Просмотр содержимого документа
«Корень слова 5 класс»
Внимательно слушайте - и всё услышите.
Внимательно смотрите - и всё увидите.
Думайте - и всё поймёте.
Путешествие по стране «Морфемика»!
Вспоминаем
- Морфемика-раздел науки о языке, который изучает
- Морфема- это
- Я знаю морфемы:
морфемы
значимая часть слова
приставка, корень, суффикс,
окончание
Чего не хватает у слов?
-ушек
-ец
-ница
-н-ый
хлебушек
хлебец
хлебница
хлебный
Корень слова
Седьмое февраля. Классная работа. Корень слова
Я, как морфема, очень важна!
Слово не может быть без меня!
Я хочу узнать новое о корне слова
Мне надо учиться находить корень слова и однокоренные слова
Я хочу развивать орфографическую грамотность
приехать
лошадка
яблочко
поиграть
хорошо
Секрет 1: Корень – главная значимая часть слова.
Работа с учебником
- § 72, стр. 12, прочитайте слова и ответьте на вопросы. Стр. 13 прочитайте правило в рамке, запишите в СТ и выучите.
Словообразовательное гнездо
белый
белизна
беловатый
беловатенький
белить
побелить
отбелить
белёный
побелка
белила
10
Словообразовательное гнездо
беловатенький
беловатый
белизна
белый
побелить
побелка
белить
белила (сущ.)
отбелить
белёный
В словообразовательном гнезде указано, какое слово от какого образовано.
10
Выберите однокоренные слова, распределите по группам:
- Белый, побелка, белка, белизна, беличий, набело, белочка.
Секрет 2: В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов
Выполните упр. 428
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Секрет 3:
Чтобы определить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова
Распределите слова по значению корня.
- Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.
Проверяем
- Цел ина, цел ьный, цел иком, цел инный, цел ый, цел инник, у цел еть.
- При цель ный, цел евой, при цел , на цел енный, цель .
- Гор ный, гор ы, гор истый.
- От гор еть, за гор елый, за гор ел.
Секрет 4:
Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи
Секреты КОРНЯ:
1.Корень – главная значимая часть слова.
2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.
4. Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
(запишите в СТ)
Тест
- Выбери верное утверждение.
- 1. Корень – это...
- А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.
- 2. В корне заключено...
- А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов.
- 3. Чтобы найти корень, нужно...
- А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова
- 4. Однокоренные слова...
- А) могут быть только одной частью речи,
- Б) могут быть только разными частями речи,
- В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
- 5. В какой строке записаны однокоренные слова?
- А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);
- Б) купить, купаться, купание;
- В) трава, травяной, травинка.
- 6. Найдите группу однокоренных слов:
- А) Гора, горчица, гореть;
- Б) росток, рослый, роса;
- В) лук, луковый, лучок.
-
Ответы
- 1-А «5»- 6 б.
- 2-В «4»- 5 б.
- 3-Б «3»- 3-4 б.
- 4-В «2»- 1-2 б.
- 5-В
- 6-В
- Сегодня на уроке я научился…
- Особенно мне удалось…
- Я понял, что…
- Мне было интересно, потому что…
- Мне показалось важным, что…
Домашнее задание:
- 1) Постройте словообразовательное гнездо из родственных слов с корнями -чуд- (чудо) и – земл- (земля).
Спасибо за урок!