Методическая разработка: «Формирование навыка первоначального письма».
Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности. Письмо требует от пишущего высокой сосредоточенности, напряжённой работы мозгового аппарата и волевой сферы, активизации внутренних мыслительных процессов
Пишущий должен:
1 – отчетливо представить предмет сообщения (о чём будет идти речь);
2 – создать возможный и удачный план развёртывания содержания, отобрать нужный материал, нужные слова
3 – соединить эти слова в предложения, связать одно предложение с другим
4 – соотнести каждое из слов и предложений с правильностью написания
5 – каллиграфически ясно начертать букву, слово и текст в целом
В письме, как и в чтении, выделяются две стороны: смысловая и техническая
Цель уроков письма – формирование графически чёткого, правильного, достаточно скорого письма
Задачи урока письма:
- сформировать такие навыки, чтобы при переходе к скорописи сохранились чёткость и правильность письма: укрепление руки, улучшение координации движения, ориентировка на странице прописи
- ознакомить с правилами гигиены письма, владения инструментарием письма: как сидеть, как держать ручку, как ляжет пропись.
- изучать, закреплять и совершенствовать форму букв, наклон, расстояние, соединение, высоту, исправление, индивидуальные недостатки почерка
Требования, предъявляемые к письму
1 – графическая чёткость
2 – разборчивость
3 – равнонаклонность
4 – соблюдение одинаковой высоты букв
5 – соблюдение строки
6 – знание основных и соединительных элементов каждой буквы
7 – знание порядка написания каждой буквы
8 – безотрывность (плавность)
9 – умение анализировать написанную букву и отличать правильное написание от неправильного
Методы обучения письму:
1 – копирование (перерисовывание)
2 – тактирование (письмо под счёт)
3 – генетический – обучение от простого к сложному. В современной методике не учитывается письмо букв. Проявляет себя на уроках каллиграфии
4 – линейный (Илюхина), дополнительная разлиновка
5 – метод Карстера предполагает тренировку пишущей руки до письма
Методические рекомендации проведения уроков письма
- постоянно вести работу над правильностью письма
- разнообразить формы упражнений в письме
- все виды деятельности должны быть обучающими
- непрерывность письма в период обучения грамоте составляет не более 5 минут
- обязательные физкультминутки
- побуждать детей к красивому и правильному письму, используя систему поощрений
- применять на уроках трафареты, лекало, штриховки, тетради
- использовать дополнительную разлиновку в тетрадях и прописях, если это необходимо
- применять систему учёта сформированности навыка письма
- анализировать возможные и типичные ошибки, допускаемые учащимися при письме (нарушение наклона и параллельности, пропорции, искажение элементов букв, содержащие закругления или изогнутые линии, пропуски элементов в буквах, пропуски букв)
- использовать опыт лучших педагогов