СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа - комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, представленных в виде учебно-тематического  плана, календарно-тематического  плана, рабочих программ, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»





Принята на заседании методсовета совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ








Разработчики:

Третьякова Л.Т. – старший методист

Бабешкина Н.А. - методист

















Ростов-на-Дону

2017


Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Введение (для авторских программ).

  3. Пояснительную записку.

  4. Учебно-тематический план.

  5. Содержание программы.

  6. Формы контроля и оценочные материалы.

  7. Организационно-педагогические условия реализации программы.

  8. Список литературы.

(Из приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844) .
































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»




Принята на заседании методсовета совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года


УТВЕРЖДАЮ

Директор ______________________

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года






(АВТОРСКАЯ или АДАПТИРОВАННАЯ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА (НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ)

(новая редакция)



НАПРАВЛЕННОСТЬ:

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:











Разработчик (Автор):

Фамилия, имя, отчество (полностью)

должность










Ростов-на-Дону

20___


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (раздел только для авторской программы)…………………………3

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………… .стр.

  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ…………… ..стр.

  3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ……………….... стр.

  4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ…………… стр.

  5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ……………...… .стр.

  6. ТО ЖЕ ПО ТРЕТЬЕМУ И Т.Д………………………………………………... стр.

  7. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………….. стр.

  8. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ (КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ, РЕЗУЛЬТАТ)…………………………………………………………………...стр.

  9. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..стр.

  10. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….……стр.















Шрифт 14 Times New Roman

полуторный межстрочный интервал, выравнивание абзаца по ширине, с отступом первой строки 1,25 см.

размеры полей:

левое – 20 мм;

правое – 10 мм;

верхнее – 20 мм;

нижнее – 20 мм.








ВВЕДЕНИЕ

(для авторских программ)

Дополнительная общеобразовательная программа - комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, представленных в виде учебно-тематического плана, календарно-тематического плана, рабочих программ, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В данном разделе авторской программы можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сло​жившейся ситуации, выходы на социальную действительность и по​требности ребят.

Например:

Введение к авторской общеобразовательной программе «Текстильный дизайн»

Свою историю слово «дизайн» берёт от итальянского «disegno», которое в эпоху Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор, а также «проектировать, конструировать».

В более узком понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по организации комфортной для че​ловека предметной среды.

Вещи, как и люди, бывают духовными и бездуховными. Духовные имеют свою энергетику, своё звучание. Это тот второй план, кото​рый необходим человеку.

У. Моррис, английский теоретик современного дизайна, предло​жил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремес​ленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом он определяет художественные ремёсла как первооснову, из которой вышли и развились все остальные виды пластических ис​кусств.

Деятельность студии по лоскутному шитью, которое получило во всём мире официальный статус искусства дизайна, глубоко со​звучна этой идее. На практике это выражается в стремлении высо​ко держать престиж старинных ремёсел, показать, что в наши дома должны вернуться «тёплые», уютные, потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и «сердцами» мастеров.

Пример:

В программе художественной направленности «Танец линий» использован и структурирован личный опыт за несколько лет работы в качестве режиссера Театра Пластики и педагога уроков театра. Это новый синтезированный курс, в истоках которого лежат бесценные творческие работы К. Станиславского, В. Мейерхольда, М. Чехова, достижения мировой театральной культуры. В тоже время программа составлена с учетом тенденции театрального искусства нашего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики. Уже несколько лет программа «Танец линий» успешно реализуется в студии «Театр Пластики»




К сведению:

в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны ежегодно обновлять образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (п.11)

Программа реализуется в течении всего календарного года, включая каникулярное время.




































  1. Пояснительная записка


    1. Нормативно-правовая база.

Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативно - правовой базы, на которую опирался автор (разработчик) при написании дополнительной общеобразовательной программы.

Пример:

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Природа глазами души» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования учащихся»; муниципальных правовых актов; Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Центр внешкольной работы «Досуг»; Лицензии МБУ ДО ЦВР «Досуг» на образовательную деятельность.


    1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

Рекомендуется начать с краткой характеристики вида деятельности, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы.

Название дополнительной общеобразовательной программы, ее цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.

Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности учащихся.

Пример:

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный энтомолог» отнесена к программам естественнонаучной направленности. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно­-исследовательской деятельности и т.д.


    1. Актуальность программы

Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем учащимся в современных условиях нужна данная конкретная программа.

Актуальность может базироваться:

  • на анализе социальных проблем;

  • на материалах научных исследований;

  • на анализе педагогического опыта;

  • на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

  • на современных требованиях модернизации системы образования;

  • на потенциале образовательной организации;

  • на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Пример:

  1. Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны учащихся на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества.

  2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров - организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

  3. Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку учащегося, и его оценку в глазах окружающих.


    1. Отличительные особенности программы

В данном подразделе нужно указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).

Пример:

  1. В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Необходимость разработки настоящей программы продиктована концептуальными положениями Программы деятельности ГБОУ ... , связанными с задачами совершенствования ... . Отличительные особенности программы обусловлены ....

  2. Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

  3. От существующей типовой программы по радиоспорту настоя­щая программа «Спортивная радиопеленгация» отличается струк­турным построением и параметрами многолетней тренировки спор­тсменов с учётом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации, оптимальным набором и соотношением времени применяемых средств, методов физической и технико-тактической подготовки, планами-схемами годичных циклов тренировочного процесса, особенностями психологического сопровождения.



    1. Педагогическая целесо­образность программы.

Формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современ­ным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе пред­лагаемой учащимся деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).

Пример:

В настоящее время в Интернете и на электронных носителях широко представлены муль­тимедийные познавательные и образовательные ресурсы, знакомящие детей и подростков с тради­циями мировой художественной культуры. Однако обилие информационных источников чаще не до­стигает желаемой цели - избыток информации, не подкрепленной непосредственными эмоциональ­ными и творческими впечатлениями, не пробужда­ет интереса, а подчас вызывает отторжение из-за непосильного объема и чуждости по отношению к личному жизненному опыту. Для эффективного ис­пользования мультимедийных ресурсов (интерак­тивных карт, виртуальных туров, электронных при­ложений), вводящих в мир художественной культуры, требуются специальные педагогические технологии. Настоящая программа представляет собой свое­образный экспресс-курс по изучению младшими школьниками музыкальных традиций разных стран с помощью возможностей мультимедиа. Содержание программы включает в себя серию виртуальных авиапутешествий в разные города мира, во время которых школьники знакомятся с яркими особенно­стями национальных музыкальных и художествен­ных традиций. Программа предполагает интеграцию разных областей знания - комплексное развитие художественных и страноведческих представлений младших школьников, которые получают возмож­ность расширить кругозор и упрочить знания одно­временно в области географии и истории искусств, а также систематизировать знания в области куль­турологии.

Таким образом, педагогическая целесообраз­ность программы обусловлена возможностью при­общения школьников к лучшим традициям мировой музыкальной и художественной культуры через занимательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности.







    1. Новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

  • новое решение проблем дополнительного образования;

  • новые методики преподавания;

  • новые педагогические технологии в проведении занятий;

  • нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Пример:

  1. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

  2. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.


    1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы


Общая формулировка образовательных намерений педагога, связана с темой и содержанием программы, позволяет установить, какой результат предполагается получить при её достижении, какими средствами; реальна, контролируема, достижима Формулировка цели программы соответствует современным требованиям к образовательной деятельности с учетом нормативных документов, отражает направленность образовательной деятельности на личностное развитие учащихся (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и др.).

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.

Результаты достижения цели должны быть измеримы.

Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности учащихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цели могут быть направлены:

  • на развитие учащегося в целом;

  • на развитие определенных способностей учащегося;

  • на обеспечение каждому учащемуся требуемого уровня образования;

  • на формирование у каждого учащегося умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

  • на воспитание учащихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

  • на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно-ценных личностных качеств;

  • обеспечение гармоничного эстетического и физического развития;

  • выработку навыков здорового образа жизни;

  • на обучение учащихся трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Формулировка цели программы соответствует современным требованиям к образовательной деятельности с учетом нормативных документов, отражает направленность образовательной деятельности на личностное развитие учащихся (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и др.). Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные и глаголы:


Пример:

Цель - развитие познавательно-творческих и музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе культурно-эстетического воспитания и формирования системных знаний о традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира.


Пример:

  1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения

  2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие учащимся этических и...

  3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.

  4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара


Задачи подразделяются на:

  • обучающие задачи, которые направлены на организацию образовательной деятельности по усвоению новых знаний, умений и навыков, характерных для данной предметной области;

  • воспитательные, которые ориентированы на организацию образовательной деятельности по формированию и развитию у учащихся социально-значимых личностных качеств: когнитивных (познавательных), духовно-нравственных, ценностно-смысловых, общекультурных, гражданско-патриотических и др.;

  • развивающие задачи, которые ориентированы на организацию образовательной деятельности по формированию и развитию ключевых компетенций учащихся, а также психических свойств личности учащихся.






Глаголы

Существительные

Способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, обучить, обеспечить, поддержать, расширить, познакомить, предоставить возможность

Помощь, развитие, приобщение, воспитание, формирование, обучение, обеспечение, поддержка, расширение, знакомство, предоставление возможности


Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:


Пример:

Обучающие задачи

  1. Обучение навыкам танцевального мастерства.

  2. Формирование музыкально-ритмических навыков.

  3. Обучение правильному дыханию.

  4. Формирование начальных навыков актерского мастерства.

  5. Формирование системы знаний, умений, навыков по основам хореографии.

  6. Организация деятельности учащихся по кор­рекции знаний, умений, навыков, усвоению учащи­мися понятий ... (вопросов).

  7. Обобщение и систематизирование знаний о ... (или по конкретной теме).

  8. Обрабатывание навыков ... (какие?).

  9. Организация работы учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, пра­вил, законов и т.п.

  10. Обеспечение закрепления понятий, правил, законов, умений.

  11. Организация деятельности учащихся по само­стоятельному применению знаний и умений в раз­нообразных ситуациях.

  12. Организация деятельности учащихся по обоб­щению и систематизации знаний по теме.


Воспитательные задачи

  1. Формирование гражданской позиции, патриотизма.

  2. Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.

  3. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательности, чувства товарищества, толерантности и т.д.).

  4. Воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к литературе и чтению.

  5. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни и гармонии тела.




Развивающие задачи

  1. Развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи и усиление ее коммуникативных свойств (выразительность), овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

  2. Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т.д.

  3. Развитие мышления: умение анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, сравнивать (умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки, параметры сравнения, умение сопоставлять, умение устанавливать сходство и различие).


Развитие мышления:

- аналитического - формирование умения выделять существенные признаки и свойства,

- синтезирующего - развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала,

- аналитико-синтезирующего - развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

- абстрактного - развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них;

- развитие умений применять знания на практике.


Развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков речи.


Развитие познавательных умений:

- формирование умений постановки проблемы, выдвижения гипотезы и ее решения;

- формирование умений составлять план, тезисы, конспект, наблюдать, ставить опыты;

- формирование и развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности;

- развитие умения наблюдать, определять цель наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов.


Развитие общетрудовых умений:

- развитие умений творчески подходить к решению разнообразных задач, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

- развитие операционно-контрольных умений пользования приборами и инструментом, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия,

- развитие умения работать в быстром темпе: читать, писать, чертить, конспектировать.


Развитие коммуникативных умений:

- приобретение коммуникативных навыков группового общения (способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать публично, стремление устанавливать отношения взаимопонимания);

- приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности.


Примерные формулировки задач программы


Учебные:

- формирование у школьников представлений о национальном своеобразии музыкальных культур разных стран мира;

- знакомство учащихся с крупнейшими композиторами России, Италии, Австрии, Германии, Франции, Испании, Англии, Польши, Норвегии, Америки как яркими представителями национальных художественных традиций этих стран;

- знакомство с музыкальными культурами разных стран во взаимосвязи с географическими представлениями;

- знакомство учащихся с ресурсами Интернета, позволяющими самостоятельно (в семейном кругу) изучать и осваивать художественные и культурные традиции разных стран мира.


Развивающий аспект:

- развитие у школьников музыкального слуха и музыкальной памяти;

- комплексное развитие страноведческих и культурологических представлений обучающихся;

- развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, а также чувства национального музыкального колорита;

- развитие у обучающихся воображения и образного мышления в процессе творческого претворения знаний из области музыкальной культуры.


Воспитательный аспект:

- формирование у младших школьников опыта эстетических переживаний;

- воспитание культуры слушания музыки;

- формирование у детей полноценного восприятия музыки как важнейшей составляющей национальной культуры той или иной страны;

- воспитание интереса, любви к отечественной культуре и музыкальным традициям, уважения к народным традициям других стран мира;

- воспитание эстетического вкуса учащихся в процессе знакомства с образцами классической и народной музыки разных стран;

- воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных традиций.


    1. Категория учащихся


В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:

  • для какой категории учащихся предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования;

  • уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность учащихся и т.д.;

  • какому возрасту учащихся адресована программа (диапазон, который охватывает возраст учащихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, занимающихся по программе;

  • наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом образовательной организации, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования);

  • предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);

  • условия приема учащихся (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора учащихся в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определенной области и т.д.

Может быть указана дополнительная информация: для какой категории детей предназначена программа (с ослабленным здоровьем, с ОВЗ, мотивированные к данному виду деятельности, др. особенности учащихся).


Пример:

  1. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Учащиеся, поступающие на программу, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам учащиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально­ориентированного уровня освоения программы.

Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие.

Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения - 12 человек; третий год обучения - 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

  1. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программ: 5-7 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет. Условия набора учащихся в коллектив: на основании прослушивания.

  2. Программа разработана для учащихся 9-12 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей).


    1. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.


Указываются формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые или всем составом объединения, предполагаемый состав (одного или разных возрастов). Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [3].


Например:

Возможные формы организации учебной деятельности учащихся

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

индивидуально-групповая

ансамблевая, оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)


Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут).

При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями учащихся, продолжительность учебного часа изменена.

Пример:

На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2-м году обучения - шесть часов в неделю (три раза по два часа).


Для учащихся 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения - 3 раза в неделю по 2 академических часа.


Методы организации образовательного процесса

Возможные методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериа­лов, иллюстраций

тренинг

беседа, объяснение

показ педагогом приёмов исполнения

вокальные упражне­ния

анализ текста

наблюдение

тренировочные упражнения

анализ структуры музыкального произ­ведения и др.

работа по образцу и др.

лабораторные работы и др.


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);

  • репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

  • частично-поисковые методы обучения (участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

  • исследовательские методы обучения (овладение учащихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).

Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Возможные формы проведения занятий:

акция круглый стол сбор аукцион круиз семинар бенефис лабораторное занятие сказка беседа эвристическая лекция смотрины вернисаж мастер-класс соревнование викторина «мозговой штурм» спектакль встреча с интересными людьми наблюдение студия выставка олимпиада творческая встреча галерея открытое занятие творческая мастерская гостиная посиделки творческий отчет



Возможные типы занятий:

  • комбинированные;

  • теоретические;

  • практические;

  • диагностические;

  • лабораторные;

  • контрольные;

  • ре­петиционные;

  • тренировочные и др.




Возможные формы проведения занятий:


акция

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж

мастер-класс

соревнование

викторина

«мозговой штурм»

спектакль

встреча с интересны­ми людьми

наблюдение

студия

выставка

олимпиада

творческая встреча

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

гостиная

посиделки

творческий отчет

диспут, дискуссия, обсуждение

поход

тренинг

занятие-игра

праздник

турнир

защита проектов

практическое занятие

фабрика

игра деловая

представление

фестиваль

игра-путешествие

презентация

чемпионат

игра сюжетно-ролевая

производственная бригада

шоу

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

класс-концерт

поход

экскурсия

КВН

размышление

экспедиция

конкурс

рейд

эксперимент

консультация

репетиция

эстафета

конференция

ринг

Ярмарка и другие

концерт

салон

и другие

*(40- 45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в со­ответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.


    1. Срок реализации программы


Срок реализации программы должен соответствовать заявленному уровню программы «Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г. № 1035) [5; 6].В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

  • временные границы, на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;

  • этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

  • количество часов на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.





Пример:

  1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения -72 часа; 2 год обучения - 108 часов; 3 год обучения - 144 часа; 4 год обучения - 216 часов. 2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

1 год обучения — 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу);

2 год обучения — 108 часов (три раза в неделю по 1 часу);

3 год обучения — 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа);

4 год обучения — 216 часов (три раза в неделю по 2 часа).

Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.


    1. Планируемые результаты освоения программы


Планируемые результаты освоения программы формулируются через перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы (обучения, воспитания, развития). Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются учащиеся на разных этапах освоения данной программы.

Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки учащихся по итогам каждого года обучения.


Примерные шаблоны-формулировки планируемых результатов освоения программы.

В данной группе результатов необходимо указать, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы.

Результаты обучения (предметные результаты)

См. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Гл. 1. Ст. 2 Обучение - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, формированию у обучающихся мотивации к получению образования в течение всей жизни.

Пример:

По окончании первого года обучения учащиеся:

будут знать /понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления ... (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

будут уметь /владеть, получат навыки, овладеют способами (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ... (НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

По окончании второго года обучения учащиеся:

будут знать /понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления ... (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

будут уметь /владеть, получат навыки, овладеют способами (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ... (НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)



Результаты воспитывающей деятельности


В данной группе результатов необходимо указать планируемые результаты, отражающие развитие социально-значимых личностных качеств учащихся в процессе воспитывающей деятельности.

См. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Гл.1. Ст.2 Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Учащиеся:

будут знать /понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления ... (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

будут уметь/владеть, получат навыки, овладеют способами (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ... (НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

Результаты развивающей деятельности

Планируемые результаты данной группы ориентированы на развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащихся в соответствии с обозначенными задачами.

Учащиеся:

будут знать /понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления ... (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

будут уметь /владеть, получат навыки, овладеют способами ... (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ... (НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ)

И др.

Пример.

Предметные результаты освоения программы

- Учащиеся будут узнавать национальный колорит традиционной музыки России, Испании, Центральной Европы, Китая, Америки.

- Учащиеся будут знать основные топонимы, связанные со становлением музыкальных культур различных стран;

- Учащиеся будут уметь отличать характерные признаки национальных музыкальных традиций разных стран, их связи с историей, природными условиями и художественными традициями.

Пример.

Предметные результаты освоения программы

- Учащиеся будут узнавать национальный колорит традиционной музыки России, Испании, Центральной Европы, Китая, Америки.

- Учащиеся будут знать основные топонимы, связанные со становлением музыкальных культур различных стран;

- Учащиеся будут уметь отличать характерные признаки национальных музыкальных традиций разных стран, их связи с историей, природными условиями и художественными традициями.


Личностные результаты освоения программ

Результаты развития обучающихся:

- у школьников возрастет заинтересованность в самостоятельном изучении музыкальной культуры и географии посредством ресурсов мультимедиа;

- проявляя эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, учащиеся будут демонстрировать большую восприимчивость к эстетической, художественной красоте ярких образцов искусства разных стран мира, осознавать их связь с национальными художественными традициями;

- учащиеся будут демонстрировать более высокие показатели музыкальной памяти и способности выявления характерных черт того или иного музыкального (художественного) стиля;

- у обучающихся будет сформировано целостное представление о страноведении как предмете, изучающем природные особенности, историю и художественные традиции разных стран мира.

Результаты воспитания обучающихся:

- школьники приобретут опыт внимательного восприятия музыкальных произведений, дополненного созерцанием природных достопримечательностей;

- у учащихся будет сформировано представление о ярких достижениях отечественной музыкальной культуры, а также уважение к народным традициям других стран мира;

- учащиеся получат опыт заинтересованного и уважительного отношения к творческим инициативам и опытам своих сверстников.


К концу первого (второго, третье­го...) года обучения воспитанник:

К концу первого (второго, третье­го...) года обучения у воспитанника:

— будет знать…

— будет сформирован устойчивая потребность…

— будет уметь…

— будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;

— будет иметь представление…

— будет развита устойчивая по­требность к самообразованию;

— будет стремиться…

— будет сформирована активная жизненная позиция…

— будет обучен…

— будут развиты творческие спо­собности…

— овладеет понятиями…

— будет воспитано уважение к нор­мам коллективной жизни.

— получит навыки…

— будет сформирован устойчивая потребность…

— расширит представления…

— будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;

— научится делать…

— будет развита устойчивая по­требность к самообразованию;

— будет знать…

— будет сформирована активная жизненная позиция…

— будет уметь…

— будут развиты творческие спо­собности…

— будет иметь представление…

— будет воспитано уважение к нор­мам коллективной жизни.

— будет стремиться…

— будет сформирован устойчивая потребность…

— будет обучен…

— будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;

— овладеет понятиями…

— будет развита устойчивая по­требность к самообразованию;

— получит навыки…

— будет сформирована активная жизненная позиция…

— расширит представления…

— будут развиты творческие спо­собности…

— научится делать…

— будет воспитано уважение к нор­мам коллективной жизни.


*Результат должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: развитие, воспитание, обучение, личности учащегося. Спрогнозировав ожидаемый результат; проверьте, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач!!!














  1. Учебно-тематический план

(1 год обучения)


Учебно-тематический план представляет собой поэтапное описание продвижения учащегося. Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий. В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотноше­нии 70 % на 30 %).

Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

— на вводное занятие (введение в программу);

— концертную, выставочную или соревновательную деятель­ность;

— мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

— итоговое занятие, включает итоговую аттестацию.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование.

Например:

Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).

Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) — в учебно-тематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфи­ки детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов.

Например:

Учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет рассчитан на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.

Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия обра­зовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету. Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.

В учебно-тематический план необходимо включить: все виды диагностики, беседы по технике безопасности, учебные экскурсии, обязательные выезды с учащимися на туристские сборы, полевую практику и пр.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретиче­ские и практические виды занятий.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столб­цах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжитель­ности.

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.



Учебный (тематический) план

1 год обучения

п/п


Названия раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.






2.






3.





























...

Итоговая аттестация





Итого:























  1. Содержание программы

1 год обучения


Учебно-тематический план и его содержание должны соответствовать друг другу. Содержание базовых (основных) тем программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри этих разделов.

В содержании программы необходимо указать:

  • название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебного плана);

  • телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

  • указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность учащихся на занятии;

  • при включении в дополнительную общеобразовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.


Вариант оформления


Тема 5: Холодный батик – 6 часов

Теория – 2 часа

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.

Практика – 4 часа

Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

Пример. Содержание программы второго года обучения (фрагмент образовательной программы «Мир Дымковской игрушки»)

Тема 1. Вводное занятие – 2 часа

Теория – 1 час

Путешествие в историю Дымковской игрушки. История создания и современное состояние старинного вятского дымковского промысла, его связь с праздником прихода весны «Свистунья». Образные системы Дымковской игрушки: животные (сказочные образы), животные, представленные в необычных ситуациях (медведь-музыкант, козёл в штанишках и т. д.), люди. Показ иллюстраций и образцов. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с глиной.

Практика – 1 час

Для повторения пройденного ранее материала, обучающимся предлагается самостоятельно выбрать тематику и слепить любую фигурку.

Тема 6. Лепка домашних птиц конструктивным способом. Роспись готового изделия – 8 часов

Теория – 2 часа

Разнообразие видов птиц, их повадки, форма. Отличительные черты, соотношение частей тела. Выбор изделия. Составление технологической карты.

Практика – 6 часов

Лепка основной части туловища (полого, овальной формы). Лепка остальных деталей. Сборка деталей с туловищем. Замывка и заглаживание швов. Оформление декора. Роспись Дымковской игрушки: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью по грунтованной игрушке.

Примерный перечень изделий: «Птичий двор» (петух, курица, курица с цыплятами, индюк).

Тема 3. Лепка изделий из элементов цилиндрической формы. Роспись готового изделия – 10 часов

Теория – 2 часа

Характерные черты изделия, его отличительные особенности от других видов игрушек. Соотношение отдельных частей изделия, пропорции. Выделение основных частей композиции. Последовательность лепки. Составление технологической карты.

Практика – 8 часов

Выкатывание элементов цилиндрической формы. Выкатывание пластин с помощью скалки и придание им нужной формы. Лепка остальных частей изделия. Сборка изделия. Составление и декорирование композиции. Роспись изделия: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью.

Примерный перечень изделий: колодец, избушка на курьих ножках, мостик и др.


















IV-VII – Учебно-тематический план и содержание программы второго и третьего года обучения


VIII. Формы контроля и оценочные материалы


В данном разделе должны быть указаны форма и содержание входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии): проекты, конкурсы, выставки, отчетные концерты и т.д. и описание используемых оценочных средств (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.), которые позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения программы.

Пример описания используемых форм контроля и оценочных материалов.

Виды контроля:

Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы). Проводится в начале года в виде входного тестирования с элементами музыкальной викторины.

Текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ - домашних заданий).

Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) - фронтальный опрос, тестирование, включающее музыкальную викторину, включающую вопросы национального своеобразия музыкальных фрагментов на слух. Презентация подготовленных учащимися в ходе реализации программы творческих работ.

Формы и содержание итоговой аттестации:

беседа;

опрос;

тестирование, включающее музыкальную викторину;

презентация творческой работы.


Примерная тематика творческих домашних работ:

«Здесь музыка звучит» (панно из фотографий, представляющих памятные места, связанные с жизнью и творчеством выбранного автором творческой работы композитора);

«Биография композитора» (иллюстрированный биографический очерк, посвященный жизни и творчеству выбранного автором композитора);

«Музыкальный сувенир» (рисунок или поделка, представляющие значимый артефакт музыкальной культуры страны, например, изображение испанской гитары, колокольной звонницы в России и т.д.);

«Музыкальный путеводитель» (контурная карта с приложенным конспектом, рассказывающим о достопримечательностях, связанных с жизнью и творчеством композиторов выбранной автором страны);

«Музыкальная карта» (плакат в виде карты с иллюстрированными комментариями, касающимися важных событий в музыкальной жизни выбранной автором творческой работы страны).


Требования к оценке творческой работы.

Творческая работа оценивается положительно при условии, если:

определена цель работы и четко сформулирована;

характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам;

содержание работы изложено логично;

демонстрирует творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;

сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.


Форма защиты проектной работы - очная презентация.


Пример:

К концу первого (второго, третьего...) года обучения учащийся:

К концу первого (второго, третьего...) года обучения у учащегося:

  • будет знать

  • будет уметь

  • будет иметь представление

  • будет стремиться

  • будет обучен

  • овладеет понятиями

  • получит навыки

  • расширит представления

  • научится делать

  • будет сформирована устойчивая потребность

  • будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества

  • будет развита устойчивая потребность к самообразованию - будет сформирована активная жизненная позиция

  • будут развиты творческие способности

  • будет воспитано уважение к нормам


Педагогу нужно проверить, отражает ли планируемый результат выполнение поставленных ранее задач.


Критерии оценки достижения планируемых результатов


Высокий

уровень

освоения

программы

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы готовит не менее четырех творческих работ; на итоговом тестировании показывает отличное знание теоретического материала, умение определять национальный колорит звучащих музыкальных фрагментов (в итоговой музыкальной викторине не допускает ошибок)

Средний

уровень

освоения

программы

Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы готовит не менее одной творческой работы; на итоговом тестировании показывает хорошее знание теоретического материала, умение определять национальный колорит звучащих музыкальных фрагментов (не более 2-х ошибок в итоговой музыкальной викторине)

Низкий

уровень

освоения

программы

Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы не приносит ни одной творческой работы; на итоговом тестировании показывает слабое знание теоретического материала, неумение определять национальный колорит звучащих музыкальных фрагментов (более 2-х ошибок в итоговой музыкальной викторине)




Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия учащихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятиях и т.п.;

  • мониторинг.


Для отслеживания качества и эффективности образовательного процесса можно ис­пользовать:


Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной

деятельности

контрольные задания и тесты

самооценка воспитанника

диагностика личностного роста и продвижения

ведение зачетных книжек

анкетирование

ведение творческого дневника обу­чающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуаль­ного образовательного маршрута

ведение журнала учета или педаго­гического дневника

ведение летописи

введение оценочной системы

оформление фотоотчётов



Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:


Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение Прослушивание на репетициях

Праздничные мероприятия Выставки, фестивали, Концерты Экзамены, зачеты Конкурсы, соревнования

Грамоты Дипломы Готовые работы Журнал Оценки Анкеты Тестирование Протоколы диагностики

Выставки, конкурсы, фестивали Праздники Концерты Демонстрация моделей Готовые изделия Контрольные работы Зачеты, экзамены



Результаты мониторинга могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

Объектами мониторинга могут являться:

  • знания, умения, навыки по изучаемому предмету, курсу, модулю;

  • уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т.д.;

  • мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;

  • степень самостоятельности и уровень творческих способностей


Порядок обобщения и представление результатов оценки (подведение итогов)

Некоторые формы подведения итогов: опрос контрольное занятие концерт зачет самостоятельная работа выставка экзамен защита рефератов конкурс олимпиада открытое занятие для родителей соревнование игра-испытание презентация творческих работ самоанализ взаимозачет коллективный анализ работ отзыв эссе коллективная рефлексия и др.

Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образования своевременного анализа результатов.

Дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. - документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого учащегося.





IX. Организационно-педагогические условия реализации программы

9.1. Методическое обеспечение программы


Методика – это система приемов и способов реализации образовательного процесса, направленная на достижение проектируемого результата. Необходимо дать описание организации педагогического процесса, наиболее целесообразной методики обучения. В этих целях могут быть вычленены этапы организации учебной деятельности обучающихся, дана их общая характеристика, описаны виды занятий, наиболее употребляемые формы и методы занятий, характеристика типового занятия. Важно охарактеризовать способы учета индивидуальных особенностей детей через самостоятельную деятельность обучающихся (какую?), выполнение творческих заданий (каких?), поиск ответов на проблемные вопросы (какие?) изобретательство, участие в конкурсах, смотрах и т.д., какие технологии и методики (разноуровневого обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения и т.д.) используются в обучении. Необходимо раскрытие форм организации учебных занятий (учебные, практические, лабораторные и т.д.). Если педагог организует индивидуальные занятия, то необходимо указать это.

В данном разделе указывается (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5):

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

  • формы проведения занятий при реализации программы;

  • авторские методики проведения занятий;

  • условия реализации программы;

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Указывается перечень необходимых технических средств, используемых в образовательном процессе (компьютерное и мультимедийное оборудование, пакет обучающих программ (при наличии), видео-, аудиовизуальные средства и т.д.) и необходимых для реализации программы.

Пример.

Материально-техническое обеспечение программы:

- помещение: зал (учебный кабинет), рассчитанный на учебную группу от 30 учащихся - из расчета 2 м2 на человека (СанПиН);

- стулья по количеству учащихся в группе; желательно, парты;

- оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов, ПК с возможностью выхода в Интернет, мультимедиа-проектор, экран (желательно, более 3 м в диагонали);

- возможность тиражирования брошюр Туристического авиа-абонемента по количеству учащихся в учебной группе (формат брошюры - А5, печать 1+1, на скрепку);

- фонд экспонатов Музея музыкальной культуры и истории ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость», представляющих уникальные артефакты и связанные с художественными традициями разных стран мира (Италии, Австрии, Германии, Франции, Испании, Англии, Польши, Норвегии, Америки, Китая);

  • инструменты и приспособления (ножницы, карандаши, стек и т.д.)

  • материалы (природные, картон, бумага и т.д.)


Методическое сопровождение учебной работы педагога:

  • методика мониторинга усвоения учащимися учебного материала;

  • методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;

  • авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

  • методы обновления содержания образовательного процесса; воспитательной работы педагога:

  • методика формирования коллектива;

  • методика выявления неформального лидера в коллективе;

  • методика организации воспитательной работы;

  • работы педагога по организации учебного процесса:

  • методика комплектования учебной группы;

  • методика анализа результатов деятельности;

  • методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);

  • сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требова­ниями к содержанию и оформлению образовательных программ до­полнительного образования детей, изложенными в письме Министер­ства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения за­нятий.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого мате­риала педагог может использовать наглядные пособия различных видов.

Виды дидактических материалов:


  • естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

  • объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

  • схематический или символический (оформленные стенды и план­шеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, вы­кройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

  • картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);


  • звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);


  • смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);


  • дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

  • аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.



Методическое обеспечение программы может быть представлено в виде таблицы:



№ п/п

Раздел, тема программы

Формы проведения

занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.






2.






3.









9.2. Материально-технические условия реализации программы.


В данном разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

  • сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

  • сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

  • перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

  • перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

  • перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

  • перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

  • перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

  • учебный комплект на каждого учащегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

  • требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).




    1. Кадровое обеспечение реализации программы


Данный подраздел не является обязательным и составляется для интегрированных и комплексных дополнительных общеобразовательных программ, а также, если для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п.

Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.


















X. Список литературы

Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

Хорошим тоном считается, если 80% источников не старее 10 прошлых лет. То есть, если сейчас 2015 год, то литература не должна быть старше 2005 года. Исключение составляет редкая литература и источники, которые не переиздавались.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке и нумеруется.

В комплексной дополнительной общеобразовательной программе целесообразно составлять списки литературы к дополнительной общеобразовательной программе каждого курса, предмета, модуля.

Пример оформления различных источников: Книги

Фамилия И.О. Название издания / И.О. Фамилия. - Место издания: Издательство, год. - количество страниц.

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов. - М.: Владос, 2004. - 239 с.

  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб: КАРО, 2004. - 368 с.

Сборники

Дополнительное образование учащихся: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3. - М.: Народное образование, 2007. - 416 с.


Статьи из сборников

Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. - Место, год. - номера страниц.

  1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. - Л., 1988. - с.3-14.

  2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. - М., 1987. - Вып. 10. - с.99-148.

Статьи из журналов

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. - год. - № жур- нала. - номера страниц.

  1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования учащихся // Дополнительное образование. - 2001, № 1. - с.30-31.

  2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. - 2003, № 7. - с.61-66.

Нормативные документы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Концепция модернизации дополнительного образования учащихся Российской Федерации до 2010 года.

  3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования учащихся и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования учащихся в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования учащихся. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты учащихся Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06- 1844.

  5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введенные 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

  6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования учащихся. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

Электронные ресурсы

Ссылка на сайт в целом:

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на web-страницу:

  1. Информация для поступающих: [Электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru/entrance/. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-журнал:

  1. Секретарь-референт. 2011. №7: [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-статью:

  1. Каменева Е.М. Формы регистрации документов: // Секретарь- референт. 2011. № 7. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011/ formy_registracii_dokov. (Дата обращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-книгу:

  1. Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: [Электронный ресурс]. 2002-2006. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru. (Дата обращения: 18.02.2012).
















XI. Приложения



К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

  • иллюстративный материал по тематике занятий;

  • словарь специальных терминов с пояснениями;

  • контрольные вопросы и задания;

  • конспекты, описание занятий;

  • технологические карты;

  • готовые изделия, образцы;

  • условия набора учащихся в коллектив;

  • условия прослушивания;

  • материалы тестирования;

  • памятки для родителей;

  • методические разработки для организации индивидуальной работы с обучающимися.