицей можно измерить жидкость? Так какова же тема, цель нашего урока, с чем же мы сегодня познакомимся? Какова её мера измерения? А сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной величиной. Как вы считаете с какой? Сегодня мы будем знакомиться с новым понятием объём и литр. | Предположения детей. | Беседа | Формирование УУД: (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать вопрос с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. 4. Построение проекта выхода из затруднения. (7-10мин) Цель: решать устные задачи и обсуждение проекта её рашения. | 1.Практическая работа. 2. Сравнение объёмов чашки и стакана | У меня на столе находится два разных сосуда: стеклянная банка и пластиковая бутылка. Что общего у этих предметов? В какой сосуд воды войдёт больше? Как это проверить? Говорят, что вместимость( или объём) одного сосуда больше или меньше другого. Ребята объёмы можно сравнивать. Давайте объём стеклянной банки обозначим буквой А, а объём пластиковой бутылки буквой Б. Какой знак поставим между буквами А и Б и Б и А. Почему? Какое новое свойство предметов узнали? А теперь открыли учебники на стр.10 и выполните задание1. Является ли объём величиной? Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Вы правы иногда это можно определить визуально, на глаз. Например, объём ложки и объёма кастрюли, как вы думаете, что меньше? А если взять кувшин и бочку. Давайте потренируемся. Будем определять объём на глаз, для этого откройте тетради на стр.10 №2. Я буду читать задания, а вы слушать и отвечать на вопросы. Начинаем сравнивать банки под 1,2 и 3 рисунком. В какую банку входит воды меньше, и так проделываем и с остальными 2 случаями. Продолжим нашу тренировку. Что больше: объём бочки или объём ведра? Объём ложки или тарелки? Объём графина или кастрюли? Мы ещё раз убедились, что объём – это величина, т.к можно сравнивать сосуды по объёму. | В них можно налить жидкость. Наполнив водой один сосуд и перелить воду из него в другой, мы узнаем в какой сосуд воды войдёт больше. Слушают учителя АБ Б Предметы можно сравнивать по объёму Да, т.к объём можно сравнивать. Нет. Объём ложки меньше объёма кастрюли Объём кувшина меньше объёма бочки. На первом рисунке в банку А входит меньше воды, чем в банку Б, поэтому надо записать А На втором рисунке банки одинаковые, поэтому А=Б, а на третьем рисунке АБ Бочки Тарелки Кастрюли | Практическая Беседа Фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | Динамическая пауза | | Включение видео фрагмента физминутки и я делаю вместе с детьми. | Повторяют за учителем и персонажем с видео фрагмента | групповая | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция. (Л) совместное выполнение занятия. |
6. | 6. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: организовывать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез. Организовать первичное закрепления полученной информации | Работа по теме урока. 1. Единая мерка для измерения объёма 2.Исторические Сведения об измерении объёмов литр. 3.Сложение и вычитание объёмов. | На странице 10 посмотрите №3.В каких ситуациях невозможно сравнить сосуды по объёму с помощью переливания? (показать примеры ведро и тарелка, ложка и кастрюля, кувшин и бочка). Как измерить объём сосуда? Какую мерку взяли, чтобы измерить объём сосудов А и Б. Какие можно взять мерки? А теперь на странице 10 посмотрите №4 и №5. Какие единицы измерения использовались в этих задачах? Рассказ учителя о древних мерках измерения. Сейчас мы с вами поработаем на странице 11, а №7. Нам необходимо проверить, одинаковыми ли мерками выражены компоненты действий. | Мерку С Стаканы, литры Выходят к доске, после того, как их вызовет учитель | Фронтальная Индивидуальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7. | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: зафиксировать новые знания полученные на уроке. | 2.Задача на логическое мышление. | Откройте на странице 11 №9. Дети должны догадаться, что к каждому предмету, нарисованному справа, надо подобрать футляр, нарисованный слева. После этого в таблице под номером предмета надо записать букву, соответствующая выбранному футляру. Например таблетки под №4 надо положить в футляр «ь», если футляр подобран правильно, то в таблице должно появиться слово больница. | Открывают задачу Выполняют. Получили слово «Больница» | Индивидуальная групповая | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
8. | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Беседа | Какова была тема нашего урока? Какой единицей измеряется объём? Как кратко обозначается литр и как он записывается у числа? А, чем является объём? Что нужно сделать, чтобы измерить объём сосуда? Сравнивать, складывать и вычитать объёмы можно только тогда, когда они измерены одной и той же меркой. Древние единицы объёма были не точны. Сейчас в качестве мерок используются единицы для всех единиц измерения объёма(эталоны). Одной из них является литр. | Объём. литр л и у числа ставится л без точки Величиной Нужно выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок содержится в этом сосуде. | | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |