Методические рекомендации по развитию математической грамотности
« Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину ».
Сущность понятия «грамотности» определяется признаками:
- пониманием роли математики в реальном мире,
- высказыванием обоснованных математических суждений,
- использованием математики для удовлетворения потребностей человека.
Теоретическое обоснование:
Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов:
- фундаментальные математические идеи: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» .
- математическая компетентность - это сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности :
- Первый уровень включает воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
- Второй – установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимого для решения поставленной проблемы;
- Третий – математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Цели:
С помощью различных образовательных технологий наряду с формированием предметных знаний и умений обеспечивать развитие у учащихся математической грамотности. В дальнейшем это умение будет способствовать успешности выпускника школы во взрослой жизни.
Задачи:
- научить распознавать проблемы , возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
- научить формулировать эти проблемы на языке математики;
- научить решать эти проблемы , используя математические знания и методы;
- научить анализировать использованные методы решения;
- научить интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- научить формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Формула грамотности
«ОВЛАДЕНИЕ =
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
НА ПРАКТИКЕ»
Геометрия
1) Какая из этих фигур имеет наибольшую площадь?
2) Длина автомобиля 3,5 метра. Какова длина здания?
3) На рисунке изображена лестница с 14 ступеньками, высота которой 252 см.
Какова высота каждой из 14 ступенек?
Какая из фигур имеет наибольшую площадь? Ответ объясните.
Гео графия
ПЛОЩАДЬ КОНТИНЕНТА
Представление информации в различных данных
ОГРАБЛЕНИЯ
В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений».
Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы?
КУБИКИ
На фотографии видны 6 кубиков, обозначенных буквами от a до f . Для каждого из них выполняется следующее правило: сумма точек, изображённых на двух любых противоположных гранях кубика, всегда равно семи.
В каждой клетке таблицы запишите число точек, которые изображены на НИЖНЕЙ грани соответствующего кубика.
Представление информации в различных данных
ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ
"Улитка" – это диаграмма тормозного пути для транспортных средств в хороших условиях торможения (когда водитель внимателен, тормоза и шины в отличном состоянии, дорога сухая с хорошей поверхностью). Диаграмма показывает на сколько тормозной путь зависит от скорости.
Вопрос 1: Если транспортное средство движется со скоростью 110км/ч, каким будет расстояние пробега машины за время реакции водителя?
Вопрос 2: Транспортное средство движется со скоростью 110км/ч, какое расстояние пройдёт автомобиль до полной остановки?
Вопрос 3: Транспортное средство движется со скоростью 110км/ч, сколько времени проедет автомобиль до полной остановки?
Вопрос 4: Если транспортное средство движется со скоростью 110км/ч, каким будет тормозной путь машины?
Вопрос 5: Водитель, путешествуя в хороших условиях, при торможении останавливает автомобиль через 70,7 метра. С какой скоростью двигался автомобиль до торможения?
Тормозной путь
Расстояние за время реакции водителя