Методическая разработка учебного занятия с использованием инновационных педагогических технологий
Технологическая карта урока.
Ф.И.О.: | Шестакова Виктория Леонидовна |
Место проведения: | ГБПОУ РО ДОН-ТЕКС |
Предмет | Физическая культура |
Класс | Курс 1 |
Тема урока | Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. |
Тип урока | Закрепления и повторения ранее изученного материала |
Направленность урока | Образовательно – обучающая |
Цели урока | 1. Предметная: Способствовать формированию ценностного отношения учащихся к собственному здоровью через изучение методов самоконтроля и ведение дневника самоконтроля. 2.Метапредметная: 2.1.Позновательная: Создать условия для реализации потребности учащихся в определении собственного функционального состояния организма. 2.2.Регулятивная: Учить выполнять способы самоконтроля, самооценку функционального состояния своего организма, осуществлять осознанный выбор методов самоконтроля в познавательной деятельности. 2.3.Коммуникативная: Способствовать овладению умением вести дискуссию об эффективности методов самоконтроля, обсуждать содержание дневника самоконтроля и результаты совместной деятельности по определению функционального состояния, находить компромиссы при принятии общих решений. 3. Личностная: Способствовать формированию у учащихся способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение урока | Физическая культура. Тестовый контроль. / В.И. Лях – Москва: « Просвещение», 2014 Презентация «Приёмы организации самоконтроля учащихся на занятиях физической культуры и спорта"./ Шестакова В.Л. |
Материально-техническое обеспечение урока | Оборудование и инвентарь: секундомер, весы, динамометр, мат гимнастический, измерительная лента, тонометр, проектор, ПК, экран. |
Этап деятельности (технологии) | Характеристика деятельности |
Преподавателя | Обучающегося |
1.Ценностно-смысловой (создание проблемной ситуации) | Проводит построение обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. -На прошлом уроке мы разобрали какие существуют методы самоконтроля. Давайте сейчас мы назовём их. Для чего необходимо знать и применять эти методы? Стартует городская спартакиада студентов. Обычно состав команды определяла я самостоятельно, руководствуясь результатами, показанными на зачётных уроках. Но сегодня вы поможете мне определить состав команды, кто из вас сможет успешно выступить. | Обучающиеся называют существующие методы самоконтроля: объективные и субъективные. Для оценки своего физического состояния, готовности заниматься физическими упражнениями и спортом. Следить за влиянием физических упражнений на организм. |
2.Мотивационно-целевой (формулирование проблемы) | Предлагаю вам, для решения данной проблемы, используя методы самоконтроля, помочь мне определить, кто наиболее физически подготовлен и мог бы принять участие в соревнованиях. Прошу вас разделиться на группы по2-3 человека. Каждая группа представит своего кандидата, и проведёт исследования его физического состояния. | Познавательные: Выделить и сформулировать цель Коммуникативные: Обучающиеся делятся на группы. Представляют своих кандидатов для участия в исследовании. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Действуют с учётом выделенных ориентиров. |
3. Ориентировочный (проектный) (выдвижение гипотез) | Как вы думаете, какие методы будут наиболее информативны и точнее в определении функционального состояния? | Обучающиеся выдвигают свои версии набора необходимых методов. Советуются в группах. |
4. Исполнительский (средства, способы и условия) (поиск решения проблемы) | Каждая группа получает дидактический материал. В нём перечислены все методы самоконтроля, которые мы с вами разобрали. Также методы представлены в презентации, которой можно пользоваться в своей работе. Вы можете использовать в своих исследованиях только те, которые вы считаете самыми точными, объективными и необходимыми в данной ситуации. Данные ваших исследований заносите в таблицу, построенную по принципу дневника самоконтроля. В презентации представлен его примерный образец. Через 20мин. мы выслушаем представителя от каждой группы о полученных результатах, и выводах о готовности их кандидата. Необходимо следить за правильностью подсчета пульса и частоты дыхания, фиксировать время измерений. Преподаватель оказывает необходимую помощь в измерениях, по мере обращения обучающихся. Помогает сделать выводы Преподаватель вызывает представителя каждой группы для доклада, и заносит результаты в общую таблицу. | Познавательные: Изучают полученные материалы. Выполняют все необходимые измерения, действия. Результаты оформляют в виде дневника самоконтроля. Используют в своей работе ИКТ. Коммуникативные: Советуются с представителями своей группы и соседней. Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролируют действия партнёра. При необходимости обращаются за помощью к учителю или другим обучающимся. Личностные: Осознают свои возможности. Включаются в общение и взаимодействие со сверстниками оказывают им помощь Регулятивные: Представитель группы знакомит учащихся с итогами проведенных исследований, озвучивает общий вывод группы о функциональном состоянии испытуемого и готовности его организма к выполнению физических упражнений |
5. Результативно-оценочный (оценка результатов, формулирование выводов и их практическое применение) | А теперь вместе с вами давайте сравним полученные результаты. Как вы думаете, кто из кандидатов готов участвовать в предстоящих соревнованиях и почему? Преподаватель просит тестируемых выставить оценки за работу учащимся, которые с ним работали: - Кто, на ваш взгляд, действовал правильно, грамотно и заслуживает положительной оценки. | Познавательные: Сравнивают результаты. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу –определяют лучше подготовленных обучающихся, озвучивают примерный состав команды. Делают общий вывод. Умеют оценить результаты иследований. Личностные: Понимают значение умений определять своё функциональное состояние. Оценивают работу группы в целом и лично каждого. |
6. Рефлексия | Как вы думает? Опыт, который вы получили сегодня на уроке пригодится вам в жизни? Ели да то где? А теперь попрошу оценить вашу работу на уроке, используя аплодисменты: Неудовлетворительно - тишина; Удовлетворительно – тихо; Хорошо – громко Отлично – можно с овациями. Судя по вашей реакции, я делаю вывод, что вы на уроке поработали на «хорошо» и «отлично». С вами я соглашусь, надеюсь, что полученный опыт будет вам полезен. Всем спасибо за работу, до свидания! | Обучающиеся высказываются ,что нового и полезного узнали Оценивают свою работу. Организованно уходят. |
Дидактический материал.
Для того чтобы занятия физическими упражнениями приносили только пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать свое самочувствие. Чтобы правильно оценить данные контроля и обеспечить эффективность занятий, преподаватель или обучающийся (или родители) должны знать характеристики методов и приемов, наиболее часто используемых в целях самоконтроля.
Самоконтроль это наблюдение физкультурником или спортсменом за состоянием своего здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебный контроль. Врачебный контроль и самоконтроль – единая система охраны здоровья и всестороннего развития физкультурника и спортсмена. Самоконтроль состоит из общедоступных приемов наблюдения. В него входит учет субъективных ( самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных (вес, рост, ЖЕЛ, ЧСС, динамометрия и тр.)
Субъективные:
Самочувствие - субъективная оценка состояния, его можно характеризовать как хорошее – когда отсутствуют какие- либо необычные ощущения (вялость, тошнота, боль, головокружение); удовлетворительное – при незначительном проявлении вышеприведенных ощущений; плохое - при резко выраженной усталости, появлении боли в мышцах, упадке настроения, которое часто сопровождается головокружением и головной болью.
При проявлении плохого самочувствия в дневнике самоконтроля необходимо отметить, когда и при каком выполнении упражнений появились эти ощущения, наблюдались ли они после выполнения этих упражнений с меньшей интенсивностью или меньшей продолжительностью
Сон – основной процесс в организме, обеспечивающий отдых и восстановление сил. Во время сна восстанавливается работоспособность всех тканей и органов, и в первую очередь нервной системы. Особое значение в этом отношении имеют продолжительность и правильный режим сна. При чрезмерно высоких нагрузках может возникнуть бессонница, неспокойный сон или наоборот – повышенная сонливость. После такого сна нет ощущения бодрости. В дневнике самоконтроля отмечаются: длительность сна, процесс засыпания, пробуждения во время сна, наличие сновидений.
Аппетит – характеризуется в дневнике самоконтроля как нормальный, сниженный или повышенный. Его отсутствие или ухудшение часто указывают на утомление или болезненное состояние.
Желание заниматься физическими упражнениями - присуще всем здоровым людям. Отсутствие желания заниматься ими или безразличие к ним являются важными признаками ранних стадий переутомления. В графе отмечается «занятия с удовольствие», «безразлично», « нет желания», «апатия».
Объективные.
Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) – представляет собой объем воздуха, выдыхаемый при максимально глубоком выдохе, которому предшествует максимальный вдох. Измеряется прибором сухим спирометром. Величина ЖЕЛ относительно постоянна.
Вес – с началом тренировочных занятий вес тела значительно снижается, так как уменьшается количество воды и происходит частичное расщепление жира. Через 3-4 недели вес начинает незначительно увеличиваться за счет увеличения мышечной массы, после чего стабилизируется. В последующем могут отмечаться небольшие колебания в весе, связанные с физическими нагрузками, но эти изменения быстро проходят.
Сила мышц кисти – измеряется динамометром на левой и правой руке. При утомлении сила мышц кисти снижается
Частота дыхания. В покое частота дыхания человека в среднем составляет 12-16 раз в минуту. При физической нагрузке происходит учащение дыхания: при средней нагрузке-до18-20 раз в мин., при значительной - до 20-30 раз в мин., подсчитывают частоту дыхания за 30с. Количество дыханий считают, положив руку спереди на нижнюю часть грудной клетки верхнюю часть живота. Каждый вдох и каждый выдох составляют один дыхательный цикл. Проба с задержкой дыхания может проводиться на вдохе и на выдохе. Задержка дыхания на вдохе на 40-90с., а на выдохе на 40-60- показатель нормального здоровья человека.
Частота сердечных сокращений (ЧСС)- основной объективный критерий переносимости и эффективности тренировки. У одного и того же человека частота пульса меняется в зависимости от времени суток, положения тела, характера предшествующей работы и т.д.
Существует несколько способов измерения пульса: а) тремя пальцами на запястье; б) большим и указательными пальцами на шее; в) кончиками пальцев на виске. Обычно с помощью секундомера подсчитывается пульс за 10с. И умножается на 6. Сразу же после окончания нагрузки пульс может быть равен 100-120 ударов (легкая физическая нагрузка) , 130 -150 (средняя) и выше. Через 8-10мин. пульс возвращается к исходным цифрам. После значительных усилий – возвращается к норме позже. Чем здоровее и тренированнее человек, тем быстрее восстанавливается к исходной величине.
Артериальное давление. Величина кровяного давления является одной из важнейших констант, характеризующих функциональное состояние организма. Давление определяется работой сердца и тонусом артериальных сосудов и способно изменяться в зависимости от фаз сердечного цикла. Различают систолическое, или максимальное давление, создаваемое сердцем во время систолы (СД), и диастолическое, или минимальное, давление (ДД), формируемое преимущественно тонусом сосудов. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым артериальным давлением (ПАД).
У человека артериальное давление (АД) в норме составляет в пределах от 110/70 до 130/80 мм рт. ст. в покое. Под влиянием физической нагрузки СД повышается, достигая 180–200 и более мм рт. ст., а ДД, как правило, колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., иногда понижается до 40–50 мм рт. ст.
Для самоконтроля можно использовать пробы
Проба с приседаниями. Измерить пульс, затем выполнить 20 приседаний в темпе 1 присед в 1с- и посмотреть, вернется ли пульс за 3мин. К его величине до начала упражнения.
Время восстановления пульса до исходного уровня к третьей минуте считается хорошим, к 4-5 минуте – удовлетворительным, к 6 минутам и более_
неудовлетворительным.
Ортостатическая проба. Подсчитать пульс в положении лежа, затем подъем без резкого усилия в положение стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 ударов в минуту, то это может свидетельствовать о недостаточном восстановлении функций организма в результате переутомления или перенесенной болезни.
Оргоклиностатическая проба — определение ЧСС при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме отмечается урежение пульса на 4—6 ударов в 1 мин. Более выраженное замедление пульса указывает на повышенный тонус вегетативной нервной системы. Чем выше тренированность спортсмена, тем меньше разница ЧСС при ортоклиностатической пробе.
Проба с задержкой дыхания (проба Штанге). Необходимо сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, после чего задержать дыхание, зажав нос большим и указательным пальцами и зафиксировав по секундомеру время задержки дыхания. Оно должно составлять не менее 20—30 с (хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыхание на 60—120 с). По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, однако при переутомлении или перетренированности занимающегося возможность задержать дыхание резко снижается. Аналогичную пробу проводят с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча). При этом задержка дыхания должна составлять 20—30 с (у хорошо тренированных спортсменов — 60—90 с).
Функциональная проба Руфье. Перед выполнением пробы необходим 5-ти минутный отдых в исходном положении лежа. Затем подсчитывается пульс за 15 секунд и пересчитывается на ЧСС в одну минуту (Р1). Испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 сек и вновь ложится, сразу измеряя ЧСС за 15 сек (Р2), затем за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р3). Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона:
ИРД =
(Р2 – 70) + (Р3 – Р1)
10
При величине индекса до 2,9 дается отличная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, от 3 до 6 — хорошая, от 6 до 8 — удовлетворительная, выше 8 — плохая.
Функциональная проба с бегом. Перед пробой фиксируются ЧСС и АД в покое. Затем выполняется бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свободное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 15-секундного интервала и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить артериальное давление (если представляется такая возможность) и зафиксировать этот показатель в протокол. Далее подсчитывается пульс на 2, 3 и 4-й минутах восстановления. После измерения частоты сердечных сокращений при наличии аппарата необходимо измерять и регистрировать показатели АД в те же минуты периода восстановления.
Степ-тест Кэрша. Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет «раз» поставьте одну ногу на скамью, на «два» — другую, на «три» — опустите одну ногу на землю, на «четыре» — другую. Темп должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 сек, 24 — за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончанию теста сядьте и подсчитайте пульс.
Пульс следует подсчитывать в течение 1 мин, чтобы определить не только его частоту, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки.отлично- 74-82; хоршо-83-90; удовлетворительно -91-100,; плохо- 101-107
Фамилия, имя_____________ группа____________
Показатели | До нагрузки (в начале года) | После нагрузки (в конце года) | Время восстановления, выводы |
1.Рост (см) | | |
2.Вес (кг) | | |
3.Окружность грудной клетки (см) | | |
4.Динамометрия (кг) | | | |
5.ЖЕЛ (при наличии спирометра) (см) | | |
6.Частота дыхания (раз) | | | |
7. ЧСС, Проба с приседаниями (удар в мин) | | | |
8.ЧСС, ортостатическая проба (удар в мин) | | | |
Оргоклиностатическая проба | | | |
Проба с задержкой дыхания (проба Штанге). | | | |
Функциональная проба Руфье | | | |
Функциональная проба с бегом. | | | |
Степ-тест Кэрша. | | | |
9.Самочувствие | | |
10.Сон. | | |
11.Аппетит | | |
12.Желание заниматься физ. Упражнениями. | | |
Вывод о физическом состоянии_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________